Шпаргалка по предмету "Антикризисное управление"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 17:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Антикризисное управление".

Файлы: 1 файл

Антикризисное упр-ие.docx

— 40.23 Кб (Скачать файл)

После Кейнса западная экономическая мысль согласилась с выводами о цикличности социально-экономического развития и продолжила исследование структур и причин циклов, усиленно ищет пути и способы нивелирования негативных последствий влияния фаз спада на развитие социально-экономической системы.

Итак, во-первых, цикличность  – это многомерное явление, которое  носит общемировой характер. Более  того, в специфических проявлениях  цикличность присутствовала и в  условиях директивно-плановой экономики. Во-вторых, цикличность в целом  может также рассматриваться  как своеобразная форма обеспечения  поступательного развития экономики  в условиях рыночных отношений. В-третьих, развитие социально-экономической  системы происходит не по кругу, а  по спирали, цикличность признается формой прогрессивного развития общества. В-четвертых, необходимо углублять  объективные знания о циклах, их причинах и находить эффективные  средства для сглаживания их отрицательных  последствий. Однако есть и другая точка  зрения: циклы и кризисы – результат  особенностей внутреннего развития каждой страны.

Циклы бывают регулярные, или периодические, повторяются  с определенной закономерностью, и  нерегулярные. Регулярные кризисы перепроизводства дают начало новому циклу. К нерегулярным экономическим кризисам относятся  промежуточные, частичные, отраслевые и структурные. Промежуточный кризис не начинает новый цикл, а приостанавливает стадии оживления или роста. Он слабее периодического и, как правило, носит локальный характер.

Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какуюлибо сферу общественного воспроизводства. Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Структурный кризис является нарушением закона пропорционального развития системы.

Он вызывается серьезными диспропорциями между отраслями, с  одной стороны, и выпуском важнейших  видов продукции в натуральном  выражении, необходимых для сбалансированного  развития – с другой.

Роль  государства в антикризисном  управлении

Анализ итогов реформ в  современной России показывает, что  усилия государства должны сосредоточиваться  на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. Должны разрабатываться  конкретные методы проведения активной институциональной, промышленной и  социальной политики.

Центральная теоретическая  проблема развития – баланс государства  и рынка. Вопрос сейчас не стоит концептуально: вмешиваться или нет государственной  власти в сферу экономики. Мировой  опыт подтверждает, что рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе.

Государство формирует такую  основу для развития, защищая и  охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской  деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Воздействие государства  может осуществляться в виде регулирования  частной активности, принимать форму  финансовой поддержки или трансфертов  и т. п. Возникает вопрос определения границ государственного регулирования, т. е. «осязаемых» признаков выхода из кризиса.

В широком смысле государственное  регулирование экономики, как правило, ограничено двумя видами – финансовым, в основе которого лежат кейнсианские теории, и кредитноденежным (монетаристским). При формировании рыночной модели хозяйствования должна быть создана двухуровневая система управления экономикой – на уровне государства, основанная на подчинении, и на уровне предприятий, базирующаяся на горизонтальных взаимоотношениях.

Современная мировая экономическая  мысль выделяет следующие признаки выхода из кризисных ситуаций. Поиск  инноваций, содействующих изменениям в способе экономического роста. Это преобразования в области  отношений найма, которые могут  способствовать попыткам выхода за пределы  прежнего способа экономического роста, форм внутренней организации и конкуренции, к которым движутся предприятия, выявление сдвигов в потребностях, социальноэкономического прогресса.

Динамика выхода из кризиса, а затем и экономического роста  определяется не силой государства, а эффективность косвенного воздействия  и регулирования институциональных  форм в рыночной среде, стимулирования конкуренции, завершения структурной  перестройки экономики. За кризисом, представляющим собой разрушение всего  устаревшего и ведущего к пересмотру прежних представлений, важно увидеть  основы нового уровня развития национальной хозяйственной системы.

Эта функция государства  реализуется путем развития демократии, поддержания социально ориентированного характера реформ, осуществления  политики в интересах общества в  целом, а не какихлибо групп и элит. Речь идет об интеграции государственной власти в структурный механизм общества, предполагающий регулярную смену администраций в соответствии с волей избирателей и защищающий общество от монополизации власти. Решить эту задачу можно лишь при наличии государственного и общественного контроля за властью. Для приведения в действие социальных факторов, получения их максимальной отдачи необходимо обеспечить ряд условий: развитие законодательной базы и эффективных механизмов исполнения всеми законов, формирование механизмов, обеспечивающих разрешение социальных противоречий, поддержание экономической безопасности, политической стабильности, ориентации на правовую защиту личности, социализацию хозяйственной деятельности.

Во-первых, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации федеральная  собственность передается предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям  – на праве оперативного управления. Это прежде всего контроль за тем, как эта собственность используется, в отношении предприятий – эффективно или нет, учреждений – по назначению или нет. При умелой постановке дела появляется возможность мониторинга финансового состояния предприятия.

Во-вторых, это предприятия  с государственной долей в  уставном капитале. Они также являются объектами воздействия со стороны  государства путем включения  в органы управления этих предприятий  представителей государства.

Но институт представителей государства в органах управления предприятий не всегда оправданно формировать  только из государственных служащих – специалистов министерств и  ведомств, нужно, чтобы представитель  государства в органе управления предприятием был хорошим менеджером, владел методами исследования систем управления.

В-третьих, государство  обладает недвижимым имуществом. Это  золотой фонд государственной собственности, который всегда в цене и должен постоянно эффективно функционировать. К сожалению, до последнего времени  распространенным действием остается избавление от недвижимости для покрытия дефицита бюджета. Между тем более  эффективным может быть путь регулирования  через систему национального  имущества, в организации использования  этого имущества на условиях аренды. Этот способ регулирования служит преградой  для превращения предприятий  в чисто имущественные объекты  с утратой ими производственных и хозяйственных функций и  массовыми увольнениями их работников. В-четвертых, с деятельностью государства  тесно связаны земельные отношения. В этой сфере действуют более  сотни законодательных актов, которые  нередко носят противоречивый характер и не способствуют эффективному развитию сельскохозяйственного производства. Наконец, в поле государственного регулирования  находятся отношения собственности  в регионах. Формально перевести  недвижимость одной формы собственности  в другую не является проблемой, добиться, чтобы на этой базе оптимально реализовывались  интересы работника, предприятия и  государства. На практике же превалирует  передача федеральных предприятий  в собственность субъектов Российской Федерации в счет погашения долга  государства их бюджетам, что связано  с пониманием тогоПри диагностике кризиса ведется исследование не статического состояния объекта, а его развития во времени. Если объектом диагностики является экономика государства, критериями диагноза являются макроэкономические показатели, если отрасль, то основные технико-экономические показатели этой системы, применяемые в бухгалтерском учете. 
Основная информация, необходимая для получения заключения . об объекте, обобщается по двум основным блокам: влияние факторов, стабилизирующих систему; динамические свойства системы и масштабы их проявления. 
Исследование этих информационных блоков с помощью средств и методов диагностики позволяет получать необходимые данные о состоянии и перспективах развития объекта. Достоверная информация является залогом верного диагноза состояния экономического объекта. Для исследования состояния какого-либо объекта информация берется из официальных источников, предоставляемых органами государственной статистики. 
Статистические организации проводят массовое научно организованное наблюдение, с помощью которого получают первичную информацию о параметрах диагностируемого объекта. В нашем случае такой информацией являются отчетность о деятельности отдельных предприятий (организаций), сведения о занятости, количестве и распределении трудовых ресурсов. Массовое статистическое наблюдение — это учет максимально возможного числа всех входящих в область исследования единиц. Это исходный материал для статистических обобщений и выводов об исследуемом объекте. Получение сведений о достаточно большом числе единиц дает возможность освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты диагностируемого объекта. 
С формальной точки зрения вся полученная информация об интересующем нас объекте проходит три стадии работы с ней: группировка и обобщение, обработка материала, анализ. При прохождении этих стадий информация по диагностике кризиса подвергается методам статистической обработки, но предварительно осуществляется качественный анализ параметров диагностируемого объекта. Это необходимо для постановки диагноза, так как в любом объекте происходят не только количественные, но и качественные изменения. 
На первой стадии работы с информацией осуществляются ее сбор и группировка методом кластерного анализа. Определяется принадлежность той или иной информации к конкретной группе, подгруппе или классу по принципу сходства и однородности. Полученные результаты оформляются в виде аналитических матриц. Это процедура позволяет выявить сравниваемые между собой объекты, особенности их развития. Затем полученные данные обобщаются. 
На стадии обработки материала осуществляются расчет индексов и определение синтетических показателей для оценки состояния диагностируемого объекта, тенденций и закономерностей его развития. 
Заключительная стадия (анализ информации) необходима для получения выводов о состоянии диагностируемого объекта. Они могут быть представлены в форме текста и дополняться графиками, таблицами, диаграммами и другим иллюстративным материалом.

Все стадии диагностики  тесно связаны между собой, недостатки, возникающие в одной из них, сказываются  на всем исследовании. 
Результаты диагностики излагаются в следующей последовательности: 
Определение общей тенденции экономического (социального, политического) развития объекта. 
Деление процесса развития диагностируемого объекта на стадии и определение, на какой из них находится объект. 
Представляется прогноз развития объекта.

, что предприятие –  имущество, имеющее определенную  стоимость.

Диагностика банкротства предприятия: основные показатели

Банкротство – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаки банкротства

1. Гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

2. Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Процедуры банкротства

1. При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.

2. При рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина применяются следующие процедуры банкротства: конкурсное производство; мировое соглашение.

Предприятие считается  банкротом после признания факта  о его несостоятельности арбитражным  судом, а также, если оно официально объявляет о своем банкротстве  и ликвидации, которая осуществляется в процессе конкурсного производства.

Упрощенные процедуры банкротства

Особенности банкротства  ликвидируемого должника.

В случае, когда  стоимость имущества должника –  юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в  арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом; при обнаружении таких обстоятельств  после принятия решения о ликвидации и до создания ликвидационной комиссии это заявление должно быть подано в суд собственником имущества  должника унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем  должника.

Суд принимает решение  о признании ликвидируемого должника банкротом, открытии конкурсного производства и назначении конкурсного управляющего, причем обязанности конкурсного  управляющего могут быть возложены  на председателя ликвидационной комиссии независимо от наличия лицензии арбитражного управляющего.

Если дело о банкротстве  возбуждено по заявлению, поданному  в суд собственником имущества  должника – унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или  руководителем должника до создания ликвидационной комиссии, дело о банкротстве  рассматривается без учета особенностей, предусмотренных Законом о банкротстве.

Особенности банкротства  отсутствующего должника.

В случаях, когда  должник-гражданин либо руководитель должника – юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует  и установить его местонахождение  не представляется возможным, либо когда  имущество должника – юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской и иной деятельности должника, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом и прокурором независимо от размера кредиторской задолженности.

Арбитражный суд  в двухнедельный срок с момента  принятия к производству заявления  о признании отсутствующего должника банкротом принимает решение  о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного  производства и направляет это решение  в ФСФО России, которая в недельный  срок представляет суду кандидатуру  конкурсного управляющего.

Заявление о признании  кредитной организации банкротом  принимается к рассмотрению арбитражным  судом после отзыва Банком России имеющейся у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено  федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

Процедуры банкротства  кредитных учреждений.

1. По результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом может быть принято одно из следующих решений:

– о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства;

– об отказе в признании кредитной организации банкротом.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Антикризисное управление"