Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 11:33, контрольная работа
По итогам анализа результатов можно сделать вывод о текущем состоянии предприятия. Если состояние не кризисное, то мониторинг продолжается в обычном режиме. Если кризисное - начинается осуществление антикризисной программы.
Для обнаружения сигналов о возникновении явлений кризисного состояния фирмы необходимо постоянное наблюдение за её деловыми и финансовыми показателями.
Деловые и финансовые показатели делятся на несколько групп: показатели ликвидности, показатели финансового состояния, показатели оборачиваемости, показатели рентабельности, деловой активности. Рассмотрим более подробно мониторинг данных показателей.
Введение. 3
Глава 1. Ликвидность и платежеспособность предприятия 4
1.1. Анализ ликвидности баланса 4
1.2. Финансовые коэффициенты ликвидности 6
1.3. Анализ денежных (финансовых) потоков 7
Глава 2. Система показателей для оценки рентабельности 10
Глава 3. Система показателей для оценки деловой активности 13
Заключение. 17
Список использованных источников. 18
♦ своевременно ли выплачиваются налоги в бюджетную систему государства и взносы во внебюджетные фонды;
♦ не было ли длительной задолженности персоналу по оплате труда.
В результате аналитической работы можно сделать предварительные выводы о причинах дефицита денежных средств. Такими причинами могут быть:
1) низкая рентабельность продаж, активов и собственного капитала;
2) отвлечение денежных средств в излишние производственные запасы и незавершенное производство; влияние инфляции на запасы;
3) большие капитальные затраты, не обеспеченные соответствующими источниками финансирования; влияние инфляции на капитальные вложения;
4) высокие выплаты налогов и сборов и суммы дивидендов акционерам;
5) чрезмерная доля заемного капитала в пассиве баланса (свыше 50 %) и связанные с этим высокие выплаты процентов за пользование кредитами и займами;
6) снижение коэффициента оборачиваемости оборотных активов, т. е. вовлечение в оборот предприятия дополнительных денежных средств.
Для осуществления анализа движения денежных средств прямым методом можно воспользоваться данными, приведенными в табл. 2 и 3. Эти таблицы различаются между собой тем, что в первой анализ денежных средств осуществляется по видам деятельности (текущей, инвестиционной, финансовой), а во второй исследуется структура притока и оттока денежных средств по предприятию в целом.
Таблица 2. Движение денежных средств по видам деятельности
Показатели |
Базовый год |
Отчетный год | ||||
Поступило |
Использовано |
Изменение за период (+, -) |
Поступило |
Использовано |
Изменение за период (+, -) | |
1. Остаток денежных средств на начало периода |
||||||
2. Движение денежных средств по текущей деятельности |
||||||
3. Движение денежных средств по инвестиционной деятельности |
||||||
4. Движение денежных средств по финансовой деятельности |
|
|||||
5. Итого чистое изменение |
||||||
6. Остаток денежных средств на конец периода |
Таблица 3. Вертикальный анализ поступлений и расходования денежных средств по акционерному обществу
Показатели |
Базовый год |
Отчетный год | ||
Абсолютная величина, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Абсолютная величина, тыс. руб. |
Удельный вес, % | |
1. Поступления и источники денежных средств от всех видов деятельности |
||||
1.1. Средства, полученные от покупателей и заказчиков |
||||
1.2. Прочие доходы |
||||
1.3. Выручка от продажи объектов
основных средств и иных |
||||
1.4. Полученные проценты |
||||
Поступления денежных средств — всего |
||||
2. Использование денежных средств по всем видам деятельности |
||||
2.1. На оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов |
||||
2.2. На оплату труда |
||||
2.3.
На оплату дивидендов и |
||||
2.4. На расчеты по налогам и сборам |
||||
2.5. На прочие расходы |
||||
2.6. Погашение займов и кредитов (без процентов) |
||||
Использовано средств — всего |
||||
3. Чистое изменение денежных средств |
Для
изучения потока денежных средств косвенным
методом необходимо подготовить
отдельный аналитический отчет.
Алгоритм расчета движения денежных
потоков косвенным методом
Таблица 4. Алгоритм расчета потока денежных средств косвенным методом
Показатели |
(+) увеличение, (-) уменьшение |
1. Движение денежных средств по текущей деятельности |
|
Чистая прибыль |
|
Амортизационные отчисления |
|
Уменьшение запасов |
|
Снижение НДС по приобретенным ценностям |
|
Рост дебиторской задолженности |
|
Прирост отложенных налоговых обязательств |
|
Снижение кредиторской задолженности |
|
Прирост отложенных налоговых обязательств |
|
Изменение денежных средств по текущей деятельности |
|
2. Движение денежных средств по инвестиционной деятельности |
|
Изменение денежных средств по инвестиционной деятельности |
|
3. Движение денежных средств по финансовой деятельности |
|
Изменение денежных средств по финансовой деятельности |
|
Изменение состояния денежных средств — всего |
|
Денежные средства на начало года |
|
Денежные средства на конец отчетного периода |
По
результатам анализа денежных потоков
косвенным методом можно
1) в каком объеме и из каких источников получены денежные средства и каковы основные направления их расходования;
2) способно ли предприятие в результате текущей деятельности обеспечить превышение поступлений над платежами (резерв денежной наличности);
3) в состоянии ли предприятие погасить краткосрочные обязательства за счет поступлений от дебиторов;
4) достаточно ли полученной предприятием чистой прибыли для удовлетворения его текущих потребностей в денежных средствах;
5) достаточно ли собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений) для осуществления инвестиционной деятельности;
6) чем объясняется разница между величиной полученной чистой прибыли и объемом денежных средств.
Глава 2. Система показателей для оценки рентабельности
Экономическая
эффективность деятельности предприятий
выражается показателями рентабельности
(доходности). В общем виде показатель
экономической эффективности
Для
расчета числителя формулы
На
практике следует различать показатели
экономической и финансовой рентабельности.
Экономическая рентабельность –
параметр, исчисленный исходя из величины
прогнозной (потенциальной) прибыли, отраженной
в бизнес-плане
Таблица 5. Общая характеристика показателей рентабельности предприятия
Наименование показателя |
Способ расчета |
Комментарий | |
1. Рентабельность реализации | |||
1.1. Рентабельность реализованной продукции |
где — прибыль от реализации товаров; — полная себестоимость реализованной продукции (товаров) |
Показывает, сколько прибыли от реализации продукции приходится на один рубль полных затрат | |
1.2. Рентабельность изделия (ризд.) |
где П — прибыль по калькуляции издержек на изделие (или группу изделий); С — себестоимость изделия по калькуляции издержек |
Показывает прибыль, приходящуюся на один рубль затрат на изделие (группу однородных изделий) | |
2. Рентабельность производства (РП) |
БП — бухгалтерская прибыль (общая прибыль до налогообложения); — средняя стоимость основных средств за расчетный период; — средняя стоимость запасов за расчетный период |
Отражает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль производственных ресурсов (материальных активов) предприятия | |
3. Рентабельность активов ( | |||
3.1. Рентабельность совокупных активов (Ра) |
где БП — бухгалтерская прибыль; — средняя стоимость совокупных активов за расчетный период |
Показывает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль совокупных активов | |
3.2. Рентабельность внеоборотных активов (рвоа) |
где — средняя стоимость внеоборотных активов за расчетный период |
Характеризует величину бухгалтерской прибыли, приходящейся на каждый рубль внеоборотных активов | |
3.3. Рентабельность оборотных активов (Роа) |
где ОА — средняя стоимость оборотных активов за расчетный период |
Показывает величину бухгалтерской прибыли, приходящейся на каждый рубль оборотных активов | |
3.4. Рентабельность чистого оборотного капитала (Рчок) |
где ЧОК — средняя стоимость чистого оборотного капитала за расчетный период. ЧОК = Оборотные активы - Краткосрочные обязательства |
Выражает величину бухгалтерской прибыли, приходящейся на каждый рубль чистого оборотного капитала | |
4. Рентабельность собственного капитала (Рск) |
где СК — средняя стоимость собственного капитала за расчетный период |
Показывает величину чистой прибыли, приходящейся на рубль собственного капитала | |
5. Рентабельность инвестиций (РИ) |
где И — средняя стоимость инвестиций за расчетный период |
Отражает величину чистой прибыли, приходящейся на рубль инвестиций, т. е. авансированного капитала | |
6. Рентабельность продаж (Рпродаж) |
где БП — бухгалтерская прибыль; ОП — объем продаж (чистой выручки от реализации продукции) |
Характеризует, сколько бухгалтерской прибыли приходится на рубль объема продаж |
Важным аспектом анализа рентабельности является оценка доходности объема продаж и расчет факторов, влияющих на ее состояние (влияние цены продукции и ее себестоимости). В этих целях необходимо использовать следующую аналитическую таблицу (табл. 6).
Таблица 6. Расчет рентабельности объема продаж
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
Отклонения (+ или -) |
1. Выручка (нетто) от реализации товаров (объем продаж), тыс. руб. |
|||
2. Полная себестоимость |
|||
3. Прибыль от реализации товаров (прибыль от продаж), тыс. руб. |
|||
4. Рентабельность объема продаж (стр.3 : стр. 1 х 100),% |
Расчет влияния изменения цены и себестоимости продукции определим методом цепных подстановок.
1. Расчет изменения рентабельности продаж за счет роста выручки от реализации (ΔВР):
где ВР0 и ВР1 – выручка от реализации продукции в базисном и отчетном периодах; С0 – себестоимость реализованной продукции в базисном периоде:
2. Расчет изменения рентабельности продаж за счет увеличения себестоимости реализации (DС): ∆С = (ВР1 – С1) / ВР1 – (ВР1 – С0) / ВР1
где С0 и С1 – себестоимость реализованной продукции в базисном и отчетном периодах.
Другим важным аспектом анализа является изучение взаимосвязи между показателями рентабельности продаж и оборачиваемости активов: РА = БП / А̅̅ = (ВР / А̅̅) (БП / ВР)
где РА – рентабельность активов (%); БП – бухгалтерская прибыль; А̅̅ – средняя стоимость активов за расчетный период; ВР – выручка от реализации продукции (объем продаж). Исходные данные для такого анализа представлены в табл. 7.
Таблица 7. Исходные данные для факторного анализа рентабельности активов
Показатели |
Базовый год |
Отчетный год |
Отклонения (+ или -) |
1. Выручка (нетто) от реализации продукции (объем продаж), тыс. руб. |
|||
2. Средняя стоимость активов ( |
|||
3. Бухгалтерская прибыль, тыс. |
|||
4. Оборачиваемость активов (стр.1 : стр.2 |
|||
5. Рентабельность продаж (стр.3 : стр.2 х 100), % |
|||
6. Рентабельность активов (стр.4 х стр.5), % |
Данный
показатель отражает прибыльность активов,
которая обусловлена как
1. Изменение рентабельности активов за счет ускорения их оборачиваемости определяется по формуле: ∆PA(∆OA) = (0Ai -0A0) x Pn1,
где ∆РА(∆ОА) – изменение рентабельности активов за счет ускорения их оборачиваемости; Оа1 и ОA0 – оборачиваемость активов в базисном и отчетном периодах; Рn1, – рентабельность продаж в отчетном периоде, %.
2. Изменение рентабельности активов за счет колебания доходности продаж:
где ∆РА(∆Рп) – изменение рентабельности активов за счет колебания доходности продаж; РА1, и РА0 – рентабельность продаж в базисном и отчетном периодах, %.
На основе специальных расчетов устанавливается влияние отдельных факторов на изменение рентабельности производства и инвестиций.
Взаимосвязь между оборачиваемостью инвестиций и нормой их рентабельности можно передать в следующем виде: Ри = БП / И = (БП / ОП) × (ОП / И) × 100,
где РИ – рентабельность инвестиций, %; БП – бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения); ОП – объем продаж; И – сумма инвестиций по бухгалтерскому балансу (собственный капитал + долгосрочные кредиты и займы).
Глава 3. Система показателей для оценки деловой активности
Деловая
активность предприятия измеряется
с помощью системы
Качественные
критерии – широта рынков сбыта (внутренних
и внешних), деловая репутация
предприятия, его конкурентоспособность,
наличие постоянных поставщиков
и покупателей готовой
Количественные критерии деловой активности характеризуются абсолютными и относительными показателями. Среди абсолютных показателей необходимо выделить объем продажи готовой продукции, товаров, работ и услуг (оборот), прибыль, величину авансированного капитала (активов).
Целесообразно сравнивать эти параметры в динамике за ряд периодов (кварталов, лет). Оптимальное соотношение между ними: Тп > Тв > Та > 100 %,