Александр II и его реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 16:36, реферат

Описание работы

Реформы Александра II и их последствия актуальны и сейчас. Первая причина этому - их значимость для исторической науки, вторая - их немаловажное значение для развития государства. Ведь если подробно изучить реформы наших предшественников, грамотно понять и проанализировать их со всех позиций, оценить их результаты, то можно избежать множества ошибок в настоящем и будущем.

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 37.16 Кб (Скачать файл)

Для России главными условиями  этого договора были следующие:

· статья XI: Черное море объявлялось  нейтральным, причем открытым для торгового  мореплавания и закрытым для военных  судов, как прибрежных, так и всех прочих держав.

· статья XIII: Вследствие объявления Черного моря нейтральным Россия и Турция обязуются не заводить и не оставлять на его берегах никакого военно-морского арсенала;

· статья XIV: России разрешалось  содержать лишь несколько легких судов.

По совокупности всех статей трактата Россия потеряла часть Бесарабии, вынуждена была уступить Турции Карс, а Молдавскому княжеству - важное в стратегическом отношении устье Дуная, а также лишилась права иметь военный флот на Черном море. Таким образом, стала очевидной уязвимость Черноморского побережья в случае каких-либо непредвиденных осложнений.

Страна болезненно переживала поражение в Крымской войне, которое  явилось результатом военного и  технического отставания от передовых  стран мира.

В стране фиксировалось все  большее количество крестьянских антифеодальных выступлений, что так же не могло  не волновать.

Для сравнения приведем данные о количестве крестьянских волнений:

  

Количество крестьянских восстаний  


Взволнованное общественное мнение требовало перемен. Следует  отдать должное новому императору - он воспринял эти тревоги, осознал  нависшую над страной опасность. Вопреки своим консервативным убеждениям Александр стал на путь осуществления  кардинальных реформ, отказавшись от принципов политики своего отца.

19 марта 1856 года в манифесте  Александр II сказал свою знаменитую  фразу, которая стала лозунгом  для России на долгие годы: "Да утверждается и совершенствуется  ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности ." 1 . В этих словах прозвучало как бы обещание внутреннего обновления страны, необходимость которого чувствовалась одинаково, как правительством, так и обществом.

1 С.Ф.Платонов, Лекции по  Русской Истории, Стройлеспечать, 1993, стр.692.

Глава 2. Великие  реформы 1857 - 1874 годов.

Подготовка к  реформированию страны.

В силу сложившейся исторической ситуации Александр II оказался как  бы реформатором поневоле. Возможно, отсюда проистекал его важнейший политический принцип, которым он руководствовался в своей преобразовательской  деятельности: реформы не должны привести к дестабилизации общества, а достигаемый, в результате их проведения, прогресс - наносить ущерб каким-либо слоям.

В стране существовала серьезная  консервативная оппозиция преобразованиям  в среде дворян и помещиков. В  этой ситуации Александру II ничего другого  не оставалось, как опереться на силу, которая могла бы оказать  на них давление. Такой силой могло  быть только не существовавшее ранее  в России общественное мнение. Александру II вводит либеральные изменения  в цензуре, а именно – предоставлена  возможность для вежливой, благонамеренной  и весьма почтительной в выражениях дискуссии; была разрешена даже легкая и учтивая критика действий чиновников.

30 марта 1856 года, выступая  перед московским губернским  и уездными предводителями дворянства, Александр II произнес: «…существующий  порядок владения душами не  может оставаться неизменным. Гораздо лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу…» 1 . Именно этот день принято считать днем начала Великих Реформ.

В августе 1856 года в Москву на коронацию императора собрались  губернские и уездные предводители дворянства и помещики, во время  которой доверенному лицу министра внутренних дел Левшину было поручено узнать их отношение к вопросу  «об улучшении участи крепостных крестьян». Левшин, с печалью, донес, что дворянство не поддается, и только некоторое понимание было выражено со стороны литовского дворянства. Поэтому Виленскому генерал-губернатору Назимову было поручено так настроить литовских дворян, чтобы они сами обратились к правительству с заявлением желания улучшить положение своих крестьян.

1 В.О.Ключевский, Сочинения,  Социально-экономическая литература, 1958, стр. 371.

В 1856 г. был учрежден, а 3 января 1857 г. имел свое первое заседание особый секретный комитет под непосредственным ведением и председательством самого императора из лиц особо доверенных, задачей которого должно было быть рассмотрение постановлений и предположений  о крепостном праве. В состав этого  комитета входили: князь Орлов, граф Ланской, граф Блудов, министр финансов Брок, граф В.Ф. Адлерберг, князь В.А. Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, Чевкин, князь П.П. Гагарин, барон М.А. Корф и Я.И. Ростовцев.

Вернувшись в Петербург, Назимов доложил, что дворянство желает освобождения крестьян без земли. В ответ, 20 ноября 1857 года, Александр II подписал рескрипт на имя Назимова, где значилось:

« … государь с удовольствием  принял выраженное Назимовым желание  литовских дворян улучшить положение  крепостных, поэтому позволяет местному дворянству образовать комитет из своей  среды для выработки положения, которым осуществилось бы это  доброе намерение. Рескрипт указывал на три основы:

· Крестьяне покупают у помещиков свою усадебную оседлость;

· Крестьяне обязаны  продолжать уплачивать государственные  и земские подати;

· Крестьяне, получив  землю, устраиваются в сельские общества» 1.

С большим удивлением встретили местные дворяне рескрипт, с трудом понимая, чем они подали повод.

Решено было обращенное к литовскому дворянству приглашение  заняться устройством положения  крестьян сообщить к сведению дворянства остальных губерний на случай, не пожелают ли они того же, что пожелало литовское  дворянство.

Вспомнили, что некоторое  время назад Петербургские дворяне  выразили желание точнее определить положение крестьянских повинностей  в пользу землевладельцев. На это  был выпущен новый рескрипт от 5 декабря 1857 года: «Так как Петербургское  дворянство выразило желание заняться улучшением положения крестьян, то ему разрешается устройство комитета и т.д.» 2.

1 В.О.Ключевский, Сочинения,  Социально-экономическая литература, 1958, стр. 291.

2 В.О.Ключевский, Сочинения,  Социально-экономическая литература, 1958, стр. 292.

Рескрипты были разосланы  по всем губерниям, с тем, чтобы эти  акты были приняты к сведению.

В результате к середине июля 1858 года во всех Губерниях были отрыты губернские комитеты.

А 8 января 1858 г. секретный  комитет был преобразован в главный  комитет по крестьянскому делу, в  состав которого вошел еще граф Панин, министр юстиции, а в марте  того же года образован был в министерстве внутренних дел под названием  земского отдела центрального статистического  комитета, который играл важную роль во всем этом деле.

В главный комитет  поступали проекты, составленные губернскими  комитетами. Для работы с поступающими проектами при комитете были образованы две редакционные комиссии. Одна из них должна была выработать общие  положения об освобождении крестьян. Другая – местные положения для разных частей России. Председателем редакционной комиссии был назначен начальник военно-учебных заведений Ростовцев. К осени 1859 года редакционные комиссии обработали проекты по 21 губернии. В проектах предлагалось три способа решения:

· Против всякого  освобождения; частично улучшить положение  крестьян (Московский губернский комитет);

· Освобождение крестьян без земли (Петербургский губернский комитет);

· Освобождение крестьян с землей (Тверской губернский комитет).

К осени 1860 года, редакционные комиссии составили полный проект положений  об освобождении и устройстве крестьян и передали его в главный комитет. В январе 1861 года проект был рассмотрен, утвержден и передан на рассмотрение Государственному Совету. Открывая первое заседание совета 28 января 1861 года государь сказал: «Мы не желали, давая личную свободу крестьянам, сделать из крестьян людей бездомных…»1. В феврале Положение было одобрено Государственным Советом.

1 Россия под скипетром  Романовых, Интербук, 1990, стр.187.

Основные  положения крестьянской реформы.

19 февраля 1861 г.  последовал манифест, составляющий  славу царя-освободителя - манифест  об освобождении 22-миллионного крестьянского  населения от крепостной зависимости.  «В продолжение столетий, предшествовавших 19 февраля 1861 года, у нас не  было более важного акта; пройдут  века, и не будет акта столь  важного, который бы до такой  степени определил собою направление  самых разнообразных сфер нашей  жизни» 1.

По Манифесту  крестьянин получал полную личную свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе, на который нужно обратить внимание. Веками крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик  мог отнять у крепостного все  его имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьей и просто убить, то с выходом этого Манифеста  крестьянин получал возможность  решать где и как ему жить, он мог жениться, не спрашивая на то согласия помещика, мог самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия. Все это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России.

По "Положениям" было введено крестьянское самоуправление, т.е. сельские и волостные сходы  во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право самим  распределять землю, раскладывать повинности, определять очередность отбывания  рекрутской повинности, принимать в  общину и увольнять из нее. Также  вводился волостной крестьянский суд  по маловажным преступлениям и имущественным  искам.

Свобода крестьянина  приобретала для него реальность лишь в том случае, если он получал  землю. После длительных обсуждений при подготовке проекта страх  перед ростом социальных конфликтов вынудил реформаторов решить этот вопрос положительно. Однако сделано это  было таким образом, чтобы интересы помещика были затронуты в минимальной  степени:

1 В.О.Ключевский, Сочинения,  Социально-экономическая литература, 1958, стр. 292.

· была объявлена  обязательность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных в положении размерах.

· крестьянин был  обязан принять выдаваемый ему надел  и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую  землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти лет отдельным членам общины было предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою усадьбу.

· размер наделов, передаваемых крестьянам, был уменьшен по сравнению с теми, которыми они пользовались в дореформенный период. Величина "отрезков" по России в целом составила около 20%.

· эта земля еще  должна была быть выкуплена. Правда, 80% выкупной суммы вносило государство, однако делало оно это отнюдь не безвозмездно, а давало крестьянам в ссуду. Государство выступало  здесь в роли ростовщика: крестьяне  должны были выплачивать 49 лет по 6 процентов  от предоставленной им ссуды ежегодно. Правительство нашло способ заставить  помещика не изымать причитающиеся  ему за землю деньги из Государственного банка. Ведь именно государство, помогая  крестьянину, расплачивалось за землю  с помещиком. За выкуп, который тот  оставлял у государства, оно обязалось  выплачивать ему ежегодно столько  же денег, сколько он получал с  крестьянина еще до реформы в  виде ежегодного оброка за пользование  помещичьей землей. Исходя из этой суммы, выплачивался размер выкупа за землю.

Таким образом, государство  за счет крестьян расплачивалось с  помещиками и получало к тому же немалый доход, так как за полвека  крестьянам пришлось бы внести в банк три предоставленные им ссуды, а  все проценты сверх того, что отдавалось помещику, государство забирало себе.

Тем самым, государство  добивалось решения сразу нескольких задач: обеспечивало помещиков необходимыми для перестройки хозяйства на новый лад крупными денежными  суммами или рабочими руками, в  случае отказа от такой перестройки - нехватка земли должна была заставить  крестьян брать ее в аренду у помещика за отработки, проводило выгодную ростовщическую операцию и, наконец, снимало конфликт между крестьянами и помещиками по поводу выкупа. Впрочем, переход на выкуп не являлся обязательным, и до того момента, когда принималось решение о проведении выкупной операции крестьяне считались временнообязанными. Только в 1881 г. выкуп стал обязателен.


Информация о работе Александр II и его реформы