История института банкротства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Получение прибыли - является наиважнейшей составной частью любой коммерческой деятельности осуществляемой коммерческими организациями и другими хозяйствующими субъектами. Хозяйствующий субъект, как правило, ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее извлекает. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они продают ее потребителю, получая при этом доход, что не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата от продажи продукции необходимо сопоставить валовой доход с валовыми расходами на производство и обращение, которые принимают форму себестоимости продукции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1.История института банкротства……………………………………………………….5
1.1.Источники петровской эпохи…………………………………………………………....5-11
1.2 Современное регулирование банкротства в России………………………………….12-19
Глава 2. Сравнительная характеристика: Федерального закона
«О несостоятельности (банкротстве)» и ранее действовавшего Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"………………………………………….20-23

Глава 3. Федеральная служба России по делам о несостоятельности и
финансовому оздоровлению………………………………………………………………..24-26

Глава 4. Оценка потенциального банкротства……………………………………………27-28
Заключение…………………………………………………………...…………...…………29-30

Файлы: 1 файл

антикризисное управление.docx

— 73.60 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«МАТИ» -

Российский государственный  технологический университет

имени К.Э. Циолковского

 

Кафедра “Финансовый  менеджмент”

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Антикризисное управление»

на тему:

« История института банкротства в России.».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

 

       Москва 2012

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1.История института банкротства……………………………………………………….5

1.1.Источники петровской  эпохи…………………………………………………………....5-11

1.2 Современное регулирование банкротства в России………………………………….12-19

Глава 2. Сравнительная характеристика: Федерального закона

«О несостоятельности (банкротстве)»  и ранее действовавшего Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"………………………………………….20-23

 

Глава 3. Федеральная служба России по делам о несостоятельности и

финансовому оздоровлению………………………………………………………………..24-26

 

Глава 4. Оценка потенциального банкротства……………………………………………27-28

Заключение…………………………………………………………...…………...…………29-30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Получение прибыли - является наиважнейшей составной частью любой  коммерческой деятельности осуществляемой коммерческими организациями и  другими хозяйствующими субъектами. Хозяйствующий субъект, как правило, ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее извлекает. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они продают ее потребителю, получая при этом доход, что не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата от продажи продукции необходимо сопоставить валовой доход с валовыми расходами на производство и обращение, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда валовой доход превышает валовые расходы, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если валовой доход равен валовым расходам, то происходит лишь возмещение затрат на производство и продажу продукции. Продажа состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При валовых расходах, превышающих валовой доход, предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство1. Таким образом, прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе хозяйственной и коммерческой деятельности. 

В условиях же развивающейся  рыночной экономики России особо  важное значение имеет защита прав и интересов хозяйствующих субъектов и граждан. Большую роль в этом играет такой инструмент, как банкротство несостоятельного должника, позволяющий восстановить нарушенные права кредиторов. Институт банкротства выступает той совокупностью правовых норм, созданных для обеспечения рыночной экономики и ее устоев.

Несостоя́тельность (банкро́тство) - признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина либо организации) удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.

Под термином «банкротство»  также понимается процедура, применяемая по отношению к должнику, направленная на оценку его финансового состояния, выработке мер по улучшению финансового состояния должника, а в случае, если применение таких мер будет признано нецелесообразным или невозможным, - на наиболее равное и справедливое удовлетворение интересов кредиторов несостоятельного должника.

Банкротство, инициированное самим должником, часто именуется  как само банкротство, или плановое банкротство.

Мировая практика предусматривает  применение процедуры несостоятельности как для юридических, так и для физических лиц.

В Российской Федерации решение  о признании должника банкротом  уполномочен принимать арбитражный  суд.

В российской правовой науке  институт несостоятельности (банкротства) относят к отрасли предпринимательского права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.История  института банкротства.

1.1 Источники петровской эпохи

Исторические корни института  несостоятельности (банкротства) в  России достаточно глубоки. В течение  нескольких столетий данный институт претерпевал значительные изменения. Однако, уже в самых ранних источниках законодатели учитывали специфику данных процедур и делали попытки создания упорядоченной системы, позволяющий максимально удовлетворить интересы всех участников данного процесса и оградить их от возможных злоупотреблений. Ведь сама по себе суть процесса банкротства лежит в плоскости взаимодействия должника и его кредиторов. От того, как те или другие воспользуются принадлежащими им правами, во многом зависит результат этой сложной и, подчас, непредсказуемой процедуры.

Источники петровской эпохи

Возрождение интереса к регулированию  отношений, связанных с несостоятельностью, происходит в России в XVIII веке. Так, в вексельном уставе 1729 года2 впервые было сформулировано понятие несостоятельности: «Когда предприниматель векселя по слуху в народе банкротом учинился (то есть в неисправу и в убожество впал) и затем от биржи или публичного места, где торговые люди сходятся, отлучается, дозволяется потребовать от него обеспечения в платеже (порук), а если откажет - то протестовать». Таким образом, закон дает четкие признаки банкротства: нарушение сроков внесения платежей, отсутствие имущества и попытка должника скрыться от кредиторов. Однако в целом, в петровскую эпоху дела о банкротстве рассматривались коммерц-коллегией при участии Сената в основном на базе создаваемых ими же прецедентов.3

Банкротский устав 1740 года

Увеличивающееся количество банкротств и разнообразие конкретных ситуаций создали условия для  создания единого документа, который  был принят 15 декабря 1740 года под  названием «Банкротский устав». Однако данный документ не получил правоприменительного авторитета и на практике игнорировался, что стимулировало разработку новых  проектов банкротских уставов в 1753, 1763, 1768 годах. В течение этого  времени для ведения дел о несостоятельности используется иностранное законодательство, обычаи делового оборота того времени или издаются отдельные указы Сената. В связи с тем, что ни один из проектов нового устава за долгое время не получил силу закона, 13 августа 1784 года Сенатом был принят указ, предписывающий «всякие недоразумения в делах о несостоятельности решать по большинству голосов кредиторов, определяемому большей суммой требований», что, с одной стороны, упростило порядок банкротства, а с другой - привело к увеличению количества спорных практических вопросов.4

Устав о банкротах 1800 года

19 декабря 1800 года был  принят «Устав о банкротах», фактически  разделенный на две части: о  купеческой несостоятельности и  о вступления дворян в обязательства,  а также несостоятельности этих  лиц (§ 98-109 Устава). Таким образом, впервые в российской практике законодатель ввел раздельное регулирование двух видов банкротства:

  • связанное с ведением предпринимательской деятельности (исторически называемое, «торговой несостоятельностью»);
  • не связанное с ведением предпринимательской деятельности.

Банкротом по Уставу признавался  тот, «кто не может сполна заплатить  своих долгов» (Часть I, § 1 Устава). Для признания несостоятельным предусматривались следующие основания (Часть I, § 3, 4, 5, 6 Устава):

  • собственное признание в суде или вне суда;
  • уклонение должника от явки в суд по предъявленному к нему иску;
  • фактическая неспособность исполнения решения суда о взыскании задолженности в месячный срок.

Примечательно, что в Уставе нашел однозначное закрепление  принцип, что «банкрота не должно разуметь бесчестным человеком, ибо  честность и бесчестие не в  звании банкрота состоят, но единственно  в поступках, которые привели  человека в банкротство» (Часть I, § 129 Устава), что ознаменовало собой четкое обособление уголовного преследования от собственно гражданско-правовых мер взыскания долга. ( Взыскание долгов является популярным запросом в профессиональную юридическую компанию. Перед проблемойвзыскания долгов сегодня может встать каждый – такая ситуация может быть вызвана нежеланием физического или юридического лица возвращать долг, который возник по тем или иным причинам. Самостоятельное взыскание долгов с физических лиц при этом является крайне нежелательным вариантом, так как в большинстве случаев неплательщики  некорректные попытки возврата долга используют против кредитора, подавая иск о вымогательстве, что в наихудшем случае будет грозить уголовным разбирательством. Здесь нужно действовать очень аккуратно, взвешивая все свои шаги, иначе стоимость хлопот не покроет размера долга.)

В положениях Устава законодатель предусматривает возможность реструктуризации задолженности, заключения внесудебного мирового соглашения с кредиторами, а также предоставления судом  должнику срока для восстановления платежеспособности.

В зависимости от причин возникновения банкротства законодатель определяет разные меры воздействия:

  • Последствием «несчастной» несостоятельности, то есть произошедшей вследствие обстоятельств, не зависевших от воли должника, является то, что «все имевшиеся на нём по то время требования, какого бы звания ни были, уничтожаются так, что впредь по оным нигде как на нём, так и на жене, детях и наследниках его никакого взыскания не чинить»;
  • «неосторожный» банкрот, ставший таковым по «небрежности», обязан полностью расплатиться со своими долгами;
  • «злостный банкрот», ставший таковым «от своих пороков», обязан полностью расплатиться со своими долгами.

Об открытии несостоятельности  производилась троекратная публикация в газетах, а также вывешивалось объявление на рынках, ярмарках и иных людных местах. Все обнаруженное имущество  должника, за исключением вещей первой необходимости, включалось в конкурсную массу и опечатывалось кредиторами, а сам он, в случае отсутствия удовлетворяющего кредиторов поручительства третьих лиц, арестовывался.

Под контролем суда проверялась  принадлежность должнику имущества, включенного  в конкурсную массу, а также обоснованность заявленных кредиторами требований, после чего имущество должника распределялось в следующей очередности (Часть I, § 112 Устава):

  • церковные долги;
  • долги за службу и работу приказчикам и рабочим;
  • остальные долги (пропорционально доле требований кредитора в общей сумме требований).

Развитие практики применения действовавшего Устава и обилие коллизионных норм привели к необходимости  системной переработки законодательства о банкротстве.

Устав о торговой несостоятельности 1832 года

23 июня 1832 года был принят  «Устав о торговой несостоятельности». Юридически этот документ заменил  собой только первую часть  Устава о банкротах 1800 года, то  есть регулировал лишь несостоятельность  купеческого и мещанского сословия. Дела о «неторговой» несостоятельности  были де-юре переданы в ведение  губернского правления, а де-факто  постепенно выходили из практики5. В новом Уставе законодатель не только сохранил преемственность норм, но и постарался избежать каких-либо существенных изменений. В целом, процедура осталась неизменной, а существенному уточнению подверглись лишь процессуальные вопросы Так например, была уточнена сумма (1500 рублей), при невозможности выплатить которую должник мог быть признан банкротом. Должник мог содержаться под стражей до двух лет, а после заключения могло последовать лишение права заниматься торговой деятельностью. Долги взыскивались в течение всей последующей жизни должника.

В случае злонамеренного (умышленного) банкротства, кроме тюремного заключения и распродажи имущества в отношении  должника возбуждалось уголовное дело.

Вид банкротства определялся  собранием кредиторов. После объявления банкротства к должнику могла  быть применена одна из двух процедур:

  • административное управление (опекунское управление) (при возможности покрытия не менее 50 % суммы долга);
  • конкурсное управление.

Решение о виде банкротства, принятое собранием кредиторов, утверждалось специальным решением биржи, на территории которой находился должник. Биржевой комитет избирал комиссию из шести  человек, которые сами никогда не были банкротами, и председателя биржевого  комитета. Комиссия принимала решение  о назначении администрации, или конкурсного производства. Решение комиссии передавалось в коммерческий суд.

Информация о работе История института банкротства в России