Содержание.
1.Кризис
государственного управления, на
примере
России
90-х годов.-----------------------------------------------------------------3
2.Риски
антикризисного управления.-----------------------------------------7
3.Список
использованной литературы.--------------------------------------14
- Кризис государственного управления, на примере России 90-х годов.
Существуют
различные точки зрения на определение
сущности и содержания социально-политического
кризиса. Одни авторы отождествляют
социально-политический кризис с кризисом
государственного управления, другие
различают эти два понятия, подчеркивая
при этом, что социально-политический
кризис отражает процессы, охватывающие
не только органы государственного управления,
но и деятельность ведущих политических
партий и общественных организаций,
входящих в политическую систему
общества.
По моему
мнению, сущность социально-политического
кризиса – глубокое расстройство
всей политической системы общества,
его государственных властных структур,
резкое снижение эффективности управления
социально-политическими процессами,
обострение недовольства властью со
стороны ведущих политических сил
страны.
Содержание
социально-политического кризиса
характеризуется следующим:
- во-первых, возникновением острых политических конфликтов между различными ветвями власти – исполнительной, законодательной и судебной; наличием взаимных обвинений, требованиями изменения политического курса, как во внутренней, так и во внешней политике;
- во-вторых, ухудшением отношений между федеральной центральной властью и некоторыми органами власти субъектов Федерации, нарастанием сепаратистских и националистических движений и конфликтов;
- в-третьих, ростом числа банкротств предприятий во всех отраслях национальной экономики, резким сокращением инвестиций в обрабатывающий сектор экономики, снижением роста ВВП, производительности труда, реальных доходов населения, увеличением безработицы, ухудшением качества жизни ведущих групп населения, явной не способностью политического класса справится с нарастающими экономическими и социальными катаклизмами.
Необходимо
различать траектории развертывания
социально-политического кризиса
по вертикали и горизонтали. Вертикальное
развертывание кризиса проявляется
в правительственном кризисе (отставка
всего состава правительства
и его ведущих персон), падение
авторитета и легитимности государственно-административной
власти. Наблюдается разбалансированность,
раскол в политических партиях и
движениях, рушатся политические союзы
и коалиции. Горизонтальная составляющая
социально-политического кризиса
находит проявление в кризисе
федерализма, в резком ослаблении управленческого
воздействия центральных органов
власти на региональные и муниципальные
образования, их не послушании, отказе
выполнять директивные указания
и распоряжения центра. Рушатся хозяйственные
и экономические связи, технологические
и транспортные взаимодействия. Острота
и опасность социально-политического
кризиса осложняется внешнеполитическим
кризисом, появлением угрозы разного
рода вооруженных конфликтов и войн.
Социально-политический
кризис не возникает «вдруг», внезапно.
Ему присущи следующие стадии
(Рис. 1).
Рис. 1. Процесс
развития социально-политического
кризиса
Первая
Вторая Третья Четвертая
стадия
стадия стадия стадия
Латентная Открытый Обострение Завершение
(скрытая) инцидент
кризиса или
ослабление
кризиса
Разрешение Ослабление
кризиса кризиса.
Вызревание
нового
кризиса
- Латентная (скрытая) стадия. Она начинается с выяснения наличия у различных политических групп противоречивых интересов и потребностей. До открытого столкновения дело еще не доходит, но при тщательном наблюдении и анализе поведение конфликтующих группировок можно заметить усиления напряженности в отношениях между ними, появление негативных высказываний и оценок. При определенных условиях эта стадия может исчезнуть или трансформироваться в другую.
- Стадия возникновения открытого инцидента (повода). Открытое столкновение противоборствующих сил может возникнуть как в результате целенаправленной сознательной деятельности одной из сторон (или действиями обеих), а также стихийно. Это можно проиллюстрировать на примере зарождения и углубления политического кризиса в СССР (июнь-июль 1988 – май-июнь 1989 гг.), завершившегося прекращением существования СССР, деятельности КПСС, выработкой курса на вхождение в рыночную экономику.
- Стадия обострения кризиса в социально-политических отношениях. Оно проявляется в открытой и скрытой формах и в различных событиях. Например, обострение кризиса в социально-политических отношения были: XIX Всесоюзная партийная конференция, Первый съезд народных депутатов РФ, референдум о сохранении СССР, августовские события 1991г., декабрьские дни этого же года, знаменовавшие конец существования СССР, либерализация цен (январь 1992г., сентябрь-октябрь 1993г.) и т.п.
Каждое
из этих событий не было запрограммировано
и предопределенно заранее. Для
понимания происходящего важно
иметь в виду и то, что каждое
событие было не только результатом
игры на соответствующих полях политического
пространства, но и само становилось
причиной того, что следующие события
развивались так, а не иначе.
Практика
показывает, что политическими процессами
не управляют некоторые вечные законы
политической борьбы. В их реальном
развертывании имеется большой
запас неопределенности. Причиной этой
неопределенности – многогранность разрешаемого
в том или ином событии противоречия или
группы противоречий.
- Стадия завершения или ослабления кризиса. На завершающей стадии социально-политический кризис может быть исчерпан в случае выхода из борьбы ведущих участников политического конфликта или при значительном снижении накала противостояния. Это можно подтвердить характером складывающейся политической ситуацией в России.
С тех
пор как в октябре 1993 г. Возникло
острое, доведенное до вооруженного столкновения,
противоборство между силами, поддерживающими
первого президента Б.Н. Ельцина, с
одной стороны, и силами, поддерживающими
Верховный Совет, с другой, произошли
крупные позитивные перемены.
Во-первых,
достигнуто согласие всех политических
сил страны действовать в рамках Конституции.
Во-вторых,
стабилизировались взаимоотношения
между федеральным центром и
большинством регионов.
В-третьих,
в законодательных рамках решаются
отношения собственности. Можно
говорить об утверждении в России
смешанной собственности – частной,
государственной, муниципальной и
кооперативной – при ее конституционной
защите и равноправии.
В-четвертых,
утвердились относительно спокойные
деловые отношения между всеми
ветвями в России: законодательной
(Федеральное Собрание), исполнительной
(Правительство и органы государственного
управления), судебной, Президентом
РФ и его администрацией. В стенах
законодательных органов все
реже звучат экстремистские заявления,
лидеры политических партий и руководители
думских фракций начинают все
в большей степени осознавать,
что экстремизм ни слева, ни справа
не приносит политических дивидендов.
Однако
совокупность наметившихся позитивных
сдвигов еще не дает оснований
утверждать, что новое обострение
социально-политического кризиса невозможно.
В России пока не сложилась система полнокровных,
сравнительно массовых политических партий,
имеющих прочную социальную опору в обществе.
В экономической и социальной сферах не
преодолены кризисные явления: инфляционные
процессы не остановлены, жизненный уровень
значительного числа населения продолжает
оставаться низким, миллионы людей продолжают
получать доходы ниже прожиточного минимума;
разрыв в уровне жизни 10 % богатых и 10% бедных
продолжает увеличиваться и достигает
в настоящее время 1:15; все еще велика доля
нищих и обездоленных; не преодолены в
полной мере явления сепаратизма и национализма.
Такова реальность российской действительности.
Она не так уж благостна, чтобы почивать
на лаврах. Нельзя забывать о точках социальной
и политической напряженности, которые
могут перерастать в социально-политические
кризисы.
- Риски антикризисного управления.
Любой вид
управления организацией так или иначе
сопряжен с воздействиями изменяющейся
внешней и внутренней среды. Различными
также являются сила и характер ее воздействия
на элементы социально-экономической
системы. Причем далеко не всегда можно
точно определить периодичность воздействия
и оценить возможные последствия для ведения
бизнеса.
Антикризисное
управление в этом отношении еще
более усложняет ситуацию. Известно,
что объектами антикризисного менеджмента
являются предкризисные, банкнотные предприятия
и корпорации, финансово-экономическое
состояние которых труднопредсказуемо,
в значительной степени неопределенно
и сопровождается острыми противоречиями
и деструктивными конфликтами. В этих
условиях для менеджера разработка и принятие
управленческого решения, как правило,
связано с определением и оценкой альтернатив
при отсутствии достоверных прогнозов.
Вот почему весьма актуальной в теоретическом
и практическом плане является разработка
методологии и методики оценки экономических
и управленческих рисков и возможности
их учета в антикризисном управлении.
С развитием
рыночных отношений в нашей стране,
когда руководители предприятий
столкнулись с необходимостью самостоятельного
принятия социально-экономических
управленческих решений, обострилась
проблема учета влияния различных
природных, экономических, политических,
социальных, демографических и военно-политических
факторов на результаты деятельности
хозяйствующих субъектов и принимаемые
ими решения.
Количественно
возможность наступления рисковой
ситуации оценивается с помощью
методов математической статистики
и теорией вероятностей. Сравнение
степени неблагоприятности ситуации
или неудачи результата деятельности
осуществляется с помощью экономической
теории полезности. При этом риск имеет
определенный элемент субъективности,
поскольку оценка полезности зависит
от субъекта, принимающего решение. Например,
замена натуральных льгот и дополнительных
пособий ветеранам и участникам войны
денежными доплатами к пенсии неоднозначно
оценивается как самими ветеранами, так
и представителями правящей элиты. В обществе
возникла острая дискуссия. Предлагались
различные варианты. Можно утверждать,
что в следствии реализации такой меры
ведущие фракции в Государственной думе
и Правительство РФ в известном смысле
рисковали потерять поддержку значительной
части своих избирателей.
Итак, риск
возникает тогда, когда есть различные
варианты решения той или иной
проблемы, степень полезности различными
субъектами оценивается по-разному,
а достоверной информации о последствиях
принятого решения получить нельзя.
В менеджменте
понятие «риск» целесообразно увязывать
со сложностью решаемых проблем, с принятием
менеджером на себя ответственности за
реализацию решения в условиях дефицита
информации и недостаточной уверенности
в достижение положительного результата.
Риск
в менеджменте имеет объективный
и субъективный аспекты. Первый обусловлен
изменяющимися условиями коммерческой
деятельности, второй отражает зависимость
содержания и качества принимаемых
решений от компетентности, таланта
и воли руководителя.
При характеристике
рисков в управлении обычно пользуются
такими терминами как:
- вероятность риска – степень воздействия источника риска (события), изменяемая в пределах значений от 0 до 1, т.е. каждый вид риска имеет нижнее и верхние (от 0 до 1) границы вероятности;
- уровень риска – отношение величины ущерба (потерь) к затратам на подготовку и реализацию риск-решения. Изменяется по величине от нулевого значения до 1, выше которого риск не оправдан;
- степень риска – качественная характеристика величины риска и его вероятности. Различают степени высокую, среднюю, низкую и нулевую;
- приемлемость риска – вероятность потерь и вероятность того, что эти потери не превысят определенный рубеж (уровень);
- правомерность риска – вероятность риска находится в пределах нормативного уровня (стандарта) для данного вида деятельности, который нельзя превысить без правовых нарушений;
- размер вероятного ущерба (потерь) или величина ожидаемого дополнительного дохода (прибыли) как результат длительности нахождения в риск-ситуации;
- цена риска – размер потерь организации как результата деятельности в условиях неопределенности;
- плата за риск – величина успеха (дополнительная прибыль).
Антикризисный
менеджер часто действует в сверхсложной
ситуации. С одной стороны, в условиях
надвигающегося кризиса экономическая
организация рискует оказаться
в положении банкрота, поэтому
должна принимать осмотрительные, эволюционные
решения. С другой стороны, руководитель
предприятия в этой ситуации должен
уметь действовать смело, масштабно,
не преувеличивать опасности, просчитывать
и прогнозировать последствия вариантов
своих решений.
При определении
влияния рисковых ситуаций на содержание
антикризисного управления важно установить,
с какими видами рисков может встретится
антикризисный менеджер. Решению этой
проблемы в определенной степени могут
помочь систематизация и классификация
рисков.