Взаимосвязь цен и инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:13, контрольная работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………1
1. Понятие и сущность цен и инфляции……………………………………4
2. Инфляция и ценообразование: взаимосвязь…………………………....6
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………………...16

Файлы: 1 файл

ценообразование.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………1

1. Понятие и сущность цен и инфляции……………………………………4

2. Инфляция и ценообразование: взаимосвязь…………………………....6

Заключение…………………………………………………………………..15

Список использованной литературы……………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переход к рыночной экономике  наполняет новым содержанием  работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.

Во всем мире возрастает интерес к статистике. В нашей стране это внимание тем более обострено в связи с осуществлением экономических реформ, затрагивающих интересы всех людей. В статистических данных, отображающих развитие отдельных сторон жизни общества и служащих информационной базой принятия управленческих решений, каждый из нас ищет результаты реформ.

Одним из непременных  условий правильного восприятия и тем более практического  использования статистической информации, квалифицированных выводов и  обоснованных прогнозов является знание статистической методологии изучения колличественной стороны социально-экономических явлений, природы массовых статистических совокупностей, значения и познавательных свойств показателей статистики, условий их применения в экономическом исследовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  сущность цен и инфляции.

 

Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические  последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком  анализе закономерностей и тенденций их  изменения  заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

  Цена - сумма денег,  уплачиваемая  за  единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Сущность цены, ее экономическая  природа проявляются в  двойной  роли, которую играет цена на рынке. Она выступает  как:

    -  индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск., кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и  т. д.);

     -  маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д.  В качестве регулятора цены позволяют ограничивать  потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

Рыночная цена выполняет  различные функции. Цена - это посредник  и соизмеритель при обмене товаров  на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена -  инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена -  это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

    

     Инфляция - повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.

      Диспропорцию  вызывает ряд взаимозависимых причин:

-  инфляционный спрос (в России это выпуск не обеспеченных товарами денег, покрывающих дефицит государственного бюджета; непроизводительные расходы государства; рост денежных доходов населения, опережающий  увеличение производства и образующий дефицит товаров. В мире, например, бойкот стран-членов ОПЕК на продажу нефти, вызвавший рост цен на нефть, рост зарплаты под давлением профсоюзов и др.);

-  рост уровня издержек (например, рост цен на сырье, переориентация продукции в связи с общественными катаклизмами).

Рост заработной платы  и цен подталкивают друг друга, и  умеренная инфляция при соответствующей  политике государства трансформируется в гиперинфляцию: разрушаются нормальные экономические отношения, производители и потребители избавляются от денег, вкладывая их в непроизводительные ценности, переходят на бартерные расчеты, сворачивается производство и накапливаются товары в расчете на их удорожание, растет спекулятивная деятельность, обесцениваются накопления целого поколения людей. Страдают от инфляции граждане с фиксированными доходами, вкладчики-кредиторы и предприниматели.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Инфляция и ценообразование: взаимосвязь.

В условиях современной  рыночной экономики не может существовать разделительное функционирование таких процессов, как, например, рост цен, определяемых различными, не связанными друг с другом факторами (хотя в нормальной рыночной экономике инфляция и инфляционные процессы количественно проявляются, прежде всего, в повышении цен). Следует сразу же оговориться: при упоминании о росте цен необходимо иметь в виду увеличение цен на продукцию одного и того же качества. Удорожание продукции, связанное с улучшением качества, носит особый характер. В экономически развитых странах при расчетах индексов цен элиминируется рост цен, который вызван улучшением качества продукции.

Цены — это вершина айсберга, представляющего собой конгломерат факторов, оказывающихся в качестве первопричины такого сложного экономического явления, как инфляция. В целом все факторы можно классифицировать в виде двух групп — внешние и внутренние.

К внутренним факторам развития инфляции относят:

1. Чрезмерные военные расходы,  что способствует потере части  общественного богатства, создает дополнительный денежный спрос за счет военных ассигнований без соответствующего поступления товаров в оборот, порождает дефицит государственного бюджета и увеличение государственного долга;

2. Чрезмерные инвестиции;

3. Необоснованное повышение  цен и заработной платы;

4. Кризис государственных финансов;

5. Кредитная экспансия — расширение масштаба банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, что ведет к эмиссии денег в безналичной форме;

6. Чрезмерная эмиссия денег в  наличной и безналичной форме,  увеличение скорости их обращения.

Внешние факторы обусловлены ростом цен на импортируемые и экспортируемые товары, обменом банком иностранной валюты на национальную, мировыми кризисами.

К внешним факторам относятся:

1. Структурные мировые кризисы  (сырьевой, энергетический, экологический), сопровождающиеся многократным ростом цен на сырье, нефть, импорт, которых стал поводом для резкого повышения цен монополиями, товары и услуги которых, пересевая границы собственных стран, экспортируются в другие страны;

2.Обмен банками национальной  валюты на иностранную вызывают потребность в дополнительной эмиссии бумажных денег, что пополняет каналы денежного обращения, ведет к инфляции.

По мере углубления инфляция превращается из временного фактора  оживления экономики в тормоз производства. Она усиливает социально-экономическую неустойчивость в обществе, дезорганизует хозяйственные связи, стимулирует отток средств и кадров в наиболее прибыльные отрасли, активизирует спекуляцию и теневую экономику, негативные социальные явления типа коррупции, нарушения правопорядка и т. д.

Многие европейские государства  в XIX в. вели междоусобные войны, результатом которых было появление большой массы ничем не обеспеченных денег, необходимых для финансирования военных расходов. Вполне естественно, что при таком потоке бумажных денег предложение товаров не возрастало, а, как правило, еще и сокращалось, что вело к резкому скачкообразному росту цен. Как только войны заканчивались, цены на товары приобретали относительно долгосрочную и устойчивую тенденцию к снижению. Роль войны в возникновении и развитии инфляционных процессов, а также периоды роста цен в XIX в. легко проследить на примере наполеоновских войн: Крымской, Франко-прусской военных кампаний.

В период последних десятилетий  XIX в. наблюдался процесс снижения цен, что объясняется в первую очередь наличием механизма свободной конкуренции, ведущего через стимулирование роста производительности труда к снижению издержек и цен. В результате конкурентных колебаний общий уровень цен в США, Великобритании снизился. Точно такая же динамика цен была характерна и для Германии. Эта закономерность (динамика цен и инфляция) весьма примечательна для эпохи капитализма свободной конкуренции.

В еще большей степени эта  закономерность проявилась в XX в., но уже в новом своем качестве, что нашло отражение в следующих тенденциях:

1. Доминирующий рост цен при  крайне умеренном их снижении  в периоды экономических кризисов (исключение составляет кризис 1929—1933) и депрессий. С самого начала века и по сегодняшний день наблюдается рост общего уровня цен, причем порой в значительной мере, как, например, в США — в 19 раз. Причина этого явления — механизм ценообразования, присущий монополистическому капитализму, пришедшему на смену такого же механизма капитализма свободной конкуренции XIX в.;

2. Медленный, так называемый «ползучий» рост цен (несколько процентов в месяц) и соответственно «ползучая» инфляция, рассматриваемая как неизбежный процесс корректировки цен по отношению к постоянно изменяющимся условиям производства товаров и спроса на них, как нормальное явление в капиталистической экономике;

3. Полное игнорирование использования  механизма избыточной эмиссии бумажных денег (за исключением периодов, связанных с непомерно высокими военными расходами, покрываемыми традиционно при помощи печатного станка).

Чем быстрее растут цены, тем быстрее теряют свою натуральную силу деньги данной страны на внутреннем рынке, а через определенные посреднические звенья также на внешних рынках (хотя этот процесс осложнен действием других факторов). Таким образом, можно уверенно констатировать, что инфляция как процесс органично связана с ростом цен и измеряется величинами, обратными росту цен. Подобное измерение применительно к любой национальной бумажной валюте может носить характер прямого сопоставления уровней цен, выраженных в данной валюте. Обесценение бумажной валюты определенной страны можно также измерить путем сопоставления возросшего уровня цен в стране с более низким их уровнем, выраженным в более твердой валюте другой страны.

На рост цен влияют многие факторы со стороны, как денежного обращения, так и предложения товаров, поэтому и инфляция как процесс обесценения денег представляет собой многофакторное явление. При рассмотрении комплекса факторов, воздействующих на рост цен и вызывающих инфляционное обесценение денег, необходимо, прежде всего, выделить группу факторов, постоянно действующих и определяющих общую тенденцию в движении цен. В первую очередь это — монополизация экономики, особенности функционирования кредитно-денежной системы и государственные расходы. Воздействие постоянных факторов, особенно роста государственных расходов и дефицитов государственных бюджетов, в современной экономике усиливается. Кроме того, появляются новые факторы, которые стимулируют дальнейшее обострение инфляции. Решающую роль среди новых факторов играют энергетические и сырьевые кризисы, резкое обострение валютного кризиса и продовольственная проблема. Показателем обесценения бумажных денег служит падение их покупательной силы вследствие роста розничных, т. е. потребительских, цен, по которым товары и услуги продаются широким слоям населения. К росту цен, явному или скрытому, приводит превышение количества бумажных денег, находящихся в обращении, над суммой товарных цен (суммой стоимости) и появление в результате этого денег, не обеспеченных товарами. Происходит одновременно процесс перераспределения национального дохода и национального богатства в пользу предприятий-монополистов, государства и теневой экономики за счет снижения реальной заработной платы.

Следовательно, можно  сделать выводы — инфляция свидетельствует  о нарушении закона денежного  обращения, что ведет к диспропорциям между накоплением и потреблением, спросом и предложением, источниками кредитных ресурсов и их использованием, денежной массой, находящейся в обращении, и реальными потребностями хозяйства в деньгах и т. д.

Инфляция, представляющая собой многофакторный процесс, в существенной степени определяется особенностями конкретного этапа экономического развития той или иной страны. В развивающихся странах со слабой экономикой инфляционный процесс находится под определяющим воздействием избыточной денежной эмиссии, вызываемой резким повышением бюджетных расходов над доходами. В развитых странах денежная масса, находящаяся в обращении, попадает под жесткий контроль центральных банков и может увеличиваться лишь темпами, адекватными темпам роста ВНП. Поэтому переполнения каналов обращения денежной массой не происходит.

В отношении России следует  отметить сложное сочетание различных  групп инфляционных факторов: денежных и не денежных, долгосрочных и краткосрочных. Динамика роста цен после 1992г. на товары и услуги в значительной мере предопределила и темпы инфляции. Известно, что в условиях свободной рыночной экономики инфляция находит полное, адекватное выражение в динамике цен, о чем мы уже неоднократно упоминали. Однако при частичном государственном регулировании цен, как это имело место в первые годы рыночных реформ, инфляция не находит адекватного выражения в росте цен.

Помимо указанных макроэкономических факторов на природу возникновения инфляционных процессов влияют два фундаментальных блока причин:

1. Рост издержек производства, а следовательно, и цен, что  связано с внезапным, непредвиденным  увеличением стоимости сырья  или затрат на энергию;

2. Инфляция, вызванная  предложением, что характерно для  экономики, в которой ограничена  конкуренция.

Многофакторный характер природы инфляции и ее результатов  подтверждает взаимосвязь между инфляцией и доходами. Инфляция может выступать, с одной стороны, как причина изменения доходов, а с другой стороны — как следствие изменения доходов. Вызываемый инфляционный рост цен неизбежно приводит к снижению доходов потребителей. При этом доходы производителей товаров могут изменяться как в сторону их увеличения, так и снижения. Если издержки товаропроизводителей увеличиваются медленнее, чем цены на производимые ими товары, то денежные доходы в связи с инфляцией увеличиваются. Если издержки товаропроизводителей растут быстрее, чем цены на производимые ими товары, то доходы сокращаются. В аналогичном положении оказываются также посреднические фирмы.

Информация о работе Взаимосвязь цен и инфляции