Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 13:56, реферат
Поступление частной собственности в бюджет государства осуществляется только через налоги. Налоги определяются законами. Налоги возникли еще в IV в. до н.э.
Система налогов складывалась веками в рамках национальных государств. Система налогов (приведенные ниже налоги всегда существуют параллельно):
- прямые - предполагают участие двух субъектов: государства и плательщика, прямые отношения. Делятся на 2 группы:
а) реальные - самые ранние налоги, которые исходят из факта наличия объекта, но этот объект не оценивают: налог на землю, на человека (подушный), сейчас существует по домовый, промысловый и налог от денежных капиталов;
б) личные - определяются доходом плательщика. Появились в XIX, ХХвв. Это главные налоги: подоходный, на имущество,с наследства и дарения;
- косвенные - предполагают участие трёх субъектов: государства, юридического плательщика (тот, кто реализует товар; он зарегистрирован) и фактического плательщика (покупатель товара его зарегистрировать невозможно).
Налог КНР на хозяйственную
деятельность (бизнес-налог). Данный налог
применяется во всех ситуациях, когда
имеет место:
- предоставление
налогооблагаемых услуг;
- передача нематериальных активов;
- продажа недвижимости.
Данный налог исчисляется на
основании товарооборота. Отчетность
по нему и периодичность его оплаты –
ежемесячные. Ставка налога различается
в зависимости от видов деятельности.
Налог КНР на прибыль
предприятий.
Применяется ко всем предприятиям с иностранными
инвестициями и иностранным компаниям,
получающим доходы в Китае.
Размер налога устанавливается ежегодно
в течение пяти месяцев после окончания
года. Ставка налога – 30% для предприятий,
зарегистрированных в Китае. Для тех предприятий,
которые в Китае не зарегистрированы,
ставка составляет 20% .
Подоходный
налог КНР с физических лиц.
Ставка налога является прогрессивной
в зависимости от размера зарплаты, могут
быть также некоторые региональные различия,
а в некоторых случаях существует даже
возможность для переговоров с налоговыми
органами. Но, в общем, для иностранцев,
работающих в Китае, применяются следующие
ставки (исчисление, отчетность и периодичность
оплаты данного налога – ежемесячные):
Ежемесячный доход в размере 4000 юаней КНР налогом
не облагается (1 USD = 8,2 юаней КНР). Сумма,
превышающая размер 4000 юаней, облагается
налогом по ставкам.
Налог КНР на
добавленную стоимость.
Исчисляется в размере17% и взимается при
продаже товаров и некоторых услуг.
Потребительский налог КНР.
Потребительский налог взимается в дополнение
к НДС при некоторых специальных видах
потребления, таких как сигареты, алкогольные
напитки, косметика, ювелирные изделия,
бензин, автомобили и т.д. Он подлежит уплате
всеми предприятиями и частными лицами
при импортировании, производстве и переработке
вышеуказанных товаров. Этот налог взимается
только один раз в процессе бизнеса и оплачивается
конечным потребителем. Ставка налога
варьируется в зависимости от различных
категорий потребления от 3 до 50%.
Удерживаемые
налоги. Иностранные предприятия без легального
присутствия в Китае облагаются в размере
20% от доходов, полученных из Китая (существуют
некоторые региональные различия и различия
по видам деятельности). К таким доходам
относятся, например, проценты на капитал,
арендные платежи, авторские гонорары
и т.п.
Налогообложение
представительств иностранных компаний.
Представительство должно после получения
регистрационного сертификата, также
зарегистрироваться в налоговом управлении,
которое выдает свидетельство о налоговой
регистрации. Подразумевается, что представительство
получает доход в виде средств, предоставленных
ему для покрытия своих расходов в Китае.
Этот доход подлежит налогообложению,
и в данном случае применяется бизнес-налог
и налог на прибыль иностранных предприятий.
В целом сумма налогов, взимаемых с представительства,
составляет около 10% от произведенных
им расходов.
Санкции за
нарушения налогового законодательства.
Штрафы за просрочку уплаты, за неуплату
налогов и другие нарушения (незнание
не является оправданием) могут быть суровыми
– часто до пятикратной суммы задолженности
с погашением также и основного обязательства.
В случаях явного нарушения закона могут
изыматься лицензии и конфисковаться
средства.
Налоговое право ЕС. Основоположником
описания данной отрасли в России является
проф. Г. П. Толстопятенко, который в 2001 году
высказал мнение о существовании отрасли,
названной им «Европейское налоговое
право».
Понятие «налоговое
право ЕС» означает, именно, налоговое
право Европейского сообщества, которое
представляет собой совокупность правовых
норм отдельных положений Договора о Европейском
сообществе (первичное право), а также
актов институтов Европейского Союза, принятых в рамках их компетенции
и полномочий в Европейском сообществе
(вторичное право), а также практика Суда
ЕС и Суда первой инстанции в сфере налоговой
политики ЕС. (4)
По мнению А. С. Захарова,
ведущего российского специалиста в данной
области, налоговое право Европейского
сообщества является отдельной отраслью
права Европейского сообщества, являющегося
подсистемой права Европейского Союза,
а не европейское налоговое право, которое
не может являться отдельным специальным
понятием, отражающим действительные
интеграционные процессы в рамках первой
опоры Европейского Союза. Прежде всего,
потому, что европейское налоговое право
является не только более обширным понятием,
а также потому что оно также распространяется
на национальное и международное право
третьих стран европейского континента,
которые не вовлечены в интеграционные
процессы. (4)
Несмотря на
тот факт, что самостоятельно налоговая
политика не выделена в Договоре о Европейском
сообществе как отдельный вид, в настоящее
время она является одним из важнейших
направлений как внутренней, так и внешней
политики Европейского сообщества (ЕС),
которое совместно с Европейским сообществом
по атомной энергии (Евратом) образуют
первую опору в рамках Европейского Союза.
Здесь следует отметить один важный момент:
Европейский Союз в настоящее время в
отличие от вышеперечисленных Европейских
сообществ не имеет статуса юридического
лица, и не обладает международной правосубъектностью,
которая может измениться только после
ратификации Лиссабонского договора 2007
года или Договора о реформировании
Европейского Союза.
«Если налоговая политика государства —
это система мер, проводимых государством
в области налогов и на¬логообложения
с целью установления всех элементов налога
и налогообложения для обеспечения доходной
части государственного бюджета и защиты
налогового суверенитета, то налоговая
политика ЕС — это система мер, проводимых
не только институтами и органами ЕС, а
также его государствами-членами, с целью
гармонизации налогового законодательства
государств-членов для устранения налоговых
барьеров на внутреннем рынке ЕС, обеспечении
реализации основных свобод, предусмотренных
Договором о Европейском сообществе (свобод
движения товаров, лиц, услуг и капиталов),
недопущении недобросовестной и пагубной
налоговой конкуренции юрисдикций государств-членов,
недопущение налоговой дискриминации
на внутреннем рынке, выработки новых
принципов и механизмов избежания двойного
налогообложения, а также обеспечение
борьбы с налоговыми правонарушениями».
(5)
Налоги с населения в зарубежных странах.
Налогообложение физических лиц. К концу
ХХ века практически во всех развитых
странах с рыночной экономикой осуществлен
переход к системе налогообложения на
основе годовой суммы чистого дохода налогоплательщика.
Главным условием такого перехода стало
введение лимита сумм взимаемых с него
налогов, не превышающего пределов этого
дохода.
Ведущую роль в системе подоходных налогов
играет налог на индивидуальные доходы
(individual income tax), которым облагается вся
сумма доходов каждого отдельного налогоплательщика
(в некоторых странах допускается суммирование
доходов для супружеских пар). Для этих
налогов установлены твердые, фиксированные
ставки: для процентов и дивидендов обычно
25–30%, для лицензионных платежей и выплат
по авторским правам – 10–12% и т.д. Для удержания
налогов из заработной платы обычно применяются
специально разработанные шкалы налоговых
ставок.
По окончании налогового периода (обычно
года) каждый налогоплательщик представляет
декларацию по налогу на индивидуальные
доходы, полученные в данном году, и все
удержания авансовых налогов, которые
были с них сделаны.
При существующей системе исчисление
налога производится по шкале ставок,
прогрессивно увеличивающихся с ростом
дохода. В качестве примера можно привести
некоторые характеристики налогообложения
физических лиц в ведущих странах. В США применяется
три основных метода взимания налогов:
- самообложение,
когда налогоплательщик сам заполняет
декларацию и платит налоги;
- взимание
налога у источника, когда налоги взимаются
при начислении дохода;
- оценочные
налоговые платежи, когда налогоплательщик
предварительно, авансом вносит суммы
в счет будущих доходов, а окончательный
расчет производится после определения
фактического дохода.
Большое достоинство американской налоговой
системы – ее дифференцированный характер,
который позволяет перераспределять доходы
от слоев населения с наивысшими доходами
к слоям населения с доходами ниже прожиточного
минимума. Прожиточный минимум в США составляет
400 долларов в месяц и эта величина налогом
не облагается. В то же время с дохода свыше
10 млн. долларов взимается налог в размере
38%.
Система налогообложения физических лиц в
Германии также характеризуется социальной
направленностью. В частности, необлагаемый
минимум составляет 7 тыс. марок в год или
примерно 4–4,2 тыс. долларов.
Высока степень дифференциации подоходного
налога во Франции (от необлагаемого минимума
до 56,8%). Сумма налога дифференцирована
по семи категориям плательщиков и очень
жестко распределяется между местными
и центральными властями. Во Франции также
действует очень большая система различных
льгот и скидок в отношении налогоплательщиков.
Принципы построения налоговой системы Японии в
целом являются аналогичными другим индустриальным
странам. В Японии очень жестко закреплено
распределение поступлений между центральным
бюджетом и местными бюджетами. При этом
в Японии предпочитают изъять сначала
средства в центральный бюджет, а затем
из центрального бюджета финансировать
местные бюджеты. В Японии действует 25
государственных и 30 местных налогов.
Как уже отмечалось выше, они дают примерно
80–85% всех бюджетных доходов.
Весьма интересна шкала подоходного налогообложения
физических лиц в Японии. Для центрального
бюджета имеется пять разрядов платежа
(10, 20, 30, 40 и 50%); кроме того, в местные бюджеты
выплачивается ставка в размере 5, 10, и
15%. Помимо этого, все граждане Японии старше
18 лет обязаны выплатить в центральный
бюджет 3200 йен ежегодно (или 24 доллара
по курсу 1998 года).
Налог на индивидуальные доходы.
- налоги на прирост капитала (доходы
от капитала и другие фиксированные доходы
(ренты и др.);
- налоги «у
источника» (доходы от капитала и другие
фиксированные доходы (ренты и др.);
- налоги на прибыли в корпоративном
секторе бизнеса (корпорационный налог);
- налог «у источника»
на дивиденды (налоги на нераспределенную
часть прибыли, налоги на прибыли некорпоративного
бизнеса и доходы от труда за свой счет);
- налоги «у источника» с заработной
платы (заработная плата и другие доходы
от работы по найму).
Такая система
подоходных налогов, с известными модификациями,
существует во всех развитых капиталистических
странах. Ведущую роль в ней играет налог
на индивидуальные доходы, которым облагается
вся сумма доходов каждого отдельного
налогоплательщика (в некоторых странах
допускается суммирование доходов для
супружеских пар).
Налогообложение
компаний. Специальная система налогообложения
существует для корпоративного сектора
бизнеса. Все капиталистические предприятия,
образованные в форме акционерных компаний
(в США – корпораций), облагаются специальным
корпоративным налогом (corporate income tax). Его
ставка составляет обычно 45–60% и базой
обложения служит налогооблагаемая прибыль
корпорации. Налог на прибыль некорпоративного
сектора бизнеса (во многих странах он
охватывает до 25–30% всей сферы коммерческой
деятельности) рассчитывается по тем же
правилам, что и налог на индивидуальные
доходы и по его ставкам (обычно в виде
авансовых платежей в течение года и с
окончательным расчетом по представлении
годового баланса).
В большинстве
стран Западной Европы наряду с уже рассмотренной
системой налогов, действует система налогов
на добавленную стоимость (value added tax). В
обеих этих системах последующий налог
связан с предыдущими путем налогового
кредита, т.е. предыдущие налоги вычитаются
непосредственно из суммы последующего
налога, а не из облагаемого дохода (что
было бы менее выгодно для налогоплательщика).
Основные различия содержатся в структуре
базы обложения: у налога на добавленную
стоимость она шире, поскольку допускает
вычет только материальных расходов (на
сырье, материалы, комплектующие части
и т.д.), но не издержек на выплату заработной
платы; отсутствуют стандартные вычеты,
резервы, включаемые в состав издержек
или образуемые за счет прибыли, и т.д.,
разрешенные по корпоративному налогу
и налогу на индивидуальные доходы. В то
же время капитальные затраты (на приобретение
машин, оборудования и т.д.) для целей расчета
налога на добавленную стоимость списываются
не в порядке амортизации (т.е. с рассрочкой
по годам), а сразу же по мере их осуществления
(что является весьма мощным стимулом
для обновления их производственных мощностей).
Таким образом, база налогов на добавленную
стоимость охватывает фонд заработной
платы и чистую денежную выручку от деятельности
предприятия, что резко упрощает налоговый
контроль и ограничивает возможности
для злоупотреблений налоговыми льготами.
Особенности
налогообложения развивающихся стран.
Налоговое законодательство главным образом
является национальным законодательством.
Но сохраняется законодательство, возникшее
под воздействием бывшей метрополии (французской
или английской). Развивающиеся страны
заимствуют систему, а не законодательство
страны. В этом им помогают специалисты
Англии и Франции.
В странах французской системы
(Мали, Сенегал, Алжир и т.д.) действуют
налоговые кодексы.
В странах
английской системы действуют отдельные
законы по налогам (шедулярная система).
В этих странах физические и юридические
лица облагаются по одному закону (пример,
подоходный налог в Индии - его оплачивают
физические и юридические лица).
Действуют
некоторые устаревшие законы метрополии
(в частности, в Конго). В арабских странах
действуют исламские налоги, регулируемые
нормами шариата. Главный недостаток в
налогообложении - это экономическая отсталость,
которая порождает слаборазвитую налоговую
систему. Широко развито косвенное налогообложение.
В некоторых странах оно составляет около
90% (от 50% до 90%). Косвенные налоги прикладываются
к цене товара. Для косвенного налога не
требуется налогового аппарата (где эти
аппараты слабы). У населения развивающихся
стран развито отрицательное отношение
к прямым налогам. Это шло от этапа колониализма,
когда они платили прямые налоги, поэтому
освобождение воспринималось от всего
в том числе и от оплаты прямого налога.
Сюда относится и система кормления (Северный
Йемен - налоговые инспектора идут исчислять
налоги, их сопровождает военное подразделение
- их надо кормить в течение месяца. Через
полгода идут еще раз взимать налоги. И
опять их кормят целый месяц. Отсюда и
название - «система кормления»).
Развивающиеся страны оплачивают
налоги и по шедулярной системе. Шедулы
могут меняться. В Нигерии шедулы общие,
но одна шедула - налогообложение военных.
Два режима - если введен гражданский режим,
то военные облагаются по военной шедуле.
А если военный режим, то военные не облагаются,
а военная шедула отменяется.
В развивающихся
странах срок постоянного местожительства
различен от 183 дней до 1, 3, 5 лег (5 лет в
Алжире). В России 183 дня.
В косвенном
налогообложении все зависит от вида налога:
- акцизы - взимаются
только с товаров национального производства,
если 5%, то это говорит о слабой развитости
национальной промышленности. Крупная
промышленность в Индии, Египте;
- таможенные
пошлины - эта практика развита в латинской
Америке.
Исламские
налоги. Это древнейшие налоги на землю.
Первый налоговый устав в мире был в Египте
(ведь первое государство в мире появилось
на территории Египта). Исламские налоги
регулируются нормами шариата. Это религиозные
налоги, но имеют экономическую основу.
Первый налог - налог с собственности.
Состоит из 7 видов собственности:
- зарплата;
- драгоценности;
- земля и т.д.
Особое место играет закят. 2 вида:
- аль-закят - регулируется государством, выступает как обязательство, идет в бюджет государства, ставка 2,5% от имущества (Бангладеш, Пакистан, Саудовская Аравия);
- закят аль-фитр - без участия
государства, богатые помогают бедным.
В Саудовской Аравии нет бедных, поэтому
его платится практически в бюджет государства.
Налог на прирост
капитала.
Налог на прирост капитала (capital gains). В
большинстве стран существуют подоходный
налог, которым облагаются прибыли от
коммерческой деятельности, и другой налог,
которым облагают значительные суммы
активов, находящихся либо в распоряжении
спекулянтов, для которых эти активы не
являются обычным коммерческим имуществом
(каковым является, к примеру, завод), либо
частными лицами, не занимающимися продажей
специально (например, продажей акций
инвестором). Этот второй налог и является
налогом на реализованный прирост рыночной
стоимости капитала. Краткосрочным налогом
на прирост рыночной стоимости называется
налог, взимаемый иногда с продажи актива,
находящегося в собственности продавца
в течение ограниченного периода времени.
Ставки этого налога выше ставок нормального
налога на реализованный прирост рыночной
стоимости капитала. В Великобритании
налог на реализованный прирост рыночной
стоимости капитала взимается с чистого
прироста (после вычета убытков), полученного
каким-либо лицом в каком-либо налоговом
году, с освобождением от его уплаты, если
этот прирост не превышает определенной
суммы (5000 ф.ст. в 1990-1991 гг.); такое освобождение
от уплаты налога с апреля 1990 г. получает
каждый из супругов в отдельности. Освобождаются
от уплаты налога на прирост капитала
также доходы, полученные от продажи частных
автомашин, государственных ценных бумаг
и сберегательных сертификатов, облигаций,
опционов, жилых домов и произведений
искусства, доходы от азартных игр, страхования
жизни , контрактов о ренте с отсроченными
платежами. Налог взимается по маржинальной
для налогоплательщика ставке (marginal tax
rate). При калькуляции налогооблагаемого
прироста либо законного убытка возможна
налоговая скидка, в основе которой лежит
Индекс розничных цен (Retail Price Index) за период
с марта 1982 г. (или, если актив был приобретен
позднее, с месяца его приобретения) до
даты продажи.
Налог на доход от прироста капитала. Любая
прибыль, получаемая в результате операций
с ценными бумагами, облагается налогом
как доход от прироста капитала. В зависимости
от характера ценных бумаг прирост капитала
может быть краткосрочным и долгосрочным.
Последний до недавнего времени облагался
налогом по ставке в 20% для резидентов
и 10% для нерезидентов. Краткосрочный прирост
капитала рассчитывается по особой методике,
суммируется с доходами из иных источников
и облагается налогом по единой для каждого
определенного налогоплательщика ставке.
В целях стимулирования
капиталовложений правительство Индии
в конце 90-х гг. приняло решение не взимать
налог на доход от прироста капитала (в
течение 3-7 лет), если он направляется в
виде инвестиций в определенные приоритетные
сферы индийской экономики.
Размер налога, уплачиваемого индийским
правительством или индийской компанией
от имени инокорпорации, на доходы последней,
не включается в совокупную прибыль инокорпорации
при условии, что указанный доход получен
в соответствии с соглашением, заключенным
индийским правительством с правительством
другой страны или с межд. организацией.
Не облагается налогом доход инокомпании,
полученный в рамках соглашения, заключенного
ею с индийским правительством, на предоставление
в Индии или за ее пределами техуслуг,
связанных с безопасностью страны.
Великобритания.
Приростом капитала называется прибыль
от продажи капитальных активов. Капитальными
активами могут быть как недвижимость,
так и финансовые активы (акции, облигации
и т. д.)
Налог на прирост капитала (Capital Gains Tax) взимается по маржинальной
(marginal rate)
с чистого прироста капитала (после вычетов
затрат и убытков).
Уровень налога зависит от периода времени,
в течение которого актив находился в
собственности и общего уровня доходов,
подлежащих налогообложению. Для частных
лиц налог исчисляется несколько иначе,
чем для компаний и зависит, помимо прочего,
от назначения актива — коммерческий
или частный. Налогоплательщикам предоставляется
налоговая скидка: определенная первоначальная
сумма прироста капитала налогом не облагается.
В 2007—2008 эта сумма будет составлять £9,200
в год.
Для компаний налоговой скидки на первоначальную
сумму не существует. Вместо зависимости
уровня налога от длины периода владения
активом, определенные скидки могут быть
предоставлены в соответствии с индексом
розничных цен.
Информация о работе Международный опыт налогово-бюджетного регулирования