Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:32, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны. Следует также отметить, что относительная неэластичность акцизов по отношению к доходам вызовет падение относительной важности акцизных доходов с началом экономического роста.
Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов акцизного налогообложения.
Введение
Глава 1 Теоретические основы акцизов
Основные положения законодательства об акцизах
Экономическая сущность акцизного налогообложения
Поступления акцизов в бюджет системы РФ
Глава 2 Действующий механизм исчисления акцизов на алкогольную продукцию в РФ
Глава 3 Проблемы и совершенствование акцизного налогообложения в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ……..
Курсовая работа
по дисциплине: «Налоги и налогообложение»
на тему:
«Назначение акцизов и их место
в налоговой системе РФ»
Cвиридова Ольга
Сургут 2010г.
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы акцизов
Глава 2 Действующий механизм исчисления акцизов на алкогольную продукцию в РФ
Глава 3 Проблемы и совершенствование акцизного налогообложения в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы.
Акциз – это косвенный налог,
взимаемый с
Как всякий косвенный налог, акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя. В настоящее время акцизы являются третьим по величине косвенным налогом после НДС и таможенной пошлины. Введенный в 1992 г. этот налог заменил вместе с НДС действовавший в условиях централизованной системы налог с оборота. По данным за 2003 г. поступления этого налога занимают 9,3% общего объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет России.
Акцизы являются шестым по величине налогом в бюджетной системе страны после единого социального налога, НДС, налога на доходы физических лиц, таможенной пошлины и налога на прибыль организаций. Вместе с тем указанный налог в отличие от других налогов, входящих в налоговую систему России, действует только в отношении отдельных, строго оговоренных в законе товаров, называемых «подакцизными». При достаточно высоких ставках обложения акцизы играют весьма существенную роль в финансовом положении налогоплательщиков, производящих подакцизную продукцию, с точки зрения обеспечения ее сбыта. Следует отметить, что акцизами облагаются подакцизные товары, не только произведенные и реализуемые на территории РФ, но и ввозимые на российскую таможенную территорию.
Акцизы имеют древнюю историю. В прошлых веках система акциза имела всеобъемлющий характер. Так, в Англии в XVIII веке насчитывалось около 200 видов акциза.
Акцизами в России всегда облагались некоторые дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли и потому были вынуждены их покупать, несмотря на взимание акцизов. В разное время это были совершенно разные товары.
Например, до революции в России существовали табачный, спичечный, нефтяной и сахарные акцизы. И поскольку это были товары массового личного или промышленного потребления, за счет такого обложения бюджет Российской империи получал 61% всех доходов. В 20-е годы, на заре советской власти, акцизами облагались соль, сахар, керосин и спички – в нищей стране брать налоги было больше не с чего.
В СССР акциз использовался в период новой экономической политики, что обусловливалось острой нуждой государства в денежных средствах. Плательщиками акциза были преимущественно государственные предприятия. Система акциза была отменена налоговой реформой 1930-1931 гг. В СССР слово «акциз» употреблялось только для характеристики соответствующих налогов капиталистического государства, хотя в 80-е годы налог с оборота по алкогольной продукции составлял более 10% всех бюджетных доходов. После распада СССР в России вновь введена система акциза.
Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для взимания налога.
Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы в расчете на единицу продукции, что дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны. Следует также отметить, что относительная неэластичность акцизов по отношению к доходам вызовет падение относительной важности акцизных доходов с началом экономического роста.
Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов акцизного налогообложения.
В качестве основных методов в работе использовалось изучение и анализ Налогового Кодекса РФ, инструкций и приказов Министерства по налогам и сборам РФ по вопросам акцизного налогообложения.
Глава 1 Теоретические основы акцизов
1.1 Основные положения законодательства об акцизах
Акциз - один из видов косвенного налога,
устанавливаемый
Новый механизм исчисления акцизов был введен 22 Главой Налогового Кодекса РФ в 2001 году, в соответствии с ним плательщиками акцизов являются:
Организации и иные лица признаются налогоплательщиками налога, если они совершают операции, подлежащие налогообложению.
С 2006 г. из состава плательщиков исключён акцизный (налоговый) склад.
Непосредственным и неизбежным эффектом установления акциза на тот или иной товар является повышение его цены. Поэтому круг товаров народного потребления, включенных в перечень подакцизных товаров, определен государством и строго ограничен. Из него исключены потребительские товары первой необходимости, которые обладают социальной значимостью для населения страны.
С 1 января 2001 года, в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и признанием Закона об акцизах утратившим силу, перечень подакцизных товаров регламентируется пунктом 1 статьи 181 главы 22 "Акцизы" НК РФ.
Согласно НК РФ подакцизными товарами признаются:
1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
2) спиртосодержащая продукция (
3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);
4) пиво;
5) табачная продукция;
6) автомобили легковые и
7) автомобильный бензин;
8) дизельное топливо;
9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
10) прямогонный бензин. Для целей
настоящей главы под
Объектом налогообложения
1) реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;
2) продажа лицами переданных ими подакцизных товаров;
3) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных подакцизные товары собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам;
4) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации;
5) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
6) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
7) передача на территории Российской Федерации организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации;
8) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
9) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
10) получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.
11) получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.
Если установлена твердая
При определении налоговой базы по реализации сигарет, папирос установлена комбинированная ставка, следовательно, налоговая база определяется отдельно по твердой ставке — как количество товаров (за тыс. штук), и по адвалорной ставке — как стоимость товара, реализованного производителем или импортером;
При передаче подакцизной продукции налоговая база определяется как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленных исходя из средних цен реализации, действовавших в прошлом месяце, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен без косвенных налогов — по сигаретам и папиросам (при исчислении акциза по адвалорной ставке).
Когда налоговая база определяется по адвалорной ставке, должны быть учтены нормы НК РФ (статья 40).
Для определения налоговой базы и суммы налога важно учитывать дату реализации товара. По акцизам учет ведется по отгрузке. Если реализация осуществляется с акцизного склада, то датой реализации является день завершения действия режима акцизного склада. При реализации нефтепродуктов — дата оприходования произведенных нефтепродуктов, либо день получения нефтепродуктов, либо дата подписания акта приема-передачи нефтепродуктов.
Налоговый период по акцизам устанавливается как один календарный месяц.
Срок уплаты акциза устанавливается при совершении операции с подакцизными товарами; при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ.
С 2010 г. устанавливается единая дата уплаты акцизов – не позднее 25 числа месяца следующего за отчетным.
1.2 Экономическая сущность
Как и большинство налогов, акцизы обладают 2-мя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве развитых стран регулирующая функция акцизов является главенствующей, так основной упор при налогообложении делается на налоги с дохода, что объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизы, имеют регрессивный характер и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным.
Наиболее спорным вопросом при
введении акцизов является конкретная
ставка того или иного акциза. Большинство
методик определения таких
Информация о работе Назначение акцизов и их место в налоговой системе РФ