Способы управления предприятиями на стадии банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение банкротства предприятий, сущности, форм и последствий.
Задачами данной работы является рассмотрение теоретических аспектов выбранной темы, а также изучение данной темы на современном этапе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты банкротства предприятий 4
1.1 Понятие банкротства предприятий 4
1.2 Характеристика глубины состояния банкротства 5
1.3 Мониторинг управления банкротством предприятий 7
1.4 Антикризисное управление деятельностью предприятий 11
Глава 2 Правовые основы банкротства и антикризисного управления…21
2.1 Арбитражный процесс по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий……………………………………………………………………...21
2.2 Реорганизационные процедуры………………………………………..22
2.3 Внешнее управление имуществом должника…………………………24
2.4 Конкурсное производство……………………………………………...28
2.5 Внесудебные процедуры……………………………………………….33
2.6 Добровольная ликвидация неплатежеспособной организации……...34
Глава 3 Анализ вероятности банкротства ОАО Молочный комбинат «Воронежский»………………………………………………………………39
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

реферат по антикризисному2.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

После завершения всех расчетов ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается арбитражным судом вместе с отчетом о деятельности комиссии и конкурсного управляющего. Ликвидационный баланс является документом, завершающим основной этап ликвидации. Он определяет состав имущества, оставшегося после удовлетворения всех требований кредиторов и подлежащего передаче собственникам или учредителям (участникам) организации. После утверждения отчета арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. На основании этого определения юридическое лицо исключается из Единого государственного реестра юридических лиц. Эта запись удостоверяет ликвидацию несостоятельной организации. После этого кредиторы утрачивают право обращения к ней с исками об удовлетворении своих требований, которые считаются погашенными. Права на товарный знак, фирменное наименование передаются другим лицам без возникновения правопреемства или прекращаются.

2.5 Внесудебные процедуры

Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий в разделе VII предусматривает внесудебные процедуры, которые он определяет как способы, позволяющие должнику путем переговоров с кредиторами избежать арбитражного процесса и признания должника несостоятельным по суду. 14Результаты переговоров могут быть разными. Должник может договариваться со всеми или частью кредиторов об отсрочке и рассрочке причитающихся кредиторам платежей или уменьшении долга, что даст ему возможность продолжать свою производственную деятельность, в которой кредиторы также часто заинтересованы. Тем не менее, соглашение должника с частью кредиторов не препятствует остальным обратиться в арбитражный суд с требованием признать должника несостоятельным.

 

 

2.6 Добровольная ликвидация неплатежеспособной организации

Результатом переговоров должника с кредиторами может быть и согласование с ними вопросов и условий его добровольной ликвидации. Такая ликвидация будет происходить под контролем кредиторов после официального объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве) в порядке и на условиях, установленных законом.

Решение о добровольной ликвидации предприятия-должника вправе принять руководитель предприятия совместно со всеми кредиторами.

Решение о добровольной ликвидации предприятия подлежит утверждению собственником предприятия-должника. Если собственник или кто-либо из кредиторов не согласен с добровольной ликвидацией предприятия, то это ведет возбуждение производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.

С момента утверждения собственником (собственниками) предприятия-должника решения о его добровольной ликвидации предприятие считается находящимся в процессе ликвидации, о чем публикуется официальное сообщение в Вестнике Высшего арбитражного суда РФ.

Процесс добровольной ликвидации предприятия начинается с отстранения руководителя предприятия от своих функций, которые он передает конкурсному управляющему. Конкурсный управляющий назначается собственником предприятия-должника по предложению руководителя предприятия.

При несогласии с кандидатурой конкурсного управляющего кредиторы вправе назначить нового конкурсного управляющего.15

Конкурсный управляющий обязан созывать собрание кредиторов и регулярно представлять им отчет о ходе ликвидации предприятия.

Конкурсный управляющий выполняет и другие функции. Так, конкурсный управляющий может направить в арбитражный суд требования о признании недействительным отдельных сделок предприятия-должника, а также обжаловать решения собрания (комитета) кредиторов, принятые с нарушением компетенции или ограничивающие полномочия конкурсного управляющего.

После назначения конкурсного управляющего предприятия должник не вправе удовлетворять требования каких-либо кредиторов за счет своего имущества, за исключением привилегированных кредиторов, или требований, на удовлетворение которых имеется согласие кредиторов. Окончательной стадией процесса добровольной ликвидации предприятия-должника являются реализация его имущества и распределение денежных средств между кредиторами.

Предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из Государственного реестра.

Процедура добровольной ликвидации федеральных государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25%, должна соответствовать Положению о порядке принятия решения о добровольной ликвидации предприятий-должников. ( Данный акт является приложением к постановлению Правительства РФ от 20.05.1994г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий».) В этом случае основанием для принятия решения о добровольной ликвидации предприятия-должника является распоряжение федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ, которое основано на признании неудовлетворительной структуры баланса и отсутствии реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника. Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий:

  • коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;
  • коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода - менее 0,1.

Основным показателем, характеризующим наличие реальной возможности у предприятия восстановить (либо утратить) свою платежеспособность в течение определенного периода, является коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.16

В том случае, если хотя бы один из коэффициентов (см выше), имеет значение менее указанных, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за 6 месяцев.

В том случае, если коэффициент текущей ликвидности больше или равен 2, а коэффициент обеспеченности собственными средствами больше или равен 0,1, рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за 3 месяца.

При наличии оснований для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной (значения показателей меньше установленных), но в случае выявления реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность в установленные сроки принимается решение об отложении признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным на срок до 6 месяцев.

При отсутствии оснований, перечисленных в разделе 1, с учетом конкретного значения коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности осуществляется принятие одного из двух следующих решений:

  • при значении К3 больше 1 решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным не может быть принято;
  • при значении К3 меньше 1 решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным не принимается, однако, ввиду реальности угрозы утраты платежеспособности оно ставится на учет в Федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России.

Если решается вопрос о добровольной ликвидации указанных предприятий по иным основаниям, руководитель предприятия-должника обязан не позднее чем за 15 дней до момента проведения собрания кредиторов уведомить об этом Федеральное управление и представить необходимые документы (см. п.2 и 3 Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»).

В случае обнаружения признаков умышленного или фиктивного банкротства предприятия Федеральное управление обязано поставить об этом в известность собрание кредиторов и в установленном порядке предъявить требования о признании недействительными сделок, совершенных с целью доведения предприятия до состояния банкротства, а при наличии признаков совершенного правонарушения направить материалы в следственные органы. Решение о добровольной ликвидации федерального государственного предприятия утверждается Федеральным управлением, которое назначает с учетом сделанных предложений конкурсного управляющего. Если принято решение о ликвидации предприятия, в капитале которого имеется доля (вклад) государства, по поручению Федерального управления руководитель предприятия организует проведение собрания высшего органа предприятия, который уполномочен согласно уставу предприятия принимать решения о его ликвидации. Такое собрание должно проводиться не позднее 30 дней с момента принятия совместного решения о добровольной ликвидации.

Добровольная ликвидация предприятия может иметь место только если с этим согласны ее кредиторы предприятия-должника. 17В течение 20 дней с момента опубликования объявления о добровольной ликвидации предприятия кредиторы, не согласные с добровольной ликвидацией, заявляют о своем несогласии конкурсному управляющему. В этом случае осуществление ликвидационных мероприятий прекращается, а Федеральное управление обязано принять меры о подаче заявления в арбитражный суд о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.

Положение о порядке принятия решений о добровольной ликвидации федеральных государственных предприятий-должников, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад Российской Федерации составляет более 25%, предусматривает некоторые другие особенности добровольной ликвидации, но основное отличие в том, что принятие решения и проведение добровольной ликвидации осуществляются под контролем Федерального управления.

 

 

 

Глава 3 Анализ вероятности банкротства ОАО Молочный комбинат «Воронежский»

Самой простой моделью определения вероятности банкротства является двухфакторная модель. Для нее выбираются два показателя, от которых зависит вероятность банкротства анализируемого предприятия.

В американской практике для определения итогового показателя вероятности банкротства (Z2) используются показатель текучей ликвидности и коэффициент краткосрочной задолженности:

 

,

 

Если: Z > 0 - вероятность банкротства велика; Z < 0 - вероятность банкротства мала.

Результаты анализа представим в таблице 13.

Таблица 13 - Анализ вероятности банкротства ОАО Молочный комбинат «Воронежский»

Показатели

Годы

2010

2011

2012

Займы и кредиты (ЗК), тыс. р.

984968

1047569

1109698

Долгосрочные и краткосрочные обязательства (ДКО), тыс. р.

1220194

1417840

1918782

Коэффициент текущей ликвидности (Ктл), ед.

1,7468

1,9589

2,5591

Коэффициент краткосрочной задолженности (Ккз), ед.

0,807222

0,738849

0,578335

Вероятность банкротства (Z2), ед.

-2,2164

-2,44801

-3,10168


 

Коэффициент краткосрочной задолженности рассчитывается по формуле:

 

 

где ЗК – займы и кредиты; ДКО – долгосрочные и краткосрочные обязательства.

Показатели вероятности банкротства на протяжении периода 2010-2012 гг. имеют отрицательное значение, т.е. Z2<0 – следовательно, вероятность банкротства ОАО Молочный комбинат «Воронежский» довольно низкая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По итогам проделанной работы можно сделать следующее заключение.

Начиная с 1992 г. в России законодательно закреплено право на существование такого атрибута полноценных рыночных отношений, как банкротство. Это явление в экономике имеет строго определенные признаки и отличительные особенности в разные периоды своей «зрелости», что позволяет распознать его в процессе мониторинга на макроуровне и диагностирования — на микроуровне хозяйственной деятельности.

Несмотря на объективность закономерностей, банкротство поддается влиянию в процессе антикризисного управления деятельностью предприятия. Сущность этого управления состоит в своевременном выявлении негативных  тенденций   и   упреждающем   принятии   профилактических мер по их преодолению либо ослаблению. В случае пессимистичного прогноза, когда деятельность предприятия становится неперспективной, задача антикризисного управления сводится к обоснованию направлений и организации перепрофилирования ее.

Любое предприятие, а значит, и экономика страны может развиваться в бескризисном пространстве лишь при условии применения комплекса мер: безошибочной постановки диагноза их состояния, правильно прописанного рецепта финансового оздоровления и эффективного лечения в стихии рискового бизнеса.18

Наметившейся в 2010-2011 гг. тенденцией роста числа заключаемых мировых соглашений, случаев проведения финансового оздоровления предприятий и введения внешнего управления.

Так, при традиционно низком уровне восстановления платежеспособности предприятий в процессе внешнего управления число процедур его введения в первом полугодии 2011 г. на 30.9% превысило аналогичный показатель 2010 г. (первое полугодие 2010г. - 641, первое полугодие 2011г. - 839). Предыдущий период, 2002-2008 гг., характеризовался пятикратным снижением числа введенных процедур внешнего управления.

В 2011 г. ожидается максимальное за весь период 2002-2011 гг. количество заключенных мировых соглашений - около 300. Максимальным в 2011 г., по всей видимости, будет и число случаев применения процедур финансового оздоровления; уже в первом полугодии 2011 г. зафиксировано 76 таких случаев, что на 13.4% превысило рекордный показатель 2010 г. - 67 случаев за аналогичный период.

Информация о работе Способы управления предприятиями на стадии банкротства