Признаки и особенности антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Антикризисное управление имеет предмет воздействия -- проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.
Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и тем более становиться антикризисным по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия, учет его способствует безболезненному прохождению кризисных ситуаций.

Содержание работы

Введение
1. Сущность антикризисного управления
2. Признаки и особенности антикризисного управления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

антикризисное управление.docx

— 68.65 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЦЕССЫ  И ЗНАЧИМОСТЬ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Управляемые и неуправляемые  процессы антикризисного управления

 

       Все процессы, которые происходят в организации,  можно разделить на управляемые и неуправляемые. Управляемые процессы поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них. Направленность и характер неуправляемых процессов невозможно изменить, по тем или иным причинам, они протекают по собственным законам; в результате этих процессов все равно случится то, что должно случиться.

       Управляемые  и неуправляемые процессы находятся  в определенном соотношении, что  отражает совершенство и искусство  управления. Управляемые процессы  при определенных условиях могут  стать неуправляемыми, и наоборот. Преобладание неуправляемых процессов  ведет к анархии и кризисам, а превалирование управляемых  процессов зависит от эффективности  управления и в определенных  условиях тоже ведет к кризисным  ситуациям. Так, чрезмерный бюрократизм  рождает социальную напряженность,  конфликтные ситуации. Ранее часто  использовался термин «заорганизованность», который характеризует стремление  всем и всячески управлять,  даже в тех случаях, когда  в этом нет реальной необходимости.  Зачастую это возникает в результате  необоснованных опасений, отсутствия  доверия к персоналу, непрофессионализма, а также на почве амбициозности менеджера.

       Помимо  того что управляемые процессы  отражают лишь часть всех процессов  функционирования и развития  организации, они имеют меру  управления, т. е. являются управляемыми  до определенной степени. Так,  хороший и четкий исполнитель  не будет выполнять распоряжений, идущих в разрез со здравым  смыслом или юридическим законом.

      Следовательно,  можно сделать вывод: не все  процессы могут быть (и являются) управляемыми, а управляемые процессы  не могут быть абсолютно управляемыми. Это положение имеет прямое  отношение к антикризисному развитию  и управлению им.

       К кризису  может приводить «невидение» тех процессов, которыми можно управлять и которые надо умело направлять. Если этого не делать, они могут превратиться в стихийные. Кризис может возникнуть и в случае стремления управлять неуправляемыми процессами, когда нет механизмов управления. Это приводит к пустой растрате ресурсов.

       Антикризисное  развитие – это управляемый  процесс предотвращения или преодоления  кризиса, отвечающий целям организации  и соответствующий объективным  тенденциям ее развития.

        Известно, что многие процессы развития  характеризуются нарастающей сложностью  организации. Так происходит с  производством, экономикой, социальной  сферой. Усложняющаяся технология  изготовления продукта, его разнообразие  и функциональное назначение  приводят к усложнению экономических  связей, все большему разнообразию  интересов человека. Это определяется  образованием, урбанизацией жизни,  социодинамикой культуры и другими факторами.

       Процессы  развития цикличны, и возрастание  сложности происходит по логистической  кривой. Она характеризует этапы  возникновения предпосылок, проявление  процессов усложнения, исчерпание  сложившейся основы и накопление  потенциала дальнейших изменений.

       Логистическая  кривая отражает четыре этапа  развития. Так развивается не  только организация, производство  или фирма, – таким же образом  происходит и развитие управления. Ведь управление является частью  социально-экономической системы  и обладает всеми ее признаками.

 

       Однако  развитие управления происходит  по «сдвинутой» логистической  кривой. Это отражает его статус, его соотносительность с тенденциями  развития социально-экономической  системы, его возможность и  ограниченность реагирования на  процессы изменений в социально-экономической  системе в целом.

        Первый  этап развития – это простое  управление. Это управление, обозримое  по всем своим характеристикам  и связям, не требующее больших  затрат на обеспечение его  эффективности, не отличающееся  многообразием своего функционального  содержания, предполагающее элементарные  организационные формы.

       Второй  этап – управление в условиях  нарастающей сложности производства, которое в своем развитии должно  опережать развитие производства. Только в этом случае оно  может быть эффективным. Это  потребует реконструкции управления, что, естественно, повлечет за  собой усложнение в функциональном, организационном, мотивационном, информационном отношении, а также профессионализацию управления.

      Третий этап  – управление, адаптированное к  соответствующей сложности производства. Оно может стимулировать ускоренное  развитие производства и способствовать  дальнейшему повышению его сложности.  Это управление ярко выраженного  инновационного типа, но быстро  исчерпывающее свой инновационный  потенциал.


 

Признаки и особенности  антикризисного управления

 

Антикризисное управление имеет  предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы  кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать  черты антикризисного и задействовать  антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации.

 

Сущность антикризисного менеджмента определяют следующие  характеристики: кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать; кризисы в  определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать; к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы  можно смягчать; управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта  и искусства, специальных знаний; кризисами можно управлять; управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

 

В зависимости от разновидности  кризиса будет различаться и  механизм управления им.

 

Особенности процессов и  технологий антикризисного менеджмента  можно выразить в следующем: мобильность  и динамичность в использовании  ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ; использование  программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений; ускорение процесса реализации антикризисных  мер; повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации  управленческих решений.

 

Важным элементом системы  антикризисного управления являются его  функции.

 

1. Функции антикризисного  управления – это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисного  управления и определяют его  результат. Они отвечают на  простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на  всех стадиях кризиса. Можно  выделить шесть функций: предкризисное управление; управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.

 

2. Важнейшей чертой антикризисного  менеджмента является интеграция  неформального и формального  управления.

 

3. Для антикризисного управления  особое значение имеет перспективность,  возможность выбрать и построить  рациональную стратегию развития.

 

Существуют разные стратегии  антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие: предупреждение кризиса, подготовка к его появлению; ожидание зрелости кризиса для его  преодоления; противодействие кризисным  явлениям, замедления его процессов; стабилизацие ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов; рассчитанный риск; последовательный вывод из кризиса; предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

1  ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИКРИЗИСНОГО  УПРАВЛЕНИЯ………….…..5

 

1.1  Признаки и особенности  антикризисного управления……………….5

 

1.2 Антикризисная программа……………………………………...……..10

2 ПРОЦЕССЫ И ЗНАЧИМОСТЬ  АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ….14

 

2.1 Управляемые и неуправляемые  процессы антикризисного развития…………………………………………………………………………..14

        2.2  Возможность, необходимость и  проблематика антикризисного   управления……………………………………………………………………….17

 

 

 

 

3  ЭФФЕКТИВНОСТЬ АНТИКРИЗИСНОГО  УПРАВЛЕНИЯ……………...20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….27

ВВЕДЕНИЕ

 

 

  В еще недавнем прошлом,  в условиях советской экономики,  проблемы антикризисного управления  не только не были акту­альными, но даже не упоминались. В стране господствовала офи­циальная установка относительно пропорционального и плано­мерного, соответственно и бескризисного развития экономики, отсюда не было и нужды в антикризисном управлении. Правда, часть предприятий и в советский период была убыточной, в про­мышленности примерно 20%, в сельском хозяйстве около 30%. Но только наличие убыточных предприятий объяснялось тем, что государство сознательно устанавливает более низкие це­ны на продукцию части предприятий, в связи с чем возникает та­кой феномен в экономике, как планово-убыточные предприятия. В условиях проведения радикальных рыночных реформ в Рос­сии проблемы антикризисного управления приоб­рели особую       актуальность.                                                                                                                                                            Актуальность проблемы исследования связана с существующими экономическими условиями хозяйствования предприятий в России и необходимостью осуществления не столько реформирования промышленных предприятий, сколько восстановления бизнес-процессов с учетом реальных экономических условий и проблем и возможностей предприятий.

 

 

      Объектом  исследования являются инструменты  антикризисного управления.

 

       Предметом  исследования является изучение  требований к системе, механизму  и процессу управления.

 

       Цель  исследования: изучить методические  и законодательные основы, инструменты  и механизмы, опыты осуществления  антикризисного управления в  современных экономических условиях  хозяйствования.

 

       Задачи  исследования:                                                                                                       - Изучить теоретические источники,  правительственные документы и  накопленный опыт по реструктуризации  предприятий в условиях переходной  экономики в России.

 

- Рассмотреть процессы  антикризисного управления.

 

- Изучить эффективность  антикризисного управления.

1 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИКРИЗИСНОГО  УПРАВЛЕНИЯ

1.1  

Признаки и особенности  антикризисного управления

        Управление  осуществляется в социально-экономической  системе, которая представляет  собой объект управления. Одной  из характеристик управления  является его предмет. В обобщенном  представлении предметом управления  всегда является деятельность  человека. Но эта деятельность  состоит из множества проблем,  которые так или иначе разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления можно дифференцировать по совокупности его проблематики. Именно таким образом выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др.

 

        Антикризисное  управление имеет предмет воздействия  – факторы кризиса, т. е.  все проявления неумеренного  совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего  его проявления, наступления кризиса.  Факторы кризиса могут быть  предполагаемыми и реальными.

 

        Любое  управление в определенной мере  должно быть антикризисным или  становится антикризисным по  мере вступления организации  в полосу кризисного развития. Игнорирование этого положения  имеет отрицательные последствия,  а его учет способствует безболезненному  прохождению кризисных ситуаций.

 

      Суть антикризисного  управления выражается в следующих  положениях:

 

а) кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

 

б) кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

 

в) к кризисам можно и  необходимо готовиться;

 

г) кризисы можно смягчать;

 

д) управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

 

е) кризисные процессы могут  быть до определенного предела управляемыми;

 

ж) управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти  процессы и минимизировать их последствия.

 

       Кризисы  различны, и управление ими также  может быть различным. Это многообразие  проявляется в системе и процессах  управления (алгоритмах разработки  управленческих решений) и особенно  в механизме управления. Не все  средства воздействия дают необходимый  эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

Информация о работе Признаки и особенности антикризисного управления