Кризис : понятие, виды, особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 18:14, контрольная работа

Описание работы

На современном этапе не представляется возможным дать общепринятое определение кризиса в развитии социально-экономической системы. При рассмотрении кризисов с точки зрения путей развития системы долгое время считалось, что они характерны только для капиталистического пути развития и не возникают при социалистическом. Предполагалось, что при определенных обстоятельствах социалистическая система может испытывать только «трудности роста».

Файлы: 1 файл

антикризисное управление.docx

— 40.99 Кб (Скачать файл)

 

В экономике антикризисного управления необходимо осуществление  и принятие новых процессов производства и конверсии. Проблемы антикризисного управления связаны:

 

1) с распознанием предкризисной  ситуации. Это очень сложно –  предвидеть кризис и предпринять  все возможные меры для его  ликвидации. От данного этапа  зависит дальнейшая деятельность;

 

2) со сферами деятельности  предприятия. В первую очередь  это проблемы жизнедеятельности.  Для решения этой проблемы  используют всевозможные средства, миссии и методы выхода из  кризиса. Данная группа имеет  финансово-экономический характер;

 

3) с проблемами прогнозирования  надвигающегося кризиса и поиска  вариантов для его предотвращения;

 

4) с поиском выхода  из кризисного состояния путем  инвестирования, решения проблемы  банкротства с помощью конфликтологии.

11 ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ  АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 

 

Антикризисное управление основано на социально-экономической системе, которой присуще наличие объекта  и предмета управления. Под предметом  понимается совершение человеком определенной деятельности по разрешению сложившихся  проблем, которая происходит в процессе управления.

 

Факторы могут быть как  реальные, так и предполагаемые. Каждое управление на определенном этапе  своей деятельности находится в  кризисном или антикризисном  положении.

 

Смысл антикризисного управления выражается в следующем:

 

1) любой кризис можно  предвидеть, ожидать или вызвать;

 

2) кризис можно ускорить, отодвинуть или предотвратить;

 

3) к кризисному положению  можно подготовиться;

 

4) любой кризис можно  смягчить;

 

5) для управления кризисом  используют ранее приготовленные  подходы и меры;

 

6) кризисная ситуация  может выйти из-под контроля.

 

Кризисы различны по своему происхождению, поэтому меры по их предотвращению тоже различны. Все системы по предотвращению этого явления отражены в процессах  и механизмах управления. Однако не все разработанные средства оказывают  ожидаемый эффект в кризисной ситуации.

 

Системе антикризисного управления присущи следующие свойства:

 

1) гибкость и адаптивность. Данная система наиболее часто  применяется при матричной системе  управления;

 

2) способность принятия  неформального управления, наличие  терпения и уверенности управляющего;

 

3) диверсификация управления. В данном случае происходит  поиск новых типологических признаков,  необходимых в сложной ситуации;

 

4) снижение централизма  с целью обеспечения мгновенного  реагирования на кризисные явления;

 

5) усиление интеграционных  процессов, позволяющее более  полно и точно использовать  потенциал компетенции.

 

Антикризисному управлению присущи следующие технологии:

 

1) мобильность и динамичность  для эффективного использования  ресурсов и реализации новых  инновационных программ;

 

2) разработка и реализация  управленческих решений;

 

3) выбор альтернативного  варианта при оценке положения;

 

4) применение антикризисного  критерия при разработке и  реализации управленческого решения.

 

Приоритеты в антикризисном  управлении принадлежат:

 

1) мотивации, направленной  на антикризисные меры по сбережению  ресурсов, предотвращению ошибок, проведению  глубокого анализа в сложившейся  ситуации;

 

2) наличию оптимизма и  уверенности при совершении деятельности;

 

3) поиску лучших вариантов  решения проблемы;

 

4) применению инновационных  процессов. Все перечисленное  присутствует и отражено

 

в системе управления. Каждое антикризисное управление должно содержать  в себе профессиональное доверие, грамотность, целеустремленность, самоорганизацию  и ответственность.

12 ЭФФЕКТИВНОСТЬ АНТИКРИЗИСНОГО  УПРАВЛЕНИЯ 

 

Антикризисное управление всегда сопровождается повышенной эффективностью, которая обусловлена ростом потенциала, способностью позитивных изменений  и рационального использования  имеющихся в наличии ресурсов. Изменение потенциала может привести к появлению кризиса.

 

Каждое антикризисное  управление может быть как эффективным, так и неэффективным. Под эффективностью понимают применение смягчающего эффекта  рационального использования ресурсов, необходимых для осуществления  запланированных мероприятий.

 

Трудно оценить эффективность  проводимого управления, проанализировать данный процесс на основании расчетов.

 

Эффективности антикризисного управления свойственны следующие  факторы, применение которых позволяет  более полно и точно проанализировать ситуацию:

 

1) профессионализм антикризисного  управления и специальная подготовка. В данном случае особое внимание  уделяется профессиональным навыкам,  которые приобретаются в процессе  обучения или опыта работы. В  момент кризисного положения  необходимы профессиональные знания  и умения в ведении дел;

 

2) искусство управления, данное природой и приобретенное  в процессах специальной подготовки. В любом управлении важно искусство  принятия решений или мер по  смягчению ситуации. В кризисной  ситуации необходимо проведение психологического тестирования сотрудников, чтобы выявить, кто способен быстро реагировать на приближение кризиса;

 

3) методология разработки  рискованных решений: своевременность,  полное представление проблемы, ответственность в управлении;

 

4) научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Необходимо  предвидеть будущие процессы  и явления, кризис;

 

5) корпоративность – определяет  эффективность антикризисного управления;

 

6) лидерство – определяет  черты управляющего, суть выбранной  работы, характеризуется авторитетом  власти. Опора на лидера позволяет  смягчить антикризисное явление;

 

7) оперативность и гибкость  управления – играют особую  роль при антикризисном управлении. Очень часто необходимо быстро  и оперативно принять решение,  а самое главное – правильно,  поскольку от принятого решения  зависит дальнейшая деятельность  предприятия;

 

8) стратегия и качество  антикризисной программы. Иногда  необходимо вносить изменения  в стратегию по предотвращению  кризисной ситуации и применять  новые программы;

 

9) человеческий фактор  – необходимо наличие сплоченной, единой команды во время кризиса,  это могут быть только люди, полностью доверяющие друг другу;

 

10) система мониторинга  кризисной ситуации – необходима  для своевременного обнаружения  кризисного явления.

13 ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМОВ  АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 

 

Анализ финансово-экономического состояния на предприятии может  показать его неплатежеспособность.

 

Выделим основные причины  неплатежеспособности:

 

1) низкий уровень конкурентоспособности  производимой продукции на территории  предприятия. Данная причина выражена  в высоком уровне цен и низком  потенциале товара;

 

2) долговременное поступление  средств при реализации ликвидной продукции;

 

3) минимальный удельный  вес денежных средств, полученных  при реализации изготавливаемой  продукции, в результате бартерных  отношений между предприятиями;

 

4) наличие дебиторской  задолженности за неоплаченную  продукцию;

 

5) денежные средства, направленные  на оплату жилого фонда предприятия,  являющиеся огромной нагрузкой  для предприятия;

 

6) задолженность перед  организациями-монополистами, поставляющими  газ, энергию, воду и тепло;

 

7) простои производственных, административных и бытовых помещений,  свободных в результате сокращения  процесса производства.

 

Экономический механизм антикризисного управления можно представить в виде подсистемы, которая включает:

 

1) проведение диагностики  финансового состоя-

 

2) оценку бизнеса предприятия;

 

3) маркетинг;

 

4) организационно-производственный  менеджмент;

 

5) управление персоналом;

 

6) финансовый менеджмент;

 

7) антикризисную инвестиционную  политику;

 

8) антикризисное бизнес-планирование.

 

Под механизмом антикризисного управления понимают:

 

1) наблюдение. Необходимо  для оценки имущества должника  с целью проведения анализа  его финансового состояния, которое  определяет степень задолженности  по кредиту;

 

2) внешнее управление. Продается  часть имущества предприятия  должника с целью проведения  экономических мероприятий;

 

3) финансовое оздоровление. Принимается на основании решения  арбитражного суда и собрания  кредиторов. Необходимо указать  срок выхода предприятия из  антикризисного состояния, разработать  график погашения задолженностей;

 

4) конкурсное производство  – не может быть более 1 года. На основании суда можно продлить  данный срок, но не более чем  на 6 месяцев. Арбитражный суд  назначает временного управляющего  с целью соблюдения порядка;

 

5) мировое соглашение  – важная составляющая при  наличии кредитной задолженности.

14 ОБЩАЯ СХЕМА МЕХАНИЗМА  УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ 

 

Специалисты утверждают, что  управление кризисом – это информационно-технологическое  действие. Кризисы делятся на два  вида: внешней направленности и внутренней направленности.

 

1. Кризисы, имеющие внешнюю  направленность – такие ситуации, которые отображаются негативно  на внешней среде организации,  т. е. затрагивающие интересы  общественности (например, несущие  угрозу жизни людей).

 

2. Кризисы внутренней  направленности – это ситуации, оказывающие большое значение  на внутреннюю среду организации.  Ситуации, связанные с пересечением корпоративных интересов, кризисом управленческой подсистемы, сменой руководства и т. д.

 

Схема механизма управления в кризисной ситуации:

 

1) работа с внутренней  средой организации. Персонал  является важным ресурсом в  кризисной ситуации. Разрешение  кризиса возложено на менеджера  организации, а впоследствии –  и на весь персонал, которые  осуществляют:

 

а) создание команды, разрабатывающей  стратегию выхода из кризиса и  реализующей ее на практике. В состав такой команды входят руководители и управляющие Процесс решения кризисной ситуации направлен на подготовку и реализацию плана; разработку физической системы с целью поддержания ситуации; тренировку рабочего персонала;

 

б) сотрудничество с рабочим  персоналом предприятия. С персоналом проводят психологические, деловые  игры и тренинги на сообразительность. Рабочие должны расслабляться и  избавляться от стресса, полученного  на работе. Проводится урок правильного  поведения;

 

2) работа с внешней  средой предприятия, включает:

 

а) работу с масс-медиа. Большое  значение отведено средствам массовой информации. СМИ, как правило, основной источник информации. Общество во многом зависит от массовой информации;

 

б) разработка версии – выбор  того или иного направления, ведь полученный результат во многом зависит  от выбранной версии. Применение и  выдвижение собственной версии –  хороший шанс проявить себя и разрешить  проблему;

 

3) проведение работ с  целевыми аудиториями. Следует  правильно управлять целевой  аудиторией в кризисной ситуации;

 

4) разработка плана действия  в кризисной ситуации, который  является учебным пособием;

 

5) определение вектора  направления кризиса;

 

6) создание кризисной  команды;

 

7) проведение анализа  ресурсов компании (ресурса времени,  финансового или коммуникационного  ресурса);

 

8) разработка коммуникационных  стратегий для всего персонала  предприятия, внешней среды предприятия;

Информация о работе Кризис : понятие, виды, особенности