Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:41, курсовая работа
Безусловно, планирование в опрошенных компаниях стало более оперативным, но никто не говорил, что оно им не нужно. Некоторые отвечавшие отмечали, что если бы они не старались выдержать плановые показатели, то результаты могли бы быть значительно хуже. Мнения разделились в вопросе о том, нужен ли компании антикризисный план.
1.3 Технология антикризисного управления
1.4 Технология разработки антикризисной стратегии предприятия
Практическая часть
Глава 2. Стратегическое и оперативное управление на примере организаций
2.1 Анализ стратегических направлений по выходу из кризиса
2.2 Оперативные меры по выводу предприятий из кризиса
Заключение
Список использованной литературы
2. Анализ внутреннего состояния организации
Причины кризиса в организации могут исходить из внутренних предпосылок, чтобы увидеть все возможные опасности, существующие в пределах компании, необходимо провести полный и тщательный анализ внутренних факторов. Если во внешнем окружении не было найдено причин, приведших к кризису, то уже можно сделать вывод, что существующая в компании стратегия слаба, либо реализуется очень плохо.
Для анализа существующего состояния организации принято выделять пять основных направлений8:
1) Эффективность текущей
стратегии (оценка
2) Силы и слабости, возможности
и угрозы организации. На
3) Конкурентоспособность
в области цен и издержек
организации. Этот этап один
из самых сложных, так как
предполагает наличие у
4) Оценка прочности конкурентной
позиции организации.
5) Выявление конкретных
проблем, повлекших кризис для
организации. Последний, пятый
этап является обобщающим и
основывается на всех
Полученные в ходе анализа данные, взятые на момент возникновения кризиса сверяются с теми, что предшествовали кризисному периоду. В целом, все данные можно разделить следующим образом9:
-изменение доли рынка;
-изменение объема продаж;
-изменение размера прибыли (с учетом сезонных факторов);
-доходность акций;
-слабые и сильные стороны, возможности и угрозы;
-изменение качества и характеристик товара;
-изменение имиджа (деловой репутации);
-существующие производственные возможности;
-технологическое окружение и возможности;
-изменения в сбытовой сети;
-маркетинговые компании;
-изменение финансового положения;
-уровень и структура издержек в сравнении с конкурентами;
-прочие данные.
Далее строим выводы о текущем положении организации в целом и по сравнению с конкурентами. Основная задача после прохождения всех вышеперечисленных этапов - постановка стратегических проблем, требующих решения по уровню значимости.
Четкая постановка проблемы позволит разработать конкретные эффективные способы решения, так как появится ясность, в каком направлении двигаться и чего добиваться. Если текущая стратегия не может быть быстро адаптирована под необходимые условия, не бойтесь полностью ее переработать или разработать на новую, с учетом всех полученных ранее данных. Мировая практика давно доказала - не стоит цепляться за привычную, но тонущую стратегию, умейте меняться в соответствии с тенденциями рынка.
На этом анализ внутреннего состояния можно окончить и перейти к следующему этапу.
3. Пересмотр миссии и целей организации
Обычно выделяют восемь ключевых пространств, вокруг которых можно сформулировать понятную, эффективную миссию. Такими пространствами могут быть10:
-положение на рынке;
-инновации;
-производительность;
-ресурсы;
-доходность;
-управленческие аспекты;
-персонал;
-социальная ответственность
Если в условиях кризиса нет возможности выйти на конкурентоспособный уровень в рамках прежней миссии, то менеджерам придется разрабатывать новую миссию, которая будет доступна для понимания любого человека, которой будут верить и которая будет стимулировать сотрудников на максимально эффективный труд.
Немаловажным является тот факт, что постоянное напоминание сотрудникам об их важности для организации, о том, что они часть организации именно через миссию послужит дополнительным инструментом повышения эффективности работы всей организации.
Неразрывно с миссией организации идут и ее цели, поэтому корректировка миссии повлечет изменение целей. Менять цели целесообразно только основываясь на результатах проведенных исследований. Если существуют какие-либо внешние факторы, изменить которые не представляется возможным, то и старые цели, затрагивающиеся данными факторами следует изменить или полностью отказаться от них. Очень важно отдельные цели систематизировать по принадлежности к определенным группам, существующим в организации. Примерами таких групп могут быть11:
-сотрудники организации;
-пользователи продукции;
-деловые партнеры;
-собственники организации;
-социальное окружение (общество)
В стратегическом планировании
цели очень важны, так как являются
отправной точкой в системе планирования,
мотивационной модели в организации
и системе контроля. Цели компании
всегда имеют несколько уровней,
поэтому не стоит останавливаться
на самом обширном, но самом начальном
уровне, где цели чаще всего связаны
с краткосрочными финансовыми результатами.
Всегда нужно помнить о долгосрочных
и среднесрочных целях, которые
не только помогают организации придерживаться
запланированного курса без отклонений,
но и формируют официальную
4. Анализ альтернативных стратегий и выбор какой-либо из них.
Данный пункт, в общем-то, не нуждается в пояснении, особенно учитывая специфику условий составления стратегии. В условиях кризиса приемлемы только те стратегии, которые позволят компании выйти из кризиса полноценной бизнес-единицей, то есть сохранив конкурентоспособность и свой облик.
5. Реализация стратегий
В условиях реализации выбранной стратегии стоит уделить особое внимание конкретным мерам тактического (оперативному) планированию. Различные тактические мероприятия, такие как сокращение расходов за счет улучшения технологии, активные инновации, модернизация, выявление внутренних резервов, могут быть восприняты персоналом положительно, а такие как, уменьшение объемов производства, закрытие подразделений, сокращение персонала, привлечение специалистов извне, скорее вызовут общее недовольство и нервозность, поэтому применять их ножно очень аккуратно и только в крайних случаях.
Менеджерам, отвечающим за реализацию
принятой стратегии всегда стоит
следить за тем, как в организации
воспринимают грядущие изменения, какие
группы вероятнее всего будут
оказывать сопротивление и по
каким причинам, какое поведение
управленческого персонала
6. Оценка принятой стратегии
В ходе проведения оценки, конечно
же, оценивается степень
Кризис из финансового сектора очень быстро перекинулся на промышленность: из-за падения спроса снижаются объемы производства и инвестиции, появились неплатежи, началось сокращение персонала. Оптимальная последовательность действий любой компании во время кризиса такова. Сначала – сжатие бизнеса для того, чтобы в условиях падения спроса обеспечить его выживаемость и высвободить дополнительные денежные средства (сокращение издержек, избавление от неэффективных или непрофильных направлений и активов). Затем –интенсивное развитие в новой бизнес-модели или развитие новых привлекательных направлений.
Однако для того, чтобы определиться с набором конкретных инструментов, которые позволят компании не только не упустить открывающиеся возможности, но и использовать их для усиления позиций компании на рынке, нужна стратегия.
Чаще всего компании использовали одну из четырех стратегий выхода из кризиса:
- Смена позиционирования
- Пересмотр портфеля бизнесов, концентрация на основной деятельности
- Инвестирование в инновации
- Слияния и поглощения
Реализуя каждую из стратегий, компании применяли широкий спектр инструментов. Так, процессам слияний и поглощений зачастую предшествовала реструктуризация существующих бизнесов и вывод непрофильных активов.
Консультанты Strategy Partners Group приводят примеры 10 успешных стратегий выхода из кризиса, беря во внимание тот элемент стратегии, который оказался ключевым. Это компании «Коркунов», Subaru, Arrow, YTL Power, San Miguel, Alaska Milk Corporation, HANA Electronics, HANA Electronics, BestBuy, Samsung Electronics12.
В таких условиях компания АСКОН, ведущий российский разработчик и интегратор CAD/AEC/PLM-решений, выход из такой ситуации видела только один — работать более эффективно, выпускать продукцию быстрее, становиться еще более конкурентоспособными, чем ранее. Это значит, что все сотрудники, в том числе конструкторы, технологи и проектировщики, должны выполнять свою обычную работу в несколько раз быстрее и качественнее.
При этом кризис — это не только работа в условиях неопределенности, но еще и возможность провести переоценку инвестиционных и инфраструктурных бюджетов, оптимизировать планы развития. И АСКОН, как всегда, идет навстречу своим заказчикам, предоставляя предприятиям возможность эффективно планировать и осуществлять инвестиции в ПО, предлагая новые специальные условия его приобретения13.
Примером стратегических способов выхода из кризиса стал опыт «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК). Одной из первоочередных задач, которые поставил перед собой директор компании — формирование дееспособной организационной структуры компании и создание современного производственного холдинга, какими и являются основные конкуренты ОДК на мировом рынке.
Для оптимальной организации руководство компании наделило дивизионы и конструкторскими, и производственными возможностями, и возможностями по обслуживанию двигателей. Именно поэтому было принято решение о передаче научно-технического центра им14.
Таким образом, на предприятии была разработана долгосрочная стратегия.
Информация о работе Способы выведения предприятия из кризиса