Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:02, курсовая работа
Осуществляемый в Украине переход к рыночным отношениям, вхождение предприятий на товарные, финансовые и другие рынки, нарастающая здесь конкуренция предъявляют новые жесткие требования к производственному, финансово-экономическому, управленческому и трудовому потенциалу хозяйствующих субъектов. К сожалению, большинство отечественных предприятий, в том числе и горно-металлургического комплекса, не соответствуют этим требованиям, а потому – оказались в сложном, нередко кризисном положении.
Как не бывает трафаретной схемы реструктуризации предприятия, так не может быть и трафаретной системы реорганизации профсоюзной структуры в связи с этим. В каждом конкретном случае реорганизация профсоюзной структуры зависит от многих факторов.
Необходимо, прежде всего, исходить из того, что Закон Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" рассматривает первичную профсоюзную организацию как добровольное объединение членов конкретного профсоюза, которые, как правило, работают на одном предприятии или обеспечивают себя работой самостоятельно.
Поэтому любая
первичная профсоюзная
В случае, когда на базе ликвидированного предприятия создается новое юридическое лицо, а членам профсоюза, состоящим на учете в этой первичной профсоюзной организации, предложено перейти на работу в новое предприятие, деятельность данной первичной организации профсоюза металлургов и горняков Украины автоматически переносится на вновь созданное предприятие.
При этом профсоюзный комитет, при необходимости, заключает договор с новым работодателем (собственником) о преимущественном приеме на работу членов профсоюза, которые ранее работали на ликвидированном предприятии.
В отдельных
случаях по согласованию с вышестоящим
органом профсоюза на базе вновь
созданных предприятий могут
создаваться первичные
В каждом конкретном случае реструктуризации предприятия должен быть индивидуальный подход к профсоюзной структуре при обязательном соблюдении принципа независимости профсоюзной структуры от хозяйственной, и необязательности их совпадения.
4.Коллективно-договорное
Статьей 9 Закона Украины "О коллективных договорах и соглашениях" определено, что в случае реорганизации предприятия коллективный договор сохраняет силу в течение срока, на который он заключен, или может быть пересмотрен с согласия сторон.
В случае изменения собственника предприятия, действие коллективного договора сохраняется, но не более одного года. В этот период стороны должны начать переговоры о заключении нового или изменении либо дополнении действующего коллективного договора.
При решении проблемы коллективно-договорного регулирования на предприятиях, которые образовались в результате проведения реструктуризации базового предприятия, должна учитываться совокупность всех сложившихся факторов.
Это, прежде всего:
В зависимости
от реальной ситуации возможны следующие
варианты коллективно- договорного
регулирования социально-
1.Заключение
единого коллективного
2.Заключение на каждом финансово-самостоятельном
предприятии своего коллективного договора.
3.Заключение коллективного договора для
базового предприятия и одновременное
заключение коллективных договоров на
каждом вновь созданном предприятии.
В системе, состоящей из единого (базового) коллективного договора и сопряженных с ним коллективных договоров самостоятельных хозяйственных обществ. При этом часть норм базового коллективного договора распространяется на работников всех предприятий. Такая система применима в случае, когда все предприятия, входящие в нее, имеют одну или несколько структур, обслуживающих их общие интересы. Например, социальную сферу, которой пользуются все работники этих предприятий.
В пользу рассматриваемой системы можно отнести то, что она обеспечивает консолидацию стороны наемных работников в отстаивании их общих интересов. Слабостью ее является определенная сложность построения коллективно-договорных отношений.
Решение о применении конкретного варианта коллективно-договорного регулирования должно быть принято, прежде всего, исходя из интересов трудовых коллективов предприятий, образованных в процессе реструктуризации, и способствовать повышению степени их социальной защиты.
(Рекомендации подготовлены
Приложение
П Е Р Е Ч Е Н Ь
нормативно- правовых актов, регламентирующих
проведение
реструктуризации в Украине (по состоянию
на 01.06.2002г.)
Для сегодняшнего
этапа развития нормативно-правового
регулирования реструктуризации в
Украине характерно отсутствие (в
отличие от большинства стран
Центральной и Восточной Европы
Основными нормативно-правовыми документами в этой сфере являются:
1."Положення про порядок реструктуризації підприємств" (затверджено Наказом ФДМУ від 12 квітня 2002 р., №667) - Офіційний вісник України, 2002, №19, с.37-45.
2."Методичні
вказівки щодо проведення рестр
3."Положення
про порядок поділу
4."Положення
про порядок проведення
5."Методика
розробки планів
6."Методика
складання бізнес-планів" (затверджена
Наказом Агентства з питань
запобігання банкрутству
7."Державна програма приватизації на 2000-2002 роки" (затверджена Законом України "Про Державну програму приватизації" від 18 травня 2000р., № 1723-111) – Українська інвестиційна газета (Нормативна база), від 27 червня 2000р.
8."Положення
про порядок погодження планів
санації господарських
9."Положення
про порядок проведення
10."Методичні рекомендації щодо виявлення ознак неплатоспроможності підприємства та ознак дій з приховування банкрутства, фіктивного банкрутства чи доведення до банкрутства" (затверджені Наказом Мінекономіки України № 10 від 17 січня 2001 року). – Українська інвестиційна газета (Нормативна база) від 13 лютого 2001 р.
11."Методика
проведення поглибленого
12."Комплексна
програма реструктуризації
13.Закон України "Про відновлення платоспроможності боржника або визнання його банкрутом" ( із внесеними змінами та доповненнями). – Урядовий кур'єр, 13 квітня 2002 р.
Рекомендуемая литература
1.Афонін А.С., Нестерчук
В.П. Технологія
2.Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация
предприятий и компаний. – М.:Экономика,
2001.
3.Примакова Е. Ликвидация (реорганизация)
предприятия. – Харьков: Фактор, 2002.
4.Терещенко О.О. Фінансова санація та банкрутство
підприємств. – Київ: КНЕУ, 2000.
5.Проблеми банкрутства підприємств і
професійні спілки. – К.: "Профінформ"
ФПУ, 2001 (Бібліотечка голови профспілкового
комітету, №9, 2001).
6."Законодавство України про банкрутство.
Збірник нормативних актів." – Київ:
Юрінком Інтер, 2002.