Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 17:17, курсовая работа
Правовой институт несостоятельности (банкротства) - институт комплексный, включающий в себя нормы гражданского права, трудового права, административного права и уголовного права; гражданского и арбитражного процесса. Специфика этого института определяется тем, что его функционирование возможно только в рамках рыночной экономики, причем достигшей определенного уровня развития. Процедура банкротства является «санитаром» экономики устраняя неэффективных участников хозяйственного оборота. При плановой экономике указанный институт не был востребован
Введение
1. История развития института несостоятельности (банкротства) в России
2. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития
3. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
4. Процессуальные особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)
Заключение
Список литературы
Следующей отличительной особенностью, связанной с подсудностью дел о банкротстве арбитражным судам, является неприменимость статьи 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении указанной категории дел арбитражными судами.
В соответствии с данной статьей спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражным судам, до вынесения окончательного решения по делу по соглашению сторон может быть передан на рассмотрение третейского суда. Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение третейского суда.
Кроме того, необходимо отметить, что рассмотрение арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации в соответствии со статьей 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации осуществляется в коллегиальном составе: в составе трех профессиональных судей. Обязательность коллегиального рассмотрения дел о банкротстве связана в первую очередь со сложностью и, как правило, большим объемом фактического материала, который необходимо исследовать для всестороннего полного и объективного вынесения окончательного судебного акта по делу. Также, вводя обязательность коллегиального рассмотрения дел о банкротстве, законодатель исходил из той специфики, которая присуща данной категории дел и связана в первую очередь с решением целого комплекса сложных финансовых и экономических вопросов, рассмотрение которых необходимо для установления причин и оснований банкротства, а также тех возможных процедур, которые арбитражный суд должен применить к должнику.
Дела о несостоятельности (банкротстве) не являются делами искового производства, а относятся Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации к категории дел особого производства. Отнесение указанных дел к категории особого производства связано, во-первых, с необходимостью установления фактов, имеющих юридическое значение для должника, кредиторов, а также иных заинтересованных лиц. К таким фактам относятся: наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность проведения процедур финансовой санации должника, возможность проведения организационных процедур, направленных на оздоровление платежеспособности должника. И, во-вторых, с решением специфических финансово - экономических задач, а также необходимостью учета интересов значительного числа кредиторов и иных заинтересованных лиц. Для объективного и успешного решения указанных вопросов требуется введение специальных процедур, юридически полная и всесторонняя регламентация которых в рамках общих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представляется возможной.
Следующей специфической особенностью, связанной с рассмотрением дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций в арбитражных судах, является строго определенный и исчерпывающий круг субъектов, которые имеют право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельной (банкротом) кредитной организации.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) кредитной организации обладают: кредитная организация - должник, кредиторы кредитной организации, включая граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) банковского счета, Центральный банк Российской Федерации, прокурор в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 40 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по требованиям, вытекающим из уплаты кредитной организацией обязательных платежей в бюджеты различных уровней, иные уполномоченные органы по обязательствам, связанным с уплатой обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Установление статьей 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" исчерпывающего круга лиц, имеющих право на обращение с заявлением о признании кредитной организации несостоятельным (банкротом) существенно отличается от общих положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми (пункт 2 статьи 34) с исковым заявлением в своих интересах в арбитражный суд могут обратиться любые организации или граждане - предприниматели, и только в судебном заседании арбитражным судом будет выясняться законность и обоснованность заявленных требований.
Кроме указанных лиц, обладающих правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) кредитной организации, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" также определяет лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе.
По аналогии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" включены нормы, определяющие круг лиц, участвующих в деле о банкротстве кредитной организации. Состав этих лиц отличается от состава лиц, предусмотренных в соответствующих нормах Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" лицами, участвующими в деле о банкротстве кредитной организации, являются лица, указанные в соответствующих нормах Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". К числу таких лиц статья 30 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" относит следующих: кредитная организация - должник, арбитражный управляющий (в случае банкротства кредитной организации - временный управляющий и конкурсный управляющий), конкурсные кредиторы, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по требованиям, вытекающим из уплаты кредитной организацией обязательных платежей в бюджеты различных уровней, иные уполномоченные органы по обязательствам, связанным с уплатой обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, прокурор в случае рассмотрения дела о банкротстве кредитной организации по его заявлению, государственный орган по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.
Лица, участвующие в деле о банкротстве кредитной организации, пользуются правами и несут обязанности, установленные статьей 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, временный управляющий, конкурсный управляющий пользуются правами и несут обязанности, установленные соответствующими статьями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Также необходимо отметить, что в случае возбуждения арбитражным судом дела о признании кредитной организации несостоятельным (банкротом) по заявлению Центрального банка Российской Федерации, он также будет относиться к числу лиц, участвующих в деле о банкротстве.
В отличие от лиц, участвующих в деле о банкротстве кредитной организации, которые имеют личную заинтересованность в исходе дела, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" определяет также лиц, содействующих правосудию, которые, как правило, не имеют личной заинтересованности в исходе дела. В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве кредитной организации, являются лица, указанные в соответствующих нормах Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии со статьей 31 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" участниками арбитражного процесса по делу о банкротстве кредитной организации являются: представители работников должника, иные лица, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". К числу таких лиц, которые могут принимать участие в деле о банкротстве кредитной организации в соответствии со статьей 43 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся: свидетель, эксперт, переводчик, представители лиц, участвующих в деле о банкротстве кредитной организации.
Права, обязанности и ответственность данных участников арбитражного процесса определены соответственно статьями 44, 45, 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Важно также отметить, что согласно пункту 1 статьи 148 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" при рассмотрении дела о банкротстве кредитной организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, в качестве лица, участвующего в арбитражном процессе о банкротстве, признается также государственный орган Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг.
При этом пунктом 2 статьи 148 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" определено, что особенности процедур банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг, кроме названного Федерального закона, могут также регулироваться иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящий момент названные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, предусматривающие дополнительные особенности процедур банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг, в Российской Федерации не приняты.
Однако в случае их принятия банкротство кредитных организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, должно осуществляться с учетом тех особенностей, которые будут содержаться в указанных федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Порядок возбуждения дела о банкротстве кредитной организации в арбитражном суде определяется Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Поводом к возбуждению дела о банкротстве кредитной организации является обращение в арбитражный суд с заявлением лиц, указанных в пункте 1 статьи 35 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Заключение
В контексте рассматриваемой проблемы можно выделить следующие предложения по совершенствованию законодательства о банкротстве и практики его применения:
Необходимо законодательно разграничить понятия “банкротство” и “несостоятельность”. Несостоятельность - это состояние экономического субъекта прекратившего платежи по своим долгам, а банкротство есть несостоятельность, сопряженная с виновными действиями должника, направленными на причинение вреда кредиторам. Такой подход законодателя будет не только терминологически точнее, но и видоизменял бы идеологию правового регулирования последствий несостоятельности различного рода. Такое проведение различий между несостоятельными должниками по принципу вины немаловажно.
Можно сделать вывод, что банкротство есть неотъемлемая часть функционирования любой развитой экономики. Российский институт несостоятельности обладает большим набором правовых средств, действие которых направлено на оздоровление экономики. Каждому руководителю следует изучить рассматриваемый институт, разобраться в его сущности, причинах банкротства, проанализировать отечественный и зарубежный опыт.
Список литературы
1. Конституция Рос. Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета.- 1993.- 25 декабря; 1996.- 13 января; 15 февраля; 2001. - 14 июня.
2. Гражданский кодекс Рос. Федерации. Часть I: Гражданский кодекс. Часть I от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. - 1994.- № 32. - Ст. 3301; 1996.- № 34. - Ст. 4026; № 9. - Ст. 773; 1999.- № 28. - Ст. 3471; 2001.- № 17. - Ст. 1644; № 21. - Ст. 2063; 2002.- № 12. - Ст. 1093;№ 48. - Ст. 4746, 4737; 2003.- № 2. - Ст. 167.
3. Арбитражный процессуальный кодекс Рос. Федерации: Арбитражный процессуальный кодекс от 5 мая 1995 г. № 70-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. - 1995.- № 19. - Ст. 1709 (не действует).
4. Гражданский кодекс Рос. Федерации. Часть II: Гражданский кодекс. Часть II от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. - 1996.- № 5. - Ст. 410; № 34. - Ст. 4025; 1997.- № 43. - Ст. 4903; №52.- Ст. 5930; 1999. - № 51 . - Ст. 6288; 2002.- № 48. - Ст. 4737; 2003.- № 2. - Ст. 160, 167; № 13. - Ст. 1179.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Рос. Федерации: Арбитражный процессуальный кодекс от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. - 2002.- № 30. - Ст. 3012 .
6. Об исполнительном
7. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон 8 января 1998 года № 6-ФЗ // Собрание Законодательства Рос. Федерации. - 1998. - N 2. - Ст. 222. (не действует).
8. О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: Федеральный закон 25 февраря 1999 года № 40-ФЗ // Собрание Законодательства Рос. Федерации. - 1999. - N 9. - Ст. 1097; 2000.- № 2. - Ст. 127; 2001.- № 26. - Ст. 2590; № 33 (часть 1). - Ст. 3419; 2002. - № 12. - Ст. 1093.
Информация о работе История развития института несостоятельности (банкротства) в России