Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 15:42, контрольная работа
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, комплексно исследовать классификацию кризисов и причины их возникновения. Для достижения поставленной цели мы будем рассматривать следующие задачи: а) Определение понятия кризиса и причин его возникновения;
б) Анализ видов и классификаций кризисов;
в) Изучение кризисов в государственном управлении;
г) Изучение кризисов на предприятии.
Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм. В организационном устройстве любой социально-экономической системы могут обостряться организационные отношения. Это проявляется в деловых конфликтах, в возникновении неразберихи, безответственности, сложности контроля и пр., что бывает при чрезмерном или быстром росте социально-экономической системы, изменении условий ее функционирования и развития, ошибках при частичной реконструкции организации или организационной перестраховке, рождающей бюрократические тенденции. Организационный кризис проявляется часто как паралич организационной деятельности. Одной из его форм является ее неумеренная бюрократизация.
Психологические кризисы также нередки в современных условиях социально-экономического развития. Это кризисы психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением. Это кризисы в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной трупы.
Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений. В более обобщенном плане такие кризисы могут выглядеть кризисами научно-технического прогресса — обострение противоречий между его тенденциями, возможностями, последствиями.
По непосредственным причинам возникновения кризисы разделяются на:
Все это не может не отражаться на экономике, психологии человека, социальных и политических процессах. При определенных масштабах такие явления природы рождают кризисы.
Кризисы также могут быть:
Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса — потребности реструктуризации производства, изменение структуры интересов под воздействием научно-технического прогресса.
Неожиданные кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.
Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис (конечно, в том случае, если известна и изучена природа кризиса и его характер). Он может возникать периодически и имеет известные фазы своего наступления и протекания.
Существуют
также кризисы явные и
Кризисы бывают:
Глубокие, острые кризисы часто ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок. Легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно.
Вся совокупность возможных кризисов разделяется также на группы кризисов, затяжных и кратковременных. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.
2. КРИЗИСЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Источник государственной власти и ее признаки
Орган государственного управления - учрежденная в установленном (официальном, юридическом) порядке структура, выполняющая от имени государства какую-либо одну или несколько функций в соответствии со своим специальным предназначением, обладающая организационным единством, полномочиями (совокупностью прав и обязанностей). Органом государственного управления могут быть одно должностное лицо или организованная группа должностных лиц, уполномоченных государством на реализацию властно-управленческих функций.
Признаки государственной власти и системы государственного управления:
Основные направления государственного антикризисного управления:
принятие Правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей со стороны государственных органов заказчика;
2.2 Кризис государственного управления и его сущностные признаки
Следует различать
жизненные циклы
Кризисы власти
(которые бывают намного реже, чем
кризисы управления) являются отображением
непригодности системы и
Черты экономического кризиса на макроуровне:
большое число банкротств и крахов организаций;
падение заработной платы и уровня жизни;
Рост потребности в деньгах для оплаты обязательств (всеобщая погоня за деньгами), что ведет к росту ссудного процента. Кризис государственного управления - особое переломное состояние в развитии и функционировании политической системы общества, государственно-властных структур, характеризуемое нестабильностью, разбалансированностью деятельности политических институтов, снижением уровня управляемости социально-экономическими процессами, обострением политических конфликтов, нарастанием критической активности масс.
Сущностными признаками кризиса государственного управления являются:
2.3 Этапы
проявления кризиса государстве
Кризис государственного управления развивается поэтапно.
Первый, начальный этап характеризуется возникновением многочисленных конфликтных очагов в самых различных областях общественной жизни. В гибких плюралистических системах кризисы выявляют новое соотношение сил и интересов, их развязка может означать не что иное, как источник нового подъема общественного развития. В этом случае конфликты выполняют корректирующую, стабилизирующую роль.
Второй этап - развитие конфликтных ситуаций в обществе до такой степени, когда они уже не могут быть разрешены путем компромиссов и отражают функциональное расстройство механизмов деятельности государственной власти, общественных институтов, несоответствие структур, форм и методов управления изменившимся социально-экономическим условиям.
Третий этап - развитие и обострение кризиса, распад существующих политических структур и энтропия системы государственного управления, т.е. рассеяние, обесценивание государственной власти, утрата властными органами своего сущностного качества — оказывать управляющее воздействие на общественные процессы.
Специфика социально-политических конфликтов переходного периода заключается в том, что если в условиях общественной стабильности они носят преимущественно горизонтальный характер (борьба в рамках режима), то в переходный период – вертикальный – борьба против режима, за установление нового.
Раннее распознавание признаков кризисных ситуаций становится основной задачей антикризисного управления.
Средства профилактики кризисных ситуаций: правовое обеспечение деятельности органов государственной власти и управления, установление демократической процедуры законотворчества, действие всех государственных органов в рамках и на основе закона, соблюдение правовых процедур разрешения споров, упорядочение правового статуса государственных органов, других институтов политической системы, включая партии, общественные организации и движения, местное самоуправление, конкретизация правополномочий различных участников общественной деятельности.
3. КРИЗИСЫ
В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ (
3.1 Причины, факторы, симптомы возникновения кризисов
Фактор кризиса - событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.
Причина кризиса - события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.
Симптомы - первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить.
Кризис организации – это резкое обострение внутриорганизационных процессов и отношений с ее институциональной средой, ведущее к неплатежеспособности предприятия, и как следствие, к банкротству.
Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных факторов, которые можно разделить на две основные группы:
а) внешние - не зависящие от деятельности предприятия;
б) внутренние - зависящие от деятельности предприятия.
Внешние факторы возникновения кризиса можно в свою очередь подразделить:
Внутренние факторы возникновения кризиса подразделяются на:
а) управленческие: