Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 15:44, курсовая работа
Многоукладная экономика на основе рыночных принципов хозяйствования и разнообразных организационно-правовых форм собственности предполагает такую организацию производства в сельском хозяйстве, при которой предприятия сами решают, какую продукцию и как производить, где ее продавать. Они самостоятельно определяют потребность в необходимых ресурсах, заботятся о получении доходов и прибыли, чтобы возмещать затраты, включая оплату труда работников, платить налоги, развивать производство.
Введение
1. Теоретические аспекты исследуемой темы
2. Краткая экономическая характеристика предприятия
3. Организационное устройство предприятия
4. Структура управления
Заключение
Список используемой литературы
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Экономика"
на тему: Инвестиции в сельское хозяйство (на примере ФГУП "Урупское" Новокубанского района Краснодарского края)
Ставрополь 2014
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты исследуемой темы
2. Краткая экономическая характеристика предприятия
3. Организационное устройство предприятия
4. Структура управления
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Многоукладная экономика на основе рыночных принципов хозяйствования и разнообразных организационно-правовых форм собственности предполагает такую организацию производства в сельском хозяйстве, при которой предприятия сами решают, какую продукцию и как производить, где ее продавать. Они самостоятельно определяют потребность в необходимых ресурсах, заботятся о получении доходов и прибыли, чтобы возмещать затраты, включая оплату труда работников, платить налоги, развивать производство.
В этих условиях невозможно добиться положительных результатов без эффективной системы управления и организации производства направленных на рациональное использование земельных, материально- технических, трудовых и финансовых ресурсов с учетом внешних факторов в целях получения наибольшего количества продукции с наименьшими затратами и максимальной прибылью. О состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств. Термин "инвестиции" имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; им обозначаются также реальные активы, например машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования, роста и развития экономики страны.
Инвестиция -- это любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость и (или) обеспечить положительную величину дохода. Свободные денежные средства -- это не инвестиция, так как ценность наличных денег может быть "съедена" инфляцией, и они не могут обеспечить никакого дохода. Если ту же сумму денежных средств поместить на сберегательный счет в банке, то их можно назвать инвестицией, так как счет гарантирует определенный доход. Целью моей курсовой работы является рассмотрение инвестиций в сельское хозяйство, методов инвестиций и перспектив. Так как тема инвестиций в сельское хозяйство очень обширная, я рассмотрю лишь некоторые аспекты данной проблемы: инвестиционный кризис, пути его преодоления и перспектив денежных вливаний. Эта тема меня заинтересовала своей актуальностью, т.к. в такой стране как Россия, инвестиции играют важную роль в развитии среднего и крупного бизнеса. Предприятия не могут самостоятельно выбраться из кризиса, а государство не имеет средств на субсидирование и инвестирование в эти предприятия. Таким образом, если государство заинтересовано в стабильной и сильной экономике, то оно должно на законодательном и исполнительном уровнях создать благоприятный инвестиционный климат. Ведь сельское хозяйство - основополагающая отрасль в любой экономике, которая изначально является малоприбыльной и малопривлекательной для инвестиций, но от развития сельского хозяйства зависит развитие всей экономики. Поэтому вопрос инвестиций в с/х, является ключевым в развитии экономики нашей страны.
1. Теоретические аспекты исследуемой темы
Сегодня финансовые, кредитные, товарные, лизинговые инвестиции должны направляться туда, где от них будет получен наиболее быстрый и максимальный эффект. Очевидно, что в условиях острой конкурентной борьбы на рынке инвестиций между государствами, регионами, предприятиями победит тот, кто сумеет привлечь их достаточную массу и с наибольшим эффектом их использовать. Задача местных региональных органов власти, отраслевых, хозяйственных органов - правильно определить приоритеты инвестирования, придать им инновационно-производственную направленность, умело используя при этом экономические и налоговые рычаги. Поиск инвестиций является трудной задачей, но еще более трудным делом является обеспечение их эффективного использования.
Доля нашей страны в привлечении мировых инвестиционных ресурсов ничтожно мала - всего 0,5%.Оставляет желать лучшего и структура привлекаемых в Россию ресурсов: удельный вес прямых и портфельных капиталовложений в производственную сферу весьма скромен при высоком уровне вложений в приобретение государственных ценных бумаг, финансово-банковский сектор. Явно неудовлетворительна региональная структура зарубежных инвестиций: 60% приходится на Москву, еще 20 - на девять других регионов и последние 20% - на всю остальную территорию России, охватывающую почти 80 субъектов Федерации.
Главной причиной такой ситуации является отсутствие в России действенной системы стимулирования привлечения иностранных инвестиций, их защиты, гарантий и страхования. Это выражается в неуважении к договорной дисциплине, высоком уровне и непредсказуемости налогообложения, неразвитости социальной, транспортной и коммуникационной инфраструктур, отсталой системе учета, нестабильности политической, правовой и нормативной систем в целом. В условиях глубокого кризиса, переживаемого агропромышленным комплексом, особую ценность представляют иностранные инвестиции в эту сложную, с длительным сроком окупаемости сферу экономики. Однако, как известно, инвестиции идут туда, где имеется гарантия их высокоэффективного использования и максимальной отдачи.
Особый интерес, на наш взгляд, вызывают система организации и стимулирования производства, механизм экономической ответственности которые позволяют обеспечивать высокую эффективность производства, уровень технологической и производственной дисциплины, производить высококачественную и конкурентоспособную продукцию. Зарубежная практика и отечественный опыт рыночных преобразований позволяют сделать вывод, что "запуск" инвестиционного процесса, создающего основу для устойчивого роста отечественного производства, может и должен начаться с отраслей, ориентированных на конечный потребительский спрос, в первую очередь, как это ни парадоксально, с сельскохозяйственного производства, пищевой и легкой промышленности, то есть именно с тех отраслей, которые испытывают наибольший спад производства. Оживление инвестиционной активности является непременным условием выхода предприятий АПК на устойчивую траекторию экономического роста. Как мировой опыт, так и российская действительность свидетельствуют, что без активизации роли государства, местных органов власти в инвестиционном процессе путем его прямого и косвенного регулирования преодоление депрессивного состояния экономики, восстановление и рост экономического потенциала России и ее регионов невозможны. Одно из основных направлений адаптации сельскохозяйственных предприятий к изменяющимся условиям ведения производства -- реструктуризация производственных систем. При этом выход на оптимальные параметры функционирования невозможен без инвестиций, обеспечивающих необходимые структурные изменения. В этой связи особую острогу и актуальность приобретает проблема активизации инвестиционною процесса в сельском хозяйстве. В России до 1992 г. АПК традиционно являлся государственной регулируемой отраслью со значительными объемами ежегодных капиталовложений, большая часть которых осуществлялась за счет средств государственного бюджета. Жесткая централизация и регламентация механизма долгосрочного финансирования воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве в сочетании с ограничением хозяйственной инициативы привели к снижению эффективности использования капитальных вложений, увеличению срока их освоения, деформации роли государства как регулятора общестпенного процесса воспроизводства. Несмотря на то, что в 1985-- 1991 гг. государством предпринимались попытки повышения эффективности инвестиционной деятельности в АПК, предполагающие резкое ограничение долгосрочных вложений в неэффективные направления, повышение качества инвестиционного комплекса, создание материально-ресурсной и производственной базы для социально ориентированных отраслей экономики, реальных шагов по совершенствованию механизма государственного регулирования системы капитальных вложений сделано не было.
Одна из главных причин сокращения объемов сельскохозяйственного производства -- значительные сбои в материально-техническом обеспечении Помощь из бюджета в последние годы резко сократилась. Объем инвестиций в сельское хозяйство ниже среднего уровня инвестиций в экономике. С изменением институциональной структуры экономики и сокращением присутствия государства на рынке капитала доля инвестиций в сельское хозяйство России снизилась с 10,8% в 1992 г. до 3-3,7% в 1999--2001 гг. Кроме того, незначительны и зарубежные инвестиции в АПК, причем из них только 25% приходится на сельское хозяйство, остальное -- на пищевую и перерабатывающую промышленность. Помимо общего сокращения инвестиций происходит изменение структуры их использования. Если и 1991 г. из общей суммы инвестиции в АПК на сельское хозяйство уходило 56,9%, а пищевую промышленность 10%, то уже в 2000 г. соотношение было 37,4 и 39,2%. При сектор кредитных и банковских услуг также не проявляет активного интереса к проектам инвестиций в сельскохозяйственное производство, что в условиях слабого развития лизинга привело к ситуации, когда основным источником финансирования инвестиций являются собственные средства предприятий и организаций.
Сложившуюся ситуацию можно определить именно как кризис, потому что возникло противоречие между необходимостью структурной перестройки АПК, для которой нужны инвестиции, и низким уровнем инвестиций (и крайне высокой ценой на инвестиционные ресурсы), которые делают практически любое финансовое вложение средств невыгодным, исходя из текущих оценок. Активизация инвестиционной деятельности является не только основным условием вывода сельского хозяйства из глубокого кризиса, но и становится важнейшим определяющим фактором дальнейшего его развития селе. Требуется не только реформирование общественного уклада на селе путем институциональных преобразований, что являлось приоритетом в начальный период аграрной реформы, но и привлечение в аграрный сектор крупномасштабных инвестиций. Остро в них нуждаются практически все сферы и отрасли АПК, будь то сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, фондопроизводящие отрасли или жилищная сфера села. Поэтому создание предпосылок для массового притока инвестиций в аграрный сектор должно стать важнейшим элементом стратегии государственной аграрной политики на современном этапе. Прежде всего, необходимо обеспечить на государственном уровне формирование благоприятной, экономически эквивалентной рыночной среды, в которой экономика становится восприимчивой к инвестициям, а у субъектов хозяйствования появляются и расширяются инвестиционные возможности для обновления основного капитала и его наращивания за счет собственных и привлеченных средств, включая и иностранный капитал. Это в значительной мере может быть достигнуто путем внедрения нового, адекватного рыночной системе экономического механизма хозяйствования, учитывающего специфику сельского хозяйства.
Наличие воспроизводственного кризиса и медленное становление рыночных отношений обусловливает необходимость усиления роли государства в регулировании инвестиционной деятельности. Несмотря на то, что при переходе к рынку роль государства в экономике сужается. Поэтому разработка инвестиционной политики и ее активное проведение должны остаться в качестве важнейшего направления государственного регулирования В условиях продолжающегося кризиса в аграрном секторе сохраняется необходимость более активного государственного регулирования не только путем применения стимулирующих мер, но и прямого вложения капитала. Государственные средства должны направляться, прежде всего, на восстановление технического потенциала на селе; завершение строительства по ранее начатым объектам, предусмотренным целевыми программами; укрепление материально-технической базы сельскохозяйственной науки, семеноводства, племенного дела, а также базы хранения, как в сельском хозяйстве, так и в перерабатывающих отраслях; строительство жилья на селе; поддержку малого бизнеса. Учитывая факт вступления России в ВТО, необходимо разработать и законодательно оформить программу защитных мер продовольственного рынка, максимально приблизив ее к нормам и правилам ВТО. Важным вопросом при обсуждении вступления России в эту организацию должны стать гарантии доступа на зарубежные рынки российских сельскохозяйственных и продовольственных товаров. Пока продолжает действовать целая система мер торговых ограничений и запретов относительно России. Вступление в ВТО будет иметь последствия не только для российской внешней торговли. В результате должен возрасти кредитный и инвестиционный рейтинг России, ее экономика будет окончательно признана рыночной, что заметно улучшит инвестиционный климат и в АПК.
2. Краткая экономическая характеристика предприятия
В Новокубанском районе на левом берегу быстрой горной реки Уруп расположен хутор Родниковский, в котором в 1926 году казаки из станиц Советской и Бесскорбной, переселенцы из Воронежской области организовали первый колхоз. В 1930 году колхоз был реорганизован в совхоз "Урупский". С 1950 года основной специализацией хозяйства является выращивание семян сахарной свеклы, в этот же период совхоз переименован в семсвеклосовхоз "Урупский". В 2001 году на основании приказа Российской академии сельскохозяйственных наук предприятие реорганизовано в опытно-производственное хозяйство "Урупское" с организационно-методическим подчинением Северо-Кавказскому Научно-исследовательскому институту сахарной свеклы и сахара (СКНИИСиС). С 2009 года научно-методическое руководство организацией осуществляет Государственное Научное Учреждение Всероссийский Научно-Исследовательский Институт Масличных Культур им.В.С.Пустовойта Россельхозакадемии, с переименованием в ФГУП "Урупское". Землепользование организации расположено в цетральной сельскохозяйственной зоне в южной части Новокубанского района. Центральная усадьба находится в станице Советской, в 46 км от районного центра г.Новокубанск и в 253 км от краевого центра г.Краснодара. Земли хозяйства размещены в одном массиве. Общая площадь составляет 7977 га. Производственное направление ФГУП "Урупское" - производство и реализация высоких репродукций семян озимых и яровых зерновых культур, кукурузы, подсолнечника, сои, семян овощных культур и другой продукции, производство и реализация продукции животноводства, научное обслуживание выполнения научно-исследовательских работ, предусмотренных тематическими планами ВНИИМК. Во всех отраслях производства трудится более 400 человек различных профессий и специальностей. На протяжении ряда лет финансово-хозяйственное положение хозяйства является стабильным. Производится товарной продукции в разные годы: по зерновым и зернобобовым культурам до 17 000 тонн, по масличным до 2000 тонн, по сахарной свекле фабричной до 8000 тонн. Выращивание оригинальных сортов семян озимых зерновых культур составляет до 4000 тонн, кукурузы гибридной до 300 тонн, подсолнечника до 100 тонн, сои до 100 тонн. По отраслевым рейтингам, проводимых всероссийским институтом аграрных проблем и информатики за 2004-2006 г. г хозяйство вошло в 100 лучших сельскохозяйственных предприятий России по урожайности зерновых культур. Проследить финансово-хозяйственное состояние предприятия можно проведя подробный анализ данных приведённых ниже. Отследить динамику показателей по ФГУП "Урупское" можно просмотрев данные таблицы 1:
Таблица 1 - Динамика показателей по ФГУП " Урупское" Россельхозакадемии
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
2012 в % к 2010 |
|
Валовая продукция, тыс. руб. |
162607 |
160193 |
173204 |
106 |
|
Денежная выручка, тыс. руб. |
191597 |
184669 |
191540 |
99,97 |
|
Среднегодовая стоимость основных средств с.х. назначения, тыс. руб. |
10781 |
12094 |
12661 |
117 |
|
Площадь с.х. угодий всего, га в т.ч. пашни |
7046 |
7046 |
7046 |
100 |
|
Среднегодовая численность работников, чел. |
362 |
365 |
365 |
100,8 |
|
Поголовье скота, голов |
2289 |
2124 |
2055 |
90 |
|
Исходя из данных приведенных в таблице 1, можно сделать вывод о том, что объём валовой продукции в 2011 г. упал по сравнению с 2010 г. на 414 тыс. рублей, а в 2012г. резко поднялся по сравнению с 2011г, на 13011 тыс. руб. А по сравнению с 2010 г. - на 10597 тыс. руб, рост составил в процентном соотношении 106% .
Самая высокая денежная выручка за рассматриваемый период была в 2010г, в 2011г. произошёл спад, разница составила 6928 тыс. рублей, а в 2012г. выросла по сравнению с 2011г. 6871 тыс. руб. В целом же рост денежной выручки 2012 г. по отношению к 2010 г. составил 99,97%
Среднегодовая стоимость основных средств сельскохозяйственного назначения в период с 2010 г. по 2012 поэтапно росла , так в 20011 г. она составила12094 тыс рублей, что больше показателя предыдущего года на 1313 тыс. рублей, это на 567 тыс. рублей меньше показателя 2012 г. Рост среднегодовой стоимости основных средств сельскохозяйственного назначения с 2012 к 2010г. г. составил 117%
Площадь сельскохозяйственных угодий не изменилась то есть составила 100%.
В 2011 г. число работников предприятия увеличилось на три человека, в 2012 число работников не изменилось , таким образом численность работников на предприятии в 2012 г. по сравнению с 2010 г. выросла на 0,8% и составила 100,8% Поголовье скота начиная с 2010 года снизилось. Так в 2011г. снизилось на 165 голов, а в 2012 , по сравнению с 2010 г., на 234 головы, а с 2011г. на 69 голов. Таким образом отношение по этому показателю хозяйство оказалось в отрицательной плоскости на 10% что составило в процентном соотношении 90% .