Разработка стратегии развития фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является разработка стратегии развития бизнеса фирмы и ее организационное обеспечение. Данная цель обусловила постановку следующих задач:
- изучение теоретических положений стратегического менеджмента;
- изучение инструментов анализа внешней и внутренней среды;
- анализ организации как системы;
- изучение внешней среды организации;
- разработка стратегии развития;

Содержание работы

Содержание
Введение 2
1. Системный подход в управлении. 3
1.1. Описание объекта управления. 3
1.2.Объект управления 5
1.3. Анализ внешней среды организации 8
1.3.1. PEST-анализ 8
1.3.2. Карты стратегических групп. 10
1.3.3. Модель пяти сил конкуренции. 15
1.3.4. Матрицы угроз и возможностей. 20
1.3.5. SWOT – анализ. 24
2. Понятие стратегии……………………………………………………………24
2.1.Этапы сосставления стратегического плана……………………………..24
2.2Формулирование стратегий и выбор альтернатив………………………27
2.2.1.Стратегия роста……………………………………………………………29
2.2.2.Начальная стратегия………………………………………………………29
2.2.3.Стратегия проникновения…………………………………………………30
2.2.4.Стратегия ускоренного роста……………………………………………..30
2.2.5.Стратегия переходного периода………………………………………….30
2.2.6.Стратегия стабилизации и выживания………………………………….31
2.2.7.Стратегия стабилизации………………………………………………….31
2.2.8.Стратегия выживания…………………………………………………….32
2.3.Сущность и виды стратегии предприятия. Понятие, задачи и этапы формирования стратегии......................................................................................33
3. Организационная структура и методы реструктуризации. 38
Заключение. 43
Список литературы. 44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ СТРАТЕГ.МЕН.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

а) стратегия  маркетинга, 
б) финансовая стратегия, 
в) стратегия НИОКР 
г) стратегия производства, 
д) социальная стратегия, 
е) стратегия организационных изменений, 
ж) экологическая стратегия. 
Результатом деятельности по предложенной выше схеме составаления стратегического плана предприятия является документ, называемый “Стратегический план предприятия” и имеющий обычно следующие разделы:

  • Цели и задачи предприятия
  • Текущая деятельность предприятия и долгосрочные задачи.
  • Стратегия предприятия (базовая стратегия, основные стратегические альтернативы).
  • Функциональные стратегия.
  • Наиболее значимые проекты.
  • Описание внешних операций.
  • Капиталовложения и ресурсное распределение.
  • Планирование неожиданностей.

Приложения: Расчёты, справки, другая деловая документация, в том числе: 
а) Объём годовых продаж по группам продуктов, 
б) Годовая прибыль и убытки по подразделениям, 
в) Годовой экспорт и его отношение к объёму продаж по  
подразделениям.  
г) Изменения в наборе продуктов и доля рынка. 
д) Программа ежегодных капитальных затрат. 
е) Годовые денежные потоки. 
ж) Баланс на конец последнего года плана. 
з) Политика поглощений и прибретений. 
Анализ литературы по стратегическому планированию в западных фирмах показал, что и количество и содержание этапов составления стратегического плана, а также сама его форма могут существенно варьироваться и зависят от многих факторов, среди которых основными являются:

  • Форма собственности предприятия.
  • Тип предприятия (специализированнное или диверсифицированное)
  • Отраслевая принадлежность предприятия.
  • Размер предприятия (большое, среднее или малое).

Точно так же не существует единого горизонта  стратегического планирования. В  Европе часто встречаются долгосрочные, 10-летние планы, американцы используют 5-летние планы, а японцы вообще 3-летние.  

2.2Формулирование стратегий и выбор альтернатив

Процедура формулирования стратегии и выбора альтернатив  состоит из следующих этапов: 
а) оценка существующей стратегии; 
б) собственно фаза формулирования; 
в) планирование риска; 
г) выбор стратегических альтернатив. 
Рассмотрим подробнее эти пункты. 
А. Оценка существующей (действующей) стратегии. 
Первичная оценка действующей стратегии осуществляется уже на предыдущем этапе - оценка внутренних возможностей. 
Однако, оценивая имеющиеся резервы на предприятии, позволяющие повысить эффективность его функционирования, мы ранее не оценивали жизненность действующей стратегии и сформулированных правил поведения. 
Б. Собственно фаза формулирования. 
Стратегия, будучи объединённой основой для организационных усилий, требует разработки серии стратегических планов как на уровне предприятия в целом, так и на уровне подразделений. Естественно, что каждый стратегический план является частью общего, и стратегия предприятия объединяет их все вместе. Стержнем любого стратегического плана предприятия является его базовая стратегия. Выбор базовой стратегии есть прерогатива руководства предприятия. Руководство, оценивая и анализируя информацию, полученную на предыдущих шагах, принимает окончательное решение. 
В. Планирование риска. 
Планирование риска является одной из важных составляющих стратегического плана. Основной целью является поддержание высокого уровня противодействия возмущениям внешней среды и уменьшение потерь от данных возмущений. 
В последнее время в западных фирмах становится всё более популярной не разработка резервных стратегий, а создание систем кризисных ситуаций, характеризующихся очень высокой степенью централизма принимаемых решений и быстрой реакцией на изменения в среде. Это вытекает из того, что сам набор возможных возмущений становится таким многообразным, что фирма не в состоянии предусмотреть все возможные ситуации. 
Г. Выбор стратегических альтернатив. 
В рамках выбранной базовой стратегии возможно несколько курсов действий, которые принято называть стратегическими альтернативами. 
Разработка стратегии должна затрагивать ве уровни управления предприятия, так как решения, вырабатываемые при стратегическом планировании, имеют отношение ко всем сотрудникам организации. Поэтому необходимо согласование интересов при выработке стратегии Групповое обсуждение, кроме того, позволяет рассмотреть большое число альтернатив. Но и сходимость при групповом выборе существенно ниже, чем при единоначалии. Поэтому обычно имеет место групповое обсуждение и единоличное принятие окончательного решения

                                                 2.2.1 Стратегия роста.

Стратегия роста  впервые подробно была разработана  Игорем Ансоффом. Им же была построена модель роста фирмы. Она состоит из пяти этапов:

  • Стадия планирования. Компания находится в состоянии готовности к формулированию стратегии роста, то есть существует некоторое совмещение внешних условий и внутренних возможностей.
  • Начальная стадия. Обычно фирма проходит этап очень быстро. В течение этого этапа возникают и ликвидируются узкие места в процессах и структуре реализации конкретных проектов, которые не были предусмотрены в плане. Также растёт объём продаж, хотя дохода фирма практически не получает.
  • Стадии проникновения.
  • Ускоренный рост.
  • Переходная стадия.

2.2.2. Начальная стратегия

     Целью начальной стратегии является умеренный  рост для того, чтобы обеспечить предприятию выход на оптимальную эффективность. Руководство занимает бдительную позицию по отношению к ускорению темпов развития, стараясь обеспечить выявление узких мест и их ликвидацию, чтобы в дальнейшем занять настойчивую наступательную позицию на рынке. Как уже отмечалось, руководство должно быть готово к тому, что на первом этапе могут возникнуть сложности в производстве, административные трения, напряжённое финансовое состояние, связанное с большими затратами и отсутствием доходности. Однако одной из целей начальной стратегии является быстрота данного этапа и переход к следующей стратегии. 
 

2.2.3 .Стратегия проникновения.

     Данная  стратегия направляет усилия предприятия  на более глубокое проникновение  на рынок и дополнительные усилия по увеличению темпов роста объёма продаж. Если для этого требуются  приобретения и поглощения, то они производятся в рамках данной стратегии. Долговременные программы предусматривают укрепляющие и развивающие действия по всем направлениям функционирования предприятия, особенно обращая внимание на усиление финансовых позиций, модернизацию основных фондов, НИОКР. 
После достижения этих целей и проведя все необходимые внутренние перестроения, предприятие может перейти к следующей стратегии.

2.2.4. Стратегия ускоренного роста.

Целью этой стратегии  является полное использование внутренних и внешних возможностей. Данный этап цикла роста должен производиться как можно дольше, так как именно на нём происходит полное использование ресурсов, рост доходов начинает превосходить рост продаж, доля рынка приближается к запланированной. Но на этапе ускоренного роста начинают возникать и накапливаться негативные тенденции в деятельности предприятия, поэтому одной из целей данной стратегии является как можно более раннее их выявление и попыток разрешения. Если решить возникшие проблемы не представляется возможным, то руководство предприятия в рамках данной стратегии начинает плавный переход к реализации следующей стратегии.

2.2.5. Стратегия переходного периода.

Целью этой стратегии  является обеспечение после периода  ускоренного роста период перегруппировки  и перестройки деятельности предприятия для вхождения в новый цикл роста как можно быстрее, то есть не допуская длительной стагнации.  
Стратегия предусматривает экономию, отказ от новых производств. Происходит глубокий анализ существующего положения дел на предприятии с целью уменьшения затрат, повышения доходности изделий, перестройки системы управления.  
Сама по себе стратегия роста может применяться в различных ситуациях:

  • начало предпринимательской деятельности;
  • молодая компания, борющаяся за своё выживание;
  • одно продуктовое специализированное предприятие;
  • диверсифицированное предприятие, где стратегия роста организации в целом может поддерживаться стратегией роста по отдельному виду продукта.

Именно поэтому  стратегических альтернатив роста  в хозяйственной практик может  быть предложено очень много. Перечислю лишь некоторые, являющиеся базовыми, стратегические альтернативы: интенсификация рынка, диверсификация, межфирменное сотрудничество и кооперация, внешнеэкономическая деятельность.

2.2.6 Стратегия стабилизации и выживания.

     В условиях расстроенной экономики в  соответствии с циклами деловой  активности и циклами развития предприятия  последние могут испытывать болезненный период нестабильности, когда начинают падать объёмы продаж и прибыли. Возникает необходимость разработки специальных процедур анализа, позволяющих уловить период перехода предприятия от стадии роста к стадии падения, то есть переориентации из наступательной в наступательно-оборонительную стратегию - стратегию стабилизации.

2.2.7 Стратегия стабилизации.

   Стратегия стабилизации направлена на достижение раннего выравнивания объёма продаж и прибылей с последующим их повышением, то есть с переходом на следующий этап роста. В зависимости от скорости падения предприятие может использовать один из трёх наиболее вероятных подходов:

  • экономия с чётким намерением быстрого оживления;
  • сдвиги в продолжительном спаде с меньшими надеждами на быстрое оживление;
  • стабилизация, когда необходимы долговременные программы для достижения сбалансированного состояния предприятия на рынке.

2.2.8. Стратегия выживания.

   Стратегия выживания - чисто оборонительная стратегия  и применяется в случаях полного  расстройства экономической деятельности предприятия, в состоянии, близком к банкротству. Целью стратегии является стабилизация обстановки, то есть переход к стратегии стабилизации и, в дальнейшем, к стратегии роста. Понятно, что данная стратегия не может быть долгосрочной. Она требует, с одной стороны, быстрых, решительных, полностью скоординированных действий, с другой - осмотрительности и реалистичности в принятии решений. Именно поэтому в условиях реализации стратегии выживания происходит жесткая централизация управления, создаётся “антикризисный комитет”, который наряду с принятием быстрых по реакции ответных мер на возмущения внешней среды разрабатывает и жестко проводит в жизнь следующие программы :

  • перестройка управления
  • финансовая перестройка
  • перестройка маркетинга

2.3.Сущность и виды стратегии предприятия. Понятие, задачи и этапы формирования стратегии.

 

     Неотъемлемой  частью управления предприятием является формирование и реализация стратегии.

Слово стратегия  попало в управленческий термин из военного лексикона и означает искусство развертывания войск в бою.

Стратегия в  широком понимании – это генеральный  план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсов и последовательность шагов по их достижению.

Для предприятия  стратегия означает набор правил, приемов и методов, с помощью которых достигается цель, решаются конкретные проблемы и распределяются ресурсы.

Прежде чем  приступить к разработке стратегии  необходимо иметь ответы на следующие  вопросы:

-   Какие преимущества имеет предприятие на успех среди конкурентов;

-   Какие товары будут выставлены на рынок;

-   Какой тип покупателя будет преобладать на рынке;

-   Как будут распределяться ресурсы внутри предприятия;

-   Какая технология будет наиболее предпочтительна и перспективна в данных условиях;

-   Какие возможности имеются для коммерческих сделок и получения прибыли.

Таким образом, формирование стратегии на предприятии  зависит от конкретной ситуации, в  которой данное предприятие находится. В стратегии должны быть тесно  увязаны цели и идеи их достижения.

Формирование  стратегии конкретного предприятия  представляет уникальный и индивидуальный процесс, который зависит от многочисленных факторов.

Разработка стратегии  – процесс длительный и трудоемкий. Различные предприятия по-разному решают эту проблему. Так сложные и крупные предприятия разрабатывают стратегии более подробно и детально, а предприятия малого бизнеса ограничиваются основными принципами стратегического планирования.

На предварительном  этапе анализируется личный потенциал  руководителей предприятия и их заинтересованность в разработке стратегии.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, вот почему профессионально сделанные прогнозы Форекс могут сделать вас разительно состоятельным.

Процесс разработки стратегии предприятия состоит  из нескольких этапов (см. табл. 3).

     Это выработка согласованных позиций  руководства предприятия и привлеченных консультантов по организации работы над стратегией. Затем проводится углубленная бизнес-диагностика деятельности предприятия по всем направлениям: производство, маркетинг и сбыт, финансы, управление персоналом. При этом могут быть использованы методы анкетного опроса, в том числе по анкете Стратегия развития предприятия, работа с имеющейся на предприятии вторичной информацией.

Второй этап, включает формирование рабочих групп, которые будут заниматься подготовкой  стратегических альтернатив. При работе над комплексной программой развития предприятия группы формируются  по основным функциональным направлениям:

- научно-техническое;

- экономическое;

- отношения с поставщиками и потребителями;

- социальное;

- экологическое.

Основная задача рабочих групп состоит в формировании и оценке возможных стратегических альтернатив, обсуждении их с экспертами в качестве которых выступают как привлеченные специалисты, так и руководство предприятия.

На третьем  этапе необходимо проранжировать сформированные стратегические альтернативы и определить критерии их выбора. На данном этапе  особую важность приобретают наличие имеющихся на предприятии или в перспективе достаточных ресурсов.

Эти этапы, как  правило, выполняются специалистами  различных функциональных подразделений  и рассматриваются с различных  точек зрения:

Информация о работе Разработка стратегии развития фирмы