Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 01:13, курсовая работа
Целью данной работы является анализ деятельности ОАО «Вологдаоблгаз» и разработка стратегии выхода предприятия из кризиса.
Исходя из цели, сформулированы основные задачи исследования:
1. Провести анализ внутренней и внешней среды предприятия.
2. Диагностировать кризисные факторы.
3. Разработать стратегию выхода предприятия из кризиса.
Введение 3
1 План финансового оздоровления предприятия 4
2 Анализ деятельности организации 9
2.1 Краткая характеристика ОАО «Вологдаоблгаз» 9
2.2 Анализ внутренней среды 11
2.3 Анализ внешней среды 16
2.4 Диагностика кризисных факторов 19
2.5 Разработка стратегии выхода из кризиса 21
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 24
3) Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент маневренности меньше рекомендуемого значения (от 0,1 до 0,5 и выше и 0,2-0,5 соответственно), что говорит о недостатке собственных оборотных средств для финансовой устойчивости предприятия ,а так же у предприятия не так много возможностей финансового маневрирования.
4) Коэффициенты финансового риска и долга не превышают рекомендованного значения в 0,5, таким образом в 2013 и 2014 годах на рубль собственных средств было привлечено 0,3 руб. заемных средств. Тенденцию нормальной финансовой устойчивости подтверждает и коэффициент долга.
Таким образом, предприятие зависимо от внешних источников средств (инвестиций) и имеет недостаток собственных оборотных средств для полной финансовой устойчивости, а так же у предприятия не так много возможностей финансового маневрирования в случае появления кризисных тенденций.
Рассмотрим показатели деловой активности в таблице 7.
Таблица 7 – Показатели деловой активности ОАО «Вологдаоблгаз»
Коэффициент |
Рекомендуемые значения |
2013 |
2014 |
Выручка |
154041 |
175637 | |
Оборачиваемость средств в расчетах: | |||
-оборот/месяц; |
↑ |
7,74 |
10,31 |
-оборот/дни; |
↓ |
4 |
3 |
Оборачиваемость производственных запасов: | |||
-оборот/месяц; |
↑ |
21,82 |
20,00 |
-оборот/дни; |
17 |
18 | |
Оборачиваемость кредиторской задолженности |
↑ |
14,95 |
13,21 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности |
↑ |
5,34 |
9,51 |
Продолжительность операционного цикла, дни |
↓ |
21 |
21 |
Продолжительность финансового цикла. дни |
↓ |
26 |
30 |
Оборачиваемость собственного капитала: | |||
-оборот/месяц; |
↑ |
1,00 |
1,11 |
-оборот/дни; |
↓ |
30 |
27 |
Оборачиваемость основного капитала: | |||
-оборот/месяц; |
↑ |
0,77 |
0,84 |
-оборот/дни; |
↓ |
39 |
36 |
В целом предприятие достаточно эффективно использует имеющиеся денежные средства, что нельзя сказать о запасах их оборачиваемость уменьшается, а период оборота возрастает, что ухудшает общую ликвидность предприятия, необходимо рекомендовать предприятию оптимизировать свои запасы. Так же существует негативный момент снижения оборачиваемости кредиторской задолженности, необходимо рекомендовать предприятию пересмотреть политику привлечения денежных средств.
Проведем оценку вероятности банкротства на основе двухфакторной модели Альтмана, рассчитываемой по следующей формуле:
Z= -03877-1,0736*Ктл+0,579*(ЗК/П) , где
Ктл – коэффициент текущей ливидности;
ЗК – заемный капитал;
П – пассивы.
Оценка результата: при Z>0 – констатируется высокий риск банкротства, Z<0 – низкий (см. таблицу 8).
Таблица 8 – Значения коэффициента Z
2013 г. |
2014 г. | |
Значение коэффициента |
-1,35 |
-1,45 |
Вероятность банкротства |
низкая вероятность |
низкая вероятность |
На основе модели Альтмана можно сделать вывод о том, что вероятность банкротства предприятия низкая.
2.3 Анализ внешней среды
Основные потребители услуг ОАО «Вологдаоблгаз» это юридические и физические лица, то есть население города Череповец и Вологодской области, все у кого установлены газовые плиты, газовые котлы, счетчики на газ и так далее. Организация осуществляет непосредственное строитель газопроводов и сдачу их в аренду, техобслуживание газового оборудования.
Основными поставщиками ОАО «Вологдаоблгаз» являются:
1) ОАО «Росгазификация». Осуществляет инвестиционную деятельность, реализует мероприятия по газификации и развитию теплоэнергетики субъектов Российской Федерации, в том числе проектирование, строительство газораспределительных сетей и реконструкцию объектов газоснабжения, что способствует ускоренному социально-экономическому развитию регионов.
2) Компания «ПроектТехнолоджи». Проектно-строительная организация в обширную сферу деятельности, которой входит и монтаж наружных и внутренних инженерных сетей. Устройство объектов нефтяной и газовой промышленности.
3) ООО «ЭлитСнаб», комплексная поставка строительных материалов и прочего.
Предприятие имеет множество партнеров, основные из которых:
1) ООО «Газпром межрегионгаз Вологда», которая в свою очередь является дочерней компанией ООО «Газпром межрегионгаз» и структурным подразделением ОАО «Газпром». Как главный поставщик природного газа в Вологодскую область, компания никогда не нарушала своих обязательств перед потребителями. За свою историю ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» добилось и прочно удерживает репутацию эффективной рыночной структуры, обеспечивающей стопроцентные расчеты потребителей за природный газ.
2) ООО «Газпром трансгаз Ухта» – дочернее газотранспортное предприятие ОАО «Газпром». Основными задачами Общества являются транспорт газа по системе магистральных газопроводов, бесперебойная поставка газа промышленным и коммунально-бытовым потребителям. ООО «Газпром трансгаз Ухта» оказывает прямое влияние на социально-экономическое развитие всего Северо-Западного региона России.
Основной конкурент – ООО «Газпром межрегионгаз Вологда». Доля Общества в соответствующем сегменте рынка в разрезе всех видов деятельности представлена на рисунках 2 и 3.
Рисунок 2 – Техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание газораспределительных сетей
Рисунок 3 – Техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание ВДГО
Доля предприятия в соответствующих сегментах рынка достаточна, велика – это говорит о наличии конкурентных преимуществ ОАО «Вологдаоблгаз».
В таблице 9 рассмотрим SWOT-анализ предприятия.
В результате SWOT-анализа были предложены следующие мероприятия:
- Попытаться войти в число поставщиков новой сети, сделав акцент на качестве нашей продукции;
- Удержать покупателей от перехода к конкуренту, проинформировав их о высоком качестве нашей продукции;
- Поиск новых, дополнительных поставщиков продукции;
- Финансирование маркетинговых
мероприятий для завоевания
- Необходима оптимизация штата.
Таблица 9 – SWOT-анализ
Возможности 1. Сохранение достигнутых позиций на рынке Череповца; 2. Заинтересованность государства в развитии газовой промышленности на территории страны |
Угрозы 1.Появление крупного 2. Низкая прибыльность из-за внутренних; регулируемых тарифов; 3.Зависимость от поставщиков; 4. Увеличение уровня безработицы | |
Сильные стороны 1.Высокое качество продукции; 2. Монополистическое положение организации на рынке Череповца; 3. Лидирующие позиции среди конкурентов по Вологодской области; 4.Внедрение новых материалов и технологий; 5. Квалифицированные кадры. |
- Попытаться войти в число поставщиков новой сети, сделав акцент на качестве нашей продукции |
- Удержать наших покупателей от перехода к конкуренту, проинформировав их о высоком качестве нашей продукции - Поиск новых, дополнительных поставщиков продукции. |
Слабые стороны 1. Большой штат сотрудников |
- Необходима оптимизация штата |
- Появившийся конкурент может предложить рынку продукцию, аналогичную нашей, по более низким ценам - Финансирование маркетинговых
мероприятий для завоевания |
2.4 Диагностика кризисных факторов
Результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия показал устойчивой финансовое состояние ОАО «Вологдаоблгаз», на предприятие грамотные управляющие и оно не нуждается в дополнительной рекламе(маркетинговый фактор), так как является монополистом на рынке Череповца и занимает лидирующие позиции в Вологодской области. Исходя из вышеперечисленного основным фактором, который может привести к кризисным тенденциям является кадровый фактор.
Это связано с тем, что в структуре затрат около 60%, это затраты на заработную плату. Предприятию необходимо провести оптимизацию численности работников и увеличить производительность труда, тем самым добиться снижения издержек и увеличения прибыли.
Расходы на персонал включают в себя не только фонд заработной платы и отчисления с ФОТ, но также:
- Расходы на социальный пакет и льготы для работников;
- Расходы на производственное обучение и переподготовку сотрудников;
- Расходы на подбор кандидатов и наем на работу;
- Расходы на обеспечение техники безопасности;
- Стоимость содержания рабочих мест, включая стоимость спецодежды, освещения, отопления, уборки рабочих мест;
- Прочие виды расходов на персонал, специфические для каждого предприятия.
Суть оптимизации численности персонала заключается в том, что необходимо свести количество персонала, работающего на предприятии, к минимуму, при выполнении двух ограничений:
- Должно быть обеспечено гарантированное качественное выполнение заданной производственной программы;
- Затраты на персонал не должны превышать некоторую заранее определенную величину.
Согласно методикам снижения издержек, связанных с персоналом, наиболее подходящей для ОАО «Вологдаоблгаз» будет следующая:
Анализ эффективности деятельности компании. Устраняются те виды деятельности, которые не создают добавленной стоимости. Подходит предприятиям, где высока доля фонда оплаты труда (ФОТ) в общей структуре затрат, например, в финансовых компаниях и подразделениях, где функции сотрудников сложно стандартизировать (стратегического планирования, маркетинга, по связям с общественностью, по работе с персоналом, юридические отделы, хозяйственные службы).
2.5 Разработка стратегии выхода из кризиса
Рассмотрим кривую жизненного цикла для данного предприятия, представленную на рисунке 4.
Рисунок 4 – Кривая жизненного цикла
Предприятие находится в стадии расцвета.
Исходя из алгоритма выбора антикризисной стратегии, результатов финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Вологдаоблгаз» можно сделать вывод, что предприятие должно придерживаться стратегии активного приспособления (развития, роста). Этот алгоритм представлен на рисунке 5.
Стратегия активного приспособления – укрепление существующего направления бизнеса; применяется на основе разработки нового фирменного товара или вытеснения конкурентов, предлагающих аналогичные товары.
Эффективность предложенной стратегии:
- увеличение сокращающихся
продаж и валовой прибыли
- развитие рынка, предполагающее нахождение новых рынков для уже производимых товаров;
- производство новых или
усовершенствованных товаров
- завоевание дополнительных рынков сбыта за счет выпуска новых видов продукции.
нет
да
да
нет да
да нет
да
Рисунок 5 – Схема стратегии активного приспособления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ деятельности организации позволяет сделать выводы:
- баланс данного предприятия является абсолютно ликвидным. То есть в случае возникновение неожиданных кризисных ситуаций предприятие не подвергается риску и способно в полном объеме погасить свои обязательства;
- предприятие может достаточно быстро и в большом объеме погасить свои текущие обязательства и не рискует оказаться в зависимости от кризисных тенденций;
- предприятие имеет низкую вероятность банкротства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Разработка стратегии выхода предприятия из кризиса