Социально-экономическая характеристика Смоленской области за период 2012-2013 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обосновывается, тем, что в современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………..1
1.Социально-экономическая характеристика Смоленской области за период 2012-2013 гг. ……………………………………………………………2
2.Анализ доходов и расходов бюджета области……………………………….5
2.1Анализ доходной части бюджета области ………………………………5
2.2Анализ расходной части бюджета области. …………..............................9
3.Повышение эффективности бюджетных расходов Смоленскойобласти…………………………………………………………………………………………………....11
4.Меры по увеличению доходной части бюджета Смоленской области…………………………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………....15
Список Литературы……………………………………………...………………17

Файлы: 1 файл

Drozdova_Kursach.docx

— 45.60 Кб (Скачать файл)

 

Наибольший удельный вес расходов приходится на межбюджетные трансферты (2011 г. - 60,23%, 2012 г. - 33,26%, 2013 г. - 43,55%). Также значительную долю составляют расходы на национальную экономику (14,45%, 17,84%, 17,18% соответственно) и здравоохранение и спорт (10,36%, 10,71%, 10,41% соответственно). Наименьший удельный вес составляют расходы на охрану окружающей среды, которые к тому же имеют тенденцию к снижению (0,18% в 2011 г. к 0,12% в 2012-2013 гг.) и расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, которые также снижаются (0,97% в 2011 г. к 0,55% в 2013 г.). Большой скачок произошел в расходах на социальную политику (от 1,88% в 2011 г. к 10,41% в 2013 г.).

В целом расходная часть бюджета Смоленской области имеет тенденцию к увеличению. Несомненно, это положительная тенденция, но она требует поиска новых источников доходной части бюджета области.

Также положительная тенденция увеличение и стабильное состояние приоритетных разделов бюджета. Но необходимо дальнейшее совершенствование расходной части бюджета области, в частности увеличение доли расходов бюджета по таким разделам как «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Охрана окружающей среды», «Культура».

 

 

 

 

 

 

 

3. Повышение эффективности бюджетных расходов Смоленской области.

1) Совершенствование механизма и обеспечение стабильности исполнения расходных обязательств.

Состояние экономики Смоленской области, сокращение объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, изменения налогового законодательства приводят к нестабильности доходов областного бюджета. В 2013 году по сравнению с 2010 годом поступления от налога на прибыль организаций сократились на 23,5 %, а объем трансфертов из федерального бюджета - на 7,5 %. Объемы налоговых и неналоговых доходов в 2012 году выросли в целом, но не обеспечили непрерывного роста расходов областного бюджета. Как следствие, в 2013 году существенно вырос дефицит бюджета.

2) Совершенствование долговой политики.

На протяжении 2012 - 2013 годов наблюдался рост объема государственного долга Смоленской области. В 2013 году он вырос примерно в 2,7 раза по сравнению с 2011 годом. Вся сумма государственного долга является внутренними долговыми обязательствами области. В целом государственный долг находился на среднем уровне и составлял от 15 % в 2011 году до 35 % в 2013 году расходов областного бюджета или соответственно от 16 % до 41 % доходов областного бюджета.

3) Совершенствование механизма оценки эффективности предоставления налоговых льгот.

В Смоленской области налоговые льготы применяются как инструмент развития экономики и являются элементом государственной политики в сфере экономики.

Объем недополученных доходов по предоставленным региональным льготам составил в 2011 году 595,6 млн. рублей, в 2012 году - 877,7 млн. рублей, в 2013 году - 701,1 млн. рублей, что составляет соответственно 5,4 %, 7,9 %, 5,9 % от налоговых доходов областного бюджета.

4) Оптимизация функций государственного управленияи повышение эффективности их обеспечения.

Одним из важных направлений оптимизации функций государственного управления и повышения эффективности их обеспечения является оптимизация расходов на содержание государственных гражданских служащих Смоленской области.

К числу таких расходов относятся оплата труда и другие расходы, которые зависят от числа государственных гражданских служащих.

Численность государственных гражданских служащих Смоленской области определяется количеством полномочий и функций органов исполнительной власти области и их распределением внутри органов власти.

В рамках реализации административной реформы в Смоленской области проделана значительная работа по оптимизации состава и полномочий органов исполнительной власти области с целью исключения дублирования функций и полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

4. Меры по увеличению доходной части бюджета Смоленской области

Для получения реальных доходов бюджета области есть все необходимые условия.

Во-первых – это политическая стабильность, которая станет залогом роста инвестиционной привлекательности области, даст импульс к реализации крупных инвестиционных проектов, с приоритетом к развитию межрегионального сотрудничества. области проводятся административные и кадровые изменения в областных и федеральных структурах и созданы предпосылки для ведения нормальной экономической деятельности.

Во-вторых – складывающаяся конъюнктура рынков в таких видах экономической деятельности, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, туризм - свидетельствует о потенциале роста. Основная доля инвестиций будет направлена в промышленность (31 млрд. рублей), транспорт и связь (16 млрд. рублей), сфера услуг (17 млрд. рублей).

Наиболее крупные инвестиционные проекты будет реализовывать компания «Акрон» - объем инвестиций до 2012 года составляет 25 млрд. рублей. Будет реализован проект по строительству цементного завода компанией «БазэлЦемент» с объемом инвестиций более 6 млрд. рублей, мощность завода составит 2 миллиона тонн. Планируется строительство ТЭЦ (Территориальная генерирующая компания N 2) – 1,5 млрд. рублей, мощность 1,3 ГВт.

Планируется создание индустриального комплекса по добыче и переработке кварцевого песка, строительство горно-обогатительного комплекса по переработке песчано-гравийной смеси (ЗАО «Русская горная компания» - концерн Сибелко»). Значимые инвестиционные проекты по расширению производства будут реализовываться в лесной и деревообрабатывающей промышленности – на предприятиях «Флайдерер», «ЮПМ - Кюммене Пестово», «Сетново».

Всего в настоящее время реализуется 60 инвестиционных проектов, в стадии проработки и подготовки находятся еще свыше 20 проектов. Их реализация позволит увеличить налоговые поступления в бюджет от предприятий, развивающих производство на территории области.

Третьим фактором роста объемов областного и муниципальных бюджетов должно выступить усиление администрирования бюджетного процесса. Улучшить работу налоговых органов позволит назначение нового руководителя управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области. Также усилена структура областной администрации – назначен первый заместитель Губернатора, который отвечает за привлечение инвестиций в область, предусмотрена должность заместителя Главы администрации по экономике и финансам, ответственного за налоговые поступления в бюджет.

Следующим фактором станет совершенствование нормативно-правовой базы, необходимой для привлечения инвестиций. Предстоит разработать и принять ряд важных областных законов: о туристской деятельности, областную программу развития агропромышленного комплекса в рамках государственной программы, программу развития лесного хозяйства, схемы территориального планирования Смоленской области, муниципальных районов и образований, правила землепользования и застройки поселений. Все эти планы и программы должны лечь в основу долгосрочной Стратегии развития Смоленской области.

 

 

 

Заключение.

В данной работе была рассмотрена тема формирования бюджета субъекта (региона) на примере Смоленской области.

В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов в стране. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их влияния и использования расширяется.

Роль региональных бюджетов в экономическом и социальном развитии территории заключается в следующем.

          Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах субъектов Федерации позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Во-вторых, формирование региональных бюджетов дает возможность регионам в полной мере проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона, обеспечить планомерное развитие образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры, муниципального жилищного фонда и коммуникаций местного значения.

В-третьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.

В-четвертых, имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы.

Значение бюджетов субъектов РФ заключается также и в том, что они являются основными инструментами, через которые осуществляется региональная финансовая политика, направленная на стабилизацию производства и обеспечение экономического роста.

Рассмотрев социально-экономическую характеристику и бюджет Смоленской области, можно сделать следующие выводы:

Социально-экономическая ситуация в области за период 2011 -2013 год характеризуется сохранением позитивной направленности ряда основных социально-экономических показателей. К их числу можно отнести положительную динамику развития производства в большинстве секторов экономики; увеличение объемов отгруженной продукции промышленных предприятий; увеличение оборота розничной торговли и общественного питания, объема платных услуг.

Расходная часть бюджета Смоленской области имеет тенденцию к увеличению. Несомненно, это положительная тенденция, но она требует поиска новых источников доходной части бюджета области.

Также положительная тенденция увеличение и стабильное состояние приоритетных разделов бюджета. Но необходимо дальнейшее совершенствование расходной части бюджета области, в частности увеличение доли расходов бюджета по таким разделам как «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Охрана окружающей среды», «Культура».

 

Список литературы.

  1. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012
  2. Астапов К.Л. Методы учёта доходов и расходов федеральных и региональных бюджетов / К.Л. Астапов // Финансы. - 2010.
  3. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по эконом специальности / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012
  4. Конюхова Т.В. О системе российского бюджетного законодательства // Журнал российского права №6
  5. Мацкуляк, И.Д. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие для вызов / И.Д. Мацкуляк. - М.: РАГС, 2011
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.04.2014 г. № 117-ФЗ: [по сост. на  1 мая 2014 г.]. - М.: Омега-Л, (Кодексы Российской Федерации).
  7. О бюджетной классификации Российской Федерации. Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ.
  8. О единстве бюджетной системы. // Финансы, 2005, № 5.
  9. Областная целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов Смоленской области на 2011 - 2012 годы" от 31.03.2011 N 125.
  10. Об областном бюджете на 2011 г. Закон Смоленской области от 17.12.2010.
  11. Об областном бюджете на 2012 г. Закон Смоленской области от 17.12.2011
  12. Об областном бюджете на 2013 г. Закон Смоленской области от 17.12.2012.

 

 


Информация о работе Социально-экономическая характеристика Смоленской области за период 2012-2013 гг