Классификация кризисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, комплексно исследовать классификацию кризисов и причины их возникновения. Для достижения поставленной цели мы будем рассматривать следующие задачи: а) Определение понятия кризиса и причин его возникновения;
б) Анализ видов и классификаций кризисов;
в) Изучение кризисов в государственном управлении;
г) Изучение кризисов на предприятии.

Файлы: 1 файл

на печ анти криз.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

     6) недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности;

б) производственные:

  1. необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;
  2. устаревшие и изношенные основные фонды;
  3. низкая производительность труда;
  4. высокие энергозатраты;
  5. перегруженность объектами социальной сферы;

в) рыночные;

  1. низкая конкурентоспособность продукции;
  2. зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.

Существуют  следующие фазы кризиса предприятия (симптомы кризиса):

  • снижение рентабельности и объемов прибыли (кризис в широком смысле);
  • убыточность производства;
  • истощение или отсутствие резервных фондов;
  • неплатежеспособность.

 

3.2 Виды, фазы и циклы кризиса в организации

 

Организационные кризисы можно классифицировать:

    1. технологический – при его возникновении устаревшее оборудование и технология не позволяют выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию, что приводит к финансовым потерям;
    2. социально-управленческий – возникает в результате появления между работниками или их групп конфликтов, что ведет к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;
    3. финансовый – возникает в результате нерационального использования собственного капитала и заемных средств, неэффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой финансовые потери;
    4. организационный – возникает в результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппарата управления в организации;
    5. информационный – является следствием ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящей на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в организации, что вызывает возникновение и увеличение различных потерь;
    6. кризис взаимодействия между собственниками организации или с властью, что не позволяет проводить эффективную политику и в результате приносит существенные потери в организации.

В конечном итоге  эти кризисы между собой достаточно тесно связаны и, как правило, отражаются на финансах организации.

Фазы возможно развития и преодоления кризисов:

I фаза. Спад (снижение показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности) из-за внешних факторов рынка.

II фаза. Дальнейшее ухудшение результатов деятельности под влиянием внутренних причин в организации (без ухудшений внешних условий на рынке).

III фаза. Депрессия – приспособление организации к новым условиям хозяйствования на более низком уровне доходов (при условии принятия первоочередных антикризисных мер).

IV фаза. Восстановление финансового равновесия, оживление производства – восстановление производства и реализации продукции до предкризисного уровня.

V фаза. Рост производства, ускорения экономического развития организации, увеличение объемов продаж и реализации в краткосрочной перспективе.

VI фаза. Поддержание нового экономического уровня развития предприятия, его устойчивости в длительной перспективе, создание условий для самофинансирования.

В менеджменте  знания о кризисе, его возможных проявлениях в жизнедеятельности системы – основой базис для разработки эффективной программы антикризисных мероприятий.

Один из наиболее рациональных заключается в выделении пятиэтапного цикла развития:

1) экспрелентное  состояние — зарождение организации, формирование ее структуры. На этом этапе требуются повышенное внимание и помощь внешних организаций в лице крупных фирм, государственных и муниципальных органов, с тем чтобы создаваемая организация не самоликвидировалась;

2) патентное  состояние — организационное оформление и завоевание определенного сегмента рынка, количественный рост;

3) виолентное  состояние — устойчивое положение  на рынке, агрессивная стратегия.  Фирмы-виоленты бывают в форме  национального, интернационального  и деструктированного виолента. Первая форма характерна для индустриальных организаций, энергично действующих в национальном масштабе. Вторая форма свойственна крупным диверсифицированным организациям с зарубежной филиализацией. Третья форма указывает на гипертрофированные габариты с низкой управляемостью организации, свидетельствующие о ее закате в качестве динамичной экономической системы и предрасположенности к качественному переходу;

4) коммутантное  состояние — характеризует приход  организации в упадок. Происходят  ее структурное и предметное упрощение, распад на малые организации, специализирующиеся на отдельных продуктах, как правило, с пониженными эксплуатационными качествами. Угасает НИОКР, Продукция не совершенствуется и не обновляется. Рынок сбыта сужается и локализуется;

5) леталентное  состояние — характеризуется  деструктуризацией организации,  прекращением ее существования  в прежнем качестве. Полностью  изменяется производственный профиль.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании  проведенного исследования можно сделать  следующие выводы

Причины кризиса  могут быть различными. Они делятся  на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а  также природные, характеризующие  явления климата, землетрясения и др. Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр.

Кризисы могут  оказывать различное влияние  на развитие социально-экономических  систем. Возможно разрушение или обновление организации, ее оздоровление или возникновение  нового, более разрушительного кризиса.

Кризисы прогрессивны, при всей их болезненности.

Последствия кризиса  определяются не только его природой и параметрами, но и эффективностью антикризисного управления. Последнее  же зависит от профессионализма, системы  мотивации, прогнозирования причин и последствий, искусства управления, эффективной методологии.

Кризисы неодинаковы  не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Необходимость  в разветвленной классификации  кризисов связана с дифференциацией  средств и способов управления ими. Если есть типология и понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания.

По структуре  отношений в социально-экономической  системе, по дифференциации проблематики ее развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, технологических кризисов.

Вся совокупность возможных кризисов разделяется  также на группы кризисов, затяжных и кратковременных. Фактор времени  в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.

Кризис государственного управления - особое переломное состояние в развитии и функционировании политической системы общества, государственно-властных структур, характеризуемое нестабильностью, разбалансированностью деятельности политических институтов, снижением уровня управляемости социально-экономическими процессами, обострением политических конфликтов, нарастанием критической активности масс.

Требование  эффективного управления — уделять  повышенное внимание выявлению проблемы. Раннее распознавание признаков  кризисных ситуаций становится основной задачей антикризисного управления.

Кризис предприятия  вызывается несоответствием его  финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды.

В практике антикризисного управления очень важно уметь  диагностировать наступление кризиса, отделять изменения переходного  периода от изменений нормального  функционирования фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г.

2 Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства» № 476 от 22 мая 1998 г.

3 Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура / Под ред. Г.А. Александрова. – М.: Изд-во БЕК, 2010. – 544 с.

4 Бабушкина Е. А, Антикризисное управление. Конспект лекций /Е.А.  Бабушкина.- М.: Эксмо, 2008 . – 160 с.

5 Балашов А.П. Антикризисное управление / А.П. Балашов.- Новосибирск, 2010. – 346 с.

6 Балдин К. В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: Учебное пособие/К.В. Балдин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 316 с.

7 Беляев А. А., Коротков Э. М. Антикризисное управление. – М.: Юнита-Дана, 2009 – 312 с.

8 Антикризисный менеджмент / Под ред. А. Грязновой. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 368 с.

9 Антикризисное управление предприятием: учебное пособие / В.В. Жариков, И.А. Жариков, А.И. Евсейчев. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 128 с.

10 Демчук О.Н. Антикризисное управление: учеб. пособие. – М.: Флинта : МПСИ, 2009. – 256 с.

11 Евграфова  И.Ю. Антикризисное управление. Шпаргалка /И. Ю. Евграфова, Е. О. Красникова. – М.: Изд-во БЕК, 2010. – 54 с.

12 Жарковская Е.П. Антикризисное управление /Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский.- М.: Омега – Л,2011.- 358 с.

13 Згонник Л.В Антикризисное управление /Л.В Згонник: Изд-во «Дашков и К», 2010-98 с.

14 Антикризисное управление / Под ред. Э.М. Короткова.- М.: ИНФРА – М, 2009. – 620 с.

15 Орехов В.И. Антикризисное управление: Учебник (ГРИФ) / В.И. Орехов, К.В. Балдин. – М.: ИНФРА-ИНЖЕНЕРИЯ, 2009. – 544 с.

16 Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент / Н.В. Родионова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 680 с.

17 Эффективность антикризисного управления №1 (76), 2013.-7с.

18  http://www.anticrisis.ru/

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Классификация кризисов