Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:12, контрольная работа
Эффективная работа государственной службы во многом определяется профессионализмом и компетентностью конкретных лиц, замещающих высшие руководящие должности и должности специалистов. Именно они принимают непосредственное участие в разработке и реализации различных аспектов государственной политики. В конечном итоге, от уровня их деятельности во многом зависит административный потенциал государства, т.е. способность устанавливать четкие цели и приоритеты развития, умение добиваться их осуществления.
Введение…………………………………………………………………….3
Понятие и виды государственной службы………………………...5
2. Нормативно-правовые основы подбора и зачисления кадров на государственную службу……………………………………………...13
3. Методы конкурсного подбора и зачисления кадров на государственную службу…………………………………………...…25
Заключение…………………………………………………………………………………...35
Список используемых источников и литературы………………………..38
Действующий ФЗ "О государственной
гражданской службе Российской Федерации"
не предусматривает такой
Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 было утверждено Положение о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы.
Данным Положением предусматривается проведение конкурса в два этапа. На первом этапе осуществляется размещение информации о проведении конкурса в СМИ и на сайте государственного органа, прием документов и проверка их достоверности. Кроме того, на основании представленных документов осуществляется первичная проверка соответствия гражданина квалификационным требованиям гражданской службы. В частности, согласно Положению, гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе вследствие его несоответствия квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.
Следует отметить, что законодательство многих субъектов Российской Федерации расширяет содержательную часть первого этапа конкурса. Как правило, на первом этапе конкурса предусматривается написание реферата на заданную тему. Так, например, первый этап заключается в привлечении гражданского служащего (гражданина) к участию в конкурсе и проверке его соответствия требованиям вакантной должности на основе анализа представленных документов и подготовленных участниками конкурса аналитических материалов (рефератов) по утвержденному тематическому плану.
По результатам первого этапа формируется список кандидатов, в наибольшей степени соответствующих установленным требованиям и допущенных к дальнейшему участию в конкурсе.
Законность указанных положений вызывает серьезные сомнения. Обратим внимание, что по результатам первого этапа конкурса принимается решение о допуске гражданина или гражданского служащего к конкурсу (второму этапу). Согласно прямому указанию Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу. При этом претендент, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение. Как видим, Закон не связывает допуск претендента к участию в конкурсе (во втором этапе конкурса) с оценкой реферата или результатами тестирования. Представляется, что указанные процедуры могут иметь значение при принятии конкурсной комиссией итогового решения, но не могут служить критерием "отсева" кандидатов на первом этапе конкурса.
В настоящее время
попытки урегулировать методику
проведения конкурса на замещение вакантной
должности государственной
В качестве примера можно назвать методику проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, порядке и сроках работы конкурсных комиссий в таможенных органах Российской Федерации. Согласно этой методике, конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов.
Также допускается проведение индивидуального собеседования и иных конкурсных процедур с использованием не противоречащих законодательству методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов (анкетирование, проведение групповых дискуссий, тестирование по вопросам, связанным с возможным выполнением должностных обязанностей, и др.). Форма анкетирования и тестирования, количество и содержание вопросов, а также тема групповой дискуссии устанавливаются конкурсной комиссией таможенного органа в зависимости от соответствующих должностных обязанностей.
Оценка кандидатов производится
по 10-балльной системе. По итогам оценки
каждый член конкурсной комиссии выставляет
кандидату соответствующий
После оценки всех участников конкурса и подсчета набранных ими баллов конкурсная комиссия определяет победителя конкурса. Победившим в конкурсе считается кандидат, получивший наибольшее количество баллов.
При равенстве баллов у нескольких кандидатов решение конкурсной комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.
Аналогичный подход продемонстрирован и в методике проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации в центральном аппарате Федеральной службы по финансовому мониторингу, которая утверждена приказом от 9 октября 2006 г.
Таким образом, первая проблема, которая возникает в связи с методическим обеспечением конкурсного отбора, вызвана отсутствием четкой регламентации видов и содержания конкурсных процедур. Норма о применении современных кадровых технологий оценки кандидатов носит рекомендательный характер. Иными словами, конкурсная комиссия вполне может ограничиться анализом представленных документов и вообще не использовать иные методы оценки.
Интересные попытки
нормативной регламентации
Согласно методике проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Челябинской области, конкурс проводится в зависимости от классификации вакантной должности в следующих формах:
1) на младшие должности гражданской службы - отбор по анкетным данным и краткое интервью;
2) на старшие должности гражданской службы - отбор по анкетным данным, интервью, испытания по профессиональным пробам, психологическое тестирование;
3) на ведущие должности гражданской службы - отбор по анкетным данным, интервью, испытания по профессиональным пробам, психологическое тестирование, групповые упражнения, организационно-управленческие игры;
4) на главные и высшие должности гражданской службы - отбор по анкетным данным, интервью, испытания по профессиональным пробам, психологическое тестирование, групповые упражнения, организационно-управленческие игры.
Вполне логичным представляется расширение и усложнение конкурсных процедур для вышестоящих должностей гражданской службы.
Вторая методическая проблема, связанная с проведением конкурса, касается адекватности конкурсных процедур задачам оценки профессиональных и личностных качеств участников.
К конкурсным процедурам оценки профессиональных и личностных качеств участников предъявляются следующие требования:
При этом методиками проведения конкурса на замещение вакантных должностей предусматривается, что разработка конкурсных заданий и оценка результатов осуществляются тем структурным подразделением, в котором имеется вакантная для замещения должность. Ни одна из этих методик не предусматривает участия в работе конкурсной комиссии специалистов в области управления персоналом, психологов и т.п. Независимые эксперты, которые должны входить в состав комиссии (это новелла закона) по прямому указанию закона, не являются такими специалистами. Так, согласно ст.22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", независимые эксперты, участвующие в работе комиссии, должны являться "специалистами по вопросам, связанным с гражданской службой". В этой связи хотелось бы отметить, что в задачу конкурсной комиссии входит оценка не только профессиональных, но и личностных качеств кандидатов, что вряд ли возможно без привлечения указанных специалистов.
Этот пробел иногда пытаются восполнить на уровне субъекта Российской Федерации. Так, например, в Положении о порядке работы конкурсной комиссии и методике проведения конкурса Дальневосточного федерального округа указано, что победителем конкурса признается участник, успешно прошедший тестовые испытания, представивший наилучший реферат и имеющий большее количество положительных выводов экспертов по результатам оценки профессиональных и личностных качеств.
Между тем Министерство привлекает экспертов из числа своих специалистов, других государственных органов и независимых внешних экспертов. Число привлекаемых независимых внешних экспертов определяется соответствующими правовыми актами.
Независимым экспертом, согласно используемой в области методике, признается не состоящий в штате органа исполнительной власти специалист, имеющий достаточные знания и определенный опыт, позволяющий дать исчерпывающее заключение по конкретному вопросу.
Данная группа экспертов:
Результаты своей работы эксперты оформляют в виде заключения, которое представляется в конкурсную комиссию органа исполнительной власти.
Таким образом, совершенно очевидно, что эксперты, о которых идет речь в данном случае, не являются независимыми экспертами, входящими в состав конкурсной комиссии, а относятся к обслуживающему деятельность комиссии персоналу. Отсюда возникает некоторая неопределенность их правового статуса. С одной стороны, поскольку федеральное законодательство не предусматривает участие таких специалистов в конкурсной комиссии, они не могут входить в ее состав. С другой - именно эти специалисты разрабатывают конкурсные задания, критерии оценки кандидатов, в своем экспертном заключении дают оценку кандидатам (в баллах). Возникает вопрос: насколько комиссия связана результатами такой экспертной оценки?
Согласно упомянутой выше методике, основаниями для подведения итогов конкурса и принятия итогового решения являются:
Из этой формулировки можно сделать вывод, что названное экспертное заключение не лишает комиссию возможности принять иное решение. В такой формулировке данной нормы руководитель структурного подразделения имеет своего рода право вето в отношении конкретного кандидата.
Следует сказать, что механизм принятия решения конкурсной комиссией является одним из наиболее проблемных моментов всех упомянутых методик. Имеются в виду вопросы обеспечения легитимности такого решения. Не следует забывать, что любой кандидат вправе обратиться в суд за защитой своего права равного доступа к государственной службе. В этом случае представителю нанимателя придется обосновать решение конкурсной комиссии.
Как представляется, решение этих проблем может быть найдено путем законодательного (на федеральном уровне) закрепления правового статуса специалистов (это наименование более точно, чем "эксперт"), обеспечивающих проведение конкурсных процедур.
Наконец, серьезной проблемой является разработка объективных критериев оценки кандидатов. На ведомственном уровне попытка разработки указанных критериев была предпринята в методике проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, утвержденной приказом Минобороны России от 3 августа 2007 г. № 309.
Так, согласно этой методике: