Банкротство отдельных должников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:32, контрольная работа

Описание работы

Правовой институт банкротства является сравнительно новой категорией для современного российского права. Только в 1992 году с принятием Закона РФ N 3929-I "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" в российском праве впервые за много лет нашел законодательное закрепление сам термин "несостоятельность (банкротство)", а также составляющие его существо процедуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОСОБЕННОСТИ БАНКРОТСТВА ГРАДООБРАЗУЮЩИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ 4
2 ОСОБЕННОСТИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 7
2.1 Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных
организаций 7
2.2 Несостоятельность (банкротство) страховых организаций 10
2.3 Несостоятельность (банкротство) профессиональных участников
рынка ценных бумаг 13
3 НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО)
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 16
4 БАНКРОТСТВО СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И
ОРГАНИЗАЦИЙ 19
5 БАНКРОТСТВО СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ 22
6 БАНКРОТСТВО ГРАЖДАНИНА 25
6.1 Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей 25
6.2 Особенности банкротства крестьянского
(фермерского) хозяйства 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

банкротство отдельных должников.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Так, в качестве некоммерческих организаций создаются общества взаимного страхования, а также различные внебюджетные фонды в целях осуществления обязательного государственного страхования (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования).

По общему правилу специфика страхового общества заключается в страховании имущества и иных имущественных интересов членов этого общества. Законодатель устанавливает исключение, касающееся деятельности обществ взаимного страхования: им разрешается осуществлять страхование имущественных интересов лиц, не являющихся членами общества (п. 5 ст. 968 ГК РФ).

Основанием для возбуждения дела о банкротстве страховой организации является заявление, поданное в порядке, установленном Законом о банкротстве 2002 г. и АПК РФ. Заявление о признании страховой организации банкротом может быть подано самой организацией, конкурсным кредитором, уполномоченным органом.

Особенностью субъектного состава отношений, возникающих при несостоятельности (банкротстве) страховой организации, является то, что при рассмотрении в арбитражном суде дела о банкротстве участвует федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью.

Должник или конкурсный кредитор обязаны уведомить данный орган о введении наблюдения или конкурсного производства в отношении должника - страховой организации в течение 10 дней с даты их введения.

В качестве одной из мер, направленных на восстановление платежеспособности должника - страховой организации, законодатель предусматривает продажу имущественного комплекса (предприятия) данной организации в ходе внешнего управления по правилам, предусмотренным ст. 110 Закона о банкротстве 2002 г. Вместе с тем дополнительно закрепляются специальные положения, касающиеся условий продажи имущественного комплекса страховой организации.

Во-первых, покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация, имеющая лицензию федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на осуществление соответствующего вида страхования и обладающая активами, достаточными для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования.

Во-вторых, к покупателю переходят все права и обязанности по договорам страхования, по которым на дату продажи имущества страховой организации страховой случай не наступил.

Представляется, что продажа страховой организации как имущественного комплекса должна производиться на закрытых торгах, поскольку покупателем должника (как это было отмечено выше) является исключительно страховая организация. Вместе с тем, как отмечается в правовой литературе рядом авторов, планом внешнего управления могут быть предусмотрены и открытые торги, так как форма торгов устанавливается именно этим планом (ст. ст. 86, 145 Закона о банкротстве 2002 г.).[8]

Следует заметить, что продажа имущественного комплекса страховой организации возможна и на стадии конкурсного производства.

В этом случае требуется согласие покупателя принять на себя договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до момента признания страховой организации банкротом, так как именно покупатель будет нести все обязательства по таким договорам перед страхователями. Во всех иных случаях страхователи (выгодоприобретатели) по договорам страхования, которые заключены страховой организацией в качестве страховщика и по которым страховой случай не наступил до даты принятия решения о признании страховой организации банкротом, имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком действия договора страхования и сроком, в течение которого действовал договор страхования (п. 2 ст. 185 Закона о банкротстве 2002 г.).

Страхователи (выгодоприобретатели) по договорам страхования, по которым страховой случай наступил до момента принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства, имеют право требовать осуществления страховой выплаты (п. 3 ст. 185 Закона о банкротстве 2002 г.).

В целях защиты прав кредиторов страховой организации законодателем устанавливается специальный порядок удовлетворения их требований, отнесенных к четырем очередям. Закон о банкротстве 2002 г. закрепляет приоритет требований граждан-кредиторов по договорам обязательного личного страхования (их требования подлежат удовлетворению в первую очередь) перед требованиями кредиторов по иным договорам обязательного страхования (требования данных кредиторов удовлетворяются во вторую очередь). В третью очередь объединены требования кредиторов-страхователей (выгодоприобретателей), в том числе тех, которые имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком действия договора страхования и сроком, в течение которого действовал договор страхования. И, наконец, в четвертую очередь удовлетворяются требования всех иных кредиторов.[7]

 

 

2.3 Несостоятельность (банкротство) профессиональных участников рынка ценных бумаг

 

Статья 187 (а также статьи 188, 189 Закона о банкротстве 2002 г.) регламентирует особенности несостоятельности такой финансовой организации, которая является профессиональным участником рынка ценных бумаг.

Обращает на себя внимание тот факт, что ст. 148 Закона 1998 г., говоря о профессиональных участниках рынка ценных бумаг, упоминала и организации, и граждан, что влекло вывод о неточности названия главы "банкротство отдельных категорий юридических лиц". В настоящее время такого упоминания нет, но граждане - профессиональные участники рынка ценных бумаг есть, что влечет постановку более важного вопроса об особенностях банкротства таких граждан (при очевидной необходимости применения к ним особенностей, установленных статьями 187 - 189 Закона, мы придем к отрицательному ответу на вопрос о возможности их применения).

Еще одна особенность правового регулирования банкротства рассматриваемого субъекта состоит в том, что в силу п. 3 статьи 187 особенности процедур банкротства, не урегулированные статьями 187 - 189 Закона, а также меры по защите прав и законных интересов клиентов должника - профессионального участника рынка ценных бумаг могут быть установлены федеральными законами. Следовательно, при появлении такого закона мы будем использовать его положения, если определенный вопрос не урегулирован статьями 187 - 189 Закона, и только после этого обращаться к положениям глав I - VIII Закона.

Следующая особенность правового регулирования отношений, связанных с банкротством профессионального участника рынка ценных бумаг, состоит в том, что если таким участником является кредитная организация, то положения статей 188 - 189 Закона применяются к ней, только если она осуществляет депозитарную деятельность (представляется, что положения законодательства о банкротстве кредитных организаций также применяются). Если же кредитная организация осуществляет иные виды деятельности на рынке ценных бумаг (брокерскую, дилерскую, клиринговую, по доверительному управлению ценными бумагами и др.), то к ней не применяются особенности банкротства профессионального участника рынка ценных бумаг, установленные статьями 188, 189 Закона.

Участниками дела о банкротстве должника - профессионального участника рынка ценных бумаг помимо лиц, названных в ст. 34 Закона, могут являться федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующая саморегулируемая организация на рынке ценных бумаг.

Обращает на себя внимание конструкция п. 1 статьи 187, исходя из которой мы можем сделать вывод о необходимости инициативы суда (оформленной соответствующим определением) для привлечения названного органа и организации к участию в деле (автоматически это не происходит).

Профессиональный участник рынка ценных бумаг осуществляет лицензируемую деятельность, поэтому к арбитражному управляющему в деле о банкротстве такого субъекта предъявляются дополнительные требования - он обязан иметь аттестат, выдаваемый федеральным органом исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг. Таким образом, осуществлять мероприятия банкротства в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг может только соответствующий специалист. Закон не отвечает на вопрос о порядке действий в ситуациях, когда такого специалиста назначить управляющим невозможно.

Безусловно, арбитражный управляющий должен соответствовать всем общим требованиям, предъявляемым к нему Законом. У арбитражного управляющего (имеется в виду любой управляющий, в зависимости от процедуры) появляется дополнительная обязанность по уведомлению определенных лиц о введении процедуры. В течение 10 дней с даты введения процедур управляющим должны быть уведомлены следующие лица:

- федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг;

- саморегулируемая организация, членом которой является должник;

- каждый из клиентов должника - профессионального участника рынка ценных бумаг (соответственно информация о клиентах должна быть предоставлена управляющему должником).

Направляя извещение о проведении в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг процедур банкротства, арбитражный управляющий должен предложить им распорядиться о действиях, которые необходимо осуществить с ценными бумагами, принадлежащими клиенту.[5]

 

 

3 Несостоятельность (банкротство)

сельскохозяйственных организаций

 

Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве характеризуется особенностями, которые в обязательном порядке должны учитываться законодателем при решении многих вопросов, включая налогообложение и процедуры банкротства.

Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственных организаций имеет особенности, касающиеся, во-первых, характера их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земли, во-вторых, сезонного характера аграрного производства и, в-третьих, зависимости результатов деятельности от природных факторов.

Согласно Закону о банкротстве 2002 г. под сельскохозяйственной организацией следует понимать юридическое лицо, основным видом деятельности которого являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции. Это один из критериев признания сельскохозяйственной организации в качестве таковой. Другой критерий касается стоимостного выражения общего объема произведенной сельскохозяйственной продукции в данной организации, который не может быть менее 50% общей суммы выручки (ст. 177 Закона о банкротстве 2002 г.). Только наличие двух этих критериев позволяет сделать вывод о том, что речь идет о сельскохозяйственной организации и, следовательно, в этом случае применимы положения Закона о банкротстве 2002 г., касающиеся особенностей процедур банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций.

Особенности процедур банкротства применяются также к рыболовецким артелям, но лишь к тем, у которых выручка от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных водных биологических ресурсов составляет не менее 70% общей суммы выручки.

Следует заметить, что Закон о банкротстве 2002 г. содержит прямое указание на то, что при анализе финансового состояния должника в период наблюдения должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены должником по окончании периода сельскохозяйственных работ (п. 1 ст. 178).

Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной продукции (п. 2 ст. 178 Закона о банкротстве 2002 г.).

В зависимость от длительности периода сельскохозяйственных работ поставлена и продолжительность внешнего управления: внешнее управление вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Однако указанный срок не должен превышать максимально допустимого законом срока для реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности, более чем на три месяца.

При определенных обстоятельствах (если в период финансового оздоровления или внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, эпизоотиями и другими неблагоприятными условиями) срок внешнего управления может быть продлен еще на один год.

Следует заметить, что законодатель закрепляет положения, устанавливающие особенности продажи имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации (ст. 179 Закона о банкротстве 2002 г.).[5]

Прежде всего арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника как единый имущественный комплекс.

Преимущественным правом приобретения имущества должника по оценочной стоимости законодатель наделяет лиц, занимающихся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, владеющих земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника; Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. N 1081 "Об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций" предписывается учитывать данные балансов сельскохозяйственных организаций за последние 3 - 5 лет для реальной оценки их финансового состояния. Это касается хозяйствующих субъектов агропромышленной сферы, расположенных в зонах влияния неблагоприятных природных и эпидемиологических факторов, финансовое состояние которых в связи с этим ухудшилось.

Дополнительно законодатель предусматривает, что при продаже объектов недвижимости обанкротившейся сельскохозяйственной организации преимущественное право на их приобретение имеют сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в данной местности.[6]

Информация о работе Банкротство отдельных должников