Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:33, реферат

Описание работы

Всемирный финансово-экономический кризис, разразившийся в 2008 году и приобретающий сегодня большие масштабы и глубину в оценках многих международных экспертов и специалистов, получает больше вопросов, чем ответов о причинах и прогнозах его дальнейшего развития.
Именно это обстоятельство обусловливает актуальность публикуемого труда «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана», состоящего из двух частей:
первая — воздействие мирового финансового кризиса на экономику Узбекистана и факторы, предупредившие и смягчившие его последствия;
вторая — поддержка банковской системы, модернизация, техническое обновление и диверсификация производства, широкое внедрение инновационных технологий — надежный путь преодоления кризиса и выхода Узбекистана на новые рубежи на мировом рынке.

Файлы: 1 файл

МИРОВОЙ ФИНАНСОВО.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

МИРОВОЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  КРИЗИС, ПУТИ И МЕРЫ ПО ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЮ 
В УСЛОВИЯХ УЗБЕКИСТАНА

Ташкент,  март 2009

Всемирный финансово-экономический  кризис, разразившийся в 2008 году и  приобретающий сегодня большие  масштабы и глубину в оценках  многих международных экспертов и специалистов, получает больше вопросов, чем ответов о причинах и прогнозах его дальнейшего развития.

Именно это обстоятельство обусловливает  актуальность публикуемого труда «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана», состоящего из двух частей:

первая — воздействие мирового финансового кризиса на экономику Узбекистана и факторы, предупредившие и смягчившие его последствия;

вторая — поддержка банковской системы, модернизация, техническое обновление и диверсификация производства, широкое внедрение инновационных технологий — надежный путь преодоления кризиса и выхода Узбекистана на новые рубежи на мировом рынке.

I. Воздействие мирового финансового  кризиса на экономику Узбекистана  и факторы, предупредившие и смягчившие его последствия

Самая актуальная проблема сегодняшнего дня — это разразившийся в 2008 году мировой финансовый кризис, его воздействие и негативные последствия, поиск путей выхода из складывающейся ситуации.

Коротко о самом мировом финансовом кризисе.

Получив начало с провалов и несостоятельности  ипотечного кредитования в США, кризис нашел свое масштабное отражение  в кризисе ликвидности важнейших  банков и финансовых структур, катастрофическом падении индексов и рыночной стоимости крупнейших компаний на ведущих фондовых рынках мира. Все это, в свою очередь, явилось причиной серьезного спада производства, резкого снижения темпов роста экономики во многих странах, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Многие ведущие аналитические и экспертные центры, анализируя и обобщая материалы, связанные с состоянием и возможными последствиями глобального финансового кризиса, приходят к следующим выводам.

Первое — подтверждаются практически глобальные масштабы кризисных процессов, происходящих в финансово-банковской системе, неизбежность рецессии и экономического спада, свертывание объемов инвестиционной активности, снижение спроса и сокращение объемов международной торговли, а также серьезные социальные потери, которые могут коснуться многих стран в мире.

Второе — разразившийся глобальный финансовый кризис продемонстрировал серьезные пробелы и необходимость кардинального реформирования действующей мировой финансово-банковской системы, подтвердил отсутствие должного контроля за деятельностью банков, которые в основном обслуживали свои корпоративные интересы, увлекаясь различными спекулятивными операциями на кредитном рынке и рынке ценных бумаг.

Третье — масштабы, глубина и последствия финансово-экономического кризиса в каждом отдельном государстве будут во многом зависеть, прежде всего, от прочности финансово-валютной системы, капитализации и ликвидности национальных кредитных институтов, их зависимости от иностранных и корпоративных банковских структур, а также размеров золото-валютных резервов и способности оплачивать зарубежные кредиты, в конечном итоге — от уровня устойчивости, диверсификации и конкурентоспособности экономики страны.

Четвертое — скорейший выход из мирового финансового кризиса и смягчение его последствий во многом зависит от эффективности и согласованности принимаемых мер в рамках отдельных государств и мирового сообщества в целом.

Состоявшийся в ноябре в Вашингтоне Саммит 20 крупнейших государств, объединяющих около 85 процентов мирового совокупного  продукта, подтвердил все возрастающие масштабы глобального финансового кризиса.

Обсуждения на Саммите показали, что сегодня речь не идет о предупреждении, а только о поисках путей выхода из мирового финансового кризиса, то есть рубеж невозврата к прежним  позициям практически пройден.

Обсуждения также продемонстрировали, что участники Саммита не имеют  единых подходов к анализу причин возникновения кризиса, и соответственно пока рано говорить о выработке какой-то общей эффективной программы  по нейтрализации серьезных и  далеко идущих последствий продолжающегося глобального финансового кризиса.

Вместе с тем сам факт, что  такой Саммит состоялся и на нем  были обсуждены проблемы и сложившаяся  ситуация в связи с мировым  финансовым кризисом — само по себе является обнадеживающим сигналом.

Думаю, нет необходимости сегодня  доказывать, что степень и глубина  подверженности каждой страны воздействию  мирового финансового кризиса, в  первую очередь зависит от устойчивости и надежности финансово-экономической  и банковской систем и от того, насколько сильны заложенные в них защитные механизмы.

Принятая в Узбекистане собственная  модель реформирования и модернизации, ставя перед собой целью достижение национальных интересов в долгосрочной перспективе, изначально подразумевала  отказ от настойчиво навязываемых нам методов шоковой терапии, наивных, обманчивых представлений о саморегулировании рыночной экономики.

Мы выбрали эволюционный подход в процессе перехода от административно-командной  к рыночной системе управления, путь постепенных и поэтапных реформ, действуя по известному принципу: «не построив нового дома, не разрушай старый».

И что было особенно важным — для  того, чтобы не подвергаться влиянию стихии и хаоса, мы четко определили, что в переходный период именно государство должно взять на себя ответственность главного реформатора.

Там, где это диктовалось долгосрочными  интересами страны и необходимостью разрешения и выхода из экстремальных  ситуаций, применялись методы государственного регулирования, что в конечном итоге  полностью себя оправдало.

В Узбекистане созданы достаточный  запас прочности и необходимая  ресурсная база для того, чтобы  обеспечить устойчивую и бесперебойную  работу нашей финансово-экономической, бюджетной, банковско-кредитной системы, а также предприятий и отраслей реальной экономики.

Остановлюсь только на некоторых примерах.

Ни для кого не секрет, что одним  из наиболее важных составляющих мирового финансового кризиса является обострение проблемы ликвидности банков, кризис на кредитном рынке, проще говоря, нехватка денежных средств.

Сумма активов коммерческих банков Узбекистана, составляющая сегодня  с учетом сформированных в соответствии с Законом «О гарантиях защиты вкладов граждан в банках»  резервов, превышает 13 триллионов 360 млрд. сумов, или примерно в 2,4 раза превышает  объемы привлеченных депозитов и населения, и хозяйствующих субъектов.

С учетом значительно возросших  объемов банковских активов в  республике сегодня 100-процентная государственная  гарантия обеспечивается по всем депозитным банковским вкладам населения.

Особо хотел бы остановиться на работе созданного в 2006 году «Микрокредитбанка», призванного обеспечивать кредитами малый бизнес и сектор предпринимательства, имеющий на территории республики 78 филиалов и более 270 мини-банков.

За истекшие два года сумма активов банка увеличилась в 3,5 раза, объем кредитования малого бизнеса и частного предпринимательства возрос в 4 раза, на эти цели направлено свыше 150 млрд. сумов.

Указом Президента принято решение  увеличить уставный фонд «Микрокредитбанка» на 72 млрд. сумов и довести его до 150 млрд. сумов.

Следующий вопрос, на котором хотел  бы остановиться, — это внешний  долг и проблемы по его обслуживанию.

Надо сказать, что глубоко непродуманная  политика многих государств по внешнему заимствованию поставила экономику  этих стран в уязвимое и сильно зависимое от внешних факторов и угроз положение.

Узбекистан за истекший период своего независимого развития всегда придерживался  принципа по отказу от краткосрочных  спекулятивных кредитов и привлечения  иностранных инвестиций в основном на долгосрочной основе и по льготным процентным ставкам.

Хотел бы также отметить, что в  нашей практике были такие факты, когда мы отказывались от некоторых  предложений по кредитованию тех  или иных проектов, где не было твердой  уверенности и гарантий по своевременному их обслуживанию.

Не вызывает никакой тревоги  состояние и объемы выплат наших  коммерческих банков по внешним обязательствам, что также подчеркивает, что наша банковская система не подвержена воздействию  негативных процессов в связи  с мировым финансовым кризисом.

Узбекистан зарекомендовал себя как  надежный и платежеспособный партнер, где созданы практически беспрецедентные  условия для привлечения иностранного капитала.

О многом говорит сам по себе факт, что за последние два года объем  освоенных иностранных инвестиций увеличился более чем в 2,5 раза.

В целом общий объем капитальных  вложений в 2009 году с учетом иностранных  и внутренних инвестиций в экономику  страны составит не менее 25 процентов  от валового внутреннего продукта страны.

Разумеется, все эти факты ни в коей мере не говорят о том, что принимающий все большие размеры мировой финансовый кризис не окажет воздействия на нашу страну и пройдет мимо нас. Это было бы самым наивным, и я бы сказал, непростительным заблуждением.

Каждый из нас должен отдавать себе отчет в том, что Узбекистан сегодня — это составная часть мирового пространства и глобального финансово-экономического рынка.

Наглядным свидетельством этому являются все возрастающие наши связи с  внешним миром, реализация с помощью  ведущих развитых стран программ по развитию, модернизации, техническому и технологическому переоснащению отраслей экономики, интеграция Узбекистана в международную сферу торговли, рост импорта и экспорта продукции и товаров.

И вполне закономерно, что глобальный финансовый кризис и, в первую очередь, его последствия уже сказываются на развитии и эффективности нашей экономики.

Из-за сокращающегося спроса на мировом  рынке снижаются цены на экспортируемую Узбекистаном продукцию, такую как  драгоценные и цветные металлы, хлопок, уран, нефтепродукты, минеральные удобрения и другие. Это в свою очередь приводит к уменьшению экспортной выручки хозяйствующих субъектов и инвесторов, отражается на их прибыли и рентабельности производства и в конечном итоге — на темпах роста и на наших макроэкономических показателях.

Для нейтрализации воздействия  мирового финансового кризиса и  преодоления его последствий  у нас в стране есть все необходимые  условия. За истекший период сформирован  достаточно прочный фундамент экономического и финансового потенциала страны, созданы надежные механизмы управления финансово-банковской инфраструктурой.

Совсем недавно принят и сегодня  реализуется Указ Президента Республики Узбекистан по оказанию дополнительной помощи банковским и финансовым структурам, поддержке деловой активности предприятий и компаний реального сектора экономики, повышению рентабельности производства и экспортных возможностей, выделению им в этих целях дополнительных налоговых льгот и преференций и реализации наряду с этим других крупномасштабных мер и проектов.

Пользуясь этой возможностью, хотел  бы еще раз подчеркнуть: нейтрализация  последствий все более расширяющегося мирового финансового кризиса требует  от каждого из нас, в первую очередь, осознать, перед какой непростой  задачей мы стоим, и исходя из этого обеспечить максимальную мобилизацию наших сил и ресурсов.

II. Поддержка банковской системы,  модернизация, техническое обновление  и диверсификация производства, широкое внедрение инновационных  технологий — надежный путь  преодоления кризиса и выхода Узбекистана на новые рубежи на мировом рынке

Думаю, нет необходимости говорить о том, что с учетом растущей интегрированности  нашей экономики в мирохозяйственные  и финансово-экономические связи, мировой кризис, прежде всего его  последствия, оказал и продолжает оказывать на Узбекистан негативное воздействие.

Хочу еще раз отметить, что  это воздействие проявляется  на результатах деятельности базовых  экспортоориентированных отраслей и связанных с ними смежных  производств в связи с резким сокращением спроса и снижением цен на мировом рынке на важнейшие виды экспортируемой нашей страной продукции, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на сбалансированности и эффективности экономики в целом, создает много проблем в реализации предусмотренных проектов, в достижении поставленных целей.

Однако, несмотря на все возникшие  проблемы и трудности, республике удалось  добиться в 2008 году не только стабильного  функционирования экономики, но и обеспечить высокие устойчивые темпы ее роста.

В 2008 году валовой внутренний продукт вырос и составил 109 процентов, темпы роста в промышленности составили 112,7 процента, в том числе в производстве потребительских товаров — 117,7 процента, сфера услуг выросла на 21,3 процента.

Устойчивыми темпами развивались  и другие важнейшие отрасли экономики: строительство выросло на 8,3 процента, транспортные перевозки — на 10,2, сфера торговли — на 7,2 процента. В сельском хозяйстве темпы роста составили 104,5 процента, заготовлено хлопка-сырца в объеме 3 млн. 410 тыс. тонн, произведено зерна 6 млн. 330 тыс. тонн, в том числе пшеницы — 6 млн. 145 тыс. тонн.

Государственный бюджет перевыполнен, вместо предусмотренного дефицита получен  профицит в размере 1,5 процента к  ВВП.

В результате последовательного проведения умеренно жесткой денежно-кредитной политики удалось сдержать инфляцию в пределах предусмотренных прогнозных показателей — на уровне 7,8 процента в годовом исчислении.

Хотелось бы особо отметить результаты реализуемой в нашей стране политики по стимулированию труда, повышению заработной платы и обеспечению роста доходов населения.

В 2008 году средняя заработная плата  в бюджетных организациях выросла  более чем в 1,5 раза, а в целом  по экономике — в 1,4 раза. В результате средняя зарплата в прошлом году составила в эквиваленте более 300 долларов США. Реальные же доходы населения в расчете на душу увеличились за год на 23 процента.

На 2009 год размер средней заработной платы предусматривается увеличить  в бюджетной сфере в 1,4 раза, соответственно — по хозяйствующим субъектам. Показатель роста инфляции — сохранить на уровне 7—9 процентов.

Информация о работе Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана