Основные причины возникновения кризисных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение связей с общественностью и кризисного управления компанией.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1) изучить основные причины возникновения кризисных ситуаций;
2) проанализировать участие специалистов по связям с общественностью в прогнозировании и преодолении кризисных ситуаций;
3) рассмотреть кризисную ситуацию и ее преодоление на примере нефтяной компании « КомТЭК».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..........3
Раздел 1. Основные причины возникновения кризисных ситуаций….….6
Раздел 2. Участие специалистов по связям с общественностью в прогнозировании и преодолении кризисных ситуаций…………………...15
Раздел 3. Рассмотрение кризисной ситуации и ее преодоление (на примере нефтяной компании « КомТЭК»)………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………...32
Библиографический список…………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

курсовая савинова.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3

Раздел 1. Основные причины возникновения кризисных  ситуаций….….6

Раздел 2. Участие  специалистов по связям с общественностью  в прогнозировании и преодолении  кризисных ситуаций…………………...15

Раздел 3. Рассмотрение кризисной ситуации и ее преодоление (на примере нефтяной компании « КомТЭК»)………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………...32

Библиографический список…………………………………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России. Однако его содержание расплывчато. В литературе не фиксируются признаки отличия антикризисного и обычного управления. Внимание, как правило, акцентируют не на "лечении" кризиса, а на мерах по его недопущению и механизме банкротства. Поскольку на достижение этой цели направлена вся управленческая теория и практика, особое содержание антикризисного управления не понятно. Создается впечатление, что единственным обоснованием существования термина являются правительственные постановления, создавшие институт антикризисных управляющих: антикризисное управление - это то, чем занимаются антикризисные управляющие, то есть кризис-менеджмент (планирование кризиса, «поворотной точки») - это искусство свести до минимума риск в управлении бизнесом и исключить неуверенность, чтобы добиться наибольшей степени контроля над событиями.

Антикризисный менеджмент определяется западноевропейскими  экономистами, как "деятельность, необходимая  для преодоления состояния, угрожающего существованию предприятия, при котором основным вопросом становится выживание". Данная деятельность характеризуется "повышением интенсивности применения средств и методов на предприятии, необходимых для преодоления угрожающей существованию предприятия ситуации".

Переход от плановой к  рыночной экономике поставил в сложное  экономическое и финансовое положение  многие предприятия и коммерческие организации различных организационно-правовых форм. Имеются в виду как созданные  на основе разгосударствления акционерные общества, так и многочисленные предпринимательские структуры.  
    Неплатежеспособность и последующие банкротства предприятий все чаще становятся предметом рассмотрения арбитражных судов. Перед управляющими предприятий встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение своих предприятий.  
    На решение именно этих задач должна быть нацелена система мер, именуемая за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis management), а в отечественной литературе – «антикризисное управление».  
    В последнее время в связи с обострившимся финансовым кризисом предприятий целых регионов под таким управлением понимают либо управление в условиях уже наступившего кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из этого состояния.  
    Под «антикризисным управлением» понимается такое управление, которое нацелено на вывод предприятия из возникшей кризисной ситуации (т.е. управление в условиях кризиса), а также на предотвращение проявления кризисной ситуации. В некоторых учебных пособиях авторами рассматривается более широкое понятие антикризисного управления, которое должно априорно опережать и предотвращать неплатежеспособность и несостоятельность предприятия. Возможно, это и так, однако, в таком случае любое вновь создаваемое предприятие изначально будет нуждаться в антикризисном управляющем, поскольку данное предприятие в стратегическом плане рассматривается как испытывающее какие-либо трудности, которые необходимо решать.          .  
    Рассмотрение антикризисного управления в стратегическом плане также не считается целесообразным, поскольку стратегическое планирование основной своей целью ставит разработку плана развития предприятия на долгосрочный промежуток времени (обычно два-три года), в то время как антикризисное управление призвано выводить (или предотвращать) предприятие из уже сложившейся кризисной ситуации. В данном случае необходимо не стратегическое планирование, а оперативное, которое вырисовывает вариант развития предприятия на небольшой промежуток времени (12-18 месяцев). Антикризисной менеджмент проявляется в случае выявления кризисной ситуации в ходе реализации стратегического плана развития компании и носит характер оперативного «хирургическо-экономического» вмешательства, с целью предотвращения дальнейшего ухудшения в деятельности предприятия. В случае положительного исхода антикризисного управления (предприятие выравнивается с точки зрения финансового состояния, улучшается платежный баланс, и проч.), предприятие может продолжать реализацию стратегического плана развития, скорректированного на появление возможных кризисных ситуаций.  
Итак, антикризисное управление - это:

- диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах предприятия;

-комплексный анализ финансово-экономического состояния предприятия для установления методов его финансового оздоровления;

- бизнес-планирование финансового оздоровления предприятия;

- выработка процедур антикризисного управления и контроль над их проведением.

Цель курсовой работы – изучение связей с общественностью и кризисного управления компанией.

В соответствии с целью  исследования поставлены следующие  задачи:

1) изучить основные  причины возникновения кризисных  ситуаций;

2) проанализировать участие  специалистов по связям с общественностью  в прогнозировании и преодолении кризисных ситуаций;

3)  рассмотреть кризисную  ситуацию и ее преодоление  на примере нефтяной компании  « КомТЭК».

Объект данной работы – связи с общественностью.

Предмет исследования –  кризисное управление компанией  на примере « КомТЭК».

Эмпирическая база исследования. В ходе написания курсовой работы были использованы следующие методы – теоретический анализ, анализ документов, вторичный анализ данных.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

 

Раздел 1. Основные причины возникновения кризисных  ситуаций

Возникновение кризисных  ситуаций на предприятии или в  организации обусловлено самыми разнообразными причинами, которые  в соответствии с теорией антикризисного управления могут быть разделены на экономические, технические, социальные, политические, природные и др. При этом отдельно рассматриваются внутренние и внешние по отношению к предприятию или организации причины, а сами кризисы разделяются на прогнозируемые и непредсказуемые.1

Техническая катастрофа или хроническая неплатежеспособность, приводящая к банкротству, происки конкурентов или конфликт в собственном трудовом коллективе, потребительский бойкот или некомпетентность руководства компании – вот далеко неполный перечень причин возникновения относительно прогнозируемых кризисов на предприятии или в организации.Главными причинами возникновения непредсказуемых кризисов являются, как правило, стихийные бедствия и другие форс-мажорные обстоятельства.

Последствия кризиса также могут  быть достаточно разнообразными:

- необходимость уплаты штрафных санкций;

- смена руководства компании или собственника;

- массовые увольнения работающих;

- отзыв продукции с рынка;

- остановка производства;

- ликвидация (закрытие) предприятия;

- поглощение предприятия фирмой – конкурентом и др.

Главная причина большинства кризисов – нарушение безопасных условий  функционирования предприятий и  организаций. В настоящее время  явно прослеживается тенденция к  осложнению криминогенной обстановки вокруг различных компаний. Правоохранительные органы ежегодно выявляют десятки тысяч преступлений. Совершенных в сфере экономики и влияющих на безопасность функционирования предприятий и организаций.

Причины такой ситуации достаточно многообразны:

- использование субъектами рыночных отношений различных форм недобросовестной конкуренции;

- отсутствие некоторых важных законов и невыполнение действующих законодательных актов по вопросам развития экономики и предпринимательства;

- социально – экономическая нестабильность в обществе;

- низкий жизненный уровень основной массы населения, увеличение безработицы и, как следствие, снижение гражданской ответственности членов общества за свои противозаконные действия;

- высокий уровень преступности в стране и укрепление межрегиональных связей организованных преступных групп с одновременным повышением их мобильности, технической оснащенности и финансовых возможностей.

Успешная работа любого предприятия  и необходимость предотвращения кризисных ситуаций предполагает создание надежной и эффективной системы защиты всех факторов и условий его деятельности. Наиболее важными объектами защиты являются:

- личная безопасность персонала, работающего на данном предприятии;

- собственность предприятия в ее различных видах (недвижимость, оборудование, материальные, финансовые и информационные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности и др.);

- права предприятия как самостоятельного субъекта рыночных отношений, в т.ч. права его структурных подразделений и отдельных сотрудников.

Обеспечение безопасности предприятия и предотвращение кризисных ситуаций предполагают прежде всего квалифицированную оценку уровня различных видов риска в деятельности фирмы – геополитического, отраслевого, производственного коммерческого, финансового, валютного, кредитного, транспортного, инвестиционного и др. Реальный уровень безопасности предприятия или организации в значительной степени определяется умением их руководителей и специалистов эффективно использовать различные способы минимизации риска. Нарушение экономической безопасности предприятия и возникновение кризисной ситуации нередко являются следствием применения к нему другими хозяйствующими субъектами различных форм недобросовестной конкуренции.2

Специалистам внутрифирменных  служб по связям с общественностью  необходимо учитывать в своей деятельности недоброжелательное, а иногда и враждебное отношение фирм – конкурентов к своей компании. Организация информационных взаимосвязей с данной категорией общественности должна предусматривать необходимый уровень безопасности собственного предприятия.

Наиболее характерные формы  проявления недобросовестной конкуренции  определены законодательно:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

- самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;

- получение, использование, разглашение научно – технической , производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия владельца.

Внутрифирменные службы по связям с общественностью вместе с другими подразделениями компании должны участвовать в предотвращении и ликвидации последствий кризиса. В зависимости от его причины, масштабов и величины прогнозируемого ущерба должен разрабатываться и реализовываться конкретный план информационного обеспечения и взаимодействия с различными группами общественности.

 Процесс реализации антикризисных  процедур применительно к деятельности  предприятий-должников называется  антикризисным процессом.  
    Мировой опыт показывает, что антикризисный процесс в условиях рыночной экономики – управляемый процесс, включающий в себя два блока процедур: антикризисное управление и антикризисное регулирование.  
    Антикризисное управление – применение антикризисных процедур на микроуровне, применительно к конкретному предприятию. Антикризисное управление связано с отношениями, складывающимися на уровне предприятия при применении реорганизационных или ликвидационных мероприятий. 4 
    Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Они выражаются в колебаниях объемов производства продукции, возникновения сложностей со сбытом продукции, чрезмерном росте задолженности по налоговым платежам и т.д.  
    Реализация всей совокупности процедур антикризисного управления начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла предприятия: в условиях резкого спада производства, характеризующегося постоянной неплатежеспособностью предприятия.5

Антикризисное регулирование –  это воздействие на должника на макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и  нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования. 6 
    Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:

- совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

- осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;

- принятие правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;

- приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников;

- создание института арбитражных и конкурсных управляющих.  
    Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН). ФСДН выполняет следующие функции:

- анализирует экономическое и финансовое состояние предприятий, имеющих признаки несостоятельности, подготавливает рекомендации по их устранению;

- проводит работу по формированию принципов, критериев оценки неплатежеспособности предприятий, ведет учет неплатежеспособных предприятий;

- выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия в тех случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривается участие собственника предприятия.

Антикризисный процесс – применение к предприятию-должнику реорганизационных или ликвидационных процедур – начинается с комплексной оценки его финансово-экономического состояния. Без диагностики причин неплатежеспособности предприятия могут быть назначены неправильные антикризисные процедуры, что может привести к ликвидации вполне перспективных предприятий, к санации явно несостоятельных предприятий, обострению интересов должников и кредиторов. 7 
    Основными этапами антикризисного управления являются:  
(в случае выявления фактов проблемности при диагностике финансового состояния)

- разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия;

- регулирование процесса финансового оздоровления;  
оценка глубины финансового и экономического кризиса предприятия и эффективности мер по финансовому оздоровлению;

Информация о работе Основные причины возникновения кризисных ситуаций