Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:46, курсовая работа
Целью работы является: определение и обоснование мероприятий по совершенствованию системы антикризисного управления СМК на ОАО «Витебский маслоэкстракционный завод».
Задачи, определенные мной для достижения цели, следующие:
Рассмотреть теоретические основы системы антикризисного управления СМК на предприятии;
Анализ СМК на ОАО «Витебский маслоэкстракционный завод»;
Предложить мероприятия по совершенствованию СМК на ОАО «Витебский маслоэкстракционный завод».
Введение 3
1 Теоретические основы системы менеджмента качества на предприятии 4
1.1 Сущность и содержание системы антикризисного управления системой менеджмента качества на предприятии 4
1.2 Методы оценки системы менеджмента качества на предприятии 10
1.3 Направления совершенствования системы менеджмента качества на предприятии 14
2 Анализ системы менеджмента качества на ОАО «Витебский маслоэкстракционный завод» 17
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Витебский маслоэкстракционный завод» 17
2.2 Анализ системы менеджмента качества на ОАО «Витебский маслоэкстракционный завод» 19
3 Мероприятия по совершенствованию системы менеджмента качества на ОАО «Витебский маслоэкстракционный завод» 25
Заключение 27
Список использованных источников 29
Следовательно, при функционировании предприятия следует развивать систему антикризисного управления СМК в целях исследования среды и обеспечения собственной конкурентоспособности.
В целях повышения эффективности
и результативности деятельности предприятия
в целом и обеспечения
В результате оценки уточняется
процессная модель организации, налаживаются
взаимоотношение между
Алгоритм определения результативности СМК представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 – алгоритм проведения оценки СМК
Методика оценки СМК опирается на сравнительный анализ: текущие значения показателей необходимо сравнивать с нормированными и целевыми значениями показателя результативности процесса.
В соответствии с алгоритмом, представленном на рисунке 4, следует рассмотреть всё процессы организации, и с учетом важности каждого процесса определить результативность всей СМК (Рсмк, %):
, (1)
где n - количество процессов организации;
Pi - результативность i -го процесса СМК, %;
Кi - коэффициент весомости i -го процесса СМК.
Коэффициенты весомости
определяются экспертным методом. В
роле экспертов выступают
Коэффициент весомости i – того процесса определяется по следующей формуле:
, (2)
где Ai - важности i–го процесса, измеренные экспертным методом.
После того как все показатели процесса рассмотрены, необходимо рассчитать общую результативности процесса с учетом весомости её показателей и оценить.
Если (Рсмк <РН), то процесс не результативен. Требуется анализ со стороны руководства с целью выявления причин неэффективности процесса, а так же разработка действий корректирующего, предупреждающего и улучшающего характера для немедленного налаживания критической ситуации. Следовательно, необходимо срочно разработать корректирующие и предупреждающие действия.
Если (РН ≤ Рсмк ≤ РЦ), то это ожидаемый уровень результативности. В целом процесс результативен, необходимо проведение мероприятий для предупреждения появления несоответствий, а так же повышать степень реализации улучшений с помощью анализа текущих проблем и принятия решений по их устранению. Следовательно, необходимо разработать мероприятия по улучшению, а так же повысить степень реализации запланированных мероприятий.
Если (Рсмк > РЦ), то это высокий уровень результативности процесса. Поставленные цели и задачи практически достигнуты, необходимо проведение исследований для разработки мероприятий направленных на улучшение процесса. Следовательно, необходимо установить новые нормированные и целевые значения.
Экономическая эффективность определяется двумя основными способами:
Экономический эффект = Результаты – Затраты (3)
(4)
О повышении эффективности применения СМК на предприятии следует говорить лишь в том случае, если результативные показатели в динамике за несколько лет имеют тенденцию роста.
Для улучшения качества СМК воспользуемся исследованиями Деминга, который предлагает совершенствовать все процессы (любой вид деятельности рассматривается как некий процесс) с помощью цикла PDCA. При этом достигаемое с помощью цикла совершенствование основывается на «научном подходе» и «человеческом факторе». Суть научного подхода состоит в том, что управление должно осуществляться не на основе интуиции и ощущений руководителя, а на основе твердо установленных фактов и их научного анализа. Вторым столпом системы Деминга служит человеческий фактор, суть которого заключается в переносе ответственности за плохое качество работы с исполнителя на руководителя, где соотношение по исследованиям Деминга составляет 98/2. Это значит, что 98% проблем, возникающих в работе, определяются самой системой (процессом), и потому за них ответственны руководители, управляющие системой (процессом), и лишь 2% проблем возникает по вине непосредственных исполнителей.
Далее каждому предприятию, по мнению Деминга, необходимо преодолеть ряд «препятствий» при осуществлении своей деятельности:
– иллюзии, будто автоматизация, компьютеризация, установка современного оборудования сами по себе изменят ситуацию в промышленности к лучшему;
– попытки слепого копирования чужого опыта, отсутствие теоретического понимания того, что и как необходимо делать;
– убежденность в том, что «у нас проблемы другие», хотя в действительности «принципы, которые помогают улучшить качество товара или услуги, универсальны по своей природе»;
– плохое обучение персонала статистическим методам контроля качества;
– вера в способность отдела контроля разрешить все проблемы качества;
– утверждение, будто «наши проблемы связаны исключительно с рабочей силой»;
– уверенность в том, что соответствие товара или услуги спецификациям и стандартам и есть разрешение проблемы качества;
– мнение, что «любой, кто приходит и пытается нам помочь, должен все понимать в нашем деле».
Так, все предприятия в целях повышения уровня СМК и конкурентоспособности должны следовать следующим 14 принципам:
Принцип 1. Постоянное совершенствование товаров или услуг.
Принцип 2. Отказ от низкого качества во всем.
Принцип 3. Отказ от массового контроля. Это означает:
– управление процессом вместо проверки продукции;
– способность качественной
обработки изделия в
– участие всех сотрудников в постоянном улучшении качества.
Принцип 4. Отказ от партнерских отношений, основанных только на цене продукции: необходимо установление долгосрочных партнерских отношений, уменьшение количества поставщиков.
Принцип 5. Постоянное совершенствование системы производства и обслуживания.
Принцип 6. Установка на предприятии современного обучения.
Принцип 7. Внедрение современных методов руководства: функции руководства должны быть смещены от контроля количественных показателей к качественным.
Принцип 8. Устранение страха: необходимо способствовать тому, чтобы сотрудники высказывались открыто.
Принцип 9. Устранение барьеров между подразделениями предприятия: деятельность фирмы должна исключать такое явление, как разобщенность структурных подразделений.
Принцип 10. Отказ от лозунгов, транспарантов и наставлений для рабочих. Это означает:
– необходимость внедрения
системы регулирования
– выдвижение требований постоянного усовершенствования вместо произвольных целей, которые никто не рассматривает как личное дело;
– отказ от передачи задания сверху вниз, который отражает желание руководителя без учёта возможностей системы;
– быть примером в действиях, а не на словах.
Принцип 11. Отказ от жестко установленных норм: важно стремиться к постепенному усовершенствованию процессов.
Принцип 12. Поддержка чувства профессиональной гордости в сотрудниках.
Принцип 13. Внедрение на предприятии системы образования и самосовершенствования сотрудников.
Принцип 14. Принятие любой работы, полезной для осуществления изменений. Необходимо включить постоянное усовершенствование качества и производительности в состав задач руководства предприятием.
Так, опираясь на предложенные принципы, оценку каждой операции как процесса методом PCDA путем постепенных изменений и внедрений новшеств реально повысить эффективность СМК.
Открытое акционерное
общество «Витебский маслоэкстракционный
завод» (ОАО «Витебский МЭЗ») –
одно из старейших предприятий
За свою историю завод произвел тонны продукции, пережил три войны, развал и разруху и все же сумел восстановить свои силы и с достоинством сегодня занимает лидирующие позиции среди предприятий нашей страны. Витебский МЭЗ – единственный до сих пор в Беларуси маслоэкстракционный завод.
Сегодня ОАО «Витебский маслоэкстракционный завод» входит в состав концерна «Белгоспищепром». ОАО «Витебский МЭЗ» единственное узкоспециализированное предприятие, базирующиеся на переработке семян рапса. Витебский маслоэкстракционный завод выпускает масло рапсовое прессовое и экстракционное первого и второго сортов (для последующей промышленной переработки), а также техническое масло и рапсовый шрот.
Использование обоих методов
– прессование и
Датой основания предприятия принято считать 1931 год. Однако корни маслодобывающего производства в г. Витебске уходят в дореволюционный период. В государственном архиве Витебской области хранятся документы, в которых годом основания маслобойного завода значится 1899-й. На тот момент его хозяевами были купцы Свердлин и Менухин. Вложенные ими средства на постройку помещения и закупку несложного заграничного оборудования быстро окупились, и завод стал приносить большие доходы.
С 2004 года на заводе началось
активное перевооружение. Чтобы в
разы ускорить процесс разгрузки, был
построен автомобилеразгрузчик для
большегрузного автотранспорта. Производственную
лабораторию оснастили
В связи с реализацией этих мероприятий в заготовительный сезон завод работает в стремительном темпе, о чем красноречиво говорят цифры. В 2004 году было заготовлено 50 тыс. т маслосемян рапса, в 2007-м – 67 тыс. т, а в 2009-м – более 90 тыс. т.
В 2007 году на заводе внедрена
международная система
Параллельно с выпуском продукции осуществляется программа технического перевооружения, рассчитанная до 2015 года. Чтобы увеличить мощность предприятия, заключены договоры на поставку оборудования для прессового отделения и нового элеватора, который рассчитан на хранение 15 000 т семян.
За последние 10 лет география поставок Витебского маслоэкстракционного завода значительно расширилась. Продукция, выпускаемая предприятием, востребована не только в Беларуси, но и за рубежом. Основными партнерами завода являются Литва, Латвия, Эстония, Германия, Норвегия, Польша, Чехия и другие страны мира. В последние годы до 50% продукции завода шло на экспорт – 2 500 т в месяц.
В настоящее время доля
Витебского маслоэкстракционного завода
среди производителей масел нашей
страны составляет более 20%. Наиболее важные
финансово-экономические
Таблица 1 - Финансово-экономические показатели ОАО «Витебский маслоэкстракционный завод» за 2010-2012 гг.
Показатель |
Единица измерения |
2010 |
2011 |
2012 |
Стоимость чистых активов |
млн. руб. |
48 685 |
147 981 |
158 129 |
Выручка от реализации продукции |
млн. руб. |
120 126 |
240 967 |
292 453 |
Прибыль от реализации |
млн. руб. |
14 035 |
54 056 |
67 124 |
Себестоимость реализованной продукции |
млн. руб. |
91 317 |
156 456 |
187 615 |
Рентабельность реализованной продукции |
% |
15,4 |
34,6 |
35,8 |
Дебиторская задолженность |
млн. руб. |
16 590 |
39 662 |
44 712 |
Кредиторская задолженность |
млн. руб. |
8 417 |
24 921 |
32 145 |
Среднемесячная заработная плата |
млн. руб. |
1,6 |
2,5 |
3,6 |