Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 18:53, курсовая работа
В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.
Цель государственного регулирования экономики - освободиться от внешней зависимости путем достижения конкурентоспособности страны на основе высокого качества процессов, достойного уровня жизни населения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….3
1 Понятие конкурентоспособности………………………………………………………………..5
1.1 Конкурентоспособность товара в международной торговле……………………………….5
1.2 Национальная конкурентоспособность……………………………………………………...7
2 Стратегии повышения конкурентоспособности национальной экономики…………………10
2.1 Стратегия повышения конкурентоспособности национальной промышленности…………………………………………………………………………………10
2.2 Стратегические пути к мировой конкурентоспособности страны……………………………………………………………………………………………..12
3.3 Президентская стратегия инноваций……………………………...................................15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………18
Практикум: Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «ЭкоЛайф»…………………………………………………………………………………………20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………
Следует заметить, что в отличие от прошлых стратегий, исходивших из наивного представления о чудодейственности механизмов рыночной самоорганизации, нынешнюю стратегию отличает трезвое понимание сложного положения российской экономики, теряющей конкурентоспособность и стремительно опускающуюся на сырьевую периферию мирового рынка, лишаясь внутреннего потенциала самостоятельного развития. Несмотря на решение задач удвоения ВВП за последнее десятилетие, Президент совершенно правильно констатирует тупиковость инерционного энергосырьевого сценария развития, низводящего Россию до роли сырьевого придатка мировой экономики. И, в соответствии с рекомендациями науки, определяет приоритеты государственной политики: инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационной системы, развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики, развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний, реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.
Для перевода страны на инновационный путь развития ставится задача кардинального повышения инновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления до 30% от ВВП, перехода к стандартам развитых стран в сфере бюджетной политики. Это означает, что уровень финансирования образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохранения — 6%, науки — 3%. Иными словами, расходы государства на эти отрасли должны быть удвоены.
Таким образом, впервые за все постсоветские годы государство решилось взять стратегическую инициативу в свои руки. Вплоть до последнего времени эта инициатива находилась в руках международных финансовых организаций, экспортеров сырья, транснациональных корпораций, естественных и неестественных монополий, а также организованной преступности. Каждый из этих субъектов навязывал стране свою стратегию, комбинация которых породила порочные круги институциональных ловушек, в которых оказалась стремительно деградирующая российская экономика. Развитие последних лет шло по инерции этих стратегий, а относительно благополучные макроэкономические показатели достигались не столько благодаря, сколько вопреки политике государства, которая до позапрошлого года характеризовалась безыдейностью и безынициативностью, следовала псевдолиберальным рецептам международных финансовых организаций.
Таким образом, использование основных инструментов государственной политики для перевода экономики на инновационный путь развития либо не предполагается вовсе, либо откладывается на середину прогнозного периода. Едва ли при такой политике переход на инновационный путь развития окажется в принципе возможен. Во всяком случае, этому будут препятствовать: опережающее повышение тарифов на газ и электроэнергию, затягивание изменения денежно-кредитной политики; неизменность налоговой системы, откладывание на конец прогнозного периода приведения госрасходов на социальное развитие к среднемировому уровню. Перечисленные составляющие экономической политики государства будут удерживать движение российской экономики в рамках инерционного и энергосырьевого сценариев. Как было показано выше, этому же соответствуют и прогнозные параметры стратегии, которые мало отличаются между собой по различным сценариям в первой половине прогнозного периода. [5]
Чтобы действительно выйти из ловушки инерционного энергосырьевого сценария на траекторию инновационного развития требуются куда более масштабные изменения экономической политики государства и иные модели расчетов.
Критерии |
ООО «Омега» |
Богдановический Хлебокомбинат ОАО |
Магазин «Кулинария» |
Магазин «Павловский» |
ООО «ЭкоЛайф» |
1 Репутация предприятия |
Неизвестная |
Известная |
Известная |
Неизвестная |
Известная |
2 Площадь помещения предприятия |
1089 м2 |
2342 м2 |
800 м2 |
430 м2 |
2102 м2 |
3 Количество сотрудников предприятия |
50 |
94 |
35 |
45 |
108 |
4 Ассортимент продукции |
Узкий |
Широкий |
Широкий |
Узкий |
Широкий |
5 Затраты на рекламу |
Не проводится |
Не проводится |
Не проводится |
Не проводится |
Не проводится |
6 Уровень цен |
Средняя |
Высокая |
Высокая |
Средняя |
Средняя |
7 Качество продукции |
Среднее |
Высокое |
Высокое |
Низкое |
Высокое |
8 Рыночная доля предприятия |
50% |
80% |
38% |
20% |
90% |
9 Чистая ежегодная прибыль предприятия (тыс. руб.) |
40129 |
51024 |
32960 |
9389 |
55621 |
10 Возможность выхода на новые рынки сбыта продукции |
Низкая |
Средняя |
Низкая |
Низкая |
Средняя |
11 Уровень новизны идей и рекомендаций по выпускаемой продукции |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Низкий |
Средний |
Информация о работе Стратегии повышения конкурентоспособности национальной экономики