Холдинговая компания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Самой распространенной формой предпринимательских объединений в современной российской экономике являются холдинги. Холдинги как способ интеграции характерны не только для естественных монополий, стратегических отраслей и крупного бизнеса. Средний и даже малый бизнес в настоящее время также представлен созданными на основе системы участия и контроля группами хозяйственных обществ. С началом массовой приватизации совпадает время появления таких структур интеграции, как холдинги.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 50.01 Кб (Скачать файл)

Это еще раз  подчеркивает, что нет особого  различия с точки зрения гражданского законодательства между статусом холдинговой  компании и статусом обычной производственной компании, т.к. одна из них может на любом этапе перерасти в другую без всякого изменения статуса  и организационно-правовой формы. Все  они в равной мере будут юридическими лицами и субъектами гражданского права.

На основе этого же критерия временное положение предусматривает создание двух видов холдингов:

а) холдинговые компании, ведущие все виды предпринимательской деятельности, в том числе инвестиционную;

б) холдинговые компании, осуществляющие исключительно инвестиционную деятельность (финансовые холдинги).

Частные и государственные холдинги

Холдинги, учредители (акционеры, участники) которого частные лица (юридические или физические), являются частными холдингами. В основном их учредителями являются другие компании, т.е. юридические лица.

Холдинги, большая  доля которых находится в собственности  государства, что позволяет государству  контролировать такой холдинг, это  государственные холдинги.

В Российской Федерации холдинговые компании стали возникать в связи с  приватизацией государственных  предприятий и необходимостью закрепить  контрольный пакет их акций в  собственности государства, поэтому  первые холдинги были именно государственными. Несмотря на появление в последние годы множества частных холдингов, большая доля в крупных холдинговых компаниях, особенно в нефтяном, газовом, энергетическом секторах (Газпром, Лукойл, ТНК, РАО ЕЭС и т.д.) и других важных сферах экономики, принадлежит государству, что позволяет ему осуществлять контроль над ними.

Во многих европейских странах крупные  холдинговые корпорации, работающие в сфере природных ресурсов и  других важных сферах национальной экономики, являются государственными (public holdings). Однако в последнее время появилась тенденция к разгосударствлению и приватизации таких корпораций и продаже крупных долей в них, принадлежащих государству, в частные руки, что является одним из средств пополнения национальной казны. Так, например, в Италии в процессе проводимой в стране приватизации многие крупные государственные монополии превращаются в частные монополии. Такие крупные холдинги, как Национальный Банк Труда (Banca Nazionale del Lavoro), Эни (Eni) - крупнейший нефтяной и газовый конгломерат, Энел (Enel) - энергетическая компания, Ири (Iri), владеющая многими крупными компаниями Италии в сфере авиации, транспорта, торговли и т.д., находятся в стадии продажи долей, принадлежащих государству, в частные руки. [4]

Управление  холдингом

В соответствии с законодательством управление холдингом, как и любым акционерным  обществом, осуществляется через собрания акционеров, советы директоров, исполнительную дирекцию. Однако для холдинговых  структур основные акционеры четко  определены и именно они осуществляют (через аппарат управления) управление всей группой. Есть особенности осуществления  и разделения по частям группы объема управляющих процедур. На самом верхнем  уровне холдинга (как и на всех уровнях  сложных холдингов) объем управляющих  функций может значительно меняться в зависимости от правовых возможностей и предпочтений собственников каждого  уровня. 

В разных типах  объединений могут использоваться разные компоненты менеджмента. Минимальный  объём управления (компонентов менеджмента) осуществляется в картеле: маркетинг  и бизнес-планирование, общие для  всех предприятий входящих в объединение; более высокий уровень управления в финансово-промышленных группах, где помимо маркетинга и бизнес-планирования осуществляется и управление финансами; в синдикате же по сравнению с предыдущей структурой вместо финансового менеджмента присутствуют такие компоненты как логистика и единая для всех предприятий, входящих в объединение, система управления; в промышленных и коммерческих группах финансовый менеджмент совмещается с логистикой и единой структурой управления. Самый высокий уровень организации осуществляется в концерне, где присутствуют все компоненты менеджмента: экономика, бизнес-план, маркетинг, учёт, финансы, логистика и структуры. Причём, надо сказать, что холдинг в процессе своего существования может менять объем элементов менеджмента – от картеля до концерна или наоборот. 

Чаще всего  в сложном холдинге количество управляющих  функций увеличивается по мере перехода на нижний уровень группы.  
Формально процедура управления определена законодательством. Для многих холдингов основные акционеры управляющей компании холдинга имеют большинство, как на собрании акционеров, так и в советах директоров и могут провести все необходимые им решения в управлении. 

В последнее  время и в России стал использоваться популярный на западе метод повышения  управляемости путем расстановки  топ менеджеров на ключевые должности  холдинга. Для обеспечения эффективного управления повсеместно используются различные способы мотивации (стимулирования) топ менеджеров. Большинство компаний передают им долю акций, стоимость которой  растет при эффективной работе предприятия, а сами менеджеры являются партнерами. Другой способ предлагает Ричард Брейли (автор монографии "Корпоративные финансы") в своей статье "Опционы против лимузинов". Это договор о праве менеджера в определенный срок купить по фиксированной цене определенное количество акций компании и продать их по цене текущих рыночных котировок (опцион). Помимо стимулирования практикуется и заключение "жестких" контрактов между советом директоров (т.е. ключевыми акционерами) и топ менеджерами, что позволяет контролировать их деятельность.  
Таким образом, перечисленные выше организационные и правовые процедуры активно используются в России как приёмы менеджмента на всех этапах и уровнях функционирования холдингов. [5]

 

1.2 Структура  холдинга

 

Согласно  ст. 105 ГК РФ структуру классического  холдинга в качестве обязательных элементов  составляют две группы участников:

а) основное хозяйственное общество (акционерное, с ограниченной или дополнительной ответственностью) или товарищество (полное, коммандитное);

б) дочернее хозяйственное общество (акционерное, с ограниченной или дополнительной ответственностью).

Еще иногда в структуру холдинговой  компании наряду с основным, дочерним, зависимыми обществами выделяют филиалы. Филиал – это обособленное подразделение  коммерческой организации.

Основное  общество или товарищество и дочерние общества не являются особыми организационно-правовыми  формами предпринимательской деятельности, они используются для обозначения  характера отношений экономической  зависимости между двумя юридическими лицами. [2]

 

 

 

 

2 Распределение  финансов в холдингах

В процессе управления холдингом важным является построение эффективной стратегии  формирования и распределения финансовых ресурсов внутри объединения, так как  дочерние предприятия конкурируют  между собой за получение финансовых средств из общего фонда корпорации.

В настоящее  время активизируются процессы объединения  предприятий во всем мире. По оценкам  специалистов в мире насчитывается  около 40 тысяч межотраслевых объединений, имеющих признаки финансово-промышленных групп и холдингов, которые располагают  около 180 тысячами филиалов в 150 странах. Они контролируют от одной трети  до половины промышленного производства, свыше половины торговли развитых стран, около 80% всех патентов и лицензий на новейшую технику, технологии, ноу-хау.

Среди этих групп наиболее распространенными являются холдинговые компании, в особенности на энергетическом, строительном, торговом рынках национальной экономики.

Управление  финансами корпорации осуществляется на базе аналитических выводов и  рекомендаций. Анализ финансовых ресурсов проводится в двух направлениях: анализ источников формирования и анализ их использования. В свою очередь каждый из этих направлений предусматривает  проведение общего и параметрического анализа. Общий анализ предусматривает оценку динамики и структуры основных составных капитала, а параметрический – находит свое отображение в финансовых коэффициентах. Важно учитывать, что управление формированием и распределением финансовых ресурсов в корпоративной структуре должно происходить на 3 уровнях:

а) уровень предприятий, входящих в состав холдинга;

б) материнская  компания;

в) уровень холдинга.

В данной курсовой работе рассматриваются модели и методы распределения финансовых ресурсов на третьем уровне, на уровне холдинга.

Формирование  общего фонда холдинга происходит за счет таких источников:

а) центральных средств корпорации, которые складываются из отчислений предприятий-участников холдинга;

б) средств кредитно-финансовых учреждений, привлекаемых холдингом;

в) средств инвесторов, выделенных в рамках инвестиционных проектов.

Контроль  поступлений финансовых ресурсов в  общий фонд корпорации и дальнейшее их распределение между отдельными предприятиями холдинга осуществляется материнской компанией.

Исторические  данные свидетельствуют о том, что  до второй половины XX века существовало представление, что основой оптимального решения в бизнесе является профессиональный опыт и интуиция менеджеров. Однако практически интуитивный выбор  решения в большинстве случаев  не обеспечивает получение наилучшего результата. К сожалению, деятельность многих российских холдинговых компаний и финансовые результаты их работы свидетельствуют об отсутствии четкой финансовой стратегии, благодаря чему отрицательные последствия недостаточно обоснованных решений постоянно растут. [6]

С помощью  современных информационных технологий в настоящее время есть возможность  оперативно собирать информацию о происходящих процессах, а также обрабатывать ее и моделировать допустимые управляющие  решения о влиянии на подчиненные  объекты, включая, выработку оптимальных  решений. Творчество менеджера заключается  в выборе критерия оптимальности  и ограничений, учитывающих ресурсные  возможности конкретной компании.

В мировой  практике существуют различные модели оптимизации распределения финансовых ресурсов внутри корпоративных структур. Среди наиболее распространенных моделей, можно выделить три основные группы.

Динамическое  моделирование деятельности холдинговых  структур

Особенностью  динамических моделей является возможность  реализации в моделях непрерывных  процессов. С помощью динамического  моделирования создаются «глобальные» модели корпоративных структур, в  рамках которых последовательно  и во взаимосвязи решается ряд  таких задач:

а) определение специализации холдинга и дочерних предприятий;

б) установление основных параметров структуры и очередности создания основных объектов корпорации;

в) определение схемы пространственной организации корпоративной структуры. 

«Глобальная»  модель формирования холдинговых структур должна включать:

а) модель размещения производства, модель производственных циклов;

б) модель формирования сети магистрального транспорта;

в) модель прогнозирования отдельных параметров корпорации;

г) модели развития отдельных элементов инфраструктуры, внутрисистемных единиц и воспроизводства некоторых видов ресурсов (модель воспроизводства и миграции трудовых ресурсов, модель формирования строительной базы, модель формирования сферы обслуживания и др.).

Взаимосвязи указанных моделей основываются на единстве цели их использования, определенной последовательности ввода в процесс  исследования и взаимном обменом  информацией. Преимуществом такой  системы по сравнению с применением  отдельных разрозненных моделей  являются такие возможности:

а) контроль соблюдения критерия оптимальности в процессе всего исследования;

б) формирование значительной части исходной информации в результате решения оптимизационных задач;

в) осуществления более детальных исследований при тех же параметрах программ компьютерной техники.

Основным  критерием оптимальности в системах динамического моделирования корпоративных  структур преимущественно является максимизация чистого дохода или  минимизация общих затрат на функционирование и развитие. Однако принятие указанных  критериев в качестве основного  не исключает возможности использования  и других критериев при решении  вопросов, связанных с формированием  и функционированием сложных  холдинговых структур.

Основные  вопросы, которые определяются с  помощью системы моделей, связаны  с функционированием и развитием  отдельных частей интегрированной  структуры:

а) масштабы и направления использования всех видов финансовых ресурсов и распределение их между предприятиями холдинга;

б) специализация и производственная структура корпорации в целом и отдельных его частей – сочетание и пропорции развития отраслей специализации, внешние и внутренние связи;

в) размещение, масштабы основных производственных элементов.

При разработке указанной модели важно определить существующие возможности и вероятные  варианты развития компании, взаиморасположение предприятий и подразделений. В  случае физической интеграции предприятий  существующее взаиморасположение и  транспортные связи играют определяющую роль. Для учета этих особенностей обычно используют динамически управляемые  модели регионально-отраслевого типа. В ее основе лежит система линейных уравнений и неравенств, описывающих  взаимосвязь выпусков производственных элементов, внутреннего и внешнего потребления, перевозок, мощностей  элементов и ограничения на них.

Информация о работе Холдинговая компания