История развития института несостоятельности (банкротства) в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Правовой институт несостоятельности (банкротства) - институт комплексный, включающий в себя нормы гражданского права, трудового права, административного права и уголовного права; гражданского и арбитражного процесса. Специфика этого института определяется тем, что его функционирование возможно только в рамках рыночной экономики, причем достигшей определенного уровня развития. Процедура банкротства является «санитаром» экономики устраняя неэффективных участников хозяйственного оборота. При плановой экономике указанный институт не был востребован

Содержание работы

Введение

1. История развития института несостоятельности (банкротства) в России

2. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития

3. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)

4. Процессуальные особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 44.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

Введение

 

1. История развития института  несостоятельности (банкротства) в  России

 

2. Российское законодательство  о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции  развития

 

3. Понятие, критерии и  признаки несостоятельности (банкротства)

 

4. Процессуальные особенности  рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

Введение

 

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

 

Как и в других областях человеческих знаний, законодательство о банкротстве являясь относительно новым явлением в нашей стране, требует ответа на многие вопросы.

 

Правовой институт несостоятельности (банкротства) - институт комплексный, включающий в себя нормы гражданского права, трудового права, административного права и уголовного права; гражданского и арбитражного процесса. Специфика этого института определяется тем, что его функционирование возможно только в рамках рыночной экономики, причем достигшей определенного уровня развития. Процедура банкротства является «санитаром» экономики устраняя неэффективных участников хозяйственного оборота. При плановой экономике указанный институт не был востребован. Убыточные предприятия имели возможность пользоваться поддержкой государства. Таким образом, возрождение института несостоятельности стало возможным в нашей стране только с переходом к рыночным отношениям.

 

Существование института банкротства обусловлено несколькими причинами. Во-первых, необходимо оградить экономический оборот и его участников от последствий неэффективной работы тех из них, кто проявил неспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, если эта неспособность приобретает стойкий характер. С одной стороны возникает необходимость устранения из оборота такого участника. С другой стороны, желательно попытаться сохранить его как производителя товаров, работ или услуг и работодателя. При этом в обоих случаях, поскольку юридические лица отвечают всем своим имуществом, следует предотвратить обращение всего или большей части всего этого имущество на удовлетворение требований одного или нескольких наиболее расторопных кредиторов и лишение остальных кредиторов возможности получить хотя бы частичное удовлетворение. Наряду с этим нужно защитить интересы самого несостоятельного должника, и решение вопроса о сохранении или ликвидации подчинить установленным законом процедурам. Ликвидация безнадежно неплатежеспособных должников является вынужденной мерой. Она выводит неэффективные предприятия из числа действующих. Однако признание должника банкротом имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает не только имущественные интересы должника, но и права и интересы большого круга других лиц. Поэтому законодательство предлагает комплекс мер по восстановлению платежеспособности должника, направленных на предотвращение массовых банкротств.

 

В тоже время процедура банкротства для должника часто является положительной мерой. Она позволяет ему погасить свои обязательства за счет имеющегося имущества и затем, освободившись от долгов, начать или продолжить собственное дело.

 

 

1. История развития  института несостоятельности (банкротства) в России

 

Исторические корни института несостоятельности (банкротства) в России достаточно глубоки. Хотя само слово «банкротство» появилось уже в Русской правде (одном из первых русских законодательных актов, действовавшем в Древней Руси в 11-12 вв.).

 

Законодателем того времени выделяются два вида несостоятельности:

 

- несчастная (невиновная) несостоятельность, возникшая в случае наступления  различного рода обстоятельств: пожара, стихийного бедствия;

 

- злонамеренная (виновная) несостоятельность, которая могла наступить в  случае легкомысленного поведения  купца (растрата вверенных средств, потеря товара).

 

При этом и та и другая были видами коммерческой несостоятельности.

 

Подход к несостоятельности, обозначенный в Русской правде, сохранился и в более позднем российском законодательстве. Так, в Вексельном уставе 1729г. понятие несостоятельности связывалось с процедурой акцепта векселя.

 

После принятия Вексельного устава развитие института несостоятельности происходило путем появления прецедентов.

 

Важной вехой в развитии института несостоятельности стало принятие 19 декабря 1800 г. Банкротского устава. Это была первая попытка комплексного регулирования несостоятельности путем принятия единого кодифицированного акта.

 

Под несостоятельностью понималось такое имущественное положение лица (физического или юридического), при котором последнее не в состоянии удовлетворить требования своих кредиторов. Оно явилось следствием или очевидной недостаточности имущества, или стечения таких обстоятельств временного расстройства дел, которые дают основание предполагать недостаточность у должника средств и невозможность полной расплаты с кредиторами.

 

В отличие от Русской правды Банкротский устав выделяет три вида несостоятельности:

 

- несостоятельность несчастная, которая может быть признана  лишь при наличии непредвиденных  обстоятельств, нисколько не зависящих  от действий должника (пожар, наводнение);

 

- неосторожная, происходившая от вины самого должника;

 

- злостная, иначе, злонамеренное банкротство.

 

Новым в законодательстве о банкротстве явилось введение мер по обеспечению иска в отношении предполагаемого банкрота. Эти меры применялись как по отношению к личности самого должника, так и по отношению к его имуществу (арест имущества должника, выражающийся в опечатывании не только имущества должника, но и документации, связанной с его деятельностью).

 

В 1832г. был принят новый Устав о несостоятельности. Он установил сложную систему родов и разрядов долгов, где преимущественное положение имели церкви и монастыри. Одним из способов наиболее эффективного удовлетворения интересов кредиторов стало выделение из общего числа кредиторов так называемых кураторов, руководивших работой общего собрания, а также выполнявших некоторые функции по управлению имуществом должника. За кураторами закреплялось право на признание недействительными сделок должника и отказ от исполнения текущих договоров.

 

Дальнейшая эволюция законодательства о банкротстве характеризуется выходом в свет ряда указов Сената. Так, Указом Сената 1806г. устанавливался запрет выбора кураторов из посторонних лиц, т.е. не являющихся кредиторами должника. Указом Сената 1809 г. закреплялось положение, согласно которому конкурсное производство прекращалось при наличии у должника одного кредитора, но требования кредитора при этом удовлетворялись в порядке, предусмотренным указом.

 

В 1846г. действие норм о торговой несостоятельности было распространено на дворянство.

 

Достаточно четко были определены критерии разграничения торговой и неторговой несостоятельности, вытекающие из оснований их возникновения. В решении Сената 1899г. было указано, что для признания несостоятельности торговой необходимо, чтобы хотя бы один долг происходил из торговли. Происхождение долга из торговли подразумевало осуществление должником предпринимательской деятельности.

 

Следующим этапом в развитии института несостоятельности (банкротства) было принятие в 1922г. Гражданского кодекса РСФСР, в 1923г. - Гражданского процессуального кодекса РСФСР.

 

С 1930-х гг. в России правоотношения, связанные с несостоятельностью предприятий, практически не регулировалась. официальная доктрина не признавала институт банкротства, поскольку при плановой социалистической экономике нет места несостоятельности. в начале 1960-х гг. нормы о банкротстве вообще были исключены из законодательства СССР.

 

В законодательстве Российской Федерации институт банкротства получил правовое закрепление в 1992 г. в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».

 

Так, главными причинами необходимости реформирования законодательства о банкротстве явилось отсутствие опыта его применения и нецелесообразность заимствования практики у иных, более развитых в экономическом и политическом плане стран без учета российской действительности. В результате этого была создана российская правовая система регулирования несостоятельности. Федеральный закон от 8 января 1998г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» был в большей степени направлен на защиту интересов кредиторов. В результате он из средства оздоровления экономики превратился в источник конфликтов, привел к разорению многих платежеспособных предприятий. Нередко кредиторы были заинтересованы не в осуществлении мер по финансовому оздоровлению предприятий, а в их банкротстве и овладении их имуществом.

 

Эти и многие другие обстоятельства вызвали необходимость разработки и принятия нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Российское законодательство  о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции  развития

 

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой являются положения ГК РФ. Данные положения можно разделить на три группы:

 

- нормы ГК РФ, непосредственно  регулирующие несостоятельность  индивидуальных предпринимателей (ст.25) и юридических лиц (ст.65);

 

- нормы ГК РФ, содержащие  специальные указания по применению  положений о несостоятельности (банкротстве) - ст. 64 (об очередности удовлетворения  требований кредиторов) и др.;

 

-нормы ГК РФ, непосредственно  не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее  значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротства) юридических лиц.

 

Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», задачами которого являются исключение из оборота неплатежеспособных субъектов и предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности.

 

Кроме того, в систему законодательства, регулирующего банкротство, входят:

 

- Федеральный закон от 25 февраля 1999г. №40-ФЗ « О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

 

- Федеральный закон от 24 июня 1999г. № 122-ФЗ « Об особенностях  несостоятельности (банкротства) субъектов  естественных монополий топливно-энергетического  комплекса»;

 

- постановление Правительства  РФ от 3 февраля 2005г. № 52 «О регулирующем  органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих»;

 

- постановление Правительства  РФ от 29 мая 2004 г. №257 « Об обеспечении  интересов РФ как кредитора  в делах о банкротстве и  в процедурах банкротства»;

 

- постановление Правительства  РФ от 19 сентября 2003г. № 586 « О требованиях  к кандидатуре арбитражного управляющего  в деле о банкротстве стратегического  предприятия или организации»;

 

- Информационное письмо  Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003г. №74 « Об отдельных особенностях  рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

 

- Постановление Пленума  ВАС РФ от 8 апреля 2003г. №4 « О  некоторых вопросах, связанных с  введением в действие Федерального  закона «О несостоятельности (банкротстве)»»

 

- Постановление Пленума  ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О  некоторых вопросах практики  применения Федерального закона  « О несостоятельности (банкротства)»».

 

Анализ действующего законодательства о банкротстве позволил сформулировать следующие принципиальные положения :

 

институт банкротства не может быть отнесен только к одной отрасли права, поскольку является комплексным институтом права, сочетающим нормы различных его отраслей. Законодательство о несостоятельности (банкротстве), носящее комплексный характер, находиться на стыке публичного и частного права.

 

Основной тенденцией законодательства о несостоятельности (банкротстве) является развитие его по схеме: общий закон - специальный закон - другие нормативные акты.

К числу законов прежде всего следует отнести ГК РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ. В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности. Во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ.

 

Специальные законы - это Закон о банкротстве 2002г., Федеральный закон « О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса».

 

Необходимо отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах;

 

3) одним из направлений  реформирования современного законодательства  о несостоятельности (банкротстве) является внесение в него изменений  и дополнений.

 

В настоящее время важен концептуальный подход. В связи с этим в литературе обоснованно отмечается, что «наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования, предполагающей поиск основных направлений изменения указанного законодательства с ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений».

 

3. Понятие, критерии  и признаки несостоятельности (банкротства)

Информация о работе История развития института несостоятельности (банкротства) в России