Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 13:38, курсовая работа
Цель работы: разработка стратегии выживания в кризисной ситуации на примере Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основные стратегии выживания организации в кризисной ситуации;
2. Провести анализ финансового состояния и прогнозирование банкротства Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор»;
3. Разработать стратегию выживания Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ВЫЖИВАНИЯ ФИРМЫ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ 5
1.1. Понятие стратегии выживания фирмы в кризисной ситуации 5
1.2 Диагностика банкротства: теоретико – методологические основы 6
1.3. Место антикризисного управления в стратегии выживания фирмы 7
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БАНКРОТСТВА ТУЙМАЗИНСКОГО ДОРОЖНОГО РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОАО «БАШКИРАВТОДОР». 12
2.1 Характеристика Туймазинского дорожного ремонтно-строительного управления ОАО «Башкиравтодор» 12
2.2. Анализ финансовой деятельности предприятия 14
2.3. Оценка потенциального банкротства 25
2.4. Прогнозирование возможного банкротства 27
3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ВЫЖИВАНИЯ ТУЙМАЗИНСКОГО ДРСУ ОАО «БАШКИРАВТОДОР» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Актуальность темы курсовой работы «Стратегии выживания организации в кризисной ситуации» заключается в том, что ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия.
Разработка стратегии предприятия начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности, так называемой его философии, которая в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия и устанавливает цели фирмы. Важным источником информации для формирования стратегических целей является информация о внутренней и внешней среде, анализ которой позволяет оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения и выбрать наиболее эффективную стратегию предприятия.
Реформирование экономики России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса всех его сфер и отраслей. Низкая эффективность, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции, исчерпанные ресурсы распределительной системы - далеко не полный перечень наследия, оставленного нам административно-командной системой. Негативные последствия либерализации цен, кризис российских рыночных реформ, обострили до крайности проблему платежеспособности и поставили на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.
Таким образом, поиски факторов стратегического успеха давно являлись основной заботой менеджеров. При этом использовались разнообразные пути: разного рода отчеты, выступления и даже мемуары менеджеров преуспевающих предприятий; выводы в рамках изучения конкретных случаев, носивших более систематический характер; эмпирические исследования факторов успеха, подтверждаемые с научно-теоретических позиций.
Объектом исследования является Туймазинское дорожное ремонтно-строительное управление ОАО «Башкиравтодор».
Предметом исследования являются стратегии выживания Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор» в кризисной ситуации.
Цель работы: разработка стратегии выживания в кризисной ситуации на примере Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
При написании курсовой работы был использован разнообразный учебный материал. Особенно хотелось бы отметить учебник «Менеджмент» под редакцией О.С. Виханского, который позволил изучить организационные типы стратегий. Учебник «Основы менеджмента» М. Мескона в котором рассматривается сущность стратегии. Также был использован учебный материал А.П. Градова и Б.И.Кузина «Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой», в котором рассмотрена классификация стратегий.
Также был использован периодический учебный материал: журналы «Проблемы теории и практики управления», «Менеджмент в России и за рубежом». Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и приложений.
1. Сущность и значение стратегии выживания фирмы в кризисной ситуации
1.1. Понятие стратегии выживания фирмы в кризисной ситуации
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии общества и достижение его целей.
В совокупности инвестиционная стратегия и кредитная стратегия составляют стратегию выживания фирмы в кризисной ситуации (рис. 1.).
Рис. 1. Стратегия выживания фирмы в кризисной ситуации
Поскольку предприятие представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, функционирующих в различных сферах экономики, представляется целесообразным структурировать подразделения по целям и задачам, выполняемым ими в рамках группы.
На основании такого распределения функций разработка стратеги выживания фирмы в кризисной ситуации основывается на совокупности финансовых функций подразделений предприятия.
Разработки стратегии включает осуществление нескольких этапов:
1. Оценка долгосрочных перспектив.
2. Прогноз развития.
3. Осознание цели.
4. Анализ сильных и слабых сторон.
5. Обобщение стратегических альтернатив.
6. Разработка критериев оптимизации.
7. Выбор оптимальной стратегии.
8. Планирование мероприятий.
После выработки общей стратегии выживания предприятия специальные подразделения в соответствии со стратегией предприятия, а также в соответствии с состоянием финансового рынка разрабатывают инвестиционную и кредитную стратегии предприятия. Такой подход позволяет, с одной стороны, «директировать» деятельность подразделений, то есть направить различные аспекты деятельности предприятия в единое русло (директриссу или вектор) в соответствии с миссией предприятия, а с другой стороны, гибкая и продуманная стратегия позволяет высшему менеджменту предприятия планировать развитие прочих направлений деятельности1.
Диагностические исследования банкротства проводятся с целью определения текущего состояния организации и выявления кризисных ситуаций, с последующей разработкой стратегии выживания предприятия. Проблемой будем считать ситуацию, при которой цели, поставленные перед организацией, по какой-либо причине не могут быть достигнуты, а значит возникает противоречие, требующее устранения.
Диагностика банкротства начинается с выявления и описания признаков, вызывающих затруднения в работе, т.е. с выявления «симптомов заболевания», как это принято говорить в медицине. Симптом — это отклонение от нормы, поэтому необходимым условием успешного проведения диагностических исследований банкротства организацией является наличие положений и нормативов, служащих основой для измерения экономических и социально-психологических характеристик деятельности системы. Следующий этап — измерение параметров и анализ показателей. Заключительный этап — выводы и заключения, позволяющие поставить окончательный диагноз и принять необходимые меры для исправления ситуации2.
Действия собственника в кризисной ситуации по отношению к предприятию как объекту собственности могут исходить как из права пользования ею, так и из права распоряжения. Решения, основанные на праве распоряжения собственностью, состоят в том, что предприятие можно продать - как целое или частями (например, отдельные корпуса, цехи, представляющее ценность оборудование, участок земли, строения и т. п.).
Продажа предприятия в целом имеет смысл антикризисного действия только в том случае, если новый хозяин способен лучше использовать собственность. Как частный случай такой продажи можно рассматривать скупку акций в количестве, превышающем минимальный размер контрольного пакета, субъектом, имеющим реализуемые антикризисные проекты.
Если рыночная цена отдельных компонентов собственности превышает связанные с продажей расходы (затраты на расчистку территории, уничтожение неликвидных компонентов и т. д., расходы на поиск покупателей, а также затраты на оформление сделки, включая налоги), то продажа части предприятия является эффективным способом повышения ликвидности активов и создания финансового потенциала для проведения изменений в оставшейся части.
Изменения в деятельности предприятия могут быть как количественными, так и качественными. Теория позволяет выделить 5 типов процессов изменений:
1-й тип - рост или сокращение, количественные изменения без качественных трансформаций. Многие руководители предприятий ныне жалуются на спад спроса и, соответственно, спад производства, рассматривая эту ситуацию в чисто количественном аспекте, т. е. не предполагая никаких качественных изменений в деятельности предприятия.
2 - й тип изменений - устранение
препятствий на пути уже
3-й тип изменений - эволюция, т. е. качественные изменения, происходящие без активного вмешательства управленцев, под влиянием тех естественных причин: творческой активности или, наоборот, стереотипов, - которые присущи данному коллективу.
4 - й тип изменений - так
называемые продуцированные
5 - й тип изменений - процесс развития, когда «ядро», инициирующее изменения, создается на добровольных началах внутри развивающейся организации и состоит из управленцев - не только руководителей, но управленцев в самом широком смысле - людей, желающих и имеющих возможность влиять на ситуацию в организации любым способом: убеждением, в том числе убеждением владельцев и руководителей, авторитетом и т. д.
Это «ядро» разрабатывает и реализует воздействия на протекающие процессы, исходя из анализа ситуаций, существующих в организации стереотипов деятельности, наличия материальных, кадровых, интеллектуальных, финансовых, энергетических и информационных ресурсов, возможного противодействия изменениям со стороны тех или иных лиц или групп, возможных побочных (незапланированных) эффектов проводимых мероприятий и других факторов реализуемости принимаемых решений3.
Организация процессов развития - наиболее сложный путь проведения изменений, требующий особого сочетания формальных и неформальных структур в системе управления и привлечения консультантов особого рода - так называемых консультантов по процессу, но приводящий к созданию организации наиболее динамичной, приспосабливающейся к изменчивой ситуации и экономной по использованию ресурсов, в том числе, инвестиций.
В экономически развитых странах хорошо известно, что создание динамичных, развивающихся организаций позволяет окупить затраты на организацию эффективным использованием инвестиций. Однако, так как в этом варианте предприятие в вопросах развития приобретает высокую степень автономности и выбирает пути диверсификации, перепрофилирования, изменения организации и др. в процессе собственной деятельности (разумеется, согласуя принципиальные решения с владельцами), то рассчитать заранее эффективность данного варианта в чисто экономических показателях невозможно.
Процесс развития, когда управленческое "ядро", инициирующее изменения и проводящее их в жизнь, создается внутри развивающейся организации, требует особой организации и подбора кадров. Особенность такой группы состоит в том, что она не должна быть штатным формированием, частью организационной структуры, но должна объединять на добровольных началах тех сотрудников (и, возможно, сторонних лиц, например, консультантов), кому небезразлично состояние предприятия и кто способен реально осуществлять управленческие разработки и организовывать их внедрение. Будучи введена в организационную структуру, группа развития мгновенно «обюрокрачивается», перестает заниматься развитием и, имитируя эту деятельность, делает все возможное для самосохранения и, следовательно, для консервации системы предприятия.
В составе группы должны быть люди, выполняющие особые роли, не совпадающие с их профессиональной направленностью: генератор идей, разработчик идей, выдвинутых генератором, методолог, аналитик, критик и др. Что касается профессионального состава, то желательно присутствие специалистов по маркетингу, экономике, финансовому менеджменту, технологии производства.
Необходимые функциональные специалисты: финансисты, маркетологи и др. - если соответствующие специалисты предприятия не вошли в группу, приглашаются со стороны; но, как правило, по вопросам, требующим профессиональной проработки, директор дает соответствующие поручения специальным службам или заказы сторонним организациям.
Решение о создании развивающейся организации может быть принято с наибольшим риском, так как, с одной стороны, потенциальные возможности такой организации - наибольшие, но, с другой стороны, достоверность их предварительного оценивания - наименьшая по сравнению с остальными типами изменений. Поэтому необходимо специальное обучение членов «ядра» управленческим технологиям. Если исследования ситуации и проектирование в финансовой, маркетинговой, технологической и других специальных областях выполняют специалисты, то такие процедуры, как формулирование проблем, поиск решений, определение критериев, стратегических ориентиров и т. п.
Информация о работе Стратегии выживания организации в кризисной ситуации