Назначение акцизов и их место в налоговой системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны. Следует также отметить, что относительная неэластичность акцизов по отношению к доходам вызовет падение относительной важности акцизных доходов с началом экономического роста.
Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов акцизного налогообложения.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические основы акцизов
Основные положения законодательства об акцизах
Экономическая сущность акцизного налогообложения
Поступления акцизов в бюджет системы РФ
Глава 2 Действующий механизм исчисления акцизов на алкогольную продукцию в РФ
Глава 3 Проблемы и совершенствование акцизного налогообложения в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Назначение акцизов и их место в налоговой системе РФ.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Но наиболее интересной мне показалась следующая методика вычисления оптимальной ставки налогообложения, особенно в плане своей последовательности в выполнении «справедливой» функций акциза. По этой методике основная идея обложения акцизами тех или иных товарах заключается в обложение налогами «грехов» налогоплательщиков. Причем данный подход не означает, что акцизами облагаются некие аморальные или неприличные товары или услуги. В основе налогообложения подакцизных товаров и определении ставок налогов лежат так называемые отрицательные экстерналии (negative externalities) - дополнительные издержки, которые несет общество в виде расходов государственных бюджетов всех уровней вследствие производства и потребления тех или иных товаров и услуг. Если правительство не несет таких издержек, то какой бы «греховной» не была бы та или иная продукция, она не являлась бы объектом акцизного обложения.

Например, сигареты облагаются налогами по следующим причинам:

- ухудшение здоровья курильщиков  приводит к дополнительным расходам  на медицинское обслуживание, покрываемое  за счет бюджета;

- ухудшение здоровья курильщиков приводит к дополнительным расходам из бюджета по оплате отпусков по болезни и т.д.

Оптимальной ставкой налогообложения  по таким акцизам считается ставка, при которой государство получает необходимые ему доходы для покрытия расходов связанных с потреблением того или иного продукта или услуги. Кроме того, должны быть покрыты издержки по изъятию акциза и в некоторых случаях ставка повышается еще на несколько пунктов для снижения потребления социально вредных товаров.

Важным моментом этой методики является то, что подсчитываются не только отрицательные эффекты, но и экономия, получаемая обществом от употребления сигарет. Общество экономит 58 центов на том, что средняя продолжительность жизни курильщиков значительно ниже, и, следовательно, общество экономит на расходах по уходу за престарелыми, а также 1,84 доллара на пенсии по старости. Как это ни парадоксально звучит, но исходя из расчетов изложенных в таблице, в действительности налогоплательщикам выгодно наличие курильщиков в обществе, т.к. это приносит около 1 доллара чистой положительной экстерналии на каждую проданную пачку. Таким образом, обложение акцизами сигарет нецелесообразно.

Данная методика наглядно демонстрирует 3-ю функцию акцизов, выражающуюся в справедливом обложении налогами товаров, употребление которых приводит к дополнительным бюджетным расходам.

Очевидно, что экономическая сущность каждого конкретного акциза зависит  от объекта обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане выступает алкоголь. Употребление алкоголя во многом не есть действие, отражающее индивидуальный выбор. Социологи утверждают, что традиции употребление алкоголя выявляют культурные и общественные ценности в том или ином регионе. Неслучайно, практически во все культурах, потребление алкогольных напитков в одиночестве считается нездоровым симптомом.

Неумеренная политика государства  в направлении уменьшения производства и потребления алкоголя может  привести к неоднозначным последствиям. В то же время акцизное налогообложение алкоголя считается единственным действенным методом снижения его производства. Именно поэтому при обложении алкоголя наиболее правильным, скорее всего, будет принцип «справедливости», изложенный выше. Также нужно принять во внимание, что часть регионов в РФ в значительной мере зависит от производства алкогольной продукции, и необоснованное повышение этих налогов может привести к экономическому кризису в этих регионах.

Обложение акцизами легковых автомобилей  носит исключительно фискальный характер и в условиях РФ оправдано по той простой причине, что легковые автомобили с объемом двигателя больше 2500 кубических сантиметров практически полностью производятся за пределами РФ, и, следовательно, эта мера имеет протекционистское воздействие, как и определено в законе «Об акцизах»: «Ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, устанавливаются с учетом обеспечения защиты отечественного производителя и потребителя и сохранения конкурентоспособности отечественных товаров…» Кроме того, автомобили с двигателем такой мощности можно причислить к предметам роскоши, поэтому данный налог в некоторой мере уменьшает регрессивность акцизного налогообложения в целом.

Еще один пример использования акцизов  в протекционистских целях можно найти в Указе Президента от 18 января 1996 г. №64 «О взимании акцизов с подакцизных товаров, происходящих с территории Украины при ввозе на таможенную территорию РФ». После отмены на Украине акцизов с подакцизных товаров, происходящих с ее территории, при их вывозе в Россию сложилась такая ситуация, когда украинский товар, поступающий на российский рынок, становится в ценовом отношении более конкурентоспособным, чем его российский аналог, поскольку последний облагается акцизом. Изменить ее можно было только через обложение украинских товаров при их ввозе на российскую территорию акцизом по действующим ставкам импортных акцизов.

Заметим, что мировая торговая практика не допускает взимания акцизов с  импортируемой продукции по ставкам, превышающим те, которыми облагаются аналогичные товары местного производства. Такой запрет закреплен в статье III ГАТТ: «Товары, происходящие из одной страны участницы, не должны облагаться прямо или косвенно внутренними налогами или другими внутренними сборами, превышающими прямо или косвенно налоги и сборы, применяемые к товарам отечественного происхождения».

Основная задача пограничного налогового регулирования - устранить препятствия  развитию международного разделения труда  и мировой торговли, связанные  с двойным налогообложением. Для этого признается, что исключительное право взимания косвенных налогов принадлежит стране, импортирующей товар. В стране происхождения (производства) товара он освобождается от уплаты косвенных налогов. Такой тип акцизов относится к пограничным уравнительным налогам. Пограничные уравнительные налоги следует отделять от таможенных пошлин. Общими для них является то, что их взимание осуществляется таможенными органами в момент пересечения таможенной границы. Основное отличие между ними состоит в том, что акцизами облагаются как импортные товары, так и товары местного производства. Иначе говоря, каждому пограничному уравнительному налогу можно найти соответствующий «внутренний» налог.

 

1.3 Поступления акцизов в бюджет системы РФ

В январе-августе 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 212,5 млрд.рублей, что на 3,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

Основную часть поступлений (84,9%) обеспечили акцизы на автомобильный  бензин, алкогольную продукцию с  объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо. При  этом доля поступлений по акцизам  на табачную продукцию и автомобильный бензин увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года соответственно на 4,1 и 0,7 процентного пункта, на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и акцизам на дизельное топливо - снизилась соответственно на 2,5 и 1,1 процентного пункта. В августе 2009г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 29,9 млрд.рублей, что на 4,3% больше по сравнению с предыдущим месяцем.

Поступление акцизов по подакцизным  товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации (приложение 1).

Общая структура поступивших налогов  и сборов в консолидированный  бюджет РФ (приложение 2).

6 ноября 2009 Российская Госдума приняла в первом чтении закон о резком увеличении акцизов на пиво, за счет которых правительство надеется прикрыть дыру в бюджете 2010 года к ужасу пивоваров, предрекающих кризис отрасли и рост потребления водки на фоне подорожания пива почти на треть.

Депутаты одобрили в первом чтении поправки в Налоговый Кодекс, предусматривающие утроение ставки акциза на пиво крепостью 0,5 - 8,6 градуса в 2010 году до 9 рублей за литр, в 2011 году - до 10 рублей, и в 2012 году - до 12 рублей.

Пиво указанной крепости занимает более 90 процентов российского рынка. Минфин рассчитывает на дополнительные поступления в федеральный и региональные бюджете в размере около 65 миллиардов рублей в 2010 году, при этом лишь часть попадет в федеральный бюджет, дефицит которого в следующем году может достичь почти 3 триллионов рублей.

В целом поступления от акцизов  на алкоголь и табак в консолидированный  бюджет в следующем году увеличатся на 90,7 миллиарда рублей, в том  числе на 10,5 миллиарда - в федеральный.

Депутаты решили оставить без изменений до 2012 года ставки акциза на крепкий алкоголь с долей спирта свыше 9 процентов, а в 2012 году - повысить на 10 процентов.

Акцизы на слабоалкогольные напитки, включая коктейли, и вино крепостью  менее 9 градусов будут повышены в 2010-2012 годах в среднем на 30 процентов ежегодно.

Акцизы на сигареты решено повысить путем увеличения специфической  ставки на сигареты с фильтром на 30 процентов, на сигареты без фильтра (папиросы) - на 50 процентов. Адвалорные составляющие акциза на табак будут повышаться на 0,5 процента ежегодно. Повышение акциза более всего проявится в цене дешевых сигарет.

Производство пива и табака в  России практически полностью контролируют иностранные компании.[1]

 

Глава 2 Действующий механизм исчисления акцизов на алкогольную продукцию в РФ

Федеральным законом от 21.07.05 г. N 107-ФЗ "О внесении изменений в часть  вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими  силу некоторых положений законодательных  актов Российской Федерации" (далее - Закон N 107-ФЗ) внесены существенные изменения в порядок исчисления и уплаты акцизов на прямогонный бензин, алкогольную продукцию, спирт этиловый денатурированный.

Принципиальное изменение, внесенное  Законом N 107-ФЗ в порядок исчисления и уплаты акцизов на алкогольную продукцию, заключается в том, что с 1 января 2006 г. отменяется режим налогового склада в отношении этой продукции, который действовал с 1 июля 2001 г. Соответственно признаны утратившими силу ст. 196 и 197 НК РФ. Рассмотрим изменения, затронувшие основные элементы налогообложения.

Во-первых, они коснулись объекта  налогообложения. В частности, Законом N 107-ФЗ признан утратившим силу п.п. 5 п. 1 ст. 182 НК РФ. То есть, поскольку, как  уже сказано выше, отменен режим  налогового склада, соответственно утрачивают силу и положения ст. 197 НК РФ о том, что алкогольная продукция до момента ее реализации покупателям должна помещаться на акцизные склады. При этом организации оптовой торговли по алкогольной продукции, реализованной ее производителями начиная с 1 января 2006 г., налогоплательщиками акциза признаваться не будут. Такой механизм уплаты акцизов уже действует в отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9%, а также натуральных вин, в том числе шампанских, газированных, шипучих.

Соответствующие изменения внесены  в ст. 193 и 195 НК РФ, в соответствии с которыми акциз на алкогольную  продукцию будет начисляться  производителями на дату ее отгрузки (передачи) по ставкам, установленным  п. 1 ст. 193.

Изменилась редакция п. 4 ст. 195 НК РФ. Теперь его положения касаются не только алкогольной продукции, как это было в прежней редакции, но и всех подакцизных товаров. Указанным пунктом установлено, что при обнаружении недостачи подакцизных товаров дата их реализации (передачи) определяется как день обнаружения недостачи (за исключением случаев недостачи в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти). Если, например, обнаружена недостача произведенного налогоплательщиком этилового спирта, который хранится на складе (в хранилище) до момента его реализации покупателям, при этом потери спирта превышают нормы естественной убыли, то акциз на объем указанных потерь будет начислен на дату обнаружения недостачи.

Также стоит обратить внимание, что с внесением изменений в Федеральный закон от 22.11.95 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" с 1 января 2006 г. отменена маркировка алкогольной продукции региональными специальными марками. Вследствие этого в главу 22 "Акцизы" внесены поправки в части отмены авансового платежа, уплачиваемого при приобретении региональных специальных марок.

Вполне понятно, что по состоянию  на 1 января 2006 г. у оптовых организаций  будут в наличии остатки алкогольной продукции, по которой ее производителями был уплачен акциз в размере 20 или 35% от установленной ставки акциза. В соответствии со ст. 3 Закона N 107-ФЗ такие организации признаются налогоплательщиками акциза, т.е. они обязаны начислить соответственно 80 или 65% от установленной ставки акциза при реализации этих остатков алкогольной продукции. При этом обязанность начислить акциз по реализуемым остаткам возникает у оптовых организаций независимо от того, будут они реализованы другим оптовым организациям или организациям розничной торговли.

Как предусмотрено п. 3 ст. 3 Закона N 107-ФЗ, уплата акциза по реализуемым  оптовыми организациями остаткам алкогольной  продукции должна производиться  в два срока исходя из фактической  реализации (передачи) за истекший налоговый период:

    • не позднее 25-го числа отчетного месяца (авансовый платеж) - по алкогольной продукции, реализованной с 1-го по 15-е число включительно отчетного месяца;
    • не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, - по алкогольной продукции, реализованной с 16-го по последнее число отчетного месяца.

Акциз уплачивается по месту реализации (передачи) продукции оптовыми организациями. При этом налоговая декларация представляется в налоговые органы в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Ставки  акциза на 2006 г. на вина натуральные, в  том числе шампанские, игристые, шипучие, остались без изменения, на вина, за исключением натуральных, - проиндексированы на 18%, на остальные  виды алкогольной продукции увеличение ставок составило 9-10% к уровню 2005 г. [3]

Индексация ставок акцизов в  России производится ежегодно в сторону  увеличения.

Согласно предложению Министерства финансов, с 2010 по 2012 произойдет ускоренное повышение акцизных ставок на алкогольную и табачную продукцию, а также вдвое увеличится транспортный налог. Акцизы на пиво поднимутся в три раза, а на сигареты почти на 27%.

В сообщении Минфина указано, что  ставка акциза на этиловый спирт вырастет с 27,7 рубля в 2009 до 30,5 рубля в 2010, до 33,6 рубля - в 2011 и до 37 рублей в 2012. Однако парфюмерно-косметическая продукция, содержащая спирт, облагаться налогом не будет.

Информация о работе Назначение акцизов и их место в налоговой системе РФ