Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 01:31, контрольная работа
Тема кризиса - одна из общезначимых и сквозных в политологии XX века. И это понятно: две мировых войны, установление тоталитарных режимов, кризис идей прогресса, грандиозные экономические кри¬зисы, невиданный рост промышленного производства и в то же время превра-щение техники из средства цивилизационного развития в орудие ядерной угро¬зы, глобальный экологический кризис - эти и подобные им явления порождают кризисное мироощущение.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Понятие «конфликт», «кризис», «революция» и их соотношение….....4
2. Условия возникновения и стадии развития политических конфликтов,
кризисов и революций в истории России…………………………………....7
3. Пути предупреждения и методы урегулирования политических конфликтов и кризисов ……………………………………………………….12
4. Политические конфликты между федеральными органами и
субъектами федераций в истории России…………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………………….18
Тяжелейшие испытания пережила Россия и в XIX в.: восстание декабристов, активная борьба народовольцев, позже - выступления социал-демократов, которые почти непрерывно подтачивали самодержавие. Но «великие реформы» середины XIX в., отменившие, наконец, крепостное право, создали в стране элементы социокультурных условий, органичный рост которых мог бы трансформировать многоукладную экономику в качественно "новый хозяйственный организм. Однако контрреформы 80-90-х гг. XIX в. не только не остановили этот процесс, но и повлекли за собой вторжение марксизма. Особенно усилилось социальное напряжение в начале XX в.: разразился экономический кризис, нарастал политический кризис, налицо были династические неурядицы и разложение центральной власти, резко обострилась обстановка после поражения в русско-японской войне.
Все это привело к новому колоссальному социальному взрыву - революции 1905 г., глубина и сила которой вполне соответствовали масштабам страны и накопившимся, но не получившим урегулирования противоречиям. Это была революция, охватившая все социальные слои: горожан, крестьян, солдат, передовую интеллигенцию; революционные и оппозиционные политические партии и движения. Революция 1905 г. была призвана покончить с устаревшими самодержавными политическими институтами и социальной организацией отжившего феодально-крепостнического строя.
Февральская революция 1917 г. стала продолжением революции 1905 года. Оценивается она неоднозначно. С одной стороны, она была успешной, поскольку сокрушила самодержавно-сословный строй. С другой стороны, она потерпела крах, поскольку для разрешения всех накопившихся проблем, да еще в ходе первой мировой войны, она пришла слишком рано. Вместе с тем февраль 1917 г. отправил в историческое небытие окутанную феодальными пережитками систему, не желавшую идти на реформы, считаться с настроениями и требованиями народа, с властными императивами XX в. Россия в феврале 1917т. обрела исторический шанс, возможность вырваться к свободе и демократии, но не сумела воспользоваться им из-за неспособности новой власти.
В конце 30-начале 40-х гг. XX столетия СССР был вовлечен в глобальный международный конфликт - вторую мировую войну, в которой участвовали более 50 стран мира. Советский Союз ценой невероятных усилий и огромных жертв, потеряв 27 млн. своих граждан, победил в Великой Отечественной и второй мировой войнах. Он вновь вступил в сообщество мировых государств, а в конце 60-х годов превратился в «сверхдержаву». Но внутренние механизмы этой, казалось бы, крепчайшей советской общественной системы подтачивались, в первую очередь, силовыми, принудительными методами: директивным политическим и хозяйственным руководством, репрессиями, борьбой с инакомыслием и т.д. Таким образом, на рубеже 80-90-х гг. налицо были все составляющие российских революций. И она началась в августе 1991 г. Победа радикально-демократических сил знаменовала начало слома коммунистической системы. Дальнейшая упорная борьба за политическую власть, национальный и региональный сепаратизм сделали обвал все более стремительным. Он в декабре 1991 г. завершился распадом СССР, от которого отошли союзные республики5.
Новая формирующаяся российская государственность оказалась в тисках кризиса, особенно остро проявившегося в Чеченской войне 1994-1996 гг.
Политические конфликты в сегодняшней России имеют такие особенности: во-первых, это конфликты в сфере самой власти за обладание реальными рычагами власти; во-вторых, исключительно велика роль власти в конфликтах, возникающих в неполитических сферах, но которые так или иначе, прямо или косвенно затрагивают основы существования данной власти; в-третьих, государство практически всегда выступает в качестве посредника.
3. Пути предупреждения
и методы урегулирования
Поскольку в настоящее время в Российской Федерации чрезвычайно обострился вопрос разрешения кризисных и конфликтных ситуаций, то особую актуальность приобретает проблема выбора алгоритма действий при их разрешении. Данный выбор в значительной мере зависит от интересов сторон и при их содействии должен основываться на принципах международного права.
Основными принципами международного права при разрешении конфликта, которые применимы и во внутригосударственной практике и имели место в деятельности Федерального Собрания России, являются поддержанием мирных и добрососедских отношений между государствами и субъектами Федерации, а также недопущение возникновения ситуаций, могущих привести к спору, конфликту или кризису. В случае если спор, конфликт или кризис всё же возникает, в силу вступает два других взаимосвязанных принципа поведения: воздерживаться от использования силы или угрозы силы для навязывания другой стороне своего способа разрешения конфликта и предпринять попытки к урегулированию споров, конфликтов или кризисов мирным путём. В то же время предпринимались в расчёт и дополнительные международные правила - не способствовать осложнению или разрастанию спора, а урегулирование спора, конфликта или кризиса не должно нести в себе угрозы миру и безопасности 6.
Перечень общепризнанных средств урегулирования международных споров согласно статье 33 Устава ООН включает: переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или мирные средства по своему выбору. Международная практика обогатила арсенал средств мирного урегулирования споров ещё такими формами, как консультации для поиска компромиссных решений спорящими сторонами, добрые услуги, представляющие собой действия не участвующей в споре стороны (государства или международные организации) с целью установления прямых контактов между спорящими сторонами. Добрые услуги могут перерастать в посредничество, которое предполагает большую степень участия третьей стороны в разрешении спора.
Следственная и согласительная комиссии представляют собой разновидность международной примирительной процедуры. Это средство не раз достаточно успешно применялось Федеральным Собранием в ходе урегулирования конфликтов в России и за её рубежами. Деятельность таких комиссий была направлена на выработку приемлемого решения по существу спора. Окончательные документы комиссий носили рекомендательный характер для сторон.
Как показал опыт межгосударственного сотрудничества в рамках СНГ, в котором значительную роль играло Федеральное Собрание России, стороны в споре могут согласиться на принятие общих, региональных или двусторонних соглашений о процедурах урегулирования, основанных на предоставлении добрых услуг, посредничестве, примирении, арбитраже либо судебных процедур. Существует также правило о том, что, если любая из упомянутых процедур уже начала осуществляться в одностороннем порядке или по соглашению, другая сторона не вправе начать осуществление иной процедуры или метода до завершения первых. Вместе с тем стороны в споре могут на любом этапе конфликта урегулировать спор путем переговоров либо совместно принять решение о применении иной процедуры в отношении спора или его отдельных аспектов. Все это использовалось и используется в повседневной деятельности Государственной Думы и Совета Федерации, их комитетов и комиссий, представителей для создания механизма разрешения конфликтов и утверждения международных демократических норм в политической жизни России и стран СНГ. Алгоритм действий в конкретном конфликте зависит от многих факторов и требует специального обоснования. Но теоретический и практический интерес представляет вывод о том, что эффективность переговоров как средства урегулирования споров и конфликтов существенно повысится, если в основу переговоров будет положен принцип решения проблем, а не принцип максимизации выигрыша.
4. Политические конфликты между
федеральными органами и
Региональную конфликтность анализируют с учетом трех принципиальных моментов. Во-первых, на региональной политике отражаются глобальные мировые тенденции. Во-вторых, большинство региональных политических конфликтов детерминационно и функционально связано с общефедеральными процессами. В-третьих, каждый субъект Федерации имеет собственные истоки и преобладающий тип конфликтов, в которых политические конфликты являются наиболее системными7.
Анализ политических процессов, протекающих в регионах, а также исследование тенденций на уровне федерального центра в значительной степени подтверждает тезис: большинство конфликтных ситуаций разворачивается вокруг отношений регионов и центральной власти. С этой точки зрения можно выделить следующие типы конфликтов: вертикальные; между центром (федеральными властями) и регионом, к которому зачастую сводятся даже противоречия горизонтального уровня (регион - регион), т.к. апеллируют их участники все равно к центру; между центром и коалицией регионов; горизонтальные; регион - регион, которые носят, прежде всего, характер территориальных претензий; регион - система регионов, связанные со стремлением получить выгодную статусную позицию в региональной системе.
Одним из наиболее сложных вопросов в отношениях Российской Федерации и ее субъектов является проблема федерального вмешательства в права субъектов Федерации. Традиционно в зарубежных федеративных государствах установлены конституционные основания для вмешательства федеральных властей в права субъектов Федерации, получившие название «право федеральной интервенции». Они включают довольно широкий спектр: вооруженные конфликты в самом субъекте или между субъектами; массовые беспорядки; угроза национальной безопасности; рост преступности; конфликты между ветвями государственной власти субъекта; значительная задолженность субъекта по федеральным платежам; расхождение валютно-финансовой политики правительства субъекта Федерации с общефедеральной политикой и другие основания.
Можно выделить три основные области, в которых федеральная власть или ее территориальное подразделение в регионах вступали в публичные конфликты с органами государственного управления субъектов Российской Федерации. Первый тип противоречий связан с поддержанием федералами режима единого экономического пространства, которое постоянно нарушается региональными нормативными актами. В этой области возникают социально- политические конфликты по поводу собственности, источников бюджетных доходов, финансовых обязательств. Вторая сфера конфликтных взаимодействий касается реформы местного самоуправления (МСУ). И здесь экономические факторы являются определяющими: практически все коллизии разворачивались вокруг прав МСУ самостоятельно распоряжаться положенными ему финансами. Третий тип конфликтов фактически связан с взаимоотношениями региональной исполнительной власти с территориальными подразделениями федеральных структур, прежде всего, силовых.
В Конституции РФ отсутствуют положения о федеральном вмешательстве, основания и механизм осуществления такого вмешательства. Однако такое вмешательство возможно в силу общих конституционных положений о полномочиях президента как главы государства и правительства РФ. В частности, ч. 4 ст. 78 устанавливает, что Президент и Правительство РФ обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Кроме того, по Конституции Президент РФ является гарантом самой Конституции, прав и свобод человека, и он принимает в установленном Конституцией порядке меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности8.
Конституция РФ не устанавливает оснований и порядка использования вооруженных сил на территории субъектов Федерации в случае возникновения там восстаний и других нарушений конституционного порядка. Факт использования федеральными властями вооруженных сил в Чеченской Республике для восстановления конституционного порядка и ликвидации незаконных вооруженных формирований был признан Конституционным судом РФ соответствующим нормам Конституции РФ.
События в Чечне показали необходимость совершенствования законодательства для вмешательства федеральных властей в случае нарушения в субъектах Федерации основ конституционного строя, прав и свобод граждан. Важнейшим актом такого законодательства явилось принятие Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», который вступил в силу 2 июня 2001 г. В соответствии с этим законом введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации. Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации. Законом четко определены обстоятельства, при наличии которых вводится чрезвычайное положение.
С принятием этого закона, ряд вопросов о взаимоотношении федерального центра и регионов, в том числе и субъектов Российской Федерации, нашла свое более точное выражение и во многом приблизилась к отношениям федеральных властей и субъектов Федерации в зарубежных странах, где опыт федерального вмешательства имеет длительную историю и в значительной степени способствует сохранению целостности федеративного государства.
Одна из важнейших целей многих разрабатываемых в России региональных типологий - выявление кризисных территорий для последующего применения к ним определенных механизмов региональной политики (например, выделение субсидий из федерального бюджета, создание условий для инвестиций и др.), осуществление мер по предупреждению конфликтных ситуаций.
Политология выделяет следующие виды политических кризисов: кризис власти, кризис тех или иных ветвей власти (исполнительной - правительственный кризис; представительной - парламентский кризис), кризис доверия общества к власти. В своей истории Россия «переболела» всеми видами политических кризисов.
Для политической ситуации в современной России характерны черты хронического кризиса. Мы имеем дело с всеобщим кризисом политики как социального процесса: хроническим кризисом политических и социальных институтов, хроническим дефицитом ресурсов для проведения более или менее последовательных действий, кризисом воли к созиданию у большинства политиков, как в российском Центре, так и на местах, и, наконец, кризисом представлений о нашем местопребывании в мировом развитии и о перспективах движения.
Огромное значение для будущего России имеет еще один кризис, развивающийся пока, в вяло текущей форме, но способный обостриться с катастрофическими последствиями для страны. Это кризис российского федерализма. Формирование обновленной Федерации, осуществляемое в сложной ситуации социально-экономического кризиса, переживаемого Россией, породило немало острых проблем. В их основе поиск оптимизации экономических и политических отношений между федеральным центром, национальными республиками и регионами России. От разрешения этого кризиса зависит государственная целостность России. Выход из этого кризиса возможен только на основе развития того федерализма, который обеспечивает оптимальное сочетание общих интересов страны и ее регионов.
Информация о работе Пути предупреждения и методы урегулирования политических конфликтов и кризисов