Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:16, реферат
Кризис - это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.
Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т. п.
Оглавление
Кризис. Причины, симптомы и последствия 3
Система планирования на предприятии 5
Антикризисное планирование 7
Внутрифирменное
планирование
Кризис
и система планирования на предприятии
2011
Оглавление
Кризис. Причины, симптомы и последствия 3
Система планирования на предприятии 5
Антикризисное
планирование 7
Кризис - это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.
Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т. п.
Кризис – это обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Симптомы кризиса проявляются в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей производительности труда, эффективности деятельности, фондоотдачи, энерговооруженности производства, финансового состояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина, удовлетворенность трудом, конфликтность и др., могут характеризовать положение производственной организации относительно наступления кризиса. При этом величина и динамика показателей могут оцениваться и относительно установленной рекомендуемой величины (допуски изменений), и относительно их значений в последовательные промежутки времени.
Симптомом кризисного развития может быть, например, несоответствие показателей закономерным соотношениям либо резкие снижения показателей в определенные временные интервалы. Однако не всегда симптомы ухудшения состояния организации приводят к ее кризису. Симптом - это только внешнее проявление начала «болезни» организации, но к самой «болезни» - кризису приводят причины его возникновения. Именно причины лежат в основе возникновения симптомов, а потом и факторов, свидетельствующих о наступлении кризиса.
Причины
кризиса могут быть различными. Они
делятся на объективные, связанные
с циклическими потребностями модернизации
и реструктуризации, и субъективные,
отражающие ошибки и волюнтаризм
в управлении, а также природные,
характеризующие явления
В
понимании кризиса большое
Влияния
на социально-экономические
Антикризисное
развитие – это не абсолютное отсутствие
кризиса, а наличие таких кризисов,
которые являются импульсом успешного,
с позиций интересов человека,
развития. Цель и интересы может
иметь только человек. Именно они
являются основой распознавания
кризисов и управления их преодолением.
В
условиях рыночной экономики устойчивость
и успех любого хозяйствующего субъекта
может обеспечить только эффективное
планирование его экономической
деятельности. Планирование функционирует
в таких сферах, как планирование
деятельности отдельной хозяйственной
единицы и планирование хозяйственных
отношений. Планирование, как центральное
звено управления, охватывает систему
принципов, методов, форм и приемов
регулирования рыночного
Сущность
планирования в условиях рыночной экономики
заключается в научном
План - это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.
План содержит такие этапы, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и контроль.
Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управление производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п. Основные экономические, организационные, управленческие и социальные функции предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.
Планирование на предприятии - это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.
Результаты процесса планирования материализуются в виде системы планов предприятия - совокупности планов развития и деятельности организации и ее подразделений, согласованных по целям, срокам и ресурсам. Система планов служит инструментом реализации стратегии. Ее цель - направить текущую деятельность организации на достижение стратегических целей и организовать согласованную работу всех подразделений для реализации этих целей.
Процесс планирования базируется на ряде принципов или правил, которые необходимо учитывать при его осуществлении.
Ведущим
принципом рыночного
Другой принцип планирования - непрерывность, обусловленная соответствующим характером хозяйственной деятельности предприятия. В результате планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно обновляющийся процесс составления планов, постановки целей, выработки стратегий, распределения ресурсов, создание проектов перестройки организации в соответствии с изменившимися условиями.
В основе
процесса планирования должны лежать
принципы координации и интеграции.
Координация плановой деятельности
происходит «по горизонтали», то есть
между подразделениями одного уровня.
А интеграция - «по вертикали», между
вышестоящими и нижестоящими подразделениями.
В результате процесс планирования
приобретает необходимые
Важный принцип планирования - экономичность. Ее суть в том, что планы должны предусматривать такой путь достижения цели, который связан с максимумом получаемого эффекта, а затраты на составление плана не должны превышать его.
Планирование
должно быть гибким. Гибкость достигается
приданием планам способности менять
свою направленность, но она допустима
лишь в определенных пределах, поскольку,
например, не всегда удается откладывать
принятие решения до тех пор, пока
не будет полной уверенности в
его правильности. В целом гибкость
снижает опасность потерь, вызываемых
непредвиденными
Большинство
руководителей рассматривают
В ситуации кризиса изменяется роль годового плана в управлении компанией. Прежде всего, план становится не столько набором финансовых показателей, сколько указанием к действию в зависимости от реализации различных факторов риска. Именно в кризис возрастает значимость координирующей функции плана, обеспечивающего согласованность антикризисных действий всех подразделений компании.
Далее, план должен позволять принимать оперативные решения в ответ на текущие изменения внешней среды. Чрезмерное же давление жестких бюджетов может снизить эффективность решений среднего менеджмента, ограничив их гибкость в реагировании на меняющиеся рыночные условия. Руководству компании максимальное внимание следует уделять эффективному обмену информацией между подразделением и обеспечению обратной связи на все уровни управления, иногда даже и вопреки соображениям безопасности информации
Для менеджеров и акционеров план выполняет психоаналитическую функцию – переживание неприятностей до их появления. Хорошо проработанный план придает уверенность, что любые сложности можно преодолеть.
Итак,
ключевыми особенностями
Что касается гибкости и оперативности планирования, то эксперты высоко оценивают такой инструмент как скользящее планирование. Важно помнить, что при значительной вариабильности и гибкости среднесрочных и оперативных планов, стратегические планы компании должны меняться только в особых случаях. При неизменности стратегических целей и миссии оперативные планы должны полностью соответствовать реалиям окружения бизнеса
На первый взгляд, в ситуации кризиса подход компаний к планированию унифицируется. Планирование становится более гибким, менее детализированным, но в то же время и более критичным для компании. Набор используемых инструментов планирования в целом тоже совпадает.
Информация о работе Кризис и система планирования на предприятии