Социально-экономическая характеристика Смоленской области за период 2012-2013 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обосновывается, тем, что в современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………..1
1.Социально-экономическая характеристика Смоленской области за период 2012-2013 гг. ……………………………………………………………2
2.Анализ доходов и расходов бюджета области……………………………….5
2.1Анализ доходной части бюджета области ………………………………5
2.2Анализ расходной части бюджета области. …………..............................9
3.Повышение эффективности бюджетных расходов Смоленскойобласти…………………………………………………………………………………………………....11
4.Меры по увеличению доходной части бюджета Смоленской области…………………………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………....15
Список Литературы……………………………………………...………………17

Файлы: 1 файл

Drozdova_Kursach.docx

— 45.60 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………………………..1

1. Социально-экономическая характеристика Смоленской области за период 2012-2013 гг.……………………………………………………………2

2. Анализ доходов и расходов бюджета области……………………………….5

2.1 Анализ доходной части бюджета области ………………………………5

2.2 Анализ расходной части бюджета области. …………..............................9

3.Повышение эффективности бюджетных расходов Смоленской области…………………………………………………………………………………………………....11

4.Меры по увеличению доходной части бюджета Смоленской области…………………………………………………………………………...13

Заключение……………………………………………………………………....15

Список Литературы……………………………………………...………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность данной темы обосновывается, тем, что в современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

Государство посредством регулирования бюджетов субъектов РФ стремится к выравниванию уровней социального и экономического развития территорий.

Целью данной работы является рассмотрение формирования регионального бюджета Смоленской области, выявления структуры и динамики его доходной и расходной частей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

    • рассмотреть доходы и расходы регионального бюджета;
    • выделить особенности структуры доходов и расходов регионального бюджета Российской Федерации на примере Смоленской области;
    • дать рекомендация по совершенствованию расходной и доходной частей бюджета Смоленской области.

Объект исследования: бюджет Смоленской области.

Предмет исследования: формирование бюджета Смоленской области: структура и динамика его доходной и расходной частей.

 

1. Социально-экономическая характеристика Смоленской области за период 2012-2013 гг

Социально-экономическая ситуация в области за период 2012 -2013 гг. характеризуется сохранением позитивной направленности ряда основных социально-экономических показателей. К их числу можно отнести положительную динамику развития производства в большинстве секторов экономики; увеличение объемов отгруженной продукции промышленных предприятий; увеличение оборота розничной торговли и общественного питания, объема платных услуг населению; рост реальных доходов населения; сокращение численности безработных.

Численность постоянного населения Смоленской области на 1.01.2013 г. составила 640,6 тыс. чел. и по сравнению с 1.01.2012 г. уменьшилась на 5,3 тыс. чел.

В 2012 г. в промышленном комплексе области объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг составил 79864,9 млн. руб., а в 2013 г. объем составил 81 млрд. 725 млн. руб.

По состоянию на 1 января 2013 г. в области снизилось поголовье крупного рогатого скота - на 8%, овец и коз - на 7%; увеличилось поголовье свиней - на 3,5%. К уровню 2012 г. в хозяйствах всех категорий увеличилось производство мяса в 2,3 раза, яиц - на 3,6%; снизилось производство молока на 3,3%.

В строительном комплексе объем выполненных работ составил 107,6% к уровню 2012 г. В 2013 г. на территории Смоленской области построено 60 домов на 2291 квартиру общей площадью 143,6 тыс. кв. метров. Кроме того, индивидуальными застройщиками построено 1425 домов на 1442 квартиры общей площадью 102,1 тыс. кв. метров. Ввод жилья в целом по области к уровню 2013 г. составил 95%, по индивидуальным застройщикам - 122,6%.

Рост оборота розничной торговли в 2013 г. составил 102,9% (2012 г. - 123,5%). В структуре оборота удельный вес продовольственных товаров - 51,1%, непродовольственных - 48,9% (в 2012 г. - 48,3% и 51,7% соответственно).

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области размер номинальной среднемесячной зарплаты по области составил - 14980,1 руб., в 2011 г. ее размер составил 10425,8 руб.

Среднедушевые номинальные денежные доходы населения составили 13072,1 руб. в месяц, что выше уровня 2012 г. на 12,2% (2011 г. - 9040 руб.).

По состоянию на 31.12.2013 г. средний размер назначенных месячных пенсий составил 6042 руб. (135,3%) к 1 января 2012 г. В реальном исчислении размер пенсий увеличился на 24,9%.

Численность занятого населения в экономике области в среднем за 2013г. - 322,5 тыс. чел., или 93,6% экономически активного населения. 22 тыс. чел. (6,4%) не имели занятия, но активно его искали (в 2012 г. соответственно - 16,9 тыс. чел. и 4,9%), в соответствии с методологией МОТ они классифицируются как безработные.

По данным Комитета труда и занятости населения области в государственных учреждениях службы занятости в декабре 2013 г. было зарегистрировано 8068 безработных (185,4%) к соответствующему периоду 2012 г., или 2,4% экономически активного населения, из числа которых 7894 чел. назначено пособие по безработице (191,7% в 2013 г. к соответствующему периоду 2012 г.). Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию составила 2,4 чел. (2,7 раза к соответствующему периоду прошлого года).

В 2013 г. по сравнению с 2012 г. доходы бюджета увеличились на 8,8%, расходы - на 10,9%. По сравнению с 2011 г. снизились бюджетные расходы на жилищно-коммунальное хозяйство области на 239 млн. руб. (6,3%), связь и информатику - на 9,8 млн. руб. (34,8%). Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней по сравнению с 2012 г. снизилось на 4,4%, в бюджет территории - на 2,8%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ доходов и расходов бюджета области

2.1 Анализ доходной части бюджета области

Проанализируем структуру доходов Смоленской области за период 2012-2013 гг. на основании данных закона о бюджете области (таблица 1).

Анализ структуры доходов областного бюджета Смоленской области в 2012-2013 гг. показывает, что налоговые доходы в исследуемом периоде остаются основой формирования доходной базы областного бюджета, несмотря на то, что их доля в общем объеме доходов областного бюджета претерпевает скачки. Возрастает доля безвозмездных поступлений.

Таблица 1 - Структура доходов областного бюджета Смоленской области в 2012-2013 гг.

Источник дохода

2011 г.

2012 г.

2013 г.

руб.

% к итогу

руб.

% к итогу

руб.

% к итогу

Налоговые доходы

6421754725,13

55,4

11042986957,8

65,9

11065609496,1

58,3

Неналоговые доходы

1748176688,65

15,1

417935439,66

2,5

801844455,65

4,2

Безвозмездные поступления

3415139962,80

29,5

5273660462

31,6

7100809167,42

37,5

Итого

11585071376,5

100

16734582859,7

100

18968263119,1

100


 

Произведем детальный анализ состава, структуры и динамики налоговых доходов регионального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией (таблица 2).

Таблица 2 - Состав и структура налоговых доходов областного бюджета Смоленской области в 2011-2013 гг.

Источник дохода

в % к итогу

2011г.

2012 г.

2013 г.

Налог на прибыль организаций

50,28

48,7

42,32

Налог на доходы физических лиц

38,96

18,42

30,57

Налог на игорный бизнес

0,20

0,21

0,20

Налоги на товары и услуги

12,14

7,54

9,51

Налоги на совокупный доход

3,61

3,10

2,87

Налоги на имущество

16,12

8,73

16,58

Платежи, налоги и сборы за пользование природными ресурсами

0,25

0,19

0,18


 

Основная доля всех налоговых поступлений в областной бюджет Смоленской области в 2011-2013 гг. обеспечивалась налогами на прибыль. Однако их доля уменьшилась. Меньшую долю составляет налог на доходы физических лиц, она снизилась с 38,96% в 2011 г. до 30,57% в 2013 г. Далее следует налоги на имущество и налоги на товары и услуги, их доля также снизилась. Наименьшую долю составляют налог на игорный бизнес и налоги, платежи и сборы за пользование природными ресурсами.

 

Анализ налогов по данному основанию позволил выявить, что доля региональных налогов в структуре налоговых доходов областного бюджета низка, но имеет тенденцию к увеличению, в то время как доля федеральных налогов снижается.

Перечень и налогооблагаемая база региональных налогов заведомо недостаточны для финансирования расходов, возложенных на территориальные бюджеты, полномочия по регулированию данных налогов на уровне субъектов РФ весьма ограничены.

Следовательно, доминирование в налоговых доходах налогов со статусом федеральных естественно влечет за собой необходимость закрепления существенной части налоговых поступлений по федеральным налогам за региональными бюджетами.

В составе доходов региональных бюджетов предусматриваются поступления и неналоговых платежей.

Неналоговые доходы областного бюджета за рассматриваемый период претерпели серьезные структурные изменения, что связано с изменением бюджетного законодательства и экономического развития региона.

Анализ показателей, приведенных в таблице, свидетельствуют о том, что в составе неналоговых платежей в 2011-2013 гг. значительный удельный вес занимают доходы от имущества.

Следует отметить перспективный характер этой группы доходов в качестве собственных доходов бюджета. Увеличение доходов региональных бюджетов за счет них будет связано с развитием рыночной инфраструктуры хозяйствования, развития института собственников, общей стабилизации экономики и, в частности, промышленности. Это повлечет увеличение поступлений от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Проанализируем структуру финансовой помощи из федерального бюджета в 2011 -2013 гг. (таблица 3).

Из анализа видно, что преобладает такой вид финансовой помощи из федерального бюджета как субсидии и их доля в 2013 г. увеличилась по сравнению с 2011 г. (55,4% против 42,1%). Доля субвенций не претерпела значительных изменений. А доля дотаций снизилась (18,8%) в 2013 г, по сравнению с 29,2% с 2011 г. В целом безвозмездные перечисления увеличились.

Таблица 3 - Структура финансовой помощи из федерального бюджета в 2011-2013 гг.

Вид финансовой помощи

2011 г.

2012 г.

2013 г.

руб.

%

руб.

%

руб.

%

Дотации

997801200,00

29,2

847201800,00

18,7

1209988000,00

18,8

Субсидии

1432763806,00

42,1

2538003550,00

55,9

3557414580,00

55,4

Субвенции

976680481,80

28,7

1156007308,88

25,4

1656808270,00

25,8

Итого

3407245487,80

100

4541212658,88

100

6424210850,00

100


региональный бюджет расход доход

В результате комплексного анализа состава и структуры доходов регионального бюджета Смоленской области выявлено, что основной удельный вес в составе доходов его бюджета занимают налоговые доходы, формируемые путем отчислений от федеральных налогов - налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц и других налогов. Установлено, что сохраняется преобладающее значение прямых налогов и налогов со статусом федеральных.

2.2 Анализ расходной части бюджета области

Расходы бюджета, согласно Бюджетному Кодексу РФ - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Рассмотрим состав расходов бюджета Смоленской области в 2011- 2013 гг. на основании данных закона о бюджете (таблица 4).

Таблица 4 - Состав расходной части бюджета Смоленской области в 2011-2013 гг.

Статья расходов

2011 г.

2012 г.

2013 г.

тыс.руб.

% к итогу

тыс.руб.

% к итогу

тыс.руб.

% к итогу

Общегосударственные вопросы

328850,2

2,81

758841,8

4,16

1066005,1

5,31

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

671903,5

5,75

1012413,8

5,55

1005940,6

5,01

Национальная экономика

1688282,1

14,45

3251328,4

17,84

3448325,3

17,18

Жилищно-коммунальное хозяйство

112858,6

0,97

122404

0,67

109928,4

0,55

Охрана окружающей среды

21349,1

0,18

22750,3

0,12

23804,6

0,12

Образование

257562,7

2,2

385245,0

2,11

1071660,5

5,34

Культура, кинематография и средства массовой информации

136456,9

1,17

191606,6

1,05

423167,7

2,11

Здравоохранение и спорт

1210713,8

10,36

1951585,3

10,71

2090279,7

10,41

Социальная политика

219549,6

1,88

2600835,8

17,21

2089622,5

10,41

Межбюджетные трансферты

7038358,3

60,23

5027556,4

33,26

8741310,8

43,55

Информация о работе Социально-экономическая характеристика Смоленской области за период 2012-2013 гг