Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 08:57, курсовая работа
1 Сегодня можно говорить о том, что российский рынок постепенно становится рынком, со всеми присущими нормальному рынку чертами и явлениями. И хотя пройдет немало времени, прежде чем мы сможем сказать, что в России действительно сложился цивилизованный рынок, по всему видно, что движение в этом направлении есть.
Управление персоналом — это совокупность целенаправленных действий руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений, включающих определение потребности в персонале в соответствии с целью и возможностями организации; планирование работы с персоналом (привлечение, отбор, подбор и высвобождение); расстановку и распределение персонала, его использование; исследование и оценку персонала; ротацию персонала, движение в системе управления, траекторию карьеры; развитие персонала, повышение квалификации, образования, компетенции, накопление опыта; мотивацию и стимулирование персоналу, создание благоприятных условий для эффективной деятельности.
Антикризисное
управление персоналом предполагает не
только формальную организацию работы
с персоналом (планирование, отбор,
подбор, расстановку и т. п.), но и
совокупность факторов социально-психологического,
нравственного характера —
Значительные перемены, наличие кризисной ситуации в социальной, экономической, политической, духовной сферах России одновременно как расширяют возможности, так и создают серьезные ограничения для каждого человека, стабильности его существования и роста. Антикризисное управление персоналом в таких условиях призвано учесть целый спектр вопросов адаптации сотрудника к внешним и внутренним условиям функционирования и развития организации. Особое внимание должно уделяться анализу мотивационных установок, умению их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Сюда же следует отнести проблемы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, обеспечение безопасности персонала, разработку принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри организации — работники, а за ее пределами — потребители продукции. Важно повернуть сознание персонала к потребителю, а не к угождению начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к новатору, а не к заскорузлому механическому исполнителю; перейти к социальным нормам, базирующимся на прочном экономическом фундаменте, не забывая о духовности и нравственности.
Новые
задачи не могут быть успешно решены
традиционными кадровыми
Подсистема
общего и линейного руководства
осуществляет: управление организацией
в целом, управление функциональными
и производственными
В
состав системы управления персоналом
входит целый набор» относительно самостоятельных
функциональных подсистем: подсистема
управления наймом и учетом персонала;
подсистема управления трудовыми отношениями;
подсистема обеспечения нормальных
условий труда; подсистема управления
развитием персонала; подсистема управления
социальным развитием; подсистема развития
организационной структуры
Структура системы управления персоналом зависит от масштабов организации, ее территориального расположения, характера деятельности и других факторов. В малых и средних фирмах одна подсистема может выполнять функции нескольких функциональных подсистем, в предкризисных и кризисных условиях деятельности организации могут быть упразднены одни подсистемы и созданы другие с набором новых функций, возможны и иные структурно-функциональные преобразования (рис.2.2.2).
Концепция
антикризисного управления персоналом
побуждает руководителей
Важным стратегическим направлением системы антикризисного управления персоналом является эффективное применение кадрового маркетинга. Это обеспечивается рядом способов: поиском перспективных студентов уже с младших курсов вузов и колледжей, которым предоставляется возможность работы в организации в период каникул, выплаты стипендий за счет ее ресурсов, помощь в прохождении производственной практики, в подготовке и защите дипломных работ; сотрудничеством с государственной службой занятости; использованием частных фирм в подборе и подготовке менеджеров и другого персонала; взаимодействием с организациями, осуществляющими лизинг персонала, т. е. командируемых временно работников «напрокат»; организацией прогностических исследований по проблемам подготовки и переподготовки квалифицированных работников организации.
Рис. 1.2.1. Состав системы управления персоналом организации
Другим
стратегическим направлением антикризисного
управления персоналом являются разработка
и совершенствование профессиограмм,
т, е. определение комплекса качеств, которыми
должен обладать сотрудник, претендующий
на данную должность. В основе профессиограмм,
или моделей должностей, лежит учет будущих
потребностей в персонале той или иной
квалификации и профессии, которые могут
возникнуть в связи с ориентацией организации
на новую стратегию развития.
Рис.1.2.2.
Схема современной организационной структуры
системы управления персоналом крупной
организации
Стратегической
задачей антикризисного управления
персоналом является также формирование
надлежащей организационной культуры
предприятия. Овладение новейшими
управленческими технологиями невозможно
без освоения основ организационно-
Различают
четыре основных исторических типа организационных
культур: органическая, предпринимательская,
бюрократическая, партиципативная (рис.
1.2.3).
Тип организационной структуры | Форма управления | Рычаг управления | Области целеопределения |
Органическая Предпринимательская Бюрократическая Парципативная |
Коллективистская Рыночная Бюрократическая Демократическая |
Авторитет Деньги Сила Закон |
Групповые интересы
Максимальная прибыль Воля
начальства Интересы законопослушного большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства |
Рис. 1.2.3.
Индикаторы типов организационных культур
В одной организации может быть несколько «локальных» культур: одна культура, преобладающая во всей организации, и культура ее частей — уровней, подразделений, профессиональных, национальных, возрастных и других групп. Эти различные субкультуры могут сосуществовать под крышей одной общей культуры.
В зарубежной
литературе, посвященной вопросам управления,
выделены четыре типа форм управления
(ФУ), соответствующие им рычаги управления
и области целеопределения. В поликультурных
организациях наличие этих управленческих
форм позволяет отыскивать различные
варианты решения возникающих проблем.
Например, в случае возникновения конфликта
его участники могут апеллировать и к
общепризнанным нормам поведения (ФУ коллективистская),
и к соображениям выгоды (ФУ - рыночная),
и к установкам властей (ФУ - бюрократическая),
и к легитимному мнению большинства заинтересованных
участников (ФУ - демократическая). Опыт
показывает, что формирование надлежащей
организационной культуры – дело сложное
и нуждается в постоянном внимании со
стороны ведущих руководителей системы
управления персоналом.
1.3. Антикризисная политика в управлении персоналом
Термин
«кадровая политика» в
Кадровая политика — это система научно обоснованных целей, задач, ориентиров, приоритетов, потребностей, принципов, методов, определяющих содержание, формы управления персоналом на различных этапах жизнедеятельности организации.
Она
неразрывно связана с методологией
и концепцией управления персоналом,
исходит из их теоретических требований,
интегрирует управленческие знания,
накопленный прошлый и
Антикризисная кадровая политика включает деятельность по долгосрочному, среднесрочному и текущему прогнозированию, точнее
сказать, научному предвидению будущего, реальностей его достижения. Именно политика фокусирует внимание на проблемах, определяет приоритеты и ориентиры. Она может характеризоваться различными признаками: выжидания, осмотрительности, осторожности, агрессивности, мобильности, гибкости, адаптивности, ориентации на антикризисные ситуации и др. Разнообразие признаков политики надо знать и уметь их использовать.
Важным условием выработки эффективной кадровой политики является обобщение отечественного и зарубежного опыта работы с персоналом организации. При этом необходим всесторонний критический анализ прошлого опыта.
В
советский период в нашей стране
в деятельности кадрового корпуса
было допущено немало ошибок и просчетов.
Они стали одной из причин кризиса
экономики и распада СССР. Даже
Компартия РФ в своем программном
заявлении признала, что «самый большой
урон» нашему обществу нанесла «порочная
кадровая политика». Но при всех недостатках
и ошибках в работе персонала
предприятий и управления им в
прежнем советском опыте есть
достаточное число
Надо решительно преодолевать сохранившийся до сих пор у ряда руководителей негативизм в оценке зарубежного опыта управления персоналом. В странах с развитой рыночной экономикой у руководства крупных корпораций и фирм накоплен достаточно богатый, поучительный опыт работы с персоналом. Многое из этого полезного опыта необходимо смелее внедрять в практику деятельности российских менеджеров и предпринимателей. Но, конечно, нельзя зарубежный опыт переносить механически, формально, без учета российской организационной культуры, исторических традиций, общественной психологии и морали, уровня и качества жизни большинства населения.