Основы антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:03, реферат

Описание работы

Наиболее важны для существующего имиджа организации следующие типы классификаций кризисов: с точки зрения возможных сценариев их развития, по источнику возникновения и со специфической точки зрения PR.
Кризисные ситуации в работе рассмотрены в соответствии с классификацией кризисов по источнику возникновения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1 Что такое кризис?...................................................................................4
2 Смоделированная ситуация кризиса………………………………….8
3 Управление в условиях кризисной ситуации………………………..11
4. Логистическая цепь в кризисном управлении…..………………….13
Заключение………………………………………………………………17
Список литературы

Файлы: 1 файл

Основы антикризисного управления.#62029.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….3

1 Что такое кризис?...................................................................................4

2 Смоделированная ситуация  кризиса………………………………….8

3 Управление в условиях кризисной ситуации………………………..11

4. Логистическая цепь  в кризисном управлении…..………………….13

Заключение………………………………………………………………17

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Введение

 

 

Сформированный корпоративный  имидж,  на завоевание или построение которого  могли уйти годы и десятилетия, может быть легко разрушен, если компания не имеет четко сформулированного структурированного и всеобщего набора процедур и методов возможных действий в конкретных кризисных ситуациях. 

Для подробного рассмотрения конкретных ситуаций, связанных с преодолением кризисных ситуаций, непосредственно влияющих на корпоративный имидж организации, были рассмотрены различные  определения понятия кризиса и существующие его классификации.

Кризис – это событие, по вине которого компания попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий, в том числе акционеров, политиков, профсоюзных организаций, движений в защиту окружающей среды, которые по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организаций.

Наиболее важны для  существующего имиджа организации  следующие типы классификаций кризисов: с точки зрения возможных сценариев  их развития, по источнику возникновения  и со специфической точки зрения PR.

Кризисные ситуации в  работе рассмотрены в соответствии с классификацией кризисов по источнику возникновения.

 

 

 

 

 

 

4

 

1 Что такое  кризис?

 

 

Основными примерами  кризисных ситуаций общеизвестных  мировых компаний, связанных с  преднамеренными действиями, примером является  ситуация, возникшая в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, кризисы, с которыми столкнулись компания Johnsohn&Johnsohn и компания DIY сети Wickers.

Наиболее распространенными  считаются кризисные ситуации, связанные  с непреднамеренными действиями. Кризисы, которые возможно классифицировать данным образом,  произошли с компаниями Ford (шины Firestone на автомобилях класса SUV), Opel (из-за технических неполадок модели погиб француз – владелец автомобиля Opel Astra).

Особое внимание уделяется  кризисам, связанными с непреднамеренными  действиями и воздействующими на окружающую среду. Наиболее известны подобные ситуации, возникшие с компаниями Shell, и авария на Чернобыльской АЭС. 

Разработка коммуникаций в условиях кризиса является одной  из основных задач PR-специалистов организации  и включает в себя следующие этапы:

* выявление опасности;

* определение групп  общественности;

* разработка методов  кризисных  коммуникаций;

* подготовка и тестирование  как наиважнейшее упражнение  моделирования.

          Однако, несмотря на планирование и подготовку, сам кризис возникает неожиданно и не повторяет ни один из воссозданных сценариев при подготовке и тестировании возможных критических ситуаций. В связи с этим создание

5

 

плана оперативного реагирования и поведения компании в сам  момент кризисной ситуации является наиболее актуальным вопросом при рассмотрении деятельности компании в условиях кризиса.

Находясь в экстремальной  ситуации, организация с помощью  специалистов PR призвана решить две  принципиальные задачи. Во-первых, информировать  общественное мнение о действиях, которые она предпринимает для выхода из кризиса, во-вторых, обеспечивать себя информацией об общественном мнении по поводу принимаемых решений и совершаемых действий. Кризисные коммуникации основываются на следующих основных направлениях:

* сбор информации;

* оценка информации;

* разработка сообщений  и способа их трансляции (в  частности организация пресс-конференций  и других мер по информированию  общественности);

* организация взаимодействия  с клиентами;

* налаживание взаимодействия  с сотрудниками;

* упрочнение отношения  с государственными структурами;

* поддержание отношений  со СМИ;

* корректировка дезинформации.

Изложенные выше направления  преобразуются в антикризисную  стратегию –  модель управленческой реакции на внешние и внутренние угрозы, влияющие на организацию, направленную на формирование и применение системы действий, учитывающих причины, последствия кризиса, его социальный, экономический контекст, отражение в массмедиа и человеческое измерение. Система действий с точки зрения PR и сформированного имиджа организации, учитывающая причины и последствия кризисных ситуаций основывается на применении кризисных коммуникаций. Кризисные

6

 

коммуникации направлены на информирование общественного мнения о действиях, которые компания предпринимает для выхода из кризиса и обеспечение себя информацией об общественном мнении по поводу принимаемых решений и совершаемых действий, а также уменьшения влияния кризисных ситуаций на сформированный имидж организации.

Существует большое  количество разнообразных стратегий, применяемых на практике компаниями. Классический перечень включает в себя «позитивные» и «негативные» антикризисные стратегии. К «позитивным» относятся:

* открытость и быстрота;

* формирование единой  информационной политики всех  служб и подразделений организации;

* значимость (актуальность  для общественности).

К «негативным» относятся  следующие стратегии:

* ответ аристократа;

* другой виновник;

* парировать удар и  обезоружить противника;

* опасный бизнес;

* стечение обстоятельств  или «Нам просто не повезло»;

* не падать духом;

* публичное жертвоприношение;

* уход с рынка;

* дайте еще один  шанс.

Необходимо отметить, что все эти стратегии не могут  быть однозначно применены в той  или иной кризисной ситуации в  связи с индивидуальностью ситуаций и неповторяемостью событий и внедрение антикризисной стратегии наиболее эффективно, если она совмещается с уже адаптированной структурой и подчиняется сбалансированной системе целей. В связи с вышесказанным

7

 

руководством каждой организации необходимо разработать принципы и стратегию управленческой реакции, которая легко понятна и в которой каждый сотрудник знает свое место, свои обязанности и пределы своей ответственности.

В эпоху преобразований и реформ  электроэнергетической отрасли наиболее серьезными проблемами энергоснабжения последних десятилетий, которые стимулировали корректировку энергетической политики ряда государств, стали кризис в Калифорнии в 2000–2001 гг. и массовые отключения (Blackout) в августе 2003 года в северо-восточных районах США. Подобные отключения наблюдались и 25 мая 2005 года, когда первый раз за последние 50

лет произошла системная  авария в электрических сетях, затронувшая  Московскую, Тульскую, Калужскую, Смоленскую и Рязанскую области. Аварийно были отключены 2908 опасных производственных объектов, расположенных на территории Москвы, Московской, Тульской и Калужской областей, а также 360 предприятий, эксплуатирующих различные объекты использования атомной энергии. 

Подобные аварии помогли  понять, что электроэнергетика –  это отрасль с повышенным риском, в которой полностью избежать аварий невозможно  и где необходимо изыскивать способы предотвращения аварий, а в случае происшествий – в кратчайшие сроки устранить последствия аварийных ситуаций.

Подверженность кризисам такой отрасли, как электроэнергетика, и отражение кризисных ситуаций на имидже предприятий, руководителей и самой отрасли зависят от происходящих в электроэнергетическом комплексе преобразований. Проведенный анализ конкурентного рынка электроэнергетики, основанный на мировом опыте реформирования отрасли таких стран, как Великобритания, скандинавские страны, США, а также формирования конкурентного рынка в нашей стране необходим для понимания наиболее

8

 

узких мест в электроэнергетике, находящихся под пристальным  вниманием общественности. В период проведения реформы российской электроэнергетики в крупных городах возросла необходимость принимать  меры по развитию городского электросетевого хозяйства. В связи с повышением благосостояния населения, увеличением продаж электробытовой техники ежегодно потребление электроэнергии в городе возрастает на 6–8 %. Основная часть электрических сетей напряжением 0,4–6–10 кВ была построена в городе в 1950–60-х годах и в данное время полностью морально и физически устарела. Даже в случае проведения  запланированных работ по реконструкции улучшения в электросетевом хозяйстве наступят не ранее чем через три–четыре года. И до тех пор вероятность возникновения кризисных ситуаций в электросетях будет являться весьма высокой. 

 

 

 

2 Смоделированная ситуация кризиса

 

 

  Для наиболее наглядного представления последствий возможного кризиса смоделирована следующая ситуация.  Рассматриваемое время года – зима, месяц – январь, температура воздуха – -30°С.  Для моделирования выбран район одного из южных регионов России с населением 104 904 человек, обеспечение теплоснабжением большей части района лежит на районной котельной (около 70% тепла для района поступает от данной котельной). 15 января n-го года в связи с тем, что на одной из улиц был прорыв трубы, в 4 часа утра без согласования земляных работ начали устранять данный прорыв. Во время проведения работ экскаватором порваны две кабельные линии. В результате происходит отключение трансформаторов котельной и 30–

9

 

40 трансформаторных пунктов  района. Данное отключение захватывает момент подъема большинства населения на работу, учебу и т. д. В связи с этим, просыпаясь утром, люди обнаруживают отсутствие света, отопления, горячей воды, в наилучшем случае восстановление электроснабжения по резервным схемам возможно в течение двух–трех часов. По сравнению ситуацией с нарушением электроснабжения города намного сложнее ситуация обстоит с районной котельной. Прекращение подачи электроэнергии более чем на 30 минут во время холодного января (-30°С) приведет к замерзанию воды в котельной (могут лопнуть трубы и т. д.) и полной ее остановке. Район (около 70% населения района (а это 74 тысяч жителей), отапливаемые от этой котельной) останется без отопления на неопределенный срок (будет зависеть от степени повреждения сетей и повреждения/неповреждения котла).

           Помимо отключений и технологических нарушений на сетях возможны и аварии на генерирующем предприятии. На генерирующих предприятиях могут произойти различные ситуации: прорыв трубопровода, в результате которого горячим паром ошпарило бригаду, взрыв газораспределительный пункта, также существует угроза пожара. Возможна и следующая ситуация: в период гроз может произойти обрыв кабеля в сетях, вследствие чего падает нагрузка на энергоблок. В зависимости от того, сколько нагрузки оборванного кабеля приходится на блок, настолько падает нагрузка, данная ситуация может привести к полной остановке энергоблока, что будет являться аварией и нарушением диспетчерского графика. 

Таким образом, схематично представлены две модели кризисных ситуаций (одна из которых будет приравнена к аварии). Данные ситуации весьма вероятны на предприятиях рассматриваемой отрасли, но абсолютно точно представлены быть не могут в связи с неповторяемостью и невозможностью полностью предсказать ситуацию.

 

10

 

Для того чтобы нагляднее  представить влияние кризисной  ситуации на имидж электроэнергетической  отрасли, возникла необходимость проведения исследования мнений заинтересованных лиц о существующем имидже электроэнергетических  предприятий. Исследование было проведено в форме глубинного интервью.

Участниками опроса являются представители региональной хозяйственной  и информационной элиты – руководители государственных и негосударственных  производственных структур, промышленных предприятий, коммерческих структур, предприятий малого бизнеса. География проведенного опроса представлена пятью регионами, находящимися на территории Европейской территории Российской Федерации: Волгоград и Волгоградская область, Костромская область,  Ростов-на-Дону и Ростовская область, Москва, Печера (Республика Коми).

Для проведения исследования были выявлены пять основных критериев  при определении существующего  имиджа компаний и отрасли, такие  как:

* восприятие деятельности  РАО «ЕЭС» и других электроэнергетических  предприятий;

* оценка взаимоотношений  с правительством;

* анализ восприятия  руководителя РАО «ЕЭС» среди  заинтересованных групп;

* роль электроэнергетики  и реструктуризации электроэнергетической отрасли в российской экономике;

* эффективность использования  СМИ (а также рекламной кампании) для создания и поддержания  благоприятного образа.

          Полученные результаты наглядно представлены в виде взаимосвязи семикомпонентной и десятикомпонентной моделей и отражают  неоднозначное отношение к происходимым в отрасли преобразованиям,  общее представление о работе отрасли, предприятий электроэнергетики и руководства компаний,

Информация о работе Основы антикризисного управления