Стратегии выживания организации в кризисной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработка стратегии выживания в кризисной ситуации на примере Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основные стратегии выживания организации в кризисной ситуации;
2. Провести анализ финансового состояния и прогнозирование банкротства Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор»;
3. Разработать стратегию выживания Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ВЫЖИВАНИЯ ФИРМЫ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ 5
1.1. Понятие стратегии выживания фирмы в кризисной ситуации 5
1.2 Диагностика банкротства: теоретико – методологические основы 6
1.3. Место антикризисного управления в стратегии выживания фирмы 7
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БАНКРОТСТВА ТУЙМАЗИНСКОГО ДОРОЖНОГО РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОАО «БАШКИРАВТОДОР». 12
2.1 Характеристика Туймазинского дорожного ремонтно-строительного управления ОАО «Башкиравтодор» 12
2.2. Анализ финансовой деятельности предприятия 14
2.3. Оценка потенциального банкротства 25
2.4. Прогнозирование возможного банкротства 27
3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ВЫЖИВАНИЯ ТУЙМАЗИНСКОГО ДРСУ ОАО «БАШКИРАВТОДОР» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

Еще более важным, чем собственно управленческие знания и навыки, является уровень интеллектуальных возможностей членов группы: мышления, способности понимать ситуации и продуктивно строить коммуникацию как друг с другом, так и с внешней, по отношению к данной группе, средой, занимать рефлексивную позицию, действовать в соответствии с пониманием ситуации и т. д. При всем том, что может внести в организацию работы группы консультант по процессу, необходимо проведение для членов группы не только учебных, но в широком смысле слова образовательных мероприятий, среди которых наиболее эффективны такие, как организационно - деятельностные игры, инновационные и рефлексивно - аналитические семинары и т. п4.

Таким образом, эффективной хозяйственной деятельности в значительной степени способствует обоснованная система маркетинговых мероприятий и методов стратегического планирования, учитывающих рыночную ситуацию и активно влияющих на нее. С этим тесно связаны реализация функций и задач финансового менеджмента, опыт коммерческой работы, знание правовых вопросов.

 

 

Глава 2. Анализ финансовой деятельности и прогнозирование банкротства Туймазинского дорожного ремонтно-строительного управления ОАО «Башкиравтодор»

 

2.1 Характеристика Туймазинского  дорожного ремонтно-строительного  управления ОАО «Башкиравтодор»

 

ОАО «Башкиравтодор» имеет богатую историю и опыт, выполняет работы в дорожно-строительной области более 85 лет. Предметом основной деятельности предприятия является строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог, производство строительных материалов, конструкций и изделий, инжиниринговые услуги, транспортно-экспедиционная деятельность, ремонт дорожно-строительной техники на специализированном заводе «Ремстройдормаш», услуги по железнодорожным перевозкам собственными думпкарами. Предприятие располагает большим парком строительной и дорожной техники, собственными производственными мощностями (асфальтобетонные заводы), подъездными железнодорожными путями, местами хранения материалов, имеет свои битумные хранилища. Качество выпускаемой продукции контролируется лабораторными исследованиями.

Башкиравтодор — головное предприятие дорожной отрасли Башкортостана. Его история неразрывно связана с развитием транспортной сети республики. И сегодня коллектив профессионалов участвует в решении актуальных задач, стоящих перед экономикой региона.

В 1973 году в БАССР было создано производственное управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог — Башкиравтодор. Оно объединило все районные профильные структуры и возглавило свой сектор хозяйства республики. В разные годы управлением руководили настоящие мастера своего дела, профессионалы высокого уровня.

Сегодня в структуру Башкиравтодора входят 57 филиалов — 55 дорожных ремонтно-строительных управлений, действующих по всей Республике, а также Управление подготовки производства, Завод «Ремстройдормаш», Учебный центр.

В текущем году силами ОАО «Башкиравтодор» продолжаются работы по строительству, ремонту и содержанию автодорог общего пользования Республики Башкортостан. В короткие сроки проведены работы по приведению автодорог в нормативное состояние:

  • проведена работа по ямочному ремонту;
  • покраска знаков, ограждений, автопавильонов;
  • отсыпка заниженных обочин;
  • нанесение разметки.

Все эти работы позволили благоустроить автомобильные дороги Республики.

По итогам полугодия 2012 года силами ОАО «Башкиравтодор» выполнен объем дорожных работ в текущих ценах с учетом НДС на сумму 2 668 млн. руб., в 2011 году 1 440,0 млн.рублей, рост 185%; в том числе: собственными силами – на сумму 2 618 млн. руб., в 2011 году 1 401.0 млн.руб, рост 187%; выполнено работ по территориальному заказу собственными силами на сумму 2 265 млн. руб., в 2011 году 1174,0 млн.руб. рост к соответствующему периоду прошлого года составил соответственно –193%.

ОАО «Башкиравтодор» обслуживает сеть дорог общего пользования на территории Республики Башкортостан общей протяженностью 24 016 км, в том числе 13 913 км территориального и межмуниципального значения и 10 103 км местного значения.

Наиболее масштабные объекты строительства в 2012 г.:

- строительство южного  подъезда к г. Уфе с мостовым  переходом через р. Уфа в районе  Каменной переправы. В ближайшее время планируется врезка водопровода и газопровода. Работы ведутся в плановом порядке;

- строительство а/д Стерлитамак-Белорецк-Магнитогорск  на участке обход г. Белорецка  в Белорецком районе;

- ремонт автодороги Бураево-Староболтачево-Куеда уч.км 0-15 в Бураевском районе;

- строительство магистральной  автодороги северного обхода  жилого района Затон Ленинского  района города Уфы;

В 2012 году в ОАО «Башкиравтодор» принимались меры по дальнейшему улучшению охраны и условий труда, обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов, предупреждению дорожно-транспортных происшествий на транспорте предприятия и пожаров.

На базе Учебного центра по плану провели обучение и проверку знаний требований охраны труда: главные инженеры; механики; дорожные мастера; инженеры по охране труда.

Из 57 филиалов ОАО «Башкиравтодор» 35 проводят добычу общераспространённых полезных ископаемых открытым способом: строительного камня, песчано-гравийной смеси и строительного грунта.

В настоящее время заканчивается объем работ по ремонту автодорог текущего года и продолжаются работы по освоению объемов запланируемых на 2013 год.

 

2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

 

В целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности (или невозможности) восстановления платежеспособности должника проводится финансовый анализ5.

Основная цель финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования предприятия. Результатом общего анализа является оценка финансового состояния предприятия, включающая итоги анализа: структуры активов и пассивов; структуры запасов и затрат предприятия.

Для анализа структуры активов и пассивов составим сравнительный аналитический баланс (табл. 1), который характеризует как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей.

Таблица 1 Сравнительный аналитический баланс

Показатели

Абсолютные

 величины,

 тыс. руб.

Удельный вес, %

Изменения

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

Абсолютных величин (гр.3 – гр.2)

Удельного веса

(гр.5 – гр.4)

% к величинам на начало года (гр.6:гр.2)х100

% к изменению итога баланса (гр.6: гр.6`) х100

1

2

3

4

5

6

7

8

9

АКТИВ

1. Внеоборотные активы

594 389

686 059

86,0

71,27

+ 91 670

- 14,73

+ 15,4

+ 33,71

2. Оборотные активы

96 382

276 613

14,0

28,73

+ 180 231

+ 14,73

+ 187,0

+ 66,29

в том числе:

               

запасы

19 828

53 966

2,9

5,61

+ 34 138

+ 2,71

+ 172,2

+ 12,56

дебиторская задолженность

72 644

196 151

10,5

20,37

+ 123 507

+ 9,87

+ 170,0

+ 45,42

денежные средства

2 435

14 593

0,4

1,51

+ 12 158

+ 1,11

+ 499,3

+ 4,47

БАЛАНС

690 771

962 672

100,0

100,0

+ 271 901

-

+ 39,4

100,0

ПАССИВ

1. Собственный капитал

608 666

726 420

88,1

75,46

+ 117 754

- 12,64

+ 19,4

+ 43,3

2. Заемный капитал

82 105

236 252

11,9

24,54

+ 154 147

+ 12,64

+ 187,7

+ 56,7

в том числе:

               

Кредиты и займы

4 026

1 342

0,58

0,14

- 2 684

- 0,44

- 66,7

- 1,0

кредиторская задолженность

78 079

234 910

11,3

24,4

+ 156 831

+ 13,1

+ 200,9

+ 57,7

БАЛАНС

690 771

962 672

100,0

100,0

+ 271 901

-

+ 39,4

100,0


 

Анализируя табл. 1. можно выявить положительные и отрицательные моменты изменения в структуре активов и пассивов.

Положительной оценки заслуживает увеличение:

  • валюты баланса на 271 901 тыс. руб. или 39,4 %;
  • внеоборотных активов на 91 670 тыс. руб. (15,4%);
  • оборотных активов на 180 231 тыс. руб. (187%);
  • IV раздела «Капитал и резервы» на 117 754 тыс. руб. (19,4%).

Отрицательным моментом является:

  • рост дебиторской задолженности на 123 507 тыс. руб. (170%);
  • рост кредиторской задолженности на 156 831 тыс. руб. (200,9%).

В Туймазинском ДРСУ ОАО «Башкиравтодор» сложилась ситуация, когда часть текущих активов отвлечена на кредитование потребителей и прочих дебиторов (снизилась доля внеоборотных активов и соответственно увеличилась доля оборотных активов. При этом доля дебиторской задолженности выросла с 10,5 до 20,37 %, что нельзя признать правильным.

Для анализа структуры запасов, составим табл. 2.

Таблица 2 Анализ запасов

Показатели

Абсолютные

величины,

тыс. руб.

Удельный вес, %

Изменения

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

Абсолютных величин (гр.3 – гр.2)

Удельного веса

(гр.5 – гр.4)

% к величинам на начало года (гр.6:гр.2)х100

% к изменению итога 

(гр.6 : гр.6`) х100

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Сырье, материалы и другие аналогичные ценности

15 725

36 188

73,8

54,9

+ 20 463

- 18,9

+ 130,1

+ 45,9

Затраты в незавершенном производстве

-

-

-

-

-

-

-

-

Готовая продукция и товары для перепродажи

385

13 038

1,8

19,8

+ 12 653

+ 18

+ 3 286,5

+ 28,4

Товары отгруженные

-

-

-

-

-

-

-

-

Расходы будущих периодов

78

86

0,4

0,1

+ 8

- 0,3

+ 10,2

+ 0,02

НДС по приобретенным ценностям

1 474

11 903

6,9

18,1

+ 10 429

+ 11,2

+ 707,5

+ 23,4

Запасы и НДС

21 302

65 869

100

100

44 567

0

+ 209,2

100


 

В структуре запасов и затрат произошло значительное увеличение доли «Готовой продукции и товаров для перепродажи» с 1,8 до 19,8%, причем темп их прироста составляет 3286 %, при общем темпе прироста «Запасов и НДС» 209,2 %. Это связано с трудностями, возникшими у Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор» с реализацией горюче-смазочных материалов.

Одной из характеристик стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она обусловлена как стабильностью экономической среды, в рамках которой осуществляется деятельность предприятия, так и от результатов его функционирования, его активного и эффективного реагирования на изменения внутренних и внешних факторов.

Абсолютными показателями финансовой устойчивости являются показатели, характеризующие состояние запасов и обеспеченность их источниками формирования. Для оценки состояния запасов и затрат используем данные группы статей «Запасы» II раздела актива баланса.

Для характеристики источников формирования запасов используются три основных показателя:

1) Наличие собственных оборотных средств (СОС) – разница между капиталом и резервами и внеоборотными активами. Этот показатель характеризует чистый оборотный капитал. Его увеличение по сравнению с предыдущим периодом свидетельствует о дальнейшем развитии деятельности предприятия. Наличие оборотных средств можно записать как:

СОС = СИ – ВА, (1)                                                     

где СИ – собственные источники;

ВА – внеоборотные активы.

2) Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (СД), определяется по формуле:

СД = СОС + ДП,  (2)

где ДП – долгосрочные пассивы (V раздел пассива баланса).

3) Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ОИ):

ОИ = СД + КЗС,   (3)

где КЗС – краткосрочные заемные средства.

Соответственно можно выделить и три показателя обеспеченности запасов источниками их формирования:

1) Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (∆СОС):

∆ СОС = СОС – З,   (4)

где З – запасы.

2) Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных источников формирования запасов (∆ СД):

∆ СД = СД – З,   (5)

3) Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов (∆ ОИ):

∆ ОИ = ОИ – З   (6)

Используя формулы (1) и (6), произведем необходимые расчеты:

Информация о работе Стратегии выживания организации в кризисной ситуации