Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 22:01, курсовая работа
В данной работе рассматриваются теоретические основы антикризисного управления, опыт антикризисного управления в развитых промышленных странах, анализируются причины экономической несостоятельности организаций в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
Переход от плановой к рыночной экономике поставил в сложное экономическое и финансовое положение многие организации различных организационно-правовых форм.
Неплатежеспособность и последующие банкротства организаций все чаще становятся предметом рассмотрения арбитражных судов. Перед управляющими организацией встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение своих организаций.
На решение именно этих задач должна быть нацелена система мер, именуемая за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis management), а в отечественной литературе – «антикризисное управление».
В последнее время в связи с обострившимся финансовым кризисом организаций целых регионов под таким управлением понимают либо управление в условиях уже наступившего кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из этого состояния.
Управление организацией – комплексный и сложный процесс, суть которого сводится к поиску и принятию наиболее эффективных и целесообразных решений и их практическому осуществлению.
Темой курсовой
работы является «Антикризисное управление
организацией. Стратегия и тактика в антикризисном
управлении». В данной работе рассматриваются
теоретические основы антикризисного
управления, опыт антикризисного управления
в развитых промышленных странах, анализируются
причины экономической несостоятельности
организаций в Республике Беларусь.
В условиях формирующихся рыночных отношений проблема безубыточного функционирования с одной стороны, убыточности и банкротства с другой, многих отечественных предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности является как нельзя наиболее актуальной. Одним из показателей рыночной стабильности организации является его способность успешно развиваться. В свою очередь, результаты её деятельности зависят как от знания такого важного инструмента реализации экономической политики, каким являются финансы, так и особенностей и способов наиболее полного их использования в интересах стабильного развития.
Единственным результатом управления всей совокупностью производственных и хозяйственных факторов, определяющих деятельность организации, является комплексное и сложное понятие – финансовое благосостояние. С этой точки зрения устойчивое финансовое положение организации – процесс противодействия негативным обстоятельствам, выводящим её из состояния равновесия. Финансовую устойчивость следует отождествлять не только с состоянием пассивной безубыточности, но и со стабильным развитием организации.
Для каждого хозяйствующего субъекта важно систематически наблюдать за изменениями в системе показателей, отражающих наличие и размещение средств, реальной и потенциальной финансовой возможности, располагая при этом объективными критериями оценки финансового состояния. Именно поэтому анализ финансового состояния – очень важная часть экономической работы в целом и необходимое условие грамотного управления хозяйственным поведением организации.
Финансовое состояние характеризует, насколько успешно работает организация. Показатели финансового состояния отражают наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Финансовое состояние в значительной степени определяет потенциал организации в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой мере гарантированы экономические интересы самой организации и её партнеров по финансовым и другим экономическим отношениям. Устойчивое финансовое состояние формируется в процессе всей экономической деятельности организации, определение его на ту или иную дату помогает ответить на вопросы:
-насколько правильно организация управляла финансовыми ресурсами в течение периода, предшествовавшего этой дате;
-как она сочетала собственные и заемные источники, насколько эффективно использовала собственный капитал;
-какова
отдача производственного
- нормальны ли отношения с дебиторами, кредиторами.
Предметом исследования данной курсовой работы является процесс антикризисного управления организацией в условиях рыночной экономики.
Целью курсовой работы является анализ причин, факторов и симптомов кризиса, изучение опыта развитых стран в антикризисном управлении, рассмотрение признаков и особенностей антикризисного управления, выявление причин несостоятельности и банкротства организаций.
Для реализации цели курсовой работы необходимо рассмотрение следующих вопросов:
1) Теоретические основы антикризисного управления организацией;
2) Эффективность антикризисного управления;
3)Стратегия и тактика антикризисного управления.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Кризисы в развитии организации: причины возникновения, факторы, симптомы
Кризис - это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.
Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т. п.
Мировая рыночная экономика не знает примеров организаций, которых когда-либо не коснулись кризисные ситуации в той или иной мере.
Очень важными в решении проблем управления являются следующие вопросы: в какие периоды развития организации может возникнуть в ней и получить развитие кризис; насколько опасность возникновения кризиса определяется рискованным изменением самой организации и как это может быть связано с развитием экономической среды, в которой функционирует рассматриваемая организация.
Практика показывает, что кризисы отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организации, подчас не совпадающие с ритмами общественного развития или развития других организаций. Каждая организация имеет свой потенциал развития и условия его осуществления, при этом она подчиняется закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы. Поэтому на организацию постоянно воздействуют как внешние факторы, определяемые воздействием общих циклов экономики, так и внутренние, зависящие от собственных циклов и кризисного развития.
Кризисные ситуации, прежде всего, выражаются в колебаниях объема производства и сбыта продукции, роста кредиторской задолженности поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств и т. п., так как именно эти причины служат предпосылкой появления состояния неплатежеспособности организации.
До банкротства организации проходят ряд стадий состояния: от эпизодической (временной) неспособности выполнять в полном объеме и своевременно свои обязательства до длительной, от длительной до хронической неспособности, от хронической до кризисного и безнадежного состояния, т. е. полного финансового банкротства.
Причина кризиса - события или явления, вследствие которых появляются симптомы и далее факторы кризиса.
Например, в организации причинами могут быть финансово-экономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования.
С точки зрения воздействия на организацию причины возникновения кризиса в ней можно классифицировать на внешние и внутренние. Внешние определяют воздействие среды, в которой существует организация, а возникновение внутренних причин зависит от ситуации в самой организации. К внутренним факторам относятся:
- управленческие:
высокий уровень
- производственные:
устаревшие и изношенные
- рыночные: низкая конкурентоспособность, зависимость от узкого круга поставщиков и покупателей.
Внешние причины определяются
состоянием экономики (рост инфляции,
нестабильность налоговой
Так как внешние факторы
Это может объясняться многими причинами, среди которых есть и антикризисный потенциал, профессиональное управление, повышенная экономическая активность, но при этом нельзя сбрасывать со счетов стечение обстоятельств и удачные рискованные решения.
Однако возможно и такое положение, при котором даже при весьма благоприятной внешней экономической обстановке организация входит в глубокий кризис. В этом случае причинами, скорее всего, могут быть внутренние факторы развития.
К проблеме возникновения кризисов в организации следует подходить с точки зрения системных позиций. Любая организация является целостной системой, она состоит из взаимосвязанных элементов, частей, компонентов и пр. При этом развитие организации, даже при ее количественном росте, не изменяет общих характеристик ее целостности, если, конечно, не происходит ее разрушения.
Чтобы иметь возможность своевременно запускать программы антикризисного управления, необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса.
Симптомы проявляются в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей производительности труда, эффективности деятельности, фондоотдачи, энерговооруженности производства, финансового состояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина, удовлетворенность трудом, конфликтность и др., могут характеризовать положение производственной организации относительно наступления кризиса.
При этом величина и динамика показателей могут оцениваться и относительно установленной рекомендуемой величины (допуски изменений), и относительно их значений в последовательные промежутки времени.
Симптомом кризисного развития может быть, например, несоответствие показателей закономерным соотношениям либо резкие снижения показателей в определенные временные интервалы. Однако не всегда симптомы ухудшения состояния организации приводят к ее кризису. Симптом - это только внешнее проявление начала «болезни» организации, но к самой «болезни» - кризису приводят причины его возникновения. Именно причины лежат в основе возникновения симптомов, а потом и факторов, свидетельствующих о наступлении кризиса.
Система в процессе своей жизнедеятельности может находиться либо в устойчивом, либо в неустойчивом состоянии. Различают статическую и динамическую устойчивость.
Факторы, влияющие на устойчивость системы, могут быть внешними и внутренними. Если устойчивость в основном диктуется внешними факторами, то ее принято называть внешней, если внутренними факторами, то внутренней.
В условиях централизованного управления экономикой устойчивость производственно-экономических структур достигалась, как правило, за счет воздействия внешних управляющих решений, т. е. любые или почти любые дестабилизационные процессы гасились извне. Причем механизмы приведения системы в стабильное или квазистабильное состояние могли быть самыми разными: это и дополнительная экономическая поддержка, и замена директора, и корректировка планов, и административная реорганизация производства, и др. В этом случае устойчивость деятельности организации достигалась управлением извне, и кризис не наступал.
Это не значит, что проблема устойчивости не существовала. Она просто перемещалась на отраслевой, региональный и государственный уровни и всегда решалась сверху.
Все производимые ранее реформы касались, прежде всего, более высоких уровней, т. е. государственных (региональных) и отраслевых. Достаточно привести факты организации совнархозов, укрупнения (разукрупнения) министерств, внедрения генеральных схем управления. В настоящее время в условиях конкуренции проблема устойчивости организации стоит перед каждой организацией.
Для того чтобы распознать кризис, необходимо своевременно обнаружить симптомы, определить факторы, которые свидетельствуют о возможности наступления кризиса, и выявить его причины. Средствами обнаружения возможности наступления кризисной ситуации в организации служат интуиция и опыт, анализ и диагностика состояния. Их следует применять на всех этапах существования организации, ибо возможна ситуация, при которой она может войти в глубокий кризис на пике своего развития или при весьма благоприятной внешней экономической обстановке.