Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:13, контрольная работа
Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.
Введение………………………………………………………………………1
1. Понятие и сущность цен и инфляции……………………………………4
2. Инфляция и ценообразование: взаимосвязь…………………………....6
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………………...16
Несмотря на то, что инфляция вызывает рост цен, последние также влияют на инфляцию: они могут ее сдерживать (но не могут ускорить). Инфляция поэтому хотя и является одной из причин роста цен, но не единственной. Цены могут повышаться и обычно повышаются с улучшением потребительских свойств и качества товара, и этот рост цен нельзя считать инфляционным. Цены могут повышаться также в связи с переключением спроса на более качественные товары.
Как правило, инфляция возникает в тех случаях, когда рост доходов в обществе выше возможностей их товарного обеспечения. И это касается всех видов конечных доходов — не только населения, но и предприятий, организаций.
Главной причиной инфляции, таким образом, служит нарушение натурально-стоимостной сбалансированности, возникающее в результате диспропорций в сфере распределения валового национального продукта, дефицита государственного бюджета и нарушения товарного и денежного обращения. Эти процессы не связаны со спадом производства, они возможны даже в условиях его роста. При стабилизации и росте производства инфляция возникает тогда, когда рост оплаты труда начинает опережать рост его производительности, а рост доходов предприятий, фирм, кооперативов, населения опережает возможности их обеспечения товарными ресурсами и услугами. Именно эти инфляционные процессы наблюдались во второй половине 80-х годов.
Проведенный выше анализ
дает основание полагать, что правильнее
было бы рассматривать денежное обращение
и его частное проявление—рост
цен — как результат
В экономической литературе неоднократно делались попытки привязать цену к какому-либо фактору экономики, послужившему в качестве определяющего: к труду и его затратам; к природной энергии (воде, газу, нефти); к соотношению между предложением товара и спросом на него; к относительной роли определенных товаров в мире товаров.
Однако все эти корреляционные зависимости не дали и не могли дать исчерпывающего объяснения источнику стоимости и образованию цены. Цену следует рассматривать как многофакторное явление, природа происхождения которого в рыночной экономике не всегда ясна. Как феномен экономической жизни, цена выражает и представляет стоимость, опосредствует товарообмен, выявляет и определяет пропорции обмена, сопровождает товар, обеспечивает его «жизненный цикл». С психологической точки зрения цена подает сигналы субъекту товара, информирует о товарных ситуациях, о соответствии спроса и предложения. Цена, представляя собой концентрацию разнообразнейшей экономической информации, служит своеобразным подвижным ориентиром. Она имеет функциональное значение, выступая одновременно посредником и руководителем хозяйственной жизни страны.
При инфляции изменяются не только уровни цен и доходов, но и их соотношение, структура, география. Это обстоятельство необходимо учитывать при проведении мероприятий по ослаблению негативного влияния инфляции на развитие экономики и социальные отношения в обществе.
В связи с инфляцией возникает необходимость защиты интересов конечных потребителей (населения) путем полной или частичной индексации их доходов, что в свою очередь может вызвать очередной виток инфляции и рост цен.
Институциональная обусловленность товарообмена предполагает широкое развитие сети специальных субъектов-посредников (торговых агентов в виде торговых домов, бирж, оптовых звеньев), берущих на себя основную долю обменных операций и заметно влияющих на цену товара на пути от производителя к потребителю. Рост числа агентов товарообмена, усложнение производства, товарного и денежного хозяйства, расширение хозяйственного пространства, развитие производительных сил — все эти факторы оказывают активное влияние на процесс ценообразования.
На рост цен и обесценение денег, кроме перечисленных выше факторов, влияет также избыточная бумажно-денежная эмиссия, т.е. выпуск бумажных денег, значительно превышающий потребность товарооборота, выраженного суммой цен всего объема товаров и услуг. Анализ многочисленных архивных документов и литературных источников показывает, что в начале века основной причиной инфляции была именно безудержная эмиссия и кредитная экспансия. Однако не следует сводить возникновение и развитие инфляции только к этому фактору. И рост цен далеко не всегда является следствием увеличения массы бумажных денег. Отмечено два варианта развития инфляционной спирали:
1. После переполнения каналов обращения бумажными деньгами наступает период роста цен;
2. Под влиянием ряда факторов, действующих на товарных рынках, цены вначале ползут вверх, после чего происходит увеличение бумажно-денежной массы, которая в дальнейшем продолжает подталкивать и без того возросший уровень цен.
Из сказанного выше нетрудно сделать вывод, что бумажно-денежное обращение и его расширение всегда остаются важнейшими условиями инфляции. Аналитиками на основе многофакторного подхода давно уже произведено разделение факторов на так называемые денежные — относительно независимые от расширения товарооборота и неденежные — связанные с расширением стоимости объема товарооборота в результате повышения цен на товары и услуги. Наибольший интерес представляет первая группа факторов, оказывающая заметное влияние на автономное движение денежной массы. Эту группу факторов можно смело причислить к числу провоцирующих инфляцию, поскольку они оказывают влияние на ускорение денежного обращения. Небезынтересна и вторая группа факторов, хотя по своей природе она менее динамична, чем первая группа. Тем не менее, с аналитической точки зрения и вторая группа, характеризующая расширение денежной массы за счет роста цен на товары и услуги, также служит целям нашего исследования, поскольку деление факторов на денежные и не денежные носит чисто условный характер.
Заключение
В данной работе рассмотрен принцип реализации закономерности рыночного ценообразования условиях реальной хозяйственной практики, какое место занимают цены в функционирующем ныне хозяйственном механизме, насколько эффективно их воздействие на экономику страны, на процессы производства, распределения и потребления различных товаров.
Как видно из материалов работы, цены выполняют роль своеобразного барометра состояния экономики, их уровень и динамика позволяют судить о степени прогрессивности развития экономики, о характере влияния на нее конкретных факторов и условий.
Формирование новой системы рыночных отношений в Российской федерации длительный и противоречивый процесс. Для его развития необходимо создание конкурентной системы ценообразования, государственное регулирование цен на продукцию, на социально значимые товары, на монопольную продукцию, в том числе и на продукцию малых и средних фирм, реализующих ее по монопольным ценам, усиление государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий, введение трехсторонних соглашений между правительством, профсоюзами, и фирмами (предпринимателями) по размерам выплачиваемых налогов, заработной плате, допустимому росту цен и мерам социальной защиты.
Список использованной литературы