Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:39, курсовая работа
В нынешнем году мы могли бы отметить 10-летний юбилей пенсионной реформы 2002 года в России, но говорить об этом как-то язык не поворачивается, поскольку громко восхваляемый десять лет назад эксперимент оказался неудачным: со стариков доходами в России по-прежнему неблагополучно. Впрочем, отрицательный результат - тоже результат, потому что позволяет извлечь положительные выводы. При некотором, разумеется, желании и способности к критическому пересмотру прежних убеждений. Что, кстати, особенно необходимо сегодня, потому что ситуация 2001 года — перед началом пенсионной реформы — весьма схожа с нынешней, когда мы вновь стоим перед необходимостью преобразований в этой сфере.1
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ……………..6
Глава 2. Условия назначения пенсии по государственном пенсионному обеспечению и механизм ее исчисления по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ
2.1 Общие положения о праве на пенсию по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ……………………………………………………………………………….10
2.2 Общие положения о размерах пенсий по государственному пенсионному обеспечению, порядке их установления и выплаты …………………………….12
Заключение………………………………………………………………………….19
Список использованных нормативных правовых актов и литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ……………..6
Глава 2. Условия назначения пенсии по государственном пенсионному обеспечению и механизм ее исчисления по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ
2.1 Общие положения
о праве на пенсию по нормам
Федерального закона «О
2.2 Общие положения о размерах пенсий по государственному пенсионному обеспечению, порядке их установления и выплаты …………………………….12
Заключение……………………………………………………
Список использованных нормативных правовых актов и литературы
Введение
Данная тема курсовой работы выбрана потому, что государственное пенсионное обеспечение - это сфера жизненно важных интересов всего населения нашей страны. Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития.
В нынешнем году мы могли бы отметить 10-летний юбилей пенсионной реформы 2002 года в России, но говорить об этом как-то язык не поворачивается, поскольку громко восхваляемый десять лет назад эксперимент оказался неудачным: со стариков доходами в России по-прежнему неблагополучно. Впрочем, отрицательный результат - тоже результат, потому что позволяет извлечь положительные выводы. При некотором, разумеется, желании и способности к критическому пересмотру прежних убеждений. Что, кстати, особенно необходимо сегодня, потому что ситуация 2001 года — перед началом пенсионной реформы — весьма схожа с нынешней, когда мы вновь стоим перед необходимостью преобразований в этой сфере.1
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению составляют основной элемент пенсионной системы России и регулируются Федеральным законом Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 №166-ФЗ (далее - Законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, 2 который действует с 1 января 2010 года в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (ред. Федерального закона № 341-ФЗ от 25.12.2009 года) - далее – Закона № 213-ФЗ).3
Государственная пенсия является проявлением заботы государства о нетрудоспособных гражданах, или своеобразной премией тому, кто работал на это государство в течение необходимого периода (был служащим или военнослужащим), стал инвалидом в результате военных действий или техногенных аварий. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем следует отметить, что условия назначения, размеры пенсий и порядок их установления существенно различаются в зависимости от категорий граждан, которым они предоставляются. Так, уровень пенсии государственных чиновников вместе с доплатой значительно выше пенсий остальных граждан (в среднем почти в три раза) и может достигать 75% полного фактического заработка (он почти вдвое превышает должностной оклад). К сожалению, уровень пенсионного обеспечения остальных категорий граждан, предусмотренных данным законом, намного ниже, чем государственных чиновников. Статистика свидетельствует о низком жизненном уровне подавляющего большинства населения, в особенности нетрудоспособного.
Таким образом, создалась ситуация, при которой нормативно-правовые акты, образующие систему законодательства о государственных пенсиях, перестали отвечать потребностям общества и, соответственно, потребовали корректировки, проведения адекватной пенсионной реформы.4
Итак, цель данной курсовой работы – исследовать правовую сущность и структуру Закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ на основе анализа норм нового законодательства в области предоставления государственных пенсий, а также механизм его реализации для обеспечения пенсионных прав нетрудоспособных граждан.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
-исследование правовой сущности и структуры Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166 –ФЗ»;
-выявление круга лиц и основных форм пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан, имеющих право на государственную пенсию по условиям и нормам вышеуказанного закона;
-анализ общих положений о праве на пенсию по государственному пенсионному обеспечению;
-выработка
рекомендаций, направленных на улучшение
социально-экономического полож
По структуре курсовая работа состоит из введения, заключения и 2-х глав, одна из которых разбивается на подглавы, объем работы составляет 21 стр. В работе использован 21 источник.
Глава 1. Общая характеристика Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ
Структура Закона от 15 декабря 2001 года № 166 –ФЗ состоит из преамбулы, шести глав и 28 статей.5
Главы I «Общие положение» (статьи 1 - 6), глава V «Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой, индексация, выплата и доставка пенсий» (статьи 22 - 25) и глава VI «Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона» (статьи 26 -28), а также статьи 12 и 13 главы II являются общими для всех видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Глава II «Условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению» (статьи 7 - 11) и глава III «Размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению» (статьи 14 - 18) построены таким образом, что на каждую категорию лиц, пенсионное обеспечение которой осуществляется в соответствии с данным Законом, выделено по одной специальной статье в каждой главе, в которых закреплены соответственно условия назначения пенсии и ее размеры.6 Вместе с тем, отдельные статьи закона дополнены нормами, регулирующими пенсионное обеспечение некоторых новых категорий граждан.
Так, в отношении федеральных государственных служащих действуют статьи 7 и 14. С 1 января 2010 года ст.7 дополнена статьями 7.1. Условия назначения пенсий гражданам из числа космонавтов и членам их семей и 7.2. Условия назначения пенсий гражданам из числа работников летно-испытательного состава.7
В отношении военнослужащих и членов их семей действуют статьи 8 и 15, в отношении участников Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» - статьи 9 и 16, в отношении граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф – статьи 10 и 17, в отношении получателей социальных пенсий – статьи 11 и 18 Закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ.8
Глава IV «Стаж государственной службы. Трудовой стаж. Среднемесячный заработок» (статьи 19 - 21) закрепляет основные положения об исчислении стажа и заработка при назначении пенсии федеральным государственным служащим, а также содержит нормы об исчислении трудового стажа при установлении пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, и членам их семей.
При этом в отношении всех указанных категорий граждан нормы о порядке исчисления стажа носят отсылочный характер. В отношении федеральных служащих применяются нормативные правовые акты, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, в отношении остальных граждан применяются соответствующие нормы о страховом стаже Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (далее -Закона № 173-ФЗ).9
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и выплачивается одновременно с ней.
Порядок установления пенсии за выслугу лет свидетельствует о том, что она не имеет самостоятельного характера, зависит от установления трудовой пенсии по старости (инвалидности) и ее размера, то есть фактически является доплатой к ней. Именно поэтому получатели пенсии за выслугу лет не отнесены к получателям двух пенсий. В свою очередь это означает, что граждане, относящиеся к получателям двух пенсий, могут наряду с двумя указанными пенсиями получать еще пенсию за выслугу лет. 10
Наряду с пенсией, предусмотренной Законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, может устанавливаться накопительная часть трудовой пенсии (пункт 4 статьи 3). Теоретически за счет права на накопительную часть трудовой пенсии круг получателей двух пенсий может быть существенно расширен.
Кроме того, в настоящее время на основании Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пенсионного обеспечения» от 22 июля 2008 года № 156-ФЗ установлена также страховая часть трудовой пенсии военнослужащим, получающим пенсию по линии силовых структур, а также доля страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим.11
Данный Закон (статья 5) содержит самый полный и исчерпывающий перечень видов пенсий действующего законодательства Российской Федерации.
Это пенсии за выслугу лет, пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии, т.е. всего пять видов пенсий.
Пенсии за выслугу лет назначаются федеральным государственным служащим (статья 7). Кроме того, с 1 января 2010 года указанные пенсии устанавливаются гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава.
Пенсии по
старости назначаются
Пенсии по инвалидности назначаются военнослужащим (пункты 1 и 2 статьи 8); - участникам Великой Отечественной войны и лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» (статья 9);
- гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 3 статьи 10); - гражданам из числа космонавтов (ст.7.1 п.4).
5. Пенсии по
случаю потери кормильца
- членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (пункт 3 статьи 8);
- членам семей отдельных категорий граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф (пункт 4 статьи 10);
- Членам семей погибших граждан из числа космонавтов (п. 5 статьи 7.1).
6. Социальная
пенсия назначается
С 1 января 2010 года изменен правовой режим социальной пенсии: в соответствии с п.п. 2-4 ст.11 указанного закона социальные пенсии дифференцированы по трем видам: социальные пенсии по инвалидности, социальные пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии по старости.
Социальная пенсия по инвалидности устанавливается инвалидам 1, 2 и 3 группы, в т.ч. инвалидам с детства, а также детям- инвалидам.
Социальные пенсии по случаю потери кормильца устанавливается детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери.
Социальная пенсия по старости устанавливается гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет; гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет.
Глава 2. Условия назначения пенсии по государственном пенсионному обеспечению и механизм ее исчисления по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ
2.1 Общие положения
о праве на пенсию по нормам
Федерального закона «О
Нормы Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ в части порядка установления инвалидности (статья 12) являются бланкетными нормами. Они отсылают к другим нормативным правовым актам: Постановлению Правительства РФ №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом от 20 февраля 2006года»12 и Классификациям и критериям, используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 22 августа 2005 года № 535.13
С 1.01.2010 изменяются условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению. В соответствии с Законом № 166-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) право на пенсию в связи с инвалидностью предоставляется инвалидам I, II и III группы, независимо от степени утраты способности к трудовой деятельности.