Антикризисные аспекты государственного управления в отраслях с развитой рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Антикризисное управление (антикризисный менеджмент) стало одним из самых «популярных» терминов в деловой жизни России. В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других – управление фирмой, в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.
1. Современные проблемы управления несостоятельными компаниями
1.1 Экономический кризис и несостоятельные предприятия в экономике России……………………………………………………………………………5
1.1.1 Причины и последствия возникновения кризисов, характеристика и разновидности кризисов………………………………………………………6
1.1.2 Признаки кризиса ....................................................................................9
1.1.3 Сущность, закономерность и причина экономических кризисов …….11
1.1.4 Фазы цикла экономических кризисов в развитии организации………12
1.1.5 Несостоятельные предприятия и процедура банкротства …………….20
1.1.6 Проблемы антикризисного управления предприятием…………………22
1.2 Зарубежный опыт антикризисного управления
1.2.1 Зарубежный опыт оценки несостоятельности и банкротства…………25
1.2.2 Зарубежный опыт антикризисного управления ………………………28
1.3 Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса………………………………………………………………………….35
Глава 2.
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Автоматика» в период кризиса
2.1 Общая характеристика ОАО «Автоматика»……………………………..37
2.2 Оперативное управление организацией в кризисный период……….…39
2.3 Анализ показателей деятельности ОАО «Автоматика»
2.3.1 Анализ технико-экономических показателей ОАО «Автоматика»…..43
2.3.2 Анализ финансового состояния ОАО «Автоматика»…………………..49
2.3.3 Анализ деятельности персонала в управлении денежными средствами ОАО «Автоматика»…………………………………………………………..58
2.3.4 Анализ движения денежных средств…………………………………….62
Глава 3.
3. Мероприятия и способы выхода ОАО «Автоматика» из кризисного состояния
3.1 Различные инструменты антикризисного управления предприятием
3.1.1 Антикризисная программа [37]…………………………………………..65
3.1.2 Система механизмов и мероприятий по финансовой стабилизации…67
3.2 Совершенствование системы управления дебиторской задолженностью ОАО «Автоматика»…………………………………………………………….72
3.3 Мероприятия по оптимизации финансовых потоков ОАО «Автоматика»…………………………………………………………………..75
Заключение……………………………………………………………………….82
Список литературы…………………………………………………………….86

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 129.88 Кб (Скачать файл)

Проанализировав финансовое состояние предприятия, сделан вывод, что в организации нет устойчивости, и на предприятии преобладает  относительный дефицит денежных средств. Для поддержания относительной  стабильности финансовых потоков, необходима разработка мероприятий, направленных на эффективное использование финансовых средств.

Анализ состояния управления финансовыми потоками на предприятии  ОАО «Автоматика» показал, что на предприятии практически отсутствует  система управления финансовыми  потоками.

Как следствие этого проявляется  снижение деловой активности, показателей  рентабельности деятельности предприятия.

Улучшению финансового состояния  предприятия ОАО «Автоматика» и  совершенствованию управления финансовыми  потоками ООО «Автоматика будут способствовать мероприятия, которые позволят: рассчитать оптимальный остаток денежных средств, усовершенствовать разработку финансовых планов.

Таблица 14. Анализ расходования денежных средств по основной деятельности

Показатели Сумма денежных средств, тыс. руб.

2007 2008 изменение за период

1. Оплата приобретенных  товаров, работ, услуг, сырья  и иных оборотных активов 3367 2985 –382

2. Оплата труда 2688 3119 431

3. Выплата процентов 144 12 –132

4. Расчёты по налогам  и сборам 1095 1039 –56

5. Расчёты с внебюджетными  фондами 847 977 130

6. Прочие расходы 1447 968 –479

Итого 9588 9100 –488

 

Из таблицы 14 ясно видна  структура расходования денежных средств  по основной деятельности по годам.

В 2007 году основная статья денежных выплат предприятия (свыше 35%) – оплата приобретенных товаров, работ, услуг. 28% расходов занимают выплаты по оплате труда. Налоговые выплаты составляют 11% всех платежей, еще около 9% составляли платежи внебюджетным фондам. Остаток  по прочим расходам составляет 15.

За 2008 год достаточно высокими темпами возросли суммы оплаты труда  – на 16%. Примерно на такую же величину – 15,3%, соответственно, увеличились  выплаты внебюджетным фондам. Произошло  снижение затрат на материальные ресурсы  на 11,3%, падение прочих расходов почти  на треть.

В 2008 году сформировалась следующая  структура денежных платежей:

-34,3% – оплата труда  (очевидно, ее постоянный характер  не позволил снизить расходы  по данной статье);

-33% составили расходы  на оплату материалов, сырья, работ,  услуг и т.п.

– без изменения доля налоговых выплат – 11,4%,

– платежи социального  характера (ЕСН), доля которых увеличилась  с ростом заработной платы, составили 10,7%;

-10,7% – прочие расходы.

Таким образом, мы видим, что  структура денежных платежей по основной деятельности в 2008 году сместилась в  пользу расходов на оплату труда и  внебюджетных платежей.

Обобщающая информация об анализе движения денежных средств  косвенным методом ОАО «Автоматика» за 2008 год приведена в таблице 15.

По данным, приведенным  в таблице 15 можно выявить основные скорректированные данные изменения  денежных средств ОАО «Автоматика» по видам деятельности за 2008 год:

– по текущей деятельности: – 1194 тыс. руб.;

– в результате поступления  инвестиций: – 777 тыс. руб.;

– от финансовой деятельности: + 1945 тыс. руб.

в результате общее изменение  денежных средств составило: – 26 тыс. руб.

В результате анализа движения денежных средств можно сделать  следующие выводы:

– основной причиной расхождения  полученного чистого финансового  результата и чистого потока денежных средств явилось резкое увеличение объема незавершенного производства (956 тыс. руб.);

увеличение дебиторской  задолженности (246 тыс. руб.);

увеличение краткосрочных  финансовых вложений (83 тыс. руб.);

снижение кредиторской задолженности (369 тыс. руб.) (повлекшее отток денежных средств);

– дополнительный приток денежных средств за счет текущей деятельности обеспечен увеличением объема готовой  продукции (122 тыс. руб.).

– полученная чистая прибыль  в сумме 221 тыс. руб. практически вся  направлена на финансирование возросших  оборотных активов.

– финансирование инвестиционной деятельности осуществлялось в основном за счет привлечения долгосрочных заемных  средств.

Таблица 15. Анализ финансовых потоков предприятия за 2008 год  косвенным методом

Показатели Сумма, тыс. руб.

Текущая деятельность

Чистая прибыль 221

Износ 41

Доходы от участия в  других организациях 21

Изменение производственных запасов (плюс НДС по приобрет. ценностям) 31

Изменение объема незавершенного производства – 956

Изменение расходов будущих  периодов 24

Изменение объема готовой  продукции 122

Изменение дебиторской задолженности – 246

Изменение кредиторской задолженности – 369

Краткосрочные вложения – 83

Изменения доходов будущих  периодов 0

Итого денежных средств от текущей деятельности – 1194

Инвестиционная деятельность

Поступления 4170

Платежи 4947

Итого денежных средств от инвестиционной деятельности – 777

Финансовая деятельность

Приток (кредиты и займы) 10496

Отток (возврат кредитов) 8551

Итого денежных средств от финансовой деятельности 1945

Изменения денежных средств – 26


Данные таблиц 14 и 15 содержат ценную управленческую информацию, которая  способствует разработке мероприятий  направленных на выход ОАО «Автоматика» из кризисного состояния. С ее помощью  руководство предприятия может контролировать текущую платежеспособность, принимать оперативные решения по ее стабилизации, оценить возможность дополнительных инвестиций. Располагая информацией о движении финансовых потоков на предприятии, есть возможность более обоснованно подойти к разработке политики получения дополнительной прибыли.

Для выхода из кризиса предприятие  должно направить свою работу на повышение  конкурентоспособности продукции. Эта работа имеет два направления:

первое – нацелено на завоевание рынков, используя все  свои конкурентные преимущества;

второе – нацелено на адаптацию и прямую защиту отдельных  элементов деятельности предприятия  в условиях рыночной экономики.

В результате анализа конкурентоспособности  предприятия на рынке определяются факторы, воздействующие на отношение  покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его  доли на рынке идентичной продукции. Воздействие на рынок можно разделить  по группам:

– внешние факторы развития экономики страны (меры государственного экономического и административного  регулирования; характеристики конкурентной среды; деятельность общественных и  негосударственных институтов);

– внутренние факторы развития предприятия, связанные с потенциальными возможностями самого предприятия  по обеспечению конкурентоспособности  своей продукции.

Предприятия осуществляют свою деятельность в различных социальных и экономических условиях, в результате чего уровень воздействия факторов неодинаков. Необходимым направлением в процессе выявления способов выхода из кризиса будет выявление и  реализация резервов повышения конкурентоспособности  предприятия.

В данном случае, под резервами  предприятия понимаются неиспользованные возможности ОАО «Автоматика», связанные  с сокращением затрат на производство с целью повышения конкурентоспособности  продукции. Специфика образования  таких резервов заключается в  том, что они выступают как  результат взаимодействия внутренней и внешней среды предприятия. Состав резервов не постоянен: инновации  в производстве и управлении предприятием обусловливают возникновение новых видов резервов, а также необходимость их выявления и изучения. Достичь превосходства над конкурентами во всех областях деятельности невозможно, но можно направить свои усилия на достижение конкурентных преимуществ на том или ином рынке в долгосрочной перспективе. С этой целью необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, которая в наибольшей степени соответствует тенденциям развития рыночной ситуации и позволяет наилучшим способом использовать сильные стороны деятельности предприятия.

Осуществляя реализацию комплексного подхода к конкурентоспособности, основанную на базе учета трех основных факторов: степени удовлетворения потребителя  продукцией, конкурентного потенциала предприятие и эффективности  стратегии для определенного  сегмента рынка, резервы повышения  конкурентоспособности предприятия  можно разделить на три группы.

К первой группе резервов относятся  мероприятия повышения конкурентоспособности  продукции исходя из предпочтений потребителей. Такими мероприятиями являются: снижение уровня издержек на единицу продукции; диверсификация ассортимента; улучшение  качественных характеристик, повышение  срока годности; совершенствование  тары и упаковки; формирование позитивного  имиджа товаров; проведение взвешенной ценовой политики, выявление и  обеспечение преимуществ выпускаемой  продукции по сравнению с его  заменителями и товарами-аналогами  и пр.

Вторая группа резервов включает в себя мероприятия по разработке и реализации конкурентных стратегий  на рынке: изучение конъюнктуры рынка  и его сегментация, выбор целевого рынка и его сегмента определение  условий деятельности на этом рынке, разработка и выбор конкурентных стратегий, способов продвижения товара, мероприятий по стимулированию сбыта, рекламный концепций; повышение  эффективности рекламы; совершенствование  уровня патентно-правовой работы и  др.

Третья группа мероприятий  направлена на: совершенствование производственного  процесса и организационной деятельности; улучшение использования финансового  потенциала, совершенствование социальной политики

Для ОАО «Автоматика» целесообразно  применить совершенствование социальной политики.

Оптимизация социальной политики ОАО «Автоматика» направлена на: сокращение потерь рабочего времени; повышение  квалификации работников; развитие творческой активности кадров; повышение социальной защищенности работников; повышение  производительности труда; реализацию потенциальных возможностей кадрового  состава предприятия на основе совершенствования  мотивационного механизма (табл. 16).

Таблица 16. Возможное увеличение выпуска продукции за счет лучшего  использования трудовых и материальных ресурсов (тыс. руб.)

Показатель

Трудовые ресурсы

Средства труда

Предметы труда

Рост кол-ва рабочих мест, укомплектование их оборудованием

48

33

-

Ликвидация потерь рабочего времени и времени работы оборудования

72

135

-

Повышение производительности труда и оборудования

112

45

-

Снижение норм расходов материалов

-

-

340

Итого

232

216

340


 

По результатам проведенного анализа можно оценить возможность  предприятия ОАО «Автоматика» дополнительного  выпуска продукции, а также выявлены диспропорции в использовании ресурсов, которые приводят к снижению финансовых результатов.

Данные таблицы 16 характеризуют  неравномерность выпуска продукции  по каждому виду ресурсов, в результате расширения и лучшего использования  трудовых ресурсов выпуск продукции  может возрасти на 232 тыс. рублей. Реальное увеличение объема выпуска продукции  возможно только в объеме 216 тыс. рублей. Это означает, что часть трудовых ресурсов будет использоваться неэффективно, следовательно, необходимо направить деятельность на увеличение материальных ресурсов труда, либо провести сокращение численности персонала.

 

Заключение

Антикризисное управление отличается от управления в обычном режиме. В обычном режиме весь арсенал  подходов и методов направлен  на развитие и выживание предприятия  в долгосрочном аспекте (что включает в себя, в том числе, и недопущение  кризиса). Методы антикризисного управления нацелены исключительно на преодоление  уже назревшего кризиса, обеспечение  выживания в краткосрочном аспекте

В работе были выделены две  большие группы причин, вызвавшие  кризис на предприятии: внешние и  внутренние. На практике большинство  кризисов на предприятиях возникают  из-за внутреннего фактора – кризиса  управления. Деятельность антикризисного управляющего направлена в основном на исправление ошибок, допущенных менеджерами предприятия.

В антикризисном управлении критерии принятия решений должны отличаться от критерия нормального управления. В рамках «нормального» управления все сводится к достижению стратегических целей развития в долгосрочном аспекте  и получению максимальной прибыли  в краткосрочном периоде. При  создании на предприятии кризисного состояния на долгосрочный период целью  является полная финансовая стабилизация, а в краткосрочном аспекте  критерием становится экономия денежных средств. Исходя из этого, и строит свою работу антикризисный управляющий.

В программе антикризисного управления выделены три этапа:

– устранение неплатежеспособности;

– восстановление финансовой устойчивости;

– обеспечение финансового  равновесия в длительном периоде.

На первом этапе должно происходить устранение нехватки денежных средств необходимых для расчетов по неотложным обязательствам за счет ликвидации «лишних» активов предприятия. Иногда такая ликвидация должна осуществляться ненормальным с точки зрения обычного управления способом, т.е. не обращая  внимания на возможные потери как  уже полученные и материализованные  в активах предприятия средств, так и предполагаемые, если предприятие  переживет кризис.

Информация о работе Антикризисные аспекты государственного управления в отраслях с развитой рыночной экономикой