История института банкротства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Получение прибыли - является наиважнейшей составной частью любой коммерческой деятельности осуществляемой коммерческими организациями и другими хозяйствующими субъектами. Хозяйствующий субъект, как правило, ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее извлекает. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они продают ее потребителю, получая при этом доход, что не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата от продажи продукции необходимо сопоставить валовой доход с валовыми расходами на производство и обращение, которые принимают форму себестоимости продукции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1.История института банкротства……………………………………………………….5
1.1.Источники петровской эпохи…………………………………………………………....5-11
1.2 Современное регулирование банкротства в России………………………………….12-19
Глава 2. Сравнительная характеристика: Федерального закона
«О несостоятельности (банкротстве)» и ранее действовавшего Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"………………………………………….20-23

Глава 3. Федеральная служба России по делам о несостоятельности и
финансовому оздоровлению………………………………………………………………..24-26

Глава 4. Оценка потенциального банкротства……………………………………………27-28
Заключение…………………………………………………………...…………...…………29-30

Файлы: 1 файл

антикризисное управление.docx

— 73.60 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что в  законодательстве некоторых государств используется такой критерий, как  неоплатность, требующий анализа  баланса должника (например, по германскому  законодательству критерием несостоятельности  должника наряду с неплатежеспособностью  признается и "сверхзадолженность", то есть недостаточность имущества должника для покрытия всех его обязательств), однако указанный критерий, как правило, применяется дополнительно к критерию неплатежеспособности (ликвидности) и служит главным образом основанием выбора процедуры, применяемой к неплатежеспособному должнику, - ликвидационной или реабилитационной.

По этому же пути пошел  и новый российский Закон «О несостоятельности (банкротстве)» : должник - юридическое лицо или предприниматель может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, но наличие у него имущества, превышающего общую сумму кредиторской задолженности, является свидетельством реальной возможности восстановить его платежеспособность и, следовательно, может служить основанием для применения к должнику процедуры внешнего управления. В отношении же несостоятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, будет применяться принцип неоплатности, то есть превышения кредиторской задолженности над стоимостью их имущества.12

Итак, в январе 1998 года юридическая  общественность, российские предприниматели  получили для изучения новый Закон "О несостоятельности (банкротстве)". Он был подписан Президентом РФ 8 января 1998 г. и опубликован в "Российской газете" 20 и 21 января. С марта 1998 года этот Закон уже применяться на практике.

Новый Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"13значительно отличается от действовавшего ранее Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" и включает в себя целый ряд положений, являющихся новыми для российского законодательства.

По сравнению с Законом  от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" объем  его вырос более чем в три  раза. Усложнился и расширился понятийный аппарат, внесено много уточнений  процессуального характера, появилось  много принципиально новых норм материального права.

По структуре новый  Закон содержательнее и последовательнее прежнего. "Нет сегодня тех  смешений процессуальных и материальных норм, которые были характерны для  Закона от 19 ноября 1992 г. Например, нормы  глав 1, 2, 4 направлены на урегулирование материально-правовых вопросов. Глава 3 "Разбирательство дел о банкротстве  в арбитражном суде" целиком  посвящается особенностям рассмотрения дел о банкротстве арбитражными судами. Здесь логически последовательно  излагаются процессуальные правила, начиная  с вопросов подведомственности и  подсудности ст.29, кончая распределением судебных расходов ст.54. Не смущает  при этом и очень разный объем  выделенных глав. Например, глава 2 состоит  всего из двух статей. Между тем  ее выделение представляется оправданным, так как речь в ней идет о  досудебных процедурах: предупредительных  мерах и досудебной санации. В  старом же законе санация рассматривалась  как одна из реорганизационных процедур, производимых судом".14

Новый Закон в отдельных  параграфах отразил особенности  процедуры банкротства для сельскохозяйственных организаций, страховых организаций, профессиональных участников рынка  ценных бумаг, граждан, в том числе  индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств. Закон особо  регулирует банкротство гражданина и банкротство индивидуального  предпринимателя. Здесь можно усмотреть  некоторое противоречие в содержании нового Закона о банкротстве с  Гражданским кодексом РФ. Статья 25 ГК, отражая особенности правового  статуса индивидуального предпринимателя, предусматривает именно для последнего, в отличие от неплатежеспособного  гражданина, не осуществляющего предпринимательской  деятельности, возможность признания (или объявления) несостоятельным (банкротом). Новый Закон расширяет круг субъектов, закрепляя возможность признания  банкротом гражданина, не являющегося  индивидуальным предпринимателем (ст.152). При этом ст.185 Закона устанавливает, что данные нормы будут введены  в действие с момента внесения соответствующих изменений в  ГК.

Другая  характеристика, о которой необходимо сказать, касается понятийного аппарата. Основные понятия содержит ст.2 нового Закона. Уточнения коснулись, например, арбитражного управляющего, который  сегодня может выступать в  трех лицах: временного, внешнего и  конкурсного (ст.2). В уточненном варианте приводится и определение самого банкротства. По новому Закону, Банкротство  с позиций законодателя, - это  признанная арбитражным судом или  объявленная должником неспособность  должника в полном объеме удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.15

 представляется  более совершенной и отточенной  по сравнению с той, которая  содержалась в ст.1 Закона от 19 ноября 1992 г.

Кроме самого определения, новый Закон (ст.3) содержит признаки банкротства. Здесь уточняется срок неисполнения должником обязательств, который составляет 3 месяца (с момента  наступления даты исполнения). Кроме  того, для гражданина вводится дополнительный признак: превышение суммы обязательств над стоимостью принадлежащего ему  имущества. Еще один признак, имеющий  содержательное значение, сформулирован  в ст.5. Он касается размеров задолженности. В соответствии с ним дело о  банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу составляют не менее 500, а к должнику - гражданину - не менее 100 минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, российский закон кроме факта неплатежей и временного их отрезка устанавливает и минимальную задолженность.

Аналогичный подход содержит законодательство Англии (там  минимальная задолженность составляет 750 фунтов стерлингов), в отличие  от права Франции, где достаточно формального признака несостоятельности - прекращения платежей.

Претерпели  изменение и нормы, касающиеся процедуры  банкротства, или так называемый процессуальный плюрализм. Закон от 19 ноября 1992 г. делил их на реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Реорганизация включала внешнее управление и санацию, а ликвидация предполагалась в процессе конкурсного производства. Новый Закон не употребляет терминов "реорганизация" и "ликвидация". Статья 23 выделяет четыре процедуры для юридических лиц и две для должников - граждан. Общими являются конкурсное производство и мировое соглашение. Для юридических лиц им предшествуют наблюдение и внешнее управление. Представляется вполне оправданным, что более десяти статей нового Закона посвящаются процедуре наблюдения (гл.4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Федеральная служба России по делам о несостоятельности и

финансовому оздоровлению.

 

Постановлением правительства  РФ от 1 июня 1998 г. N 537 "О Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению" было утверждено Положение о Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. В соответствии с вышеназванными нормативными актами Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций.

 

Она осуществляет возложенные  на нее функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы и представителей на соответствующих территориях. Так, например, в Республике Татарстан, в соответствии с Указом Президента РТ от 11 сентября 1998 г. "О государственном органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению в Республике Татарстан" действует Комитет Республики Татарстан по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.

 

В качестве основных задач  Федеральной службы можно выделить такие, как:

 

 

1. проведение государственной  политики по предупреждению банкротств  лиц, осуществляющих в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предпринимательскую деятельность, по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства;

 

2. исполнение полномочий  государственного органа по делам  о банкротстве и финансовому оздоровлению, а также органа, уполномоченного представлять интересы Российской Федерации по обязательным платежам и Российской Федерации как кредитора по денежным обязательствам при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций;

 

3. разработка и реализация  мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины.

 

В процессе реализации возложенных  на нее задач Федеральная служба:

 

1) принимает участие в  формировании и реализации федеральных  и межгосударственных программ, предусматривающих мероприятия по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций (групп организаций);

 

2) разрабатывает с участием  иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятия по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций, имеющих определяющее значение для экономики страны, и участвует в их реализации;

 

3) ведет учет и анализ  платежеспособности крупных, а  также экономически или социально значимых организаций, представляет предложения по финансовому оздоровлению указанных организаций в Правительство Российской Федерации, а также осуществляет иную деятельность.

 

Кроме того, Служба, дает заключения по вопросам, связанным с определением несостоятельности (банкротства) и финансовым оздоровлением организаций, в том числе:

 

  • о платежеспособности организаций;

 

  • о наличии признаков фиктивного банкротства или преднамеренного банкротства;

 

  • о наличии реальной возможности восстановления платежеспособности организации-должника;

 

  • по обстоятельствам, связанным с особенностями банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц;

 

  • о планах финансового оздоровления организации-должника;

 

  • о возможных последствиях обращения взыскания на имущество должника и целесообразности возбуждения в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника;

 

  • о результатах независимой оценки рыночной стоимости имущества акционерных обществ-должников;

 

Также, данная служба осуществляет в установленном порядке от имени Российской Федерации предусмотренные законодательством Российской Федерации процессуальные права при рассмотрении судами и арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), издает в пределах своей компетенции нормативные и иные правовые акты, в том числе обязательные разъяснения по вопросам реализации процедур, проводит в установленном

порядке проверки финансово-хозяйственной  деятельности неплатежеспособных

организаций, а также осуществляет иную деятельность.

 

Существование такого органа, как Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, позволяет наиболее эффективно осуществлять на основе изучения и обобщения отечественной и зарубежной практики применения законодательства о несостоятельности (банкротстве), кроме того, данная служба участвует в разработке международных договоров по проблемам несостоятельности (банкротства), осуществляет практические наработки в области законодательства о

банкротстве.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Оценка потенциального банкротства

Наиболее известными и  широко используемыми в практике анализа финансово-хозяйственной  деятельности зарубежных предприятий  являются методики диагностики несостоятельности (банкротства), предложенные известным  экономистом Альтманом Z-модели.

1) Самой простой моделью  диагностики банкротства является  двухфакторная модель Э.Альтмана. При построении модели учитываются два показателя, от которых зависит вероятность банкротства – коэффициент текущей ликвидности и отношение заемных средств к активам (коэффициент финансовой зависимости). Достоинством данной модели является ее простота, возможность применения в условиях ограниченного объема информации о предприятии. Но данная модель не обеспечивает высокую точность прогнозирования банкротства предприятия, так как не учитывает влияние на финансовое состояние предприятия других важных показателей (рентабельность, отдачу активов, деловую активность предприятия). Точность прогнозирования увеличивается, если вот внимание принимается большее количество факторов, отражающих финансовое состояние предприятия. Ошибка прогноза с помощью двухфакторной модели оценивается интервалом Z = ± 0,65

Информация о работе История института банкротства в России