Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:32, контрольная работа
Правовой институт банкротства является сравнительно новой категорией для современного российского права. Только в 1992 году с принятием Закона РФ N 3929-I "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" в российском праве впервые за много лет нашел законодательное закрепление сам термин "несостоятельность (банкротство)", а также составляющие его существо процедуры.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСОБЕННОСТИ БАНКРОТСТВА ГРАДООБРАЗУЮЩИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ 4
2 ОСОБЕННОСТИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 7
2.1 Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных
организаций 7
2.2 Несостоятельность (банкротство) страховых организаций 10
2.3 Несостоятельность (банкротство) профессиональных участников
рынка ценных бумаг 13
3 НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО)
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 16
4 БАНКРОТСТВО СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И
ОРГАНИЗАЦИЙ 19
5 БАНКРОТСТВО СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ 22
6 БАНКРОТСТВО ГРАЖДАНИНА 25
6.1 Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей 25
6.2 Особенности банкротства крестьянского
(фермерского) хозяйства 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Особенности банкротства градообразующих
организаций 4
2 Особенности несостоятельности (банкротства)
финансовых организаций 7
2.1 Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных
организаций 7
2.2 Несостоятельность (банкротство) страховых организаций 10
2.3 Несостоятельность (банкротство) профессиональных участников
рынка ценных бумаг 13
3 Несостоятельность (банкротство)
сельскохозяйственных организаций 16
4 Банкротство стратегических предприятий и
организаций 19
5 Банкротство субъектов естественных монополий 22
6 Банкротство гражданина 25
6.1 Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей 25
6.2 Особенности банкротства крестьянского
(фермерского) хозяйства 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ВВЕДЕНИЕ
Правовой институт банкротства является сравнительно новой категорией для современного российского права. Только в 1992 году с принятием Закона РФ N 3929-I "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" в российском праве впервые за много лет нашел законодательное закрепление сам термин "несостоятельность (банкротство)", а также составляющие его существо процедуры.
Следующим шагом в формировании системы законодательства о банкротстве стало принятие Федерального закона N 6-ФЗ от 08.01.1998 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Закон о банкротстве), в котором были восполнены существовавшие ранее пробелы правового регулирования правоотношений в рамках банкротства и была создана принципиально новая материальная и процессуальная система таких правоотношений.
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ уделяет много внимания проблемам предупреждения банкротства, предусматривает меры по финансовому оздоровлению должника, проводимые собственниками имущества, органами федеральной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Законодательство о несостоятельности (банкротстве) создает в рамках общего режима специальные режимы признания несостоятельными (банкротами) отдельных должников. Данная работа посвящена рассмотрению особенностей банкротства следующих должников: градообразующих, сельскохозяйственных, страховых, кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также граждан, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств.
1 Особенности банкротства градообразующих организаций
К градообразующим организациям относятся юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины числа населения соответствующего населенного пункта. Предусмотренные для таких организаций правила применяются и к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек. Решение об отнесении предприятия к градообразующим принимается ФСФО России и согласовывается с отраслевым органом исполнительной власти. В случаях когда рассматривается дело о банкротстве градообразующих организаций, лицом, участвующим в деле, признается соответствующий орган местного самоуправления.
Внешнее управление такими организациями может быть введено судом по ходатайству органа местного самоуправления либо привлеченного к участию в деле о банкротстве федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии представления ими поручительства по обязательствам должника. Поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами. Внешнее управление градообразующей организацией может быть продлено арбитражным судом на срок не более одного года при наличии ходатайства органа местного самоуправления и плана финансового оздоровления. Такой план может предусматривать осуществление инвестиций в ее деятельность, трудоустройство работников, создание новых рабочих мест, иные способы восстановления платежеспособности. При наличии поручительства соответствующих органов срок проведения внешнего управления может быть продлен до десяти лет. Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование в лице уполномоченных органов в любое время вправе рассчитаться с кредиторами в порядке установленной очередности. В этом случае производство по делу о банкротстве прекращается.
В ходе внешнего управления может быть осуществлена продажа градообразующего предприятия по ходатайству органа государственной власти или местного самоуправления. Продажа производится путем проведения конкурса, обязательными условиями которого являются: сохранение рабочих мест для не менее чем 70 процентов работников, занятых на предприятии на момент его продажи; обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия переобучить или трудоустроить указанных работников.[4]
В случае признания градообразующей организации банкротом ее имущество выставляется на продажу на первых торгах как единый имущественный комплекс. Если предприятие не будет продано на первых торгах, его продажа осуществляется в общем порядке.
В целях предупреждения банкротства, проводится систематический анализ (мониторинг) финансового состояния и учет платежеспособности следующих хозяйствующих субъектов:
организаций, входящих в число двухсот крупнейших компаний России по рыночной стоимости (капитализации);
организаций, имеющих фактическую численность работников, превышающую 5 тыс. человек, но не менее 10 крупнейших (по численности работников) промышленных организаций, действующих на территории соответствующего субъекта РФ";
организаций, признаваемых субъектом естественной монополии, осуществляющих свою деятельность на территории РФ;
организаций, у которых среднемесячная выручка за последний отчетный период превышает 100 млн руб.;
иных крупных, экономически или социально значимых для Российской Федерации организаций.
Порядок формирования перечня крупных, экономически и социально значимых организаций и Порядок проведения мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности утвержден Распоряжением ФСФО от 20 декабря 2000 г. Выводы о платежеспособности организации заносятся в базу данных мониторинга.[7]
2 Особенности несостоятельности (банкротства) финансовых организаций
2.1 Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
Такие особенности установлены Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Кредитная организация не может объявить о своем банкротстве. Ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей должна быть признана арбитражным судом. Сокращен до одного месяца формальный признак несостоятельности (банкротства).
В качестве мер по предупреждению банкротства применяются: 1) финансовое оздоровление кредитной организации;
1. назначение временной администрации но управлению кредитной организацией;
2. реорганизация кредитной организации.
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением помимо лиц, перечисленных в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)", наделен Банк России. Предусмотрены также случаи, когда обращение в суд является не правом его, а обязанностью.
Арбитражный суд может возбудить производство по делу, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее 1000 МРОТ и если эти требования не исполняются в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения. При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяются такие процедуры, как наблюдение и конкурсное производство. Внешнее управление и мировое соглашение в отношении кредитных организаций не применяются.
Арбитражный управляющий должен иметь лицензию, а также соответствовать квалификационным требованиям Банка России и иметь выданный им квалификационный аттестат. В ходе конкурсного производства управляющий может использовать только корреспондентский счет кредитной организации, открытый в учреждении Банка России. При распределении конкурсной массы в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц по заключенным с ними договорам банковского вклада и договорам банковского счета, а также требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.
Банк России осуществляет контроль за ходом конкурсного производства. Он же осуществляет запись о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства в Книге государственной регистрации кредитных организаций. С момента внесения такой записи ликвидация кредитной организации считается завершенной, а организация прекратившей свое существование.
Публикуются сведения о банкротстве помимо "Вестника Высшего Арбитражного Суда РФ" в "Вестнике Банка России" и в местной печати по месту расположения кредитной организации.
Нормы о банкротстве кредитных организаций содержатся также в Федеральном законе от 8 июля S999 г. "О реструктуризации кредитных организаций". Под реструктуризацией кредитных организаций в данном Законе понимается комплекс мер, применяемых к кредитным организациям и направленным на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации в соответствии с законодательством РФ.
Реструктуризацией кредитных организаций занимается специально созданное для этих целей Агентство по реструктуризации кредитных организаций (далее - Агентство), имеющее статус государственной корпорации.
Кредитная организация может перейти под управление Агентства при наличии совокупности следующих оснований:
если достаточность ее капитала, рассчитанная в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)", не превышает 2 процентов;
если она не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на своих корреспондентских счетах.
К кредитной организации могут применяться следующие процедуры:
а) обследование. Обследование проводится с целью определить имеется ли возможность для Агентства принять кредитную организацию под свое управление. Обследование может начаться с получения Агентством предложения Банка России о переходе кредитной организации под управление Агентства и завершается моментом перехода или отказом Агентства принять кредитную организацию под свое управление. Срок проведения обследования не должен превышать 90 дней;
б) реструктуризация. Агентство обладает в отношении кредитной организации, находящейся под его управлением, правом:
принимать решение об осуществлении мер по финансовому оздоровлению;
увеличивать и уменьшать уставный капитал;
принимать решение о реорганизации кредитной организации;
продавать или иным образом передавать права на акции (доли) кредитной организации, принадлежащие Агентству, третьим лицам;
обращаться в суд с требованием о признании недействительными сделок в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций";
осуществлять иные мероприятия в целях восстановления финансового положения кредитной организации;
осуществлять процедуры ликвидации кредитной организации.
Мероприятия по реструктуризации кредитной организации осуществляются Агентством на основе плана, срок реализации которого не должен превышать трех лет с момента перехода кредитной организации под его управление.[9]
2.2 Несостоятельность (банкротство) страховых организаций
Страховой организацией (страховщиком) признается юридическое лицо любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданное для осуществления деятельности, связанной с формированием специальных денежных фондов страховых резервов, которые необходимы для предстоящих страховых выплат (ст. 6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации").
Страховые организации могут быть созданы в форме как коммерческих, так и некоммерческих организаций.