Мониторинг состояния предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 11:33, контрольная работа

Описание работы

По итогам анализа результатов можно сделать вывод о текущем состоянии предприятия. Если состояние не кризисное, то мониторинг продолжается в обычном режиме. Если кризисное - начинается осуществление антикризисной программы.
Для обнаружения сигналов о возникновении явлений кризисного состояния фирмы необходимо постоянное наблюдение за её деловыми и финансовыми показателями.
Деловые и финансовые показатели делятся на несколько групп: показатели ликвидности, показатели финансового состояния, показатели оборачиваемости, показатели рентабельности, деловой активности. Рассмотрим более подробно мониторинг данных показателей.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Ликвидность и платежеспособность предприятия 4
1.1. Анализ ликвидности баланса 4
1.2. Финансовые коэффициенты ликвидности 6
1.3. Анализ денежных (финансовых) потоков 7
Глава 2. Система показателей для оценки рентабельности 10
Глава 3. Система показателей для оценки деловой активности 13
Заключение. 17
Список использованных источников. 18

Файлы: 1 файл

Мониторинг состояния предприятия.docx

— 95.75 Кб (Скачать файл)

♦ своевременно ли выплачиваются налоги в бюджетную систему государства и взносы во внебюджетные фонды;

♦ не было ли длительной задолженности персоналу по оплате труда.

В результате аналитической работы можно  сделать предварительные выводы о причинах дефицита денежных средств. Такими причинами могут быть:

1) низкая рентабельность продаж, активов и собственного капитала;

2) отвлечение денежных средств в излишние производственные запасы и незавершенное производство; влияние инфляции на запасы;

3) большие капитальные затраты, не обеспеченные соответствующими источниками финансирования; влияние инфляции на капитальные вложения;

4) высокие выплаты налогов и сборов и суммы дивидендов акционерам;

5) чрезмерная доля заемного капитала в пассиве баланса (свыше 50 %) и связанные с этим высокие выплаты процентов за пользование кредитами и займами;

6) снижение коэффициента оборачиваемости оборотных активов, т. е. вовлечение в оборот предприятия дополнительных денежных средств.

Для осуществления анализа движения денежных средств прямым методом можно воспользоваться данными, приведенными в табл. 2 и 3. Эти таблицы различаются между собой тем, что в первой анализ денежных средств осуществляется по видам деятельности (текущей, инвестиционной, финансовой), а во второй исследуется структура притока и оттока денежных средств по предприятию в целом.

 

Таблица 2. Движение денежных средств по видам деятельности

Показатели

Базовый год

Отчетный год

Поступило

Использовано

Изменение за период (+, -)

Поступило

Использовано

Изменение за период (+, -)

1. Остаток денежных средств на начало периода

           

2. Движение денежных средств по текущей деятельности

           

3. Движение денежных средств по инвестиционной деятельности

           

4. Движение денежных средств по финансовой деятельности

 

 
         

5. Итого чистое изменение денежных средств

           

6. Остаток денежных средств на конец периода

           

 

Таблица 3. Вертикальный анализ поступлений и расходования денежных средств по акционерному обществу

Показатели

Базовый год

Отчетный год

Абсолютная величина, тыс. руб.

Удельный вес,

%

Абсолютная величина, тыс. руб.

Удельный вес,

%

1. Поступления и источники денежных средств от всех видов деятельности

       

1.1. Средства, полученные от покупателей  и заказчиков

       

1.2. Прочие доходы

       

1.3. Выручка от продажи объектов  основных средств и иных внеоборотных активов

       

1.4. Полученные проценты

       

Поступления денежных средств — всего

       

2. Использование денежных средств по всем видам деятельности

       

2.1. На оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов

       

2.2. На оплату труда

       

2.3. На оплату дивидендов и процентов

       

2.4. На расчеты по налогам и сборам

       

2.5. На прочие расходы

       

2.6. Погашение займов и кредитов (без  процентов)

       

Использовано средств — всего

       

3. Чистое изменение денежных средств

       

 

Для изучения потока денежных средств косвенным  методом необходимо подготовить  отдельный аналитический отчет. Алгоритм расчета движения денежных потоков косвенным методом представлен  в табл. 4.

Таблица 4. Алгоритм расчета потока денежных средств косвенным методом

Показатели

(+) увеличение,

(-) уменьшение

1. Движение денежных средств по  текущей деятельности

 

Чистая прибыль

 

Амортизационные отчисления

 

Уменьшение запасов

 

Снижение НДС по приобретенным  ценностям

 

Рост дебиторской задолженности

 

Прирост отложенных налоговых обязательств

 

Снижение кредиторской задолженности

 

Прирост отложенных налоговых обязательств

 

Изменение денежных средств по текущей  деятельности

 

2. Движение денежных средств по  инвестиционной деятельности

 

Изменение денежных средств по инвестиционной деятельности

 

3. Движение денежных средств по  финансовой деятельности

 

Изменение денежных средств по финансовой деятельности

 

Изменение состояния денежных средств  — всего

 

Денежные средства на начало года

 

Денежные средства на конец отчетного  периода 

 

 

По  результатам анализа денежных потоков  косвенным методом можно получить ответы на следующие вопросы:

1) в каком объеме и из каких источников получены денежные средства и каковы основные направления их расходования;

2) способно ли предприятие в результате текущей деятельности обеспечить превышение поступлений над платежами (резерв денежной наличности);

3) в состоянии ли предприятие погасить краткосрочные обязательства за счет поступлений от дебиторов;

4) достаточно ли полученной предприятием чистой прибыли для удовлетворения его текущих потребностей в денежных средствах;

5) достаточно ли собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений) для осуществления инвестиционной деятельности;

6) чем объясняется разница между величиной полученной чистой прибыли и объемом денежных средств.

Глава 2. Система показателей для оценки рентабельности

Экономическая эффективность деятельности предприятий  выражается показателями рентабельности (доходности). В общем виде показатель экономической эффективности выражается формулой: Ээ = (Экономический эффект (прибыль) / Ресурсы или затраты) × 100.

Для расчета числителя формулы используются показатели прибыли: бухгалтерской (общей), от реализации продукции и чистой прибыли (после налогообложения). В знаменателе формулы берутся ресурсы (инвестиции), имущество (активы), себестоимость реализации товаров (продукции, работ, услуг).

На  практике следует различать показатели экономической и финансовой рентабельности. Экономическая рентабельность –  параметр, исчисленный исходя из величины прогнозной (потенциальной) прибыли, отраженной в бизнес-плане инвестиционного  или инновационного проекта (программы). Финансовая рентабельность определяется на базе реальной прибыли, включенной в финансовую (бухгалтерскую) отчетность предприятия. Система показателей рентабельности следующая (табл. 5).

 

 

Таблица 5. Общая характеристика показателей рентабельности предприятия

Наименование показателя

Способ расчета

Комментарий

1. Рентабельность реализации продукции

1.1. Рентабельность реализованной продукции

 

где — прибыль от реализации товаров;

 — полная себестоимость реализованной продукции (товаров)

Показывает, сколько прибыли от реализации продукции приходится на один рубль  полных затрат

1.2. Рентабельность изделия

(ризд.)

 

где П — прибыль по калькуляции издержек на изделие (или группу изделий); С — себестоимость изделия по калькуляции издержек

Показывает прибыль, приходящуюся на один рубль затрат на изделие (группу однородных изделий)

2. Рентабельность производства (РП)

 

БП — бухгалтерская  прибыль (общая прибыль до налогообложения);

 — средняя  стоимость основных средств за  расчетный период;

 — средняя  стоимость запасов за расчетный период

Отражает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль производственных ресурсов (материальных активов) предприятия

3. Рентабельность активов (имущества)

3.1. Рентабельность совокупных активов

(Ра)

 

где БП — бухгалтерская  прибыль;

 — средняя  стоимость совокупных активов за расчетный период

Показывает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль совокупных активов

3.2. Рентабельность внеоборотных активов (рвоа)

 

 

 где  — средняя стоимость внеоборотных активов за расчетный период

Характеризует величину бухгалтерской  прибыли, приходящейся на каждый рубль внеоборотных активов

3.3. Рентабельность оборотных активов (Роа)

 

где ОА — средняя стоимость оборотных активов за расчетный период

Показывает величину бухгалтерской  прибыли, приходящейся на каждый рубль оборотных активов

3.4. Рентабельность чистого оборотного капиталачок)

 

где ЧОК — средняя стоимость чистого оборотного капитала за расчетный период. ЧОК = Оборотные активы - Краткосрочные обязательства

Выражает величину бухгалтерской прибыли, приходящейся на каждый рубль чистого оборотного капитала

4. Рентабельность собственного капитала (Рск)

 

где СК — средняя стоимость собственного капитала за расчетный период

Показывает величину чистой прибыли, приходящейся на рубль собственного капитала

5. Рентабельность инвестиций (РИ)

 

где И — средняя стоимость инвестиций за расчетный период

Отражает величину чистой прибыли, приходящейся на рубль инвестиций, т. е. авансированного капитала

6. Рентабельность продаж

продаж)

 

где БП — бухгалтерская  прибыль; ОП — объем продаж (чистой выручки от реализации продукции)

Характеризует, сколько бухгалтерской  прибыли приходится на рубль объема продаж


Важным  аспектом анализа рентабельности является оценка доходности объема продаж и  расчет факторов, влияющих на ее состояние (влияние цены продукции и ее себестоимости). В этих целях необходимо использовать следующую аналитическую таблицу (табл. 6).

Таблица 6. Расчет рентабельности объема продаж

Показатели

Базисный

год

Отчетный

год

Отклонения (+ или -)

1. Выручка (нетто) от реализации  товаров (объем продаж), тыс. руб.

     

2. Полная себестоимость реализованных товаров (включая коммерческие и управленческие расходы), тыс. руб.

     

3. Прибыль от реализации товаров  (прибыль от продаж), тыс. руб.

     

4. Рентабельность объема продаж (стр.3 : стр. 1 х 100),%

     

 

Расчет  влияния изменения цены и себестоимости  продукции определим методом  цепных подстановок.

1. Расчет изменения рентабельности продаж за счет роста выручки от реализации (ΔВР):

∆ВР = (ВР– С0) / ВР– (ВР– С0) / ВР0

где ВРи ВР– выручка от реализации продукции в базисном и отчетном периодах; С– себестоимость реализованной продукции в базисном периоде:

2. Расчет изменения рентабельности продаж за счет увеличения себестоимости реализации (DС): ∆С = (ВР– С1) / ВР– (ВР– С0) / ВР1

где Си С– себестоимость реализованной продукции в базисном и отчетном периодах.

Другим  важным аспектом анализа является изучение взаимосвязи между показателями рентабельности продаж и оборачиваемости активов: РА = БП / А̅̅ = (ВР / А̅̅) (БП / ВР)

где РА – рентабельность активов (%); БП – бухгалтерская прибыль; А̅̅ – средняя стоимость активов за расчетный период; ВР – выручка от реализации продукции (объем продаж). Исходные данные для такого анализа представлены в табл. 7.

Таблица 7. Исходные данные для факторного анализа рентабельности активов

Показатели

Базовый

год

Отчетный

год

Отклонения (+ или -)

1. Выручка (нетто) от реализации  продукции (объем продаж), тыс.  руб.

     

2. Средняя стоимость активов (имущества), тыс. руб.

     

3. Бухгалтерская прибыль, тыс. руб.

     

4. Оборачиваемость активов (стр.1 : стр.2

     

5. Рентабельность продаж (стр.3 : стр.2 х 100), %

     

6. Рентабельность активов (стр.4 х  стр.5), %

     

 

Данный  показатель отражает прибыльность активов, которая обусловлена как ценовой  политикой предприятия, так и  уровнем затрат на производство продукции. Через рентабельность активов можно  оценить и деловую активность предприятия (посредством показателя оборачиваемости активов).

1. Изменение рентабельности активов за счет ускорения их оборачиваемости определяется по формуле: ∆PA(∆OA) = (0Ai -0A0) x Pn1,

где ∆РА(∆ОА) – изменение рентабельности активов за счет ускорения их оборачиваемости; Оа1 и ОA0 – оборачиваемость активов в базисном и отчетном периодах; Рn1, – рентабельность продаж в отчетном периоде, %.

2. Изменение рентабельности активов за счет колебания доходности продаж:

∆РА(∆Рп) = (РА1А0) х ОА0,

где ∆РА(∆Рп) – изменение рентабельности активов за счет колебания доходности продаж; РА1, и РА0 – рентабельность продаж в базисном и отчетном периодах, %.

На  основе специальных расчетов устанавливается  влияние отдельных факторов на изменение  рентабельности производства и инвестиций.

Взаимосвязь между оборачиваемостью инвестиций и нормой их рентабельности можно  передать в следующем виде: Ри = БП / И = (БП / ОП) × (ОП / И) × 100,

где РИ – рентабельность инвестиций, %; БП – бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения); ОП – объем продаж; И – сумма инвестиций по бухгалтерскому балансу (собственный капитал + долгосрочные кредиты и займы).

Глава 3. Система показателей для оценки деловой активности

Деловая активность предприятия измеряется с помощью системы количественных и качественных критериев.

Качественные  критерии – широта рынков сбыта (внутренних и внешних), деловая репутация  предприятия, его конкурентоспособность, наличие постоянных поставщиков  и покупателей готовой продукции (услуг) и др. Данные критерии целесообразно  сопоставлять с аналогичными параметрами  конкурентов, действующих в отрасли  или сфере бизнеса.

Количественные  критерии деловой активности характеризуются  абсолютными и относительными показателями. Среди абсолютных показателей необходимо выделить объем продажи готовой  продукции, товаров, работ и услуг (оборот), прибыль, величину авансированного  капитала (активов).

Целесообразно сравнивать эти параметры в динамике за ряд периодов (кварталов, лет). Оптимальное  соотношение между ними: Тп > Тв > Та > 100 %,

Информация о работе Мониторинг состояния предприятий