Процесс реструктуризации на Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Осуществляемый в Украине переход к рыночным отношениям, вхождение предприятий на товарные, финансовые и другие рынки, нарастающая здесь конкуренция предъявляют новые жесткие требования к производственному, финансово-экономическому, управленческому и трудовому потенциалу хозяйствующих субъектов. К сожалению, большинство отечественных предприятий, в том числе и горно-металлургического комплекса, не соответствуют этим требованиям, а потому – оказались в сложном, нередко кризисном положении.

Файлы: 1 файл

на украине.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

1.Сущность, виды и формы реструктуризации  предприятий

Осуществляемый  в Украине переход к рыночным отношениям, вхождение предприятий  на товарные, финансовые и другие рынки, нарастающая здесь конкуренция  предъявляют новые жесткие требования к производственному, финансово-экономическому, управленческому и трудовому потенциалу хозяйствующих субъектов. К сожалению, большинство отечественных предприятий, в том числе и горно-металлургического комплекса, не соответствуют этим требованиям, а потому – оказались в сложном, нередко кризисном положении.

В экономической  теории и практике известен и распространен  такой способ оздоровления предприятий, оказавшихся в подобном положении, как реструктуризация. Действующее  украинское законодательство также  предусматривает возможность использования реструктуризации как эффективного средства восстановления платежеспособности предприятия. Его рекомендуется применять при осуществлении санации предприятий.

Законом Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" дается следующее определение этого понятия:

реструктуризация предприятия – это осуществление комплекса организационно-хозяйственных, финансово-экономических, правовых, производственно-технических мероприятий, направленных на реорганизацию предприятия, изменение формы собственности, системы управления, организационно-правовой формы, для финансового оздоровления предприятия, увеличения объемов выпуска конкурентоспособной продукции, повышения эффективности производства и удовлетворения требований кредиторов.

Из этого  определения вытекает, что понятие "реструктуризации предприятия" является хотя и близким к понятию "реорганизации предприятия", но не совпадающим с ним по содержанию. Поскольку "реорганизация" выступает  одной из составных частей "реструктуризации", то последнее понятие оказывается более широким, чем первое.

В зависимости  от объекта и характера осуществляемых мер по реформированию предприятия, различаютследующие формы реструктуризации:

1.Реструктуризацию  производства; 
2.Реструктуризацию активов предприятия; 
3.Финансовую реструктуризацию; 
4.Реорганизацию, т.е. изменение организационной структуры предприятия.

Каждая из этих форм реструктуризации предполагает проведение целого комплекса мероприятий, направленных на усовершенствование и оптимизацию соответствующей сферы предприятия. Профсоюзному комитету необходимо ориентироваться в их содержании, понимать цели и задачи, которые ставятся при их осуществлении.

Ключевой и  наиболее сложной формой реструктуризации является реорганизация предприятия, предусматривающая совершенствование организацион-но-хозяйственной и управленческой структуры предприятия.

Обычно различают такие виды реорганизации (и соответственно реструктуризации) предприятий:

1.Направленную  на укрупнение предприятия (слияние,  присоединение, поглощение);

______________________________________________________________________  
1 См.: Терещенко О.О. Фінансова санація та банкрутство підприємств. – Київ: КНЕУ, 2000, с.217.

2.Направленную  на дробление предприятия (разделение, выделение); 
3.Без изменения размеров предприятия (преобразование).

Сущность каждого  из этих видов реорганизации состоит  в следующем:

Слияние двух и больше предприятий в одно означает переход имущества, прав и обязанностей каждого из них к вновь возникшему предприятию.

Различают: горизонтальное слияние – объединение предприятий, которые производят одинаковый тип товаров или предоставляют одинаковые услуги, и вертикальное слияние – объединение какого-либо предприятия с его поставщиком сырья или потребителем его продукции.

Примером слияния  предприятий является образование  Криворожского государственного горно-металлургического  комбината "Криворожсталь" посредством  объединения трех предприятий: Криворожского  металлургического комбината, Новокриворожского  ГОКа и Криворожского КХЗ. Подобное слияние характеризуется как вертикальное.

Присоединение одного предприятия к другому означает, что к последнему переходят имущество, права и обязанности первого предприятия. Новое предприятие вследствие такой реорганизации не возникает.

В качестве примера присоединения можно сослаться на включение Донецкого химико-металлургического завода в состав Мариупольского металлургического комбината им.Ильича.

Поглощение – представляет собой приобретение всех или абсолютного большинства корпоративных прав одного предприятия другим предприятием. При этом поглощенное предприятие может сохранить свой статус юридического лица и стать дочерним предприятием, либо может оказаться присоединенным к нему и стать его структурным подразделением , потеряв при этом свой юридический статус.

Такой способ реорганизации  использован при создании ГАК "Украинские полиметаллы", ГАК "Укррудпром", в результате чего все государственные  предприятия, целиком вошедшие в  эти структуры, трансформировались в дочерние предприятия.

Разделение предприятия есть создание на основе одного существующего двух и больше новых предприятий как самостоятельных юридических лиц. При этом исходное предприятие прекращает свое существование, ликвидируется. Такой способ реорганизации еще не применялся в металлургическом комплексе.

Выделение предусматривает, что из действующего предприятия выделяется одно или несколько структурных подразделений и на базе их имущества создаются новые предприятия. При выделении из юридического лица одного или нескольких новых юридических лиц к каждому из них переходит в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица.

Примеров данного  способа реорганизации предприятий  в отрасли достаточно много: выделение  нескольких ЗАО и дочерних предприятий из ОАО "Никопольский Пивденнотрубный завод"; выделение ЗАО "Истил-Украина" из ОАО "Донецкий металлургический завод"; выделение СП "Метален" из ОАО "Енакиевский металлургический завод" и другие.

Преобразование предприятия представляет собой изменение существующих формы собственности, или организационно-правовой формы предприятия на другие без прекращения его хозяйственной деятельности. При преобразовании к вновь возникшему предприятию переходят все права и обязанности прежде существовавшего предприятия.

Такой способ реорганизации  в последние годы является самым  распространенным. Его применяли  на всех предприятиях, которые проходили  процедуры корпоратизации и приватизации.

В данном случае, важно обратить внимание, что при  осуществлении всех перечисленных способов трансформации предприятий имеет место правопреемство, т.е. замена в ранее возникших правоотношениях одних юридических лиц другими с переходом к последним прав и обязанностей первых. На практике это означает, что к вновь созданному юридическому лицу от прекратившего свое существование юридического лица переходят все (или часть) требования и долги, имущество, незаконченные расчеты, права и обязанности по договорам, т.е. весь (или часть) его актив и пассив.

Таким образом, изложенное позволяет сделать вывод: реструктуризация по своей сути есть сложнейшая процедура комплексной оптимизации структуры и функционирования предприятия в соответствии с требованиями внешней экономической среды и выработанной стратегией его развития.

2.Основные этапы реструктуризации предприятия и задачи профсоюзного комитета

2.1. Процедура реструктуризации предприятий осуществляется с соблюдением требований нормативно-правовых актов, действующих на момент ее проведения. Базовыми документами, регламентирующими порядок осуществления реструктуризации являются (по состоянию на 1.06.2002г.): "Положение о порядке реструктуризации предприятий", утвержденное Приказом Фонда государственного имущества Украины от 12 апреля 2002г., № 667 (См.: Офіційний вісник України, 2002, №19, с.37-45), а также "Методические указания по проведению реструктуризации государственных предприятий", утвержденные Приказом Министерства экономики Украины от 23 января 1998г., №9 (См.: Офіційний вісник України, №12, 1998г., с.227-232), "Комплексная программа реструктуризации государственных предприятий, утвержденная Распоряжением Кабинета Министров Украины от 29 августа 2001г., №401-р.

Следует обратить внимание, что действие Положения  распространяется на: 1) государственные  предприятия, входящие в сферу управления органов приватизации; 2) корпоратизированные предприятия, 100% акций которых принадлежит государству; 3)ОАО, в которых государство имеет не менее блокирующего пакета акций (25%+1 акция).

Действие Методических указаний и Комплексной программы  – только на государственные предприятия.

Согласно Положению порядок осуществления реструктуризации предприятия предусматривает следующие этапы:

1) принятие решения  о проведении реструктуризации  предприятия; 
2) образование Комиссии по реструктуризации предприятия; 
3) разработка и утверждение Проекта реструктуризации предприятия; 
4) реализация этого проекта реструктуризации; 
5) осуществление контроля за проведением реструктуризации предприятия; 
6) утверждение отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных Проектом реструктуризации, руководителем предприятия (председателем правления ОАО), а также - общим собранием акционеров (или другим высшим органом ОАО); 
7) направление этого отчета в государственный орган приватизации, которым создана Комиссия по реструктуризации предприятия, издание им приказа о прекращении работы Комиссии.

Поскольку процесс реструктуризации предприятия затрагивает коренные социально-экономические права и  интересы трудящихся, а также –  права и интересы профсоюзной  организации предприятия, - участие в этом процессе профсоюзного комитета является обязательным.

С целью оперативного и квалифицированного влияния профсоюзного комитета на решение вопросов, связанных  с реструктуризацией предприятия, целесообразно постановлением профсоюзного комитета образовать при профсоюзном комитете рабочую группу (комиссию) по реструктуризации с участием специалистов обкома, ЦК профсоюза, и предоставить ей права "уполномоченных лиц" от профсоюза при выработке предложений по реструктуризации предприятия.

При подготовке проекта и проведении реструктуризации предприятия существует ряд потенциальных опасностей и рисков как для трудового коллектива, так и для профсоюзной организации, которые профсоюзному комитету нужно предвидеть и уметь предотвращать. К числу таких возможных угроз интересам трудового коллектива и профсоюзной организации относятся:

    • игнорирование законных прав и интересов работников в сфере оплаты труда, в частности, непогашения существующей задолженности по выплате заработной платы, другим социальным выплатам;
    • необоснованное сокращение численности работников, отсутствие реальных мер по обеспечению трудоустройства высвобождаемых работников;
    • передача объектов социальной инфраструктуры предприятия в коммунальную собственность без согласия трудового коллектива, или при отсутствии в местном бюджете средств на их содержание;
    • недостаточность или неосуществление надлежащих мер по обеспечению социальной защищенности работников в период и после реструктуризации предприятия;
    • отсутствие реальных источников средств на осуществление мер по реструктуризации, недостаточность объемов инвестирования, или невыполнение инвестором своих обязательств;
    • непогашение предприятием задолженности перед профсоюзным комитетом по перечислению профсоюзных взносов;
    • противодействие в различных формах законной деятельности профсоюзного комитета на территории предприятия;
    • нарушение имущественных прав работников-акционеров посредством выведения (в ходе реструктуризации) активов предприятия в иные хозяйственные структуры, и др.

Главные цели, достижения которых должен добиваться профсоюзный комитет в условиях реструктуризации предприятия, состоят в следующем:

    1. с одной стороны, нужно не допустить проведения на предприятии эрзац-реструктуризации (когда из имущественного комплекса предприятия "уводятся" ликвидные и потенциально прибыльные активы, а остальное – бросается на произвол судьбы, что прямо противоречит интересам и предприятия, и его трудового коллектива.
    2. с другой стороны, необходимо направить процесс реструктуризации действительно на повышение эффективности производства, финансовое оздоровление предприятия (к сожалению, собственники, администрация не всегда в этом заинтересованы), и при этом одновременно обеспечить ее взвешенное и социально-ответственное проведение, не допускать или смягчать возможные социальные издержки.

Для реализации этих целей профсоюзному комитету на каждом из вышеназванных этапов реструктуризации необходимо настойчиво решать определенный круг задач, вытекающих из содержания соответствующего этапа. Рассмотрим эти  задачи последовательно.

2.2. Основой для оценки реального положения дел на предприятии и принятия профсоюзным комитетом адекватных и своевременных решений является достоверная и оперативная информация о состоянии финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому одна из ключевых задач профсоюзного комитета – сбор и анализ соответствующей информации. Необходимо установить ежеквартальный (а на кризисном предприятии – ежемесячный) мониторинг (систематическое отслеживание) производственных и финансово-экономических показателей работы предприятия. Это позволит вовремя определить возникновение или нарастание неблагоприятных тенденций в работе предприятия.

Для сбора информации используются все доступные профкому каналы, как  в рамках контроля за выполнением  коллективного договора, так и другие способы и источники (квартальные и годовые отчеты, баланс, отчеты ревизионной комиссии, материалы аудиторских и налоговых проверок).

Право на получение профсоюзным  комитетом такой информации предоставлено  статьями 28 и 45 Закона Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности, а также Статьей 14 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине".

Владение информацией  о финансово-экономическом состоянии  предприятия и его динамике позволит профсоюзному комитету определить, существует ли потребность в проведении реструктуризации предприятия, и если да, - то какие проблемы, задачи необходимо решать в ходе ее осуществления.

Информация о работе Процесс реструктуризации на Украине