Признаки и особенности антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Антикризисное управление имеет предмет воздействия -- проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.
Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и тем более становиться антикризисным по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия, учет его способствует безболезненному прохождению кризисных ситуаций.

Содержание работы

Введение
1. Сущность антикризисного управления
2. Признаки и особенности антикризисного управления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

антикризисное управление.docx

— 68.65 Кб (Скачать файл)

2         

ПРОЦЕССЫ И ЗНАЧИМОСТЬ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1  

Управляемые и неуправляемые  процессы антикризисного управления

       Все процессы, которые происходят в организации,  можно разделить на управляемые и неуправляемые. Управляемые процессы поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них. Направленность и характер неуправляемых процессов невозможно изменить, по тем или иным причинам, они протекают по собственным законам; в результате этих процессов все равно случится то, что должно случиться.

 

       Управляемые  и неуправляемые процессы находятся  в определенном соотношении, что  отражает совершенство и искусство  управления. Управляемые процессы  при определенных условиях могут  стать неуправляемыми, и наоборот. Преобладание неуправляемых процессов  ведет к анархии и кризисам, а превалирование управляемых  процессов зависит от эффективности  управления и в определенных  условиях тоже ведет к кризисным  ситуациям. Так, чрезмерный бюрократизм  рождает социальную напряженность,  конфликтные ситуации. Ранее часто  использовался термин «заорганизованность», который характеризует стремление  всем и всячески управлять,  даже в тех случаях, когда  в этом нет реальной необходимости.  Зачастую это возникает в результате  необоснованных опасений, отсутствия  доверия к персоналу, непрофессионализма, а также на почве амбициозности менеджера.

 

       Помимо  того что управляемые процессы  отражают лишь часть всех процессов  функционирования и развития  организации, они имеют меру  управления, т. е. являются управляемыми  до определенной степени. Так,  хороший и четкий исполнитель  не будет выполнять распоряжений, идущих в разрез со здравым  смыслом или юридическим законом.

 

      Следовательно,  можно сделать вывод: не все  процессы могут быть (и являются) управляемыми, а управляемые процессы  не могут быть абсолютно управляемыми. Это положение имеет прямое  отношение к антикризисному развитию  и управлению им.

 

       К кризису  может приводить «невидение» тех процессов, которыми можно управлять и которые надо умело направлять. Если этого не делать, они могут превратиться в стихийные. Кризис может возникнуть и в случае стремления управлять неуправляемыми процессами, когда нет механизмов управления. Это приводит к пустой растрате ресурсов.

 

       Антикризисное  развитие – это управляемый  процесс предотвращения или преодоления  кризиса, отвечающий целям организации  и соответствующий объективным  тенденциям ее развития.

 

        Известно, что многие процессы развития  характеризуются нарастающей сложностью  организации. Так происходит с  производством, экономикой, социальной  сферой. Усложняющаяся технология  изготовления продукта, его разнообразие  и функциональное назначение  приводят к усложнению экономических  связей, все большему разнообразию  интересов человека. Это определяется образованием, урбанизацией жизни, социодинамикой культуры и другими факторами.

 

       Процессы  развития цикличны, и возрастание  сложности происходит по логистической  кривой. Она характеризует этапы  возникновения предпосылок, проявление  процессов усложнения, исчерпание  сложившейся основы и накопление  потенциала дальнейших изменений.

 

       Логистическая  кривая отражает четыре этапа  развития. Так развивается не  только организация, производство  или фирма, – таким же образом  происходит и развитие управления. Ведь управление является частью  социально-экономической системы  и обладает всеми ее признаками.

 

 

 

       Однако  развитие управления происходит  по «сдвинутой» логистической  кривой. Это отражает его статус, его соотносительность с тенденциями  развития социально-экономической  системы, его возможность и  ограниченность реагирования на  процессы изменений в социально-экономической  системе в целом.

 

        Первый  этап развития – это простое  управление. Это управление, обозримое  по всем своим характеристикам  и связям, не требующее больших  затрат на обеспечение его  эффективности, не отличающееся  многообразием своего функционального  содержания, предполагающее элементарные  организационные формы.

 

       Второй  этап – управление в условиях  нарастающей сложности производства, которое в своем развитии должно  опережать развитие производства. Только в этом случае оно  может быть эффективным. Это  потребует реконструкции управления, что, естественно, повлечет за  собой усложнение в функциональном, организационном, мотивационном,  информационном отношении, а также  профессионализацию управления.

 

      Третий этап  – управление, адаптированное к  соответствующей сложности производства. Оно может стимулировать ускоренное  развитие производства и способствовать  дальнейшему повышению его сложности.  Это управление ярко выраженного  инновационного типа, но быстро  исчерпывающее свой инновационный  потенциал.

 

      Четвертый  этап – замедление развития  управления при достаточно высоких  темпах развития производства. Здесь  возможно возникновение нового  несоответствия сложности производства  и управления, нарушения соотносительности  управляющей и управляемой систем. Это уже опасность кризиса  управления, а вслед за ним  – всей управляемой системы.

 

      Антикризисное  управление в этом ракурсе  его анализа выглядит как максимальное  сближение ветвей логистических  кривых на начальных и заключительных  этапах цикла развития производства  и управления и как максимальное  опережение тенденции развития  управления относительно тенденции  развития производства на срединных  этапах проявления этих тенденций.

2.2  

Возможность, необходимость  и проблематика антикризисного управления

       Как уже  указывалось, опасность кризиса  существует всегда: в управлении  всегда существует риск цикличного  развития социально-экономической  системы, изменения соотношения  управляемых и неуправляемых  процессов.

 

      Управление  социально-экономической системой  в определенной мере всегда  должно быть антикризисным.

 

      Антикризисное  управление – это управление, определенным образом предвидящее  опасность кризиса, предусматривающее  анализ его симптомов, меры  по снижению отрицательных последствий  кризиса и использования его  факторов для последующего развития.

 

       Возможность  антикризисного управления определяется  в первую очередь человеческим  фактором, потенциалом активного  и решительного поведения человека  в условиях кризиса, его заинтересованностью  в преодолении кризисов, пониманием  истоков и природы кризиса,  закономерностей его протекания. Осознанная деятельность человека  позволяет искать и находить  пути выхода из критических  ситуаций, концентрировать усилия  на решении наиболее сложных  проблем, использовать накопленный  опыт преодоления кризисов, приспосабливаться  к возникающим ситуациям.

 

      Кроме того, возможность антикризисного управления  определяется и знанием циклического  характера развития социально-экономических  систем. Это позволяет предвидеть  ситуации кризиса и готовиться  к ним. Наиболее опасными являются  неожиданные кризисы.

 

       Необходимость  антикризисного управления отражает  потребности преодоления и разрешения  кризиса, возможного смягчения  его последствий. Это естественная  потребность человека и организации. Реализовывать ее можно только посредством специальных механизмов антикризисного управления, которые следует создавать и совершенствовать.

 

       Необходимость  антикризисного управления обусловлена  также и целями развития. Например, возникновение кризисных ситуаций  в экологии, грозящих существованию  человека, его здоровью, заставляют  искать и находить новые средства  антикризисного управления, к которому  относится и принятие решений  об изменении технологии. Так,  атомная энергетика – это область  деятельности с повышенной опасностью  кризисных ситуаций. И здесь главное  в антикризисном управлении –  необходимость повышения профессионализма  технического персонала, укрепления  дисциплины, организация разработки  новых и более безопасных технологий. Все это проблемы управления. Решение технических проблем  также начинается с управления.

 

       В экономическом  антикризисном управлении тоже  возникает необходимость поиска  – типов диверсификации производства, конверсии.

 

        Проблематика  антикризисного управления обширна  и разнообразна; ее можно разделить  на четыре группы.

 

        Первая  группа – проблемы распознавания  предкризисных ситуаций. Это не  простое дело – своевременно  увидеть наступление кризиса,  обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого  зависит возможное предотвращение  кризиса. Но не только от  этого. Механизмы предотвращения  кризиса надо построить и запустить  в действие. И это тоже проблема  управления.

 

       Но не  все кризисы можно предотвратить,  многие из них надо пережить, преодолеть. И это достигается  посредством управления. Оно решает  проблемы жизнедеятельности организации  в период кризиса, способствует  выходу из кризиса и ликвидации  его последствий.

        Вторая  группа проблем антикризисного  управления связана с ключевыми  сферами жизнедеятельности организации.  Это прежде всего методологические проблемы ее жизнедеятельности.

 

        В  процессах их решения формулируются  миссия и цель управления, определяются  пути, средства и методы управления  в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс  проблем финансово-экономического  характера. Например, в экономическом  антикризисном управлении возникает  необходимость определения типов  диверсификации производства или  проведения конверсии, что требует  дополнительных ресурсов, поиска  источников финансирования. Существуют  также проблемы организационного  и правового содержания, социально-психологические  проблемы.

 

      Проблематику  антикризисного управления можно  представить и в диверсификации  технологий управления (третья группа  проблем). Она включает в самом  общем виде проблемы прогнозирования  кризисов и вариантов поведения  социально-экономической системы  в кризисном состоянии, проблемы  поиска необходимой информации  и разработки управленческих  решений. Проблемы анализа и  оценки кризисных ситуаций также  имеют большое значение. Здесь  существует множество ограничений  по времени, квалификации персонала,  недостаточности информации и  др. К этой же группе можно  отнести и проблемы разработки  инновационных стратегий, которые  способствуют выводу организации  из кризиса.

 

       Четвертая  группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которые всегда сопровождают кризисные ситуации, инвестирование антикризисных мер, проблемы банкротства и санации предприятий.

 

        Состав  типичных проблем антикризисного  управления подчеркивает, что оно  является особым типом управления, обладающим как общими для  управления чертами, так и специфическими  характеристиками.

 

3         

ЭФФЕКТИВНОСТЬ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

        Развитие  управления всегда должно сопровождаться  повышением его эффективности.  В свою очередь, повышение эффективности  управления определяется ростом  его потенциала, т. е. возможностью  позитивных изменений, наличием  необходимых ресурсов и условий  их использования. В тенденциях  изменения потенциала и эффективности  управления также кроются опасности  кризиса.

 

        Антикризисное  управление, так же как и любое  другое, может быть менее или  более эффективным. Эфективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но ее следует предполагать и видеть при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов.

 

       Можно  выделить основные факторы, которые  определяют эффективность антикризисного  управления – их понимание  и дифференциация помогают его  анализировать и успешно осуществлять.

 

1. Профессионализм антикризисного  управления и специальная подготовка. В данном случае имеются в  виду не только общий профессионализм  управления, который, безусловно, необходим,  но и те профессиональные знания  и навыки, которые отражают особенности  антикризисного управления. Такой  профессионализм рождается в  процессах специального обучения, целенаправленного аккумулирования  опыта и развития искусства  управления в критических ситуациях.

Информация о работе Признаки и особенности антикризисного управления