Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 13:38, курсовая работа
Цель работы: разработка стратегии выживания в кризисной ситуации на примере Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основные стратегии выживания организации в кризисной ситуации;
2. Провести анализ финансового состояния и прогнозирование банкротства Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор»;
3. Разработать стратегию выживания Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ВЫЖИВАНИЯ ФИРМЫ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ 5
1.1. Понятие стратегии выживания фирмы в кризисной ситуации 5
1.2 Диагностика банкротства: теоретико – методологические основы 6
1.3. Место антикризисного управления в стратегии выживания фирмы 7
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БАНКРОТСТВА ТУЙМАЗИНСКОГО ДОРОЖНОГО РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОАО «БАШКИРАВТОДОР». 12
2.1 Характеристика Туймазинского дорожного ремонтно-строительного управления ОАО «Башкиравтодор» 12
2.2. Анализ финансовой деятельности предприятия 14
2.3. Оценка потенциального банкротства 25
2.4. Прогнозирование возможного банкротства 27
3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ВЫЖИВАНИЯ ТУЙМАЗИНСКОГО ДРСУ ОАО «БАШКИРАВТОДОР» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Еще более важным, чем собственно управленческие знания и навыки, является уровень интеллектуальных возможностей членов группы: мышления, способности понимать ситуации и продуктивно строить коммуникацию как друг с другом, так и с внешней, по отношению к данной группе, средой, занимать рефлексивную позицию, действовать в соответствии с пониманием ситуации и т. д. При всем том, что может внести в организацию работы группы консультант по процессу, необходимо проведение для членов группы не только учебных, но в широком смысле слова образовательных мероприятий, среди которых наиболее эффективны такие, как организационно - деятельностные игры, инновационные и рефлексивно - аналитические семинары и т. п4.
Таким образом, эффективной хозяйственной деятельности в значительной степени способствует обоснованная система маркетинговых мероприятий и методов стратегического планирования, учитывающих рыночную ситуацию и активно влияющих на нее. С этим тесно связаны реализация функций и задач финансового менеджмента, опыт коммерческой работы, знание правовых вопросов.
ОАО «Башкиравтодор» имеет богатую историю и опыт, выполняет работы в дорожно-строительной области более 85 лет. Предметом основной деятельности предприятия является строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог, производство строительных материалов, конструкций и изделий, инжиниринговые услуги, транспортно-экспедиционная деятельность, ремонт дорожно-строительной техники на специализированном заводе «Ремстройдормаш», услуги по железнодорожным перевозкам собственными думпкарами. Предприятие располагает большим парком строительной и дорожной техники, собственными производственными мощностями (асфальтобетонные заводы), подъездными железнодорожными путями, местами хранения материалов, имеет свои битумные хранилища. Качество выпускаемой продукции контролируется лабораторными исследованиями.
Башкиравтодор — головное предприятие дорожной отрасли Башкортостана. Его история неразрывно связана с развитием транспортной сети республики. И сегодня коллектив профессионалов участвует в решении актуальных задач, стоящих перед экономикой региона.
В 1973 году в БАССР было создано производственное управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог — Башкиравтодор. Оно объединило все районные профильные структуры и возглавило свой сектор хозяйства республики. В разные годы управлением руководили настоящие мастера своего дела, профессионалы высокого уровня.
Сегодня в структуру Башкиравтодора входят 57 филиалов — 55 дорожных ремонтно-строительных управлений, действующих по всей Республике, а также Управление подготовки производства, Завод «Ремстройдормаш», Учебный центр.
В текущем году силами ОАО «Башкиравтодор» продолжаются работы по строительству, ремонту и содержанию автодорог общего пользования Республики Башкортостан. В короткие сроки проведены работы по приведению автодорог в нормативное состояние:
Все эти работы позволили благоустроить автомобильные дороги Республики.
По итогам полугодия 2012 года силами ОАО «Башкиравтодор» выполнен объем дорожных работ в текущих ценах с учетом НДС на сумму 2 668 млн. руб., в 2011 году 1 440,0 млн.рублей, рост 185%; в том числе: собственными силами – на сумму 2 618 млн. руб., в 2011 году 1 401.0 млн.руб, рост 187%; выполнено работ по территориальному заказу собственными силами на сумму 2 265 млн. руб., в 2011 году 1174,0 млн.руб. рост к соответствующему периоду прошлого года составил соответственно –193%.
ОАО «Башкиравтодор» обслуживает сеть дорог общего пользования на территории Республики Башкортостан общей протяженностью 24 016 км, в том числе 13 913 км территориального и межмуниципального значения и 10 103 км местного значения.
Наиболее масштабные объекты строительства в 2012 г.:
- строительство южного подъезда к г. Уфе с мостовым переходом через р. Уфа в районе Каменной переправы. В ближайшее время планируется врезка водопровода и газопровода. Работы ведутся в плановом порядке;
- строительство а/д Стерлитамак-
- ремонт автодороги Бураево-Староболтачево-Куеда уч.км 0-15 в Бураевском районе;
- строительство магистральной
автодороги северного обхода
жилого района Затон
В 2012 году в ОАО «Башкиравтодор» принимались меры по дальнейшему улучшению охраны и условий труда, обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов, предупреждению дорожно-транспортных происшествий на транспорте предприятия и пожаров.
На базе Учебного центра по плану провели обучение и проверку знаний требований охраны труда: главные инженеры; механики; дорожные мастера; инженеры по охране труда.
Из 57 филиалов ОАО «Башкиравтодор» 35 проводят добычу общераспространённых полезных ископаемых открытым способом: строительного камня, песчано-гравийной смеси и строительного грунта.
В настоящее время заканчивается объем работ по ремонту автодорог текущего года и продолжаются работы по освоению объемов запланируемых на 2013 год.
В целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности (или невозможности) восстановления платежеспособности должника проводится финансовый анализ5.
Основная цель финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования предприятия. Результатом общего анализа является оценка финансового состояния предприятия, включающая итоги анализа: структуры активов и пассивов; структуры запасов и затрат предприятия.
Для анализа структуры активов и пассивов составим сравнительный аналитический баланс (табл. 1), который характеризует как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей.
Таблица 1 Сравнительный аналитический баланс
Показатели |
Абсолютные величины, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Изменения | |||||
На начало года |
На конец года |
На начало года |
На конец года |
Абсолютных величин (гр.3 – гр.2) |
Удельного веса (гр.5 – гр.4) |
% к величинам на начало года (гр.6:гр.2)х100 |
% к изменению итога баланса (гр.6: гр.6`) х100 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
АКТИВ | ||||||||
1. Внеоборотные активы |
594 389 |
686 059 |
86,0 |
71,27 |
+ 91 670 |
- 14,73 |
+ 15,4 |
+ 33,71 |
2. Оборотные активы |
96 382 |
276 613 |
14,0 |
28,73 |
+ 180 231 |
+ 14,73 |
+ 187,0 |
+ 66,29 |
в том числе: |
||||||||
запасы |
19 828 |
53 966 |
2,9 |
5,61 |
+ 34 138 |
+ 2,71 |
+ 172,2 |
+ 12,56 |
дебиторская задолженность |
72 644 |
196 151 |
10,5 |
20,37 |
+ 123 507 |
+ 9,87 |
+ 170,0 |
+ 45,42 |
денежные средства |
2 435 |
14 593 |
0,4 |
1,51 |
+ 12 158 |
+ 1,11 |
+ 499,3 |
+ 4,47 |
БАЛАНС |
690 771 |
962 672 |
100,0 |
100,0 |
+ 271 901 |
- |
+ 39,4 |
100,0 |
ПАССИВ | ||||||||
1. Собственный капитал |
608 666 |
726 420 |
88,1 |
75,46 |
+ 117 754 |
- 12,64 |
+ 19,4 |
+ 43,3 |
2. Заемный капитал |
82 105 |
236 252 |
11,9 |
24,54 |
+ 154 147 |
+ 12,64 |
+ 187,7 |
+ 56,7 |
в том числе: |
||||||||
Кредиты и займы |
4 026 |
1 342 |
0,58 |
0,14 |
- 2 684 |
- 0,44 |
- 66,7 |
- 1,0 |
кредиторская задолженность |
78 079 |
234 910 |
11,3 |
24,4 |
+ 156 831 |
+ 13,1 |
+ 200,9 |
+ 57,7 |
БАЛАНС |
690 771 |
962 672 |
100,0 |
100,0 |
+ 271 901 |
- |
+ 39,4 |
100,0 |
Анализируя табл. 1. можно выявить положительные и отрицательные моменты изменения в структуре активов и пассивов.
Положительной оценки заслуживает увеличение:
Отрицательным моментом является:
В Туймазинском ДРСУ ОАО «Башкиравтодор» сложилась ситуация, когда часть текущих активов отвлечена на кредитование потребителей и прочих дебиторов (снизилась доля внеоборотных активов и соответственно увеличилась доля оборотных активов. При этом доля дебиторской задолженности выросла с 10,5 до 20,37 %, что нельзя признать правильным.
Для анализа структуры запасов, составим табл. 2.
Таблица 2 Анализ запасов
Показатели |
Абсолютные величины, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Изменения | |||||
На начало года |
На конец года |
На начало года |
На конец года |
Абсолютных величин (гр.3 – гр.2) |
Удельного веса (гр.5 – гр.4) |
% к величинам на начало года (гр.6:гр.2)х100 |
% к изменению итога (гр.6 : гр.6`) х100 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
15 725 |
36 188 |
73,8 |
54,9 |
+ 20 463 |
- 18,9 |
+ 130,1 |
+ 45,9 |
Затраты в незавершенном производстве |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Готовая продукция и товары для перепродажи |
385 |
13 038 |
1,8 |
19,8 |
+ 12 653 |
+ 18 |
+ 3 286,5 |
+ 28,4 |
Товары отгруженные |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Расходы будущих периодов |
78 |
86 |
0,4 |
0,1 |
+ 8 |
- 0,3 |
+ 10,2 |
+ 0,02 |
НДС по приобретенным ценностям |
1 474 |
11 903 |
6,9 |
18,1 |
+ 10 429 |
+ 11,2 |
+ 707,5 |
+ 23,4 |
Запасы и НДС |
21 302 |
65 869 |
100 |
100 |
44 567 |
0 |
+ 209,2 |
100 |
В структуре запасов и затрат произошло значительное увеличение доли «Готовой продукции и товаров для перепродажи» с 1,8 до 19,8%, причем темп их прироста составляет 3286 %, при общем темпе прироста «Запасов и НДС» 209,2 %. Это связано с трудностями, возникшими у Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор» с реализацией горюче-смазочных материалов.
Одной из характеристик стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она обусловлена как стабильностью экономической среды, в рамках которой осуществляется деятельность предприятия, так и от результатов его функционирования, его активного и эффективного реагирования на изменения внутренних и внешних факторов.
Абсолютными показателями финансовой устойчивости являются показатели, характеризующие состояние запасов и обеспеченность их источниками формирования. Для оценки состояния запасов и затрат используем данные группы статей «Запасы» II раздела актива баланса.
Для характеристики источников формирования запасов используются три основных показателя:
1) Наличие собственных оборотных средств (СОС) – разница между капиталом и резервами и внеоборотными активами. Этот показатель характеризует чистый оборотный капитал. Его увеличение по сравнению с предыдущим периодом свидетельствует о дальнейшем развитии деятельности предприятия. Наличие оборотных средств можно записать как:
СОС = СИ – ВА, (1)
где СИ – собственные источники;
ВА – внеоборотные активы.
2) Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (СД), определяется по формуле:
СД = СОС + ДП, (2)
где ДП – долгосрочные пассивы (V раздел пассива баланса).
3) Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ОИ):
ОИ = СД + КЗС, (3)
где КЗС – краткосрочные заемные средства.
Соответственно можно выделить и три показателя обеспеченности запасов источниками их формирования:
1) Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (∆СОС):
∆ СОС = СОС – З, (4)
где З – запасы.
2) Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных источников формирования запасов (∆ СД):
∆ СД = СД – З, (5)
3) Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов (∆ ОИ):
∆ ОИ = ОИ – З (6)
Используя формулы (1) и (6), произведем необходимые расчеты:
Информация о работе Стратегии выживания организации в кризисной ситуации