Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 01:02, реферат
В данной работе будет рассматриваться само понятие кризис, его последствия и классификации.
В жизни предприятия кризисы или угроза кризисов — постоянное явление. Первопричиной, т. е. возможностью возникновения экономических кризисов, является разрыв между производством и потреблением товаров.
Введение 3
1. Понятие, типология кризисов 4
1.1 Понятие и сущность кризисов 4
1.2 Типология кризисов 7
2. Финансово-экономические кризисы на предприятии 12
Заключение 18
Список литературы 19
Неожиданные кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.
Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис (конечно, в том случае, если известна и изучена природа кризиса и его характер). Он может возникать периодически и имеет известные фазы своего наступления и протекания.
Существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и легко обнаруживаются. торые являются скрытыми, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны.
Кризисы бывают глубокими и легкими. Глубокие, острые кризисы часто ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок. Легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.
ся совокупность возможных кризисов разделяется также на группы кризисов, затяжных и кратковременных. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.
2. Финансово-экономические кризисы
на предприятии
Экономическая теория свидетельствует,
что кризисное состояние
Такая модель экономических процессов позволяет довольно успешно анализировать внутренние факторы функционирования организации и, абстрагируясь от внешней среды, разрабатывать оптимизационные модели управления организацией. Недостатком такого подхода является недоучет (пренебрежение) факторов внешней среды, которые по мере усложнения национальных хозяйственных систем, всеобщей информатизации, глобализации экономики резко усиливаются.
Более приближенной к
экономическим реалиям
1) рост;
2) стабилизация;
3) стагнация;
4) перестройка;
5) рост в новом качестве.
На этапе преобладания в
На 3-м и 4-м этапах в ходе осуществления антикризисного менеджмента происходит перегруппировка внутренних и внешних сил хозяйственной организации, вследствие чего наступает переустройство равновесия на новом уровне качества.
В современной литературе встречается различное разделение циклов развития и угасания организации. В основном в цикловой активности организации выделяют 5 этапов (состояний) [13, 14, 30, 35]:
1) экспрелентное состояние — зарождение организации, формирование ее структуры. На этом этапе требуется повышенное внимание и помощь внешних организаций в лице крупных фирм, государственных и муниципальных органов с тем, чтобы создаваемая организация не самоликвидировалась;
2) патиентпое состояние — организационное оформление и завоевание определенного сегмента рынка, количественный рост,
3) виолентное состояние — устойчивое положение на рынке (агрессивная стратегия). Фирмы-виоленты бывают в форме: национального виолента ("гордый лев"), интернационального виолента ("могучий слон"); деструктированного виолента ("неповоротливый бегемот").
Первая форма характерна для индустриальных организаций, энергично действующих в национальном масштабе
Вторая форма свойственна крупным диверсифицированным организациям с зарубежной филиали-зацией.
Третья форма указывает на гипертрофированные габариты с низкой управляемостью организации, свидетельствующие о ее закате в качестве динамичной экономической системы и предрасположенности к качественному переходу;
4) коммутантное состояние характеризует приход организации в упадок. Происходит ее структурное и предметное упрощение, распад на малые организации, специализирующиеся на отдельных продуктах — как правило, пониженных эксплуатационных качеств. Угасает НИОКР. Продукция не совершенствуется и не обновляется Рынок сбыта сужается и локализуется;
5) леталентпое состояние характеризуется деструкту-ризацией организации, прекращением ее существования в прежнем качестве При этом полностью изменяется производственный профиль.
Применительно к показанной выше схеме жизненного цикла организации предложенная система этапирования согласуется следующим образом;
1 этап (рост) — патиентное состояние;
2 этап (стабилизация) — виолентное состояние;
3 этап (стагнация) — коммутантное состояние;
4 этап (перестройка) — леталентное (гибель) или экспре-лентное (зарождение в новом качестве) состояние.
В каждом из указанных
состояний существует различная
степень опасности изменения
качества организации, переход в
полосу кризисного функционирования,
что обусловлено как
Сформировавшаяся в 70-х гг. прошлого века математическая теория катастроф- описывает резкие переходы, что в экономических системах характерно для антикризисного менеджмента.
Кризисное состояние
организации описывается
Особую сложность в
прогнозировании результатов
Согласно теории катастроф результативность антикризисного менеджмента существенно зависит от последовательности управленческих действий.
В антикризисном менеджменте одним из принципиальных моментов является определение степени устойчивости организации (инерционность). Это обусловлено необходимостью выяснения того, на каком отдалении от точки катастрофы находится организация, чтобы верно определить соответствующий порядок действий. В схематичном виде динамика устойчивости организации может быть представлена:
1) графиком зависимости
ее платежного баланса (
2) графиком зависимости прибыли от фонда оплаты труда персонала (рис. 1.4); В числе симптомов предкатастрофического состояния организации можно выделить следующие:
1. Длительная
2. Высокая изменчивость базовых параметров организации от незначительных воздействий.
3. Наличие нескольких
вариантов устойчивого
4. Необратимость отклонений в деятельности организации и возможных перемен (утрата способности к восполнению потерь, возвращению кредитов, поставкам продукции по авансовым платежам, возможные перемены в структуре и системе организации меняют ее качество и необратимы).
5. Неуклонное нарастание задолженности по налогам и платежам в темпе не менее 10% в квартал с учетом инфляции.
6. Рост задолженности по зарплате в темпе не менее 10% в месяц,
7. Нарастание задолженности перед организациями деловой среды (в основном — поставщиками ресурсов и получателями продукции) в темпе не менее 30% в год.
8. Появление забастовочных настроений в коллективе.
9. Рост неисполнительности
среди менеджеров среднего
10. Резкое нарастание угнетающих действий со стороны местных властей и контролирующих органов (отказ от бартера, блокировка счетов, повышение расценок за аренду земли и др.).
11. Резкое усиление
конфликтности отношений в
12. Генеральный менедокмент не в силах, а персонал не желает функционировать в существующей системе организации ("верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому" 13- Предлагаемые правительством схемы реструктуризации задолженностей непосильны для организации.
14. Крупные акционеры, владеющие в совокупности более 1/3 акций, инициируют расчленение организации.
15. Неспособность организации остановить массовые увольнения кадров базовых профессий при низкой зарплате.
16. Групповые увольнения руководителей среднего звена.
17. Резкое нарастание
конфликтов между подразделения
18. Нехватка оборотных
средств для расширения
19. Массовые нежелания
работников мириться с
В моделировании экономических процессов в кризисных организациях можно воспользоваться тезисом К. Поп-пера и Дж. Сороса о том, что одни и те же методы и критерии не могут применяться как к естественным, так и общественным наукам.
Различают четыре основных типа кризиса убыточных фирм: сбыта, издержек, финансового, менеджмента. При кризисе сбыта предприятие не может продавать «свою продукцию в объемах, необходимых для достижения уровня безубыточного производства. Причиной кризиса сбыта может быть неконкурентоспособность продукции, плохой маркетинг и отсутствие платежеспособного спроса.
При кризисе издержек себестоимость производства продукции на предприятии выше среднерыночной, что вынуждает предприятие либо продавать продукцию по завышенным ценам, что ведет, в свою очередь, к кризису сбыта, либо торговать себе в убыток, что неизбежно ведет к банкротству. Причиной кризиса издержек является завышенная энерго- и материалоемкость продукции, несовершенство тех* нологических процессов, низкая производительность труда, ошибки в управлении и т. д.
Информация о работе Финансово-экономические кризисы на предприятии