Специфика, проблемы и возможности кризис-менеджмента в делах и в процедурах в делах о несостоятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 10:19, контрольная работа

Описание работы

Понятие «антикризисное управление» появилось в отечественной литературе в 90-х годах. Сначала оно было эквивалентно зарубежному понятию «кризис-менеджмент» (crisis-management). Под ним понималось только управление процедурами банкротства предприятий и их ликвидации.

Содержание работы

1. Введение
2. Специфика кризис-менеджмента
3. Проблемы кризис-менеджмента
4. Возможности кризис-менеджмента
5. Литература

Файлы: 1 файл

Парахневич М.П. ЗОМ 11 1.docx

— 57.77 Кб (Скачать файл)

Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования  «Московский государственный университет  экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал МЭСИ


 

 

Кафедра Экономики

 

Контрольная работа

по дисциплине “ Кризис-менеджмент ”

Специфика, проблемы и возможности  кризис-менеджмента в делах и в процедурах в делах о несостоятельности

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса

группы  №  ЗОМЕ 11-1                    Парахневич М.П.

 

Руководитель:

преподаватель                                                          Пискунов П.В.

Минск 2012

 

Содержание:

  1. Введение
  2. Специфика кризис-менеджмента
  3. Проблемы кризис-менеджмента
  4. Возможности кризис-менеджмента
  5. Литература  
    Введение

Понятие «антикризисное управление» появилось в отечественной литературе в 90-х годах. Сначала оно было эквивалентно зарубежному понятию «кризис-менеджмент» (crisis-management). Под ним понималось только управление процедурами банкротства предприятий и их ликвидации.

Под антикризисным управлением в настоящее время понимается такое управление, которое направлено не только на вывод предприятия из кризиса, в том числе из состояния банкротства, или, в крайнем случае, на его ликвидацию, но и напредотвращение глубоких кризисных явлений, обеспечение успешного развития предприятия и решение его главных задач, которые в основном сводятся к максимизации удовлетворения материальных потребностей своих работников.

Антикризисное управление – это управление, в котором определенным образом поставлено предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использование его факторов для последующего развития.

Переход к рыночной экономике характеризуется неопределенной и быстро меняющейся рыночной средой, большими колебаниями цен, объемов продаж, величины издержек и прибыли. Значительное число предприятий находится в сложной ситуации, когда временами издержки могут превышать доход. На предприятиях возникает кризисная ситуация, которая может завершиться потерей платежеспособности и банкротством. В таких условиях единственным средством, позволяющим предприятию выжить, является эффективное антикризисное управление. Чем сложнее переходный период, чем большее число предприятий находится в кризисном состоянии, тем актуальнее проблема антикризисного управления на корпоративном уровне, тем важнее исследование теоретических и практических проблем антикризисного управления предприятиями в условиях переходной экономики.

Термин «антикризисное управление», как правило, применяется в связи с финансовой несостоятельностью предприятий. Но это – далеко не полный взгляд на проблему - в теории и практике антикризисного управления для выяснения реального положения предприятия, помимо оценки его платежеспособности, следует рассматривать многие другие факторы, определяющие его многогранную производственную деятельность, учитывающие специфику состояния российской экономики, совокупность внутренних и внешних воздействий. Расплывчатость и многозначность самого термина «антикризисное управление», его разночтение порождает теоретическую неопределенность и трудность применения для обоснования любых рекомендаций по выводу предприятий из кризисного состояния.

Мировой опыт развития менеджмента свидетельствует о том, что в целом проблема налаживания эффективного антикризисного управления на предприятиях сложна в практическом отношении и требует серьезнейшей проработки в методическом плане. В период системной трансформации в России эта проблема стала практически ключевой, определяющей реальное выживание производственного сектора нашей экономики. В связи с этим изучение особенностей антикризисного управления в России в современных условиях не только актуально, но и жизненно важно для выживания и функционирования предприятий и организаций.

 

  1. Особенности кризис-менеджмента

Антикризисное управление - это вид управления, который отличается специфическими условиями и технологиями. В таблице представлены отличия антикризисного управления от управления стабильными системами.

К числу особенностей антикризисного управления относятся:

1.  Повышенная чувствительность к фактору времени. Эта особенность связана с тем, что в результате развития кризиса возможно наступление необратимых последствий вплоть до ликвидации системы. Относительно предприятий последствиями кризиса могут быть потеря собственности для владельца, потеря средств к существованию для персонала, неблагоприятные социальные последствия для государства.

Следовательно, процессы антикризисного управления должны быть быстрыми, четкими и адекватными обстановке.

2.  Мобильность и динамичность в использовании ограниченных ресурсов. Требование мобильности и динамичности вызвано основной особенностью - ограничением по времени. Ограниченность других ресурсов (финансовых, материальных, трудовых) связана с тем, что кризис как раз и возник в результате снижения экономического потенциала системы. Другими словами, ограниченность ресурсов является характерным свойством системы в состоянии кризиса.

3.  Специфические антикризисные критерии выбора вариантов решения. В обычной ситуации, например при управлении стабильным предприятием, критериями выбора управленческих решений выступают: достижение максимальной прибыли, оптимизация организационной структуры, защита имущественных интересов и т.п. В кризисной ситуации при проведении процедур банкротства основным критерием выступает максимальное удовлетворение требований кредиторов, тогда как интересы собственников и вопросы сохранения предприятия в целом отходят на второй план.

4.  Повышенное внимание к заблаговременной проработке вариантов управленческих решений и оценке их последствий. Необходимость заблаговременной проработки вызвана ограничением по фактору времени. Примером является подробная проработка процедур восстановления платежеспособности или ликвидации предприятий в законодательстве о банкротстве.

5.  Программно-целевой подход в технологиях выработки управленческих решений. Он заключается в том, что цель управления должна сформулирована количественно и качественно, ресурсы сконцентрированы, разработана четкая последовательность действий для достижения поставленной цели, созданы внешние условия, способствующие достижению цели (например, мораторий на долги). Данный подход подразумевает также постоянный мониторинг и контроль хода реализации программы, ее адаптивность по отношению к изменению внешних и внутренних условий и ресурсного потенциала.  
 

 

  1. Проблемы кризис-менеджмента

В любой момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда кризис не наблюдается, когда его фактически нет. В управлении всегда существует риск, что социально-экономическая система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяется человек, его потребности и интересы.

Управление социально-экономической системой в определенной мере должно быть всегда антикризисным.

Антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.

Возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.

Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна. Всю совокупность проблем можно представить 4 группами.

Первая группа проблем включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Это непростое дело – своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит предотвращение кризиса. Но не только от этого. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие. И это тоже проблема управления.

Первая группа :

  1. Проблемы распознания предкризисных ситуаций (увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер).
  2. Проблемы предотвращения кризиса (построить и запус-тить в действие специальные механизмы).
  3. Проблемы жизнедеятельности организации в кризисном состоянии.
  4. Проблемы выхода из кризиса.
  5. Проблемы ликвидации последствий кризиса.

Вторая группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это прежде всего методологические проблемы ее жизнедеятельности. В процессе их решения формулируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера. Например, в экономическом антикризисном управлении возникает необходимость определения типов диверсификации производства или проведения конверсии.

Вторая группа:

  1. Методологические проблемы антикризисного управления (формирование миссиии цели управления; определение путей, средств, методов управления).
  2. Финансово-экономические проблемы антикризисного управления (определение типов диверсификации производства или проведение конверсии; поиск источников финансирования).
  3. Правовые проблемы антикризисного управления.
  4. Проблемы организации антикризисного управления.
  5. Социально-психологические проблемы антикризисного управления.

 Проблематику антикризисного управления можно представить и в дифференциации технологий управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. В этой же группе можно рассматривать и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.  
Третья группа:

  1. Поиск информации.
  2. Проблемы прогнозирования кризисов.
  3. Разработка управленческих решений в условиях риска.
  4. Анализ и оценка кризисных ситуаций.
  5. Инновационные стратегии кризисного поведения.

Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации. Нельзя упускать из структуры антикризисного управления и проблемы инвестирования антикризисных мер, маркетинга, а также проблемы банкротства и санации предприятий.

Четвертая группа:

  1. Конфликтологические проблемы управления.
  2. Маркетинг: поведение в условиях неопределенности.
  3. Внешнее управление и проблемы санации.
  4. Селекция персонала в условиях кризиса: оценка и моти-вирование.
  5. Инвестиционное проектирование.

Антикризисное управление составом своих типичных проблем отражает то обстоятельство, что оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими его характеристиками.

Одной из характеристик всякого управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления всегда выступает деятельность человека. Управление организацией – это управление совместной деятельностью людей. Эта деятельность состоит из множества проблем, которые так или иначе разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления при более конкретном его рассмотрении можно представить как совокупность проблематики деятельности человека. Именно таким образом выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др.

Антикризисное управление имеет предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.

Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и тем более становиться антикризисным по мере вступления в полосу кризисного развития организации.  

 

  1. Возможности кризис-менеджмента

Борьба предприятий за выживание в кризисных условиях требует взаимодействия организационных, правовых, финансовых и управленческих мер. В большинстве случаев основным фактором, который приводит к кризису на предприятии является непродуманное управление.

В кризисной ситуации найти выход собственными силами часто бывает невозможно. Решение проблемы — привлечение антикризисных управляющих.

В противном случае кредиторы возбудят процедуру банкротства и антикризисный управляющий назначит уже арбитражный суд.

Антикризисное управление – это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Информация о работе Специфика, проблемы и возможности кризис-менеджмента в делах и в процедурах в делах о несостоятельности