Классификация кризисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, комплексно исследовать классификацию кризисов и причины их возникновения. Для достижения поставленной цели мы будем рассматривать следующие задачи: а) Определение понятия кризиса и причин его возникновения;
б) Анализ видов и классификаций кризисов;
в) Изучение кризисов в государственном управлении;
г) Изучение кризисов на предприятии.

Файлы: 1 файл

на печ анти криз.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм. В организационном устройстве любой социально-экономической системы могут обостряться организационные отношения. Это проявляется в деловых конфликтах, в возникновении неразберихи, безответственности, сложности контроля и пр., что бывает при чрезмерном или быстром росте социально-экономической системы, изменении условий ее функционирования и развития, ошибках при частичной реконструкции организации или организационной перестраховке, рождающей бюрократические тенденции. Организационный кризис проявляется часто как паралич организационной деятельности. Одной из его форм является ее неумеренная бюрократизация.

Психологические кризисы также нередки в современных условиях социально-экономического развития. Это кризисы психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением. Это кризисы в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной трупы.

Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений. В более обобщенном плане такие кризисы могут выглядеть кризисами научно-технического прогресса — обострение противоречий между его тенденциями, возможностями, последствиями.

По непосредственным причинам возникновения кризисы разделяются на:

    • природные(ураганы, пожары)
    • общественные(общественные отношения во всех видах их проявления.
    • экологические(истощение ресурсов, загрязнения окружающей среды)

  Все это не может не отражаться на экономике, психологии человека, социальных и политических процессах. При определенных масштабах такие явления природы рождают кризисы.

  Кризисы  также могут быть:

    • предсказуемыми (закономерными);
    • неожиданными (случайными).

   Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса — потребности реструктуризации производства, изменение структуры интересов под воздействием научно-технического прогресса.

Неожиданные кризисы  часто бывают результатом или  грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.

Разновидностью  предсказуемых кризисов является циклический  кризис (конечно, в том случае, если известна и изучена природа кризиса  и его характер). Он может возникать периодически и имеет известные фазы своего наступления и протекания.

Существуют  также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно  и легко обнаруживаются. Вторые являются скрытыми, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны.

Кризисы бывают:

    • глубокие;
    • легкие.

    Глубокие, острые кризисы часто ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок. Легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно.

   Вся совокупность возможных кризисов разделяется также на группы кризисов, затяжных и кратковременных. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.

2. КРИЗИСЫ  В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

2.1 Источник  государственной власти и ее  признаки

 

Орган государственного управления - учрежденная в установленном (официальном, юридическом) порядке структура, выполняющая от имени государства какую-либо одну или несколько функций в соответствии со своим специальным предназначением, обладающая организационным единством, полномочиями (совокупностью прав и обязанностей). Органом государственного управления могут быть одно должностное лицо или организованная группа должностных лиц, уполномоченных государством на реализацию властно-управленческих функций.

Признаки государственной власти и системы государственного управления:

  • легитимность, т.е. признание обществом их законности и правомерности;
  • официальный характер, регламентируемый конституцией и законами;
  • структурированность аппарата власти, т.е. наличие специально созданных и взаимодействующих институтов власти;
  • обязательный характер ее решений; наличие права на легитимное принуждение и использование специальных служб;
  • возможность отменять постановления и решения негосударственных политических организаций в установленном законом порядке;
  • обладание исключительными правами, такими, как законное изъятие части доходов граждан и организаций посредством налогообложения.

Основные направления  государственного антикризисного управления:

  • совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;
  • оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям;

принятие Правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей со стороны государственных органов заказчика;

  • приватизация и ликвидация предприятий-должников;
  • совершенствование деятельности арбитражных судов и повышение действенности судебных приставов.

 

2.2 Кризис  государственного управления и  его сущностные признаки

 

Следует различать  жизненные циклы государственной  власти и государственного управления. Этапы формирования, развития, сбалансированного  осуществления и старения, разложения государственной власти и аналогичные процессы жизненного цикла системы гос. управления не совпадают по времени и амплитуде, а порой и знаку (подъем — спад). Волновая динамика жизненных процессов государственной власти несколько опережает соответствующие изменения в системе госуправления.

Кризисы власти (которые бывают намного реже, чем  кризисы управления) являются отображением непригодности системы и вызывают значительные издержки в политической, экономической и социальной сферах государства, остро ощущаются в низовом хозяйственном звене (производственных фирмах). В этом контексте для антикризисного менеджмента хозяйственных организаций (фирм) имеют важное значение экспресс-оценка, мониторинг протекания процессов жизненного цикла, с тем чтобы своевременно корректировать стратегию взаимодействия с внешней средой, а также внутреннего развития.

Черты экономического кризиса на макроуровне:

  • превышение предложения над спросом, ведущее к накоплению товарных запасов и падению цен;
  • кризис сбыта и падение цен, ведущие к сокращению производства;

большое число  банкротств и крахов организаций;

  • массовая безработица;

падение заработной платы и уровня жизни;

Рост потребности в деньгах для оплаты обязательств (всеобщая погоня за деньгами),  что ведет к росту ссудного процента. Кризис государственного управления - особое переломное состояние в развитии и функционировании политической системы общества, государственно-властных структур, характеризуемое нестабильностью, разбалансированностью деятельности политических институтов, снижением уровня управляемости социально-экономическими процессами, обострением политических конфликтов, нарастанием критической активности масс.

Сущностными признаками кризиса государственного управления являются:

  • обострение экономических и социальных конфликтов, которое приобретает ярко выраженный политический характер, так как требования и запросы адресуются структурам власти для изменения ее политического курса, стратегии и методов управления;
  • неспособность государственной власти управлять разрастающимися конфликтами, регулировать социально-экономические процессы и отношения прежними традиционными методами. Внутренняя и внешняя государственная политика все более проявляется как «зигзаговая», как политика шараханья и чехарды;
  • разбалансированность структурно-функциональной системы управления и политических институтов власти, разрыв взаимодействия, конструктивных связей с окружающей средой; крах легитимности государственной власти; напряженное состояние общества, грозящее катастрофой.

 

2.3 Этапы  проявления кризиса государственного управления

 

Кризис государственного управления развивается поэтапно.

Первый, начальный этап характеризуется возникновением многочисленных конфликтных очагов в самых различных областях общественной жизни. В гибких плюралистических системах кризисы выявляют новое соотношение сил и интересов, их развязка может означать не что иное, как источник нового подъема общественного развития. В этом случае конфликты выполняют корректирующую, стабилизирующую роль.

Второй  этап - развитие конфликтных ситуаций в обществе до такой степени, когда они уже не могут быть разрешены путем компромиссов и отражают функциональное расстройство механизмов деятельности государственной власти, общественных институтов, несоответствие структур, форм и методов управления изменившимся социально-экономическим условиям.

Третий  этап - развитие и обострение кризиса, распад существующих политических структур и энтропия системы государственного управления, т.е. рассеяние, обесценивание государственной власти, утрата властными органами своего сущностного качества — оказывать управляющее воздействие на общественные процессы.

      Специфика социально-политических конфликтов переходного периода заключается в том, что если в условиях общественной стабильности они носят преимущественно горизонтальный характер (борьба в рамках режима), то в переходный период – вертикальный – борьба против режима, за установление нового.

      Раннее распознавание признаков кризисных ситуаций становится основной задачей антикризисного управления.

Средства профилактики кризисных ситуаций: правовое обеспечение деятельности органов государственной власти и управления, установление демократической процедуры законотворчества, действие всех государственных органов в рамках и на основе закона, соблюдение правовых процедур разрешения споров, упорядочение правового статуса государственных органов, других институтов политической системы, включая партии, общественные организации и движения, местное самоуправление, конкретизация правополномочий различных участников общественной деятельности.

 

3. КРИЗИСЫ  В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

 

3.1 Причины, факторы, симптомы возникновения кризисов

 

Фактор кризиса - событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.

Причина кризиса - события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.

Симптомы - первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить.

Кризис организации – это резкое обострение внутриорганизационных процессов и отношений с ее институциональной средой, ведущее к неплатежеспособности предприятия, и как следствие, к банкротству.

Кризис предприятия  вызывается несоответствием его  финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных факторов, которые можно разделить на две основные группы:

а) внешние - не зависящие от деятельности предприятия;

б) внутренние - зависящие от деятельности предприятия.

Внешние факторы  возникновения кризиса можно  в свою очередь подразделить:

  • социально-экономические факторы общего развития страны:
        1. рост инфляции;
        1. нестабильность налоговой системы;
        2. нестабильность регулирующего законодательства;
        3. снижение уровня реальных доходов населения;
        4. рост безработицы;
  • рыночные факторы:
        1. снижение емкости внутреннего рынка;
        2. усиление монополизма на рынке;
        3. нестабильность валютного рынка;
        4. рост предложения товаров-субститутов;
  • прочие внешние факторы:
  1. политическая нестабильность;
  2. стихийные бедствия;
  3. рост криминогенной ситуации.

Внутренние  факторы возникновения кризиса  подразделяются на:

а) управленческие:

  1. высокий уровень коммерческого риска;
  2. недостаточное знание конъюнктуры рынка;
  3. неэффективный финансовый менеджмент;
  4. плохое управление издержками производства;
  5. отсутствие гибкости в управлении;

Информация о работе Классификация кризисов