Кризис и система планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:16, реферат

Описание работы

Кризис - это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.
Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т. п.

Содержание работы

Оглавление
Кризис. Причины, симптомы и последствия 3
Система планирования на предприятии 5
Антикризисное планирование 7

Файлы: 1 файл

Кризис и система планирования на предприятии.docx

— 39.09 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Внутрифирменное планирование 

Кризис  и система планирования на предприятии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2011 

Оглавление 

Кризис. Причины, симптомы и последствия 3

Система планирования на предприятии 5

Антикризисное планирование 7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кризис. Причины, симптомы и  последствия

 
 

     Кризис - это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.

Кризисные ситуации могут возникать на любой  стадии деятельности организации как  в период становления и развития, так и в период стабилизации и  расширения производства и, наконец, при  начале спада и т. п.

     Кризис  – это обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Симптомы  кризиса проявляются в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей производительности труда, эффективности деятельности, фондоотдачи, энерговооруженности производства, финансового состояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина, удовлетворенность трудом, конфликтность и др., могут характеризовать положение производственной организации относительно наступления кризиса. При этом величина и динамика показателей могут оцениваться и относительно установленной рекомендуемой величины (допуски изменений), и относительно их значений в последовательные промежутки времени.

     Симптомом кризисного развития может быть, например, несоответствие показателей закономерным соотношениям либо резкие снижения показателей  в определенные временные интервалы. Однако не всегда симптомы ухудшения  состояния организации приводят к ее кризису. Симптом - это только внешнее проявление начала «болезни»  организации, но к самой «болезни» - кризису приводят причины его  возникновения. Именно причины лежат  в основе возникновения симптомов, а потом и факторов, свидетельствующих  о наступлении кризиса.

     Причины кризиса могут быть различными. Они  делятся на объективные, связанные  с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм  в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др. Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

     В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и  разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение  нового кризиса. Последствия кризиса  могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и  последовательному выходу. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может смягчать кризис или обострять его. Влияния на экономические результаты выразятся в снижении всех показателей экономической эффективности, росте затрат, необходимых для функционирования предприятия.

Влияния на социально-экономические результаты деятельности фирмы выразятся в  противоречии интересов и степени  их удовлетворенности отдельного человека, социальных групп или классов  общества. По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.

Антикризисное развитие – это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может  иметь только человек. Именно они  являются основой распознавания  кризисов и управления их преодолением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Система планирования на предприятии

 

     В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное  планирование его экономической  деятельности. Планирование функционирует  в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной  единицы и планирование хозяйственных  отношений. Планирование, как центральное  звено управления, охватывает систему  принципов, методов, форм и приемов  регулирования рыночного механизма  в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности  хозяйственного субъекта.

     Сущность  планирования в условиях рыночной экономики  заключается в научном обосновании  на предприятиях предстоящих экономических  целей их развития и форм хозяйственной  деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых  рынком видов, объемов и сроков выпуска  товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей  их производства, распределения и  потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства  российских предприятий главной  целью планирования является получение  максимальной прибыли. С помощью  планирования руководители предприятий  обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей. Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.

     План - это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.

План  содержит такие этапы, как: цели и  задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание  пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию  выполнения плана и контроль.

     Планирование  внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управление производством. Общие функции  управления непосредственно относятся  к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация  процессов планирования, координация  планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п. Основные экономические, организационные, управленческие и социальные функции предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.

     Планирование  на предприятии - это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

Результаты  процесса планирования материализуются  в виде системы планов предприятия - совокупности планов развития и деятельности организации и ее подразделений, согласованных по целям, срокам и  ресурсам. Система планов служит инструментом реализации стратегии. Ее цель - направить  текущую деятельность организации  на достижение стратегических целей  и организовать согласованную работу всех подразделений для реализации этих целей.

     Процесс планирования базируется на ряде принципов  или правил, которые необходимо учитывать  при его осуществлении.

     Ведущим принципом рыночного планирования в условиях производственной демократии является участие максимального  числа сотрудников в работе над  планом уже на самых ранних ее этапах.

     Другой  принцип планирования - непрерывность, обусловленная соответствующим  характером хозяйственной деятельности предприятия. В результате планирование рассматривается не как единичный  акт, а как постоянно обновляющийся  процесс составления планов, постановки целей, выработки стратегий, распределения  ресурсов, создание проектов перестройки  организации в соответствии с  изменившимися условиями.

В основе процесса планирования должны лежать принципы координации и интеграции. Координация плановой деятельности происходит «по горизонтали», то есть между подразделениями одного уровня. А интеграция - «по вертикали», между  вышестоящими и нижестоящими подразделениями. В результате процесс планирования приобретает необходимые целостность  и единство.

     Важный  принцип планирования - экономичность. Ее суть в том, что планы должны предусматривать такой путь достижения цели, который связан с максимумом получаемого эффекта, а затраты  на составление плана не должны превышать  его.

     Планирование  должно быть гибким. Гибкость достигается  приданием планам способности менять свою направленность, но она допустима  лишь в определенных пределах, поскольку, например, не всегда удается откладывать  принятие решения до тех пор, пока не будет полной уверенности в  его правильности. В целом гибкость снижает опасность потерь, вызываемых непредвиденными обстоятельствами, но может потребовать немалых  дополнительных затрат, которые всегда необходимо сопоставлять с риском. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Антикризисное планирование

     Большинство руководителей рассматривают план как необходимый инструмент управления компанией в кризисные времена. Планирование должно быть не только оперативным, но и среднесрочным. Хотя понятие среднесрочности в кризисные времена несколько меняется. Если в период стабильности среднесрочным считается 1-3-летний план, то во время кризиса – только на 1 год.

В ситуации кризиса изменяется роль годового плана  в управлении компанией. Прежде всего, план становится не столько набором финансовых показателей, сколько указанием к действию в зависимости от реализации различных факторов риска. Именно в кризис возрастает значимость координирующей функции плана, обеспечивающего согласованность антикризисных действий всех подразделений компании.

Далее, план должен позволять принимать  оперативные решения в ответ  на текущие изменения внешней  среды. Чрезмерное же давление жестких  бюджетов может снизить эффективность  решений среднего менеджмента, ограничив  их гибкость в реагировании на меняющиеся рыночные условия. Руководству компании максимальное внимание следует уделять эффективному обмену информацией между подразделением и обеспечению обратной связи на все уровни управления, иногда даже и вопреки соображениям безопасности информации

Для менеджеров и акционеров план выполняет психоаналитическую функцию – переживание неприятностей до их появления. Хорошо проработанный план придает уверенность, что любые сложности можно преодолеть.

     Итак, ключевыми особенностями подхода  к планированию в кризис являются снижение детализации, повышение гибкости и оперативности, все виды планирования должны по-прежнему быть, меняются только акценты по детализации. В первую очередь снижается степень детализации среднесрочных планов.

Что касается гибкости и оперативности планирования, то эксперты высоко оценивают такой  инструмент как скользящее планирование. Важно помнить, что при значительной вариабильности и гибкости среднесрочных  и оперативных планов, стратегические планы компании должны меняться только в особых случаях. При неизменности стратегических целей и миссии оперативные планы должны полностью соответствовать реалиям окружения бизнеса

На первый взгляд, в ситуации кризиса подход компаний к планированию унифицируется. Планирование становится более гибким, менее детализированным, но в то же время и более критичным  для компании. Набор используемых инструментов планирования в целом  тоже совпадает.

Информация о работе Кризис и система планирования на предприятии