Способы управления предприятиями на стадии банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение банкротства предприятий, сущности, форм и последствий.
Задачами данной работы является рассмотрение теоретических аспектов выбранной темы, а также изучение данной темы на современном этапе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты банкротства предприятий 4
1.1 Понятие банкротства предприятий 4
1.2 Характеристика глубины состояния банкротства 5
1.3 Мониторинг управления банкротством предприятий 7
1.4 Антикризисное управление деятельностью предприятий 11
Глава 2 Правовые основы банкротства и антикризисного управления…21
2.1 Арбитражный процесс по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий……………………………………………………………………...21
2.2 Реорганизационные процедуры………………………………………..22
2.3 Внешнее управление имуществом должника…………………………24
2.4 Конкурсное производство……………………………………………...28
2.5 Внесудебные процедуры……………………………………………….33
2.6 Добровольная ликвидация неплатежеспособной организации……...34
Глава 3 Анализ вероятности банкротства ОАО Молочный комбинат «Воронежский»………………………………………………………………39
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

реферат по антикризисному2.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Специальность:  Экономика и управление на предприятии

 

Кафедра____________________________________________________

 

                                                                  УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

                                                                                     _____________________                                                                                                                                                                   (Подпись,  Фамилия, инициалы)

"___"____________20    г.

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по: «Антикризисному управлению»

 

На тему: Способы управления предприятиями на стадии банкротства.

 

 

 

 

 

Студент                ________________    Богатырева С.В.    ЭВЭ-111

                                                               (Подпись, дата)                  (Фамилия, инициалы)                (Группа)

Руководитель  ________________    _________    Кривенко Е.И.

                                                         (Подпись)                                (Дата)                      (Фамилия, инициалы)

 

Работа защищена_______________     __________________________

                                                                               (Дата)                                                      (Оценка)

 

 

 

 

 

ВОРОНЕЖ – 2014г.

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы.

Институт банкротства известен всем странам с рыночной экономикой и является одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений. В процессе осуществления хозяйственной деятельности организации — субъекты рыночной экономики вступают в многочисленные отношения друг с другом, с государственными органами, банками и другими организациями. Зачастую эти отношения порождают денежные обязательства, возникающие на условиях, предусмотренных законом либо договором. В том случае, если денежное обязательство, взятое на себя должником, своевременно не погашено и очевидна невозможность погашения обязательства из стоимости имущества должника, такое юридическое лицо может быть объявлено несостоятельным (банкротом).

Мировой экономический кризис стал стимулом для давно назревших изменений и отказа от инертной политики государства в сфере решения проблем банкротства. Активизации законотворческой деятельности в данной сфере способствовали, в частности, рост кредиторской задолженности в крупнейших российских банках, кредитование под залог активов крупнейших предприятий и ухудшение финансовых показателей многих из них, ожидание роста числа банкротств предприятий в 2009-2010 гг.

Для оценки последних новации в сфере банкротств, имеющих «отраслевую» направленность, важно понимать состояние соответствующих объектов регулирования.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение банкротства предприятий, сущности, форм и последствий.

Задачами данной работы является рассмотрение теоретических аспектов  выбранной темы, а также изучение данной темы на  современном этапе.

Глава 1 Теоретические аспекты банкротства предприятий

    1. Понятие банкротства предприятий

 

Состояние неспособности должника платить по своим обязательствам принято называть банкротством (от итал. banco — скамья и rotto — сломанный). В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» Под банкротством (несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей1. При этом в законе определены два внешних признака несостоятельности:

•    денежные обязательства или обязанности по уплате обязательных платежей не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;

•     минимальный размер денежных обязательств и обязательных платежей составляет не менее 500 размеров минимальной месячной заработной платы, утвержденной Правительством РФ.

.    От состояния  предприятий-банкротов, идентифицированного отмеченными выше признаками, следует отличать:

•     фиктивное банкротство — заведомо ложное объявление предприятия, имеющего возможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки или рассрочки платежей или скидки с долгов;

•    преднамеренное банкротство — преднамеренное создание или увеличение неплатежноспособности предприятия руководителем или собственником, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел.

В этих случаях мера ответственности за допущение банкротства предприятия устанавливается в соответствии с Уголовным кодексом;

•     временно неплатежеспособное предприятие, финансовое состояние которого вызвано тем, что предприятию должны больше, чем должно оно само, но не может погасить дебиторскую задолженность и вынуждено допускать просрочку своих платежей. В этом случае на дебитора может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам должника. Таким образом, банкротство предприятия есть строго определенное состояние его неплатежеспособности, при котором к его имуществу может быть предъявлено взыскание со стороны кредиторов.

    1. Характеристика глубины состояния банкротства

 

История становления и развития рыночной экономики в развитых странах показывает неравномерность процесса функционирования предприятия, наличие колебаний значений объемов производства и сбыта продукции. Возникновение спада производства определяется как кризисная ситуация и рассматривается как некая общая для всех предприятий закономерность, тесно увязанная с характером их жизненного цикла, которая может возникнуть на любой из его стадий. Спад производства обусловливает состояние банкротства, которое характеризуется продолжительностью во времени и длится на протяжении второй фазы жизненного цикла предприятия, различаясь при этом «амплитудой падения» на каждом интервале (этапе) фазы. По глубине банкротства различают его стадии:

•     I стадия — допустимое банкротство — характеризует зарождение негативного состояния, возникает на этапе жизненного цикла «реорганизация», когда появляется угроза потери прибыли от предпринимательской деятельности;

•    II стадия — критическое банкротство — определяет усиление негативных тенденций на этапе «спад», когда затраты на осуществление деятельности приходится возмещать за счет средств кредиторов;

•     III стадия — катастрофическое банкротство — возникает на этапах  «банкротство» и  «ликвидация» жизненного  цикла предприятия, сопровождается его закрытием или принудительной ликвидацией, следствием которых является распродажа имущества для погашения требований кредиторов. В этом случае должник теряет право самостоятельно управлять и распоряжаться своим имуществом. Это право переходит к ликвидаторам — лицам, назначенным для управления имуществом должника и принудительной его ликвидации.

На каждой стадии развития негативной тенденции состояние предприятия имеет свои отличительные признаки:2

• на стадии I: задержки с предоставлением отчетности, снижение ее качества; изменения в структуре баланса: резкое уменьшение денег на счетах; увеличение сумм дебиторской и кредиторской задолженности, их старение и разбалансирование; снижение объемов продаж; необоснованная смена поставщиков; изменения в структуре управления; всевозможные реорганизации предприятия (открытие и закрытие представительств, филиалов, дочерних обществ и т.п.); скрытое снижение цены предприятия, падение курса его акций; снижение доходов (прибыли) от основной деятельности;

•    на стадии II: трудности с наличностью; уменьшение поступления  денежных средств  от  хозяйственных  операций; конфликты в высшем руководстве; нарушение сроков выплаты заработной платы; рост текучести кадров; ухудшение социально-психологического климата в трудовом коллективе; установление нереальных цен на продукцию; внеочередные проверки финансово-контролирующих органов; затруднения в получении коммерческих кредитов; возникновение убытков;

•    на стадии III:  неудовлетворительная структура баланса; скопление на складе готовой продукции, которая заведомо не реализуется; падение объема производства; низкая заработная плата; сокращенный рабочий день (неделя); возрастание    убытков;    недостаток    оборотных   средств;    неспособность погасить срочные обязательства. Из сказанного следует, что банкротство — хотя и болезненный, но закономерный процесс, а значит, подлежит управлению. Состояние неплатежеспособности предприятий неравномерно по внешним признакам, согласно чему управление им сложно и неуниверсально. Оно осуществляется как на макроуровне — посредством созданной системы мониторинга, так и на микроуровне хозяйственной деятельности — в результате антикризисного управления.

1.3 Мониторинг  управления банкротством предприятий

 

В большинстве развитых стран потенциальные банкроты вымываются из сферы бизнеса задолго до официального обретения ими этого «статуса». Например, во Франции существует специальная «система тревоги», предупреждающая экономических партнеров о симптомах «болезни».

Мониторинг управления банкротством предприятий представляет собой сформированную на макроуровне систему сбора данных и расчета показателей о состоянии предприятий, позволяющих диагностировать возникновение банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения по региону и стране в целом.

Объективная необходимость применения мониторинга в этой области диктуется тем, что применяемые ранее в условиях планово-распределительной экономики методы анализа и прогнозирования практически перестали работать. Возникла необходимость создать адекватную современным задачам систему изучения и управления сложными процессами, включая несостоятельность предприятий. При этом учитывается опыт многих зарубежных стран в данной области. Он весьма различен. Так, законодательство Великобритании рассматривает должника с точки зрения изыскания возможности возвращения денег кредиторам. Следствием объявления о банкротстве предприятия является распродажа его имущества. Американское и японское законодательство, напротив, преследует цель реабилитации должника всевозможными разрешенными способами, включая предоставление ему оппрчрттрнной помощи. Во Франции предпочитают Своевременно предупреждать банкротство, а не лечить его.

В нашей стране мониторинг осуществляется на основании распоряжения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению «О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности» от 31 марта 1999 г. № 13-р. С этой целью сформирована система управления банкротством предприятий, содержащая следующие элементы:

1)  участников системы, к которым относятся предприятия-банкроты, их кредиторы, государство, трудовые коллективы, руководитель, конкурсный (арбитражный) управляющий, арбитражный суд, инвесторы, дебиторы;

2) государственное регулирование, включающее:

• правовое  (законодательное,   методическое,  информационное) обеспечение;

• налоговое регулирование, в том числе установление моратория на уплату обязательных платежей, замораживание начисления пеней, рассрочку и отсрочку погашения долга, налоговый кредит, наделение льготами по налогам;

• реструктуризацию — очистку от несвойственных бизнесу предприятия объектов, выделение самостоятельно функционирующих элементов бизнеса или их продажа.

•     приватизацию несостоятельных предприятий;

•     обучение административных и арбитражных управляющих;

•   финансово-кредитную политику государства, выражающуюся в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям в соответствии с Положением о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использовании средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий;

•     коммерциализацию на основе контрактной системы, в результате которой предприятие остается в государственной собственности. Нанимается менеджер на контрактной основе. Перед ним ставится задача антикризисного управления предприятием на условиях, если дело пойдет успешно, то ему будет бесплатно передано 12 % акций этого предприятия;

• социальную защиту работников предприятия-банкрота, выражающуюся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий.

•     методическое  обеспечение  проведения диагностики деятельности предприятий, профилактики банкротства, а также санации в случае его возникновения;

3) систему государственных органов и служб на федеральном и территориальных уровнях, обеспечивающих государственное регулирование, в которую входят службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению; арбитражные суды; департаменты управления инвестициями; службы занятости; государственные налоговые службы; налоговая полиция; внебюджетные фонды; в отдельных случаях контрольно-ревизионные комиссии;3

4) принципы управления банкротством, к которым относятся:

•  создание правовой основы предпринимательских отношений в условиях банкротства;

Информация о работе Способы управления предприятиями на стадии банкротства