Особенности бизнес-плана финансового оздоровления предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:29, контрольная работа

Описание работы

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли, осуществляется она гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. Благодаря предпринимательской деятельности производится основная часть богатства многих стран мира.

Содержание работы

1. Введение 3 стр.

1 Финансовое оздоровление предприятия 5 стр.

2 Методика разработки бизнес-плана 12 стр.

2.1 Цели и задачи бизнес-плана

3.Заключение 25 стр.

4.Список литературы 27 стр.

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление.docx

— 58.66 Кб (Скачать файл)

С целью  сокращения дефицита собственного оборотного капитала акционерное предприятие  может попытаться пополнить его  за счет выпуска и размещения новых акций и облигаций. Однако при этом надо иметь в виду, что выпуск новых акций может привести к падению их курса и это тоже может стать причиной банкротства. Поэтому в западных странах чаще всего прибегают к выпуску конвертируемых облигаций с фиксированным процентом дохода и возможностью их обмена на акции предприятия.

Один  из путей предотвращения банкротства  акционерных предприятий - уменьшение или полный отказ от выплаты дивидендов по акциям при условии, что удастся убедить акционеров в реальности программы финансового оздоровления и повышения дивидендных выплат в будущем.

Важным  источником финансового оздоровления предприятия является факторинг, т.е. уступка банку или факторинговой компании права на востребование дебиторской задолженности, или договор-цессия, по которому предприятие уступает свое требование к дебиторам банку в качестве обеспечения возврата кредита.

Одним из эффективных методов обновления материально-технической базы предприятия  является лизинг, который не требует полной единовременной оплаты арендуемого имущества и служит одним из видов инвестирования. Использование ускоренной амортизации по лизинговым операциям позволяет оперативно обновлять оборудование и вести техническое перевооружение производства. Привлечение кредитов под прибыльные проекты, способные принести предприятию высокий доход, также является одним из резервов финансового оздоровления предприятия. Этому же способствует и диверсификация производства по основным направлениям хозяйственной деятельности, когда вынужденные потери по одним направлениям покрываются прибылью от других [4 с. 58-67].

Уменьшить дефицит собственного капитала можно  за счет ускорения его оборачиваемости  путем сокращения сроков строительства, производственно-коммерческого цикла, сверхнормативных остатков запасов, незавершенного производства и т.д.

Сокращение  расходов на содержание объектов жилсоц-культбыта  путем передачи их в муниципальную собственность также способствует приливу капитала в основную деятельность.

С целью  сокращения расходов и повышения  эффективности основного производства в отдельных случаях целесообразно  отказаться от некоторых видов деятельности, обслуживающих основное производство (строительство, ремонт, транспорт и т.п.) и перейти к услугам специализированных организаций [6 с. 315-324].

Если  предприятие получает прибыль и  является при этом неплатежеспособным, нужно проанализировать использование прибыли. При наличии значительных отчислений в фонд потребления эту часть прибыли в условиях неплатежеспособности предприятия можно рассматривать как потенциальный резерв пополнения собственных оборотных средств предприятия.

Большую помощь в выявлении резервов улучшения  финансового состояния предприятия  может оказать маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формирования на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции.

Одним из основных и наиболее радикальных  направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет более полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь [4 с. 58-67].

Основное  внимание при этом необходимо уделить  вопросам ресурсосбережения: внедрения  прогрессивных норм, нормативов и  ресурсосберегающих технологий, использования  вторичного сырья, организации действенного учета и контроля за использованием ресурсов, изучения и внедрения передового опыта в осуществлении режима экономии, материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводительных расходов и потерь[11. с. 410].

Для систематизированного выявления и обобщения всех видов  потерь на каждом предприятии целесообразно вести специальный реестр потерь с классификацией их по определенным группам: от брака; по производствам, не давшим продукции; от снижения качества продукции; от невостребованной продукции; от утраты выгодных заказчиков, выгодных рынков сбыта; от неполного использования производственной мощности предприятия; от простоев рабочей силы, средств труда, предметов труда и денежных ресурсов; от перерасхода ресурсов на единицу продукции по сравнению с установленными нормами; от порчи и недостачи материалов и готовой продукции; от списания не полностью амортизированных основных средств; от уплаты штрафных санкций за нарушение договорной дисциплины; от списания невостребованной дебиторской задолженности; от просроченной дебиторской задолженности; от привлечения невыгодных источников финансирования; от несвоевременного ввода в действие объектов капитального строительства; от стихийных бедствий и т.д.

В особо  тяжелых случаях необходимо провести реинжиниринг бизнес-процесса, т.е. коренным образом пересмотреть производственную программу, материально-техническое  снабжение, организацию труда и  начисление заработной платы, подбора  и расстановки персонала, систему  управления качеством продукции, рынки сырья и рынки сбыта продукции, инвестиционную и ценовую политику и др [1. с. 147-153].

 

 

     2 Методика разработки бизнес-плана.

2.1Цели и задачи бизнес-плана.

 

Целью бизнес-плана  может быть получение кредита, или привлечение инвестиций в рамках уже существующего предприятия, или определение стратегических и тактических направлений и ориентиров самой фирмы в мире бизнеса. При этом предусматривается постановка следующих стратегических и тактических задач: 1) организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка сегодняшнего состояния предприятия; 2) выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности предприятия с акцентированием внимания, как на сильных, так и на слабых сторонах; 3) формирование инвестиционно-проектных целей этой деятельности на планируемый период.

Бизнес-план при решении этих многофакторных задач позволяет достичь следующих  результатов: обоснования экономической  целесообразности направлений развития фирмы (стратегий, концепций, проектов); расчета ожидаемых финансовых результатов  деятельности, в первую очередь объемов  продаж, прибыли, доходов на вложенные  средства; определения намечаемого  источника финансирования реализации выбранной стратегии; подбора персонала, который способен реализовать данный план.

Процесс бизнес-планирования — это последовательное изложение системы реализации проекта, т.е. тех ключевых моментов бизнеса, которые, во-первых, могут быть проверены, причем не только экономистами-профессионалами, но и инвесторами, решающими, в какой бизнес вложить определенную сумму собственных денег, во-вторых, аргументирование убедить инвестора или партнера в выгодности данного бизнеса и необходимости участия в нем или, напротив, предостеречь от вложения денег из-за слишком большого и неоправданного риска [3. с. 612-630].

По объему, полноте изложения фактов, документально  подтвержденных и научно обоснованных аргументов бизнес-план может быть трех видов.

1. Полный, содержащий все расчеты, справки, свидетельства и другие материалы, всю «кухню» получения тех или иных результатов. Такой бизнес-план (с вариантами и поисковыми рассуждениями) должен храниться у руководителя фирмы и предъявляться ограниченному числу заинтересованных лиц — самым серьезным участникам бизнеса, например инвестору, банкиру.

2. Достаточный, т.е. содержащий все разделы бизнес-плана (компьютерные версии) по предлагаемому варианту и не обязательно включающий подробные расчеты по альтернативным вариантам. Он носит доказательный характер относительно перспектив реализации проекта и развития предприятия [4 с. 58-67].

3. В виде резюме, т.е. представляющий собой краткие выводы по каждому разделу бизнес-плана, без обоснования и расчетов (может быть приложением к деловому предложению). Такой бизнес-план, содержащий от одной до четырех страниц текста «с ответами без решений», имеет значение некоей «визитной карточки» или даже рекламы самой фирмы либо разрабатываемой продукции (проекта, программы, услуги).

Процесс бизнес-планирования выявляет необходимые  звенья (элементы) правовой и финансовой обеспеченности для превращения  экономического замысла в материальное воплощение.

Ключевыми моментами бизнес-планирования (содержанием бизнес-плана) являются: обоснование необходимости выпуска продукции (услуг); обоснование возможности выпуска продукции (услуг); выявление потенциальные потребителей; определение конкурентоспособности продукта на внутренних или внешних рынках; определение своего сегмента рынка; достижение показателей различных видов эффективности; обоснование достаточности капитала у инвестора бизнес-идеи; выявление возможных источников финансирования.

Таким образом, бизнес-план в общем виде предполагает изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта, определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятий, предвидение рисков предпринимательской  деятельности, конкретизацию перспективы  бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей, развитие перспективного взгляда на организацию  и ее рабочую среду путем получения  ценного опыта планирования.

Подавляющее большинство новых предприятий  создаются для производства продукции  или оказания услуг, которые уже  существуют и которые производятся другими предприятиями. Но если продукция  или услуги уникальны, основаны на каком-либо изобретении, новшестве, ноу-хау или  замечательны по каким-то другим причинам, безусловно, имеет смысл воспользоваться  этой уникальностью. Такая уникальность — чрезвычайно ценное качество, которое, однако, мимолетно и привлекает массу последователей и подражателей, если приносит прибыль. Поэтому предпринимателю  или фирме следует держать  свое новшество и свой бизнес-план в тайне, иначе они могут столкнуться  с конкуренцией там, где совсем не ожидали этого [3. с. 612-630].

Успех в  бизнесе приходит к тому, кто идет на поводу рыночных потребностей, умеет  их угадывать и удовлетворять. Только в небольшой части бизнеса  преимущество (зачастую ошеломляющее) достигается благодаря превосходству  принципиально нового продукта или  новой технологии, в результате чего возникает новая потребность  или даже новый рынок. Такие достижения на слуху вокруг них много рекламной  шумихи. Большинство же предпринимательских  действий — в производстве, торговле, обслуживании — весьма обыденны, и  успех в них не носит такого взрывного характера. Поэтому не полагайтесь на превосходные качества своего продукта или услуги. Ориентируйтесь на удовлетворение имеющегося рынка и сложившихся потребностей [1. с. 147-153].

Блок-схемы  назначения и применения бизнес-плана  за рубежом и в нашей практике могут быть различными в деталях, но в принципе они одинаковы (табл. 1.).

 

Таблица 1. Состав разделов бизнес-плана и их цели

Наименование раздела

Состав раздела

Цель

1

2

3

Резюме

Результаты и выводы бизнес-плана — предполагаемого  проекта. Новизна производства. Новизна  предполагаемой продукции. Сведения об объеме продаж, выручке, затратах, прибыли. Срок возврата кредитов

Объективная оценка продукции, деятельности фирмы. Анализ объема продаж и затрат. Оценка риска, прибыли

Исходные данные и характеристика

Функциональные особенности, местоположение, условия использования  территории

Основание для анализа  и расчетов

Прогноз конъюнктуры рынка

Современное состояние  и тенденции макроэкономических процессов в инвестиционной сфере

Прогноз коммерческой деятельности привлекаемых фирм

Стратегия маркетинга

Маркетинговая ситуация, программа  осуществления стратегии. Потенциальные  потребители. Рыночная конъюнктура. Цены. Каналы сбыта. Реклама. Прогноз новой  продукции. Ценообразование. Ценовые  показатели

Анализ состояния рынка, изменения цен, внешних и внутренних факторов, эффективности рекламы. Оценка сильных и слабых сторон фирмы, производственных возможностей

Конкуренция

Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных социально-экономических  характеристик, уровня качества и дизайна  их продукции, политики цен конкурентов

Сравнительный анализ (отдельных  групп показателей деятельности конкурентов). Анализ цели, стратегии  конкурентов, их сильных и слабых сторон

Товар (услуга)

Описание продукта (услуги): потребительские свойства товара, отличие от товаров конкурентов, степень защищенности патентами, прогноз цен и затрат на производство, организацию сервиса

Оценка потребительских  свойств товара. Анализ товаров конкурентов. Анализ цен и затрат на производство продукции

Определение затрат

Единовременные и текущие  затраты, дисконтирование, прогнозирование  инфляции с определением по источникам финансирования

Объемы и структура  затрат по видам, источникам и направлениям

План производства

Производственный процесс (его описание). Перечень базовых  операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих  изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству, качеству). Оборудование, здания, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции

Оценка состояния дел  по всем пунктам плана производства

Организация работ и  финансирования

Блоки и этапы программ. Организация работы. Установление форм собственности. Виды и источники  финансирования. Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств  и получения доходов

Блок-схема организации  работ (последовательность) и финансирование по периодам организации проекта (программа). Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений

Рынок сбыта

Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура

Оценка положения дел  в отрасли. Анализ темпов прироста по отрасли, потенциальных потребителей, рыночной конъюнктуры

Определение доходов

Виды производства, себестоимость  работ (услуг), условия ценообразования, налогообложения, получение валового и чистого дохода с учетом дисконтирования  и индекса инфляции

Оценка объема производства, себестоимости работ (услуг) и т.п.

Финансовый план

Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов поступлений. Таблица доходов и расходов. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. График движения безубыточности

Финансовый анализ деятельности предприятий. Анализ баланса денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности, доходов и затрат. Выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения

Формирование потока чистых средств

План и структура управления (например, недвижимостью на данной территории), источники водоснабжения, электроэнергии и т.п.

Баланс финансовых расходов и поступлений с учетом всех видов  необходимых налогов

Оценка экономической, коммерческой и социальной эффективности

Расчетные показатели и  их интерпретация: сроки окупаемости  затрат, рентабельность инвестиций, точка  безубыточности проекта и др.

Оценка экономической, коммерческой, бюджетной, социальной эффективности  инвестиций

Страхование коммерческого  риска

Типы риска, условия их возникновения, возможный ущерб. Вероятность  появления новых технологий. Альтернативные стратегии. Меры профилактики рисков. Программа страхования и внешнего страхования от рисков

Анализ рисков по источникам и причинам. Анализ риска статистическим, экспертным и комбинированным методами. Анализ выбора инвестиционных решений. Поиск механизма предотвращения риска, форм и условий страхования

Информация о работе Особенности бизнес-плана финансового оздоровления предприятия