Курс лекций по дисциплине "Антикризисное управление"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 18:30, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Антикризисное управление".

Файлы: 1 файл

Всё на 5 баллов_6bbe957bb5c7b1a99f3c210d76d04224.docx

— 139.31 Кб (Скачать файл)

 

Антициклическое регулирование экономики – это сознательное и целенаправленное действие государства и частично могущественные корпорации и наднациональных органов на промышленный цикл с целью уменьшения глубины циклических кризисов, стабилизации хозяйственной конъектуры и темпов экономического роста.

 

Антициклическая политика государства – это совокупность мероприятий, осуществляемых государством в целях сглаживания колебаний экономической активности и направленных на борьбу как с кризисными составляющими экономик, так и бума.

 

Мероприятия антициклической политики государства:

 

Вид политика

Подъем

Кризис

Денежно-кредитная

Сокращение денежной массы

Увеличение денежной массы

Фискальная

Увеличение налогов и сокращение расходов бюджета

Сокращение налогов и увеличение расходов бюджета

Политика заработной платы

Понижение заработной платы

Повышение заработной платы

Инвестиционная политика

Сокращение государственных инвестиций

Увеличение государственных инвестиций


 

Следствием антициклической политики государства может стать деформация цикла:

  1. Учащение кризисов при сокращении их продолжительности и глубины падения производства.
  2. Удлинения фазы подъема
  3. Выпадение или значительное сокращение продолжительности фазы депрессии
  4. Происходит синхронизация цикла в разных странах, что затрудняет выход экономик из кризисного состояния за счет расширения экспорта.

 

 

 

2010.11.16 Лекция 6.

Тема. Антикризисная стратегия и тактика.

 

  1. Антикризисная стратегия и ее особенности.
  2. Основные принципы и методы диагностики социально экономической системы.
  3. Реализация антикризисной стратегии.

 

 

  1. Антикризисная стратегия и ее особенности.

Четыре Формы антикризисного управления:

  1. Раннее антикризисное управление. Которое осуществляется с целью предотвращения опасности кризиса и создания потенциала прибыльности в случае ухудшения позиции организации на рынке.
  2. Опережающее антикризисное управление. Задействуется при появлении угрозы кризиса при потери конкурентоспособности продукции и организации в целом.
  3. Антикризисное управление в период несостоятельности. Это финансовое оздоровление и внешнее управление.
  4. Антикризисное управление в период банкротства. Это конкурсное производство.

 

 

Стратегическое управление

  1. Регулярное. Цель: формирование и укрепление стратегического потенциала организации и ее конкурентных преимуществ, позиции на рынке (управление стратегическими возможностями); происходит подготовка к возможному наступлению кризиса.
  2. Стратегическое управление в реальном масштабе времени. Цель: Решение непредвиденных проблем, требующих незамедлительной стратегической реакции, когда времени на пересмотр стратегии нет; действия, в том числе, в условиях наступившего кризиса.

 

Стратегическое управление.

В узком смысле слова – управление реализацией стратегий и планов.

В широком смысле слова – Управление стратегическим процессом в целом.

  • Стратегический анализ; (Включает системное исследование внутренней и внешней среды организации ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз)
  • Стратегический выбор;  (Формирование стратегического видения, миссии, системы целей, стратегии. Рассмотрение их альтернативных вариантов и окончательный стратегический выбор наиболее подходящих).
  • Стратегическое планирование; (Составление соответствующих планов и программ)
  • Адаптация системы управления организацией; (трансформация существующей или разработка новой организационной структуры и системы управления организации)
  • Практическая деятельность по достижению целей;
  • Мотивация лиц, реализующих стратегию;
  • Контроль и оценка ее результатов;
  • Корректировка дальнейших шагов.

 

** антикризисному управлению наиболее интересен стратегический анализ.

  1. Основные принципы и методы диагностики социально экономической системы.

 

Примерами объектов комплексной диагностики, которая необходимо анализировать на предмет обнаружения потенциальных кризисов.

  1. Внешняя среда организации
  2. Экономическое и финансовое положение организации
  3. Маркетинговая и сбытовая деятельность
  4. Техническое состояние производственного потенциала
  5. Персонал
  6. Система управления
  7. Реализуемые стратегии
  8. Привлечение расходование финансовых средств

 

Два способа анализа:

Экспресс-анализ нацеленный на быстрое выявление состояния текущей платежеспособности и принятия оперативных управленческих решений на основе изучения:

  1. Сводной финансовой документации;
  2. Бизнес плана;
  3. Договоров и контрактов;
  4. Данных о клиентах, поставщиках и конкурентов;
  5. Последних отчетов;
  6. Других материалов.

По итогам такого анализа делаются выводы  о наличии в организации кризиса возможности его преодоления, выводы о жизнеспособности в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

 

После проведения стабилизационных мероприятий требуется проведения детальной диагностики состояния кризисной организации с целью выявления ее ключевых проблем.

 

Традиционно анализ внутренней среды включает анализ семи составляющих:

  1. Стратегия
  2. Структура
  3. Процессы
  4. Технологии
  5. Люди
  6. Товары, услуги
  7. Культура.

 

Для понимания конкурентной ситуации в которой находится организация, интенсивности конкуренции определяющей общий уровень рентабельности продаж, а следовательно финансовой устойчивости организации, а так же степени угрозы со стороны соперников является модель пяти сил конкуренции портера.

 

 

 

 

 

 

** модель М. Портера.

Поставщики (возможности поставщиков торговаться)

Потребители (Возможности покупателей торговаться)

Появление товаров заменители (субституты)

Барьеры (угроза появления новых конкурентов)

Интенсивность конкуренции в отрасли (уровень соперничества между участниками)

 

 

PEST или STEP анализ служит для общего анализа среды косвенного воздействия, позволяет обнаружить угрозы кризиса в рамках национальной экономике.

PEST анализ включает изучение следующих составляющих:

  1. Политико-правовой (Государственное регулирование, состояние законодательства, защищенность бизнеса. Отношение с национальными  и региональными органами власти)
  2. Экономическая составляющая (бизнес цикл, темпы экономического роста, инфляция, процентные ставки. Курсы обмена валют, рыночная ситуация)
  3. Социально-демографическая (характеристики населения, стиль жизни, образования, Мобильность)
  4. Технологическая составляющая (новые технологически, темпы технического прогресса, уровень морального износа основных средств)

 

SWOT анализ (Strengths силы,weaknesses слабости, opportunities возможности, threats угрозы)

 

 

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

Получение максимальной отдачи от использования возможностей

Борьба с опасностями за счет использования внутренних резервов

Слабые стороны

Использование возможностей для преодоления недостатков

Укрепление потенциала для предотвращения внешних опасностей


 

SWAT-анализ это инструмент позволяющий выявить опасность наступления кризиса и определить пути его предотвращения.

На основе свот-анализа можно ответить на следующие вопросы:

  • Есть ли у организации сильные стороны и достоинства?
  • Используются ли они для создания конкурентных преимуществ, если последних нет то какие из сильных сторон могут потенциально ими стать?
  • Увеличивают ли слабые стороны уязвимость организации в конкуренции?
  • На преодоление каких из них нужно нацелить стратегию?
  • Каких угроз нужно опасаться больше всего?
  • И так далее.

 

Сильные стороны – это то в чем организация преуспела и что предоставляет ей дополнительные возможности (наличие крупных финансовых ресурсов, эффективные функциональные стратегии(ИТ, маркетинговая), лидерство на рынке, низкие издержки, гибкость, обладание уникальными технологиями, высокое техническое оснащение, запас производственных мощностей).

Сильные стороны могут быть использованы как основа формирования стратегии и конкурентных преимуществ, но в то же время успешная стратегия должна быть направлена на преодоление слабых сторон, которые делают ее уязвимой.

 

 

Слабые стороны – это отсутствие чего-то важного для функционирования организации ставящее ее в неблагоприятное положение. (Низкая прибыльность, отсутствие четкой стратегии развития, финансовых средств, узкий ассортимент продукции, высокие производственные и сбытовые затраты, отставание в НИОКР, незначительная доля на рынке, не здоровые трудовые отношения, и тд.)

Преодоление этих недостатков позволяет существенно ослабить опасность кризиса.

 

Возможности – это положительные тенденции и явления во внешней среде использование которых при правильной стратегии позволяют организации добиться существенного роста прибыли и выйти из кризисной зоны (высокий спрос, появление новых групп клиентов, новых рынков и так далее)

 

Угрозы – это отрицательные тенденции которые при отсутствии реакции на них могут привести к развитию кризисных процессов (медленный рост рынка и продаж, появление мощных конкурентов с низкими издержками, прост спроса на товары заменители, общий спад экономики, изменение политики государственного регулирования, на финансовом рынке, во вкусах и предпочтениях потребителей, и т.д.)

 

** методы гос антикризисного регулирования  в различных странах 30.11.2010

 

2010.11.30 Лекция.

 

 

Цель  финансового анализа организации – получение четкого преставления о ее текущем финансовом положении и вероятности банкротства.

 

 

 

 

 

Активы

Пассивы

I Внеоборотные активы

III Собственный капитал


 

II Оборотные активы

IV Долгосрочный заемный капитал(долгосрочные обязательства)

 

V Краткосрочный заемный капитал(краткосрочные обязательства)

Валюта баланса

Валюта баланса

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Антикризисное управление"