Связь между причинами кризиса и технологиями антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 10:58, контрольная работа

Описание работы

Наиболее распространенное определение данного понятия дает Уткин Е.О, который считает, что «антикризисный менеджмент является частью общего менеджмента, с использованием его лучшие приемы, средства и инструменты, ориентируется на предупреждение возможных проблем в деятельности предприятия, обеспечение его стабильного успешного функционирования».

Содержание работы

1.Введение.

2. Связь между причинами кризиса и технологиями антикризисного управления.

2.1 Причины кризисов.

2.2 Диагностика предкризисного состояния.

3. Сущность антикризисного управления.

4. Классификация методов управления.

4.1 Сущность управления организацией, как «механизмом».

4.2 Сущность управления организацией, как «организмом».

5. Человеческий фактор антикризисного управления.

5.1 Управление персоналом в кризисной ситуации.

5.2 Конфликт, как метод управления в кризисной ситуации.

6. Разработка комплекса мероприятий по предупреждению, профилактике, преодолению кризиса на базе технологий антикризисного управления ООО «Кравт».

6.1 Меры повышения конкурентоспособности предприятия, как основа его антикризисной политики.

6.2 Способы совершенствования профессиональных навыков менеджеров компании.

6.3 Разработка стратегии повышения эффективности деятельности компании.


7. Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

 

Основными способами управления и системы подхода по мнению Сербского бизнес-тренера Радмило Лукича на сегодняшний день можно выделить два основных:

 

- подход к  управлению  организацией как «механизмом».

- подход к управлению организацией как «организмом».

 

 4.1 Сущность управления организацией как «механизмом», заключает в себя следующий принцип работы:

 

- организационное проектирование,

- регламентирование,

- нормирование.

Сущность  состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.

 Методы «механизма»  реализуются в форме:

- приказа

- постановления

- распоряжения

- инструктажа

- команды

- рекомендаций

Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.

 Методы управления  «механизма»- мощный рычаг достижения результатов поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальное условие их эффективности - высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные предприятия.

В последнее время понизилась роль этого метода на предприятиях. Противоречивые процессы в обществе препятствуют использованию  метода: это рост безработицы и частичная занятость на предприятиях, значительная инфляция в течение последних лет и несвоевременная выплата заработной платы, развитие бартерных сделок и низкая дисциплина поставок ресурсов, превышение темпов роста цен на потребительские товары над темпами роста заработной платы, утрату заводских традиций и нарушение привычною уклада жизни в семье.

Используемые механизмы:

Административные: приказ, распоряжение, указание.

Нормативные: закон, положение инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения.

Экономические: процент выплачиваемой прибыли, цена продукта (назначенная), зарплата (назначенная), материальные санкции, установленные сверху.

Социально-психологические: выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития коллектива и мероприятий по его реализации.

При командном («механическом») методе управления - отношения субъекта и объекта - власти и подчинения.

Основные достоинства метода:

- обеспечивается единство  воли руководства в достижении  цели;

- не требует крупных  материальных затрат;

- в малых организациях  оперативно достигаются цели  и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды.

Недостатки метода следующие:

- подавляется инициатива, творческая работа;

- отсутствуют действенные  стимулы труда и могут возникать  антистимулы;

- в крупных организациях (менеджеры не заинтересованы  в повышении компетентности, поэтому она в дефиците).

 

 

 

4.2 Сущность управления организацией, как «организмом»:

 

 Методы управления  организации, как «организмом» - осуществляются  путем руководящего воздействия  на социальные принципы деятельности  коллектива. Они основаны на изучении социального состава и условий трудовых коллективов, индивидуальных особенностей и интересов работника.

Результаты производственных успехов во многом определяются социально-психологическим климатом в коллективе, удовлетворением культурных, бытовых и других потребностей работающих.

Данный метод управления играют решающую роль в борьбе против текучести кадров и предполагают:

- воздействие руководителя  на межколлективные отношения;

- изучение зависимости  деятельности коллектива от его  структуры;

- изучение условия включения в коллектив новых членов;

- изучение психологических  особенностей различных форм  коллективного труда;

- учет влияния дисциплинарной  практики и других факторов  на настроение коллектива;

- влияние стиля руководства  на взаимоотношения членов коллектива;

- влияние отдельной  личности в коллективе;

- психологические основы  авторитета личности.

В практике управления применяются различные социологические методы и приемы исследований. Особое распространение получили:

- метод научно-технических  конференций;

- анкетирование;

- интервьюирование и  личное наблюдение;

- социальный эксперимент;

- социальное стимулирование.

Формирование и совершенствование производственного коллектива - одна из важнейших задач, стоящих перед руководителем в процессе управления.

Для достижения сплоченности коллектива, повышения уровня его нравственной зрелости руководитель должен уделить внимание следующим факторам:

- наличию конкретной  цели в деятельности коллектива, которая бы ясно и четко  воспринималась всеми работниками;

- традициям и опыту  коллектива.

Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны, и тесно связаны с другими методами управления.

Механизмы договорные: убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед людьми.

Социально-психологические методы - управленческие отношения субъекта и объекта договорные без материальной основы.

Условия реализации: одна из сторон инициирует договорной процесс, вторая не отвергает его.

Достоинства метода:

- включаются механизмы  трудовой мотивации, не связанные  с удовлетворением материальных  потребностей;

- практически не требуются  материальные затраты.

Недостатки:

-  не используются  стимулы, опирающиеся на материальные  потребности людей;

- трудно прогнозировать  результаты.

 

Подводя итоги, можно выделить основные методы антикризисного управления на примере этих двух способов управления в условиях кризисных ситуаций:

 

1.«механизм» :

 

- уменьшение штата сотрудников (сокращение)

- повышение нагрузки за счет сокращения штата

- замена персонала на  новый в целях экономии бюджета  компании

- увеличение негативного  психологического климата внутри  коллектива

- неизменимое ценообразование  и даже повышение цен на  продаваемую продукцию

- латентное уменьшение дохода сотрудника

- текучка кадров

 

Основной принцип работы механизма – это замена не работоспособной единицы, установленным регламентом компании, без обсуждения и понимания причин.

 

2. «организм» :

 

- повышение нагрузки  путём дополнительной мотивации сотрудников

- создание условий для  развития сотрудников путём переговоров, тренингов, дополнительной учёбы

- создание и поддержка  благоприятного психологического  климата в коллективе

- совместное решение  принятия решений, поставленных  компанией, в условии кризисных ситуаций

- изменения ценообразования  путём введения и проведения  дополнительных мер по удержанию  позиций компании на рынке (например  проведение акций на продукцию)

Основной принцип работы организма – это повышение квалификации сотрудников, введение инноваций, мотивация и благоприятное социально-психологическая атмосфера, которая в свою очередь повышает энтузиазм каждого сотрудника

 

Рассматривая каждый метод более подробно, можно проследить связь между общими методами управления и технологиями антикризисного управления. При каждом методе управления будут применяться различные действия в кризисных ситуациях.

Наиболее распространенный метод управления на данный момент получил метод «механизма» , но по некоторым данным он не приводит в итоге к развитию предприятия, поэтому некоторые руководители задумываются на переквалификацию управления компанией методом «организма», так как этот метод наиболее эффективен для развития компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Человеческий  фактор антикризисного управления.

 

5.1 Управление персоналом в кризисной ситуации.

 

В руководстве предприятием важно управление всеми факторами производства и всеми видами используемых ресурсов, однако ведущее место, несомненно, принадлежит управлению персоналом.

 

Каждый кризис – уникальное событие, а эффективное управление требует учета как внутрифирменных процессов, так и событий во внешней среде. М. Армстронг выделяет «некие общие принципы, которым можно следовать при кризисах, включающих в себя отрицание и конфликт. Существует также ряд приемов управления в кризисной ситуации, которые применимы в целом и которые можно приспосабливать к каждому частному случаю». К числу таких приемов относятся следующие.

 

1. Дать понять всем, что руководитель  действительно владеет ситуацией (это главное для него при управлении персоналом в кризисной ситуации).

 

2. Подобрать команду для работы  в кризисной ситуации, распределить  роли, задания и права. Каждый  сотрудник должен быть занят  выполнением каких-либо поручений.

 

3. Не терять хладнокровие, не  впадать в панику, не реагировать слишком бурно, не терять голову, ибо подчиненные будут делать то же самое.

 

4. Специально замедлять шаг, дабы  персонал думал, что все находится  под контролем руководителя и  идет по намеченному плану.

 

М. Армстронг рассматривает задачу управления персоналом в условиях кризиса как периодически возникающий режим работы, а именно: «управление кадрами фирмы в кризисных ситуациях – это не более чем хорошее управление в напряженных условиях».

Механизм стратегического управления персоналом в условиях кризиса на российских предприятиях только формируется.

 

Одной из важных составляющих управления персоналом на кризисных предприятиях является кадровая политика. Ее цель – обеспечение оптимального баланса сохранения и обновления кадров в соответствии с потребностями предприятия и состоянием рынка труда. Существуют четыре типа кадровой политики в условиях кризиса предприятий.

 

1. Пассивная кадровая политика. У руководства предприятия нет  четко выраженной программы действий  в отношении персонала, и в условиях кризиса на предприятии кадровая деятельность сводится в лучшем случае к ликвидации негативных последствий работы.

 

2. Реактивная кадровая политика. Руководство предприятия осуществляет  контроль за симптомами кризисной  ситуации (возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения задачи, а также мотивации к высокопродуктивному труду) и предпринимает меры по локализации кризиса. 

3. Превентивная кадровая политика. Руководство предприятия имеет  обоснованные прогнозы развития ситуации, однако у него нет средств для воздействия на эту ситуацию.

 

4. Активная (рациональная) кадровая  политика. Руководство предприятия  имеет удовлетворительный диагноз  и обоснованный прогноз развития  ситуации, а также средства для воздействия на нее.

 

5.2 Конфликт, как метод управления в кризисной ситуации

 

Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Для организаций, переживающих кризис, разрушительные последствия конфликта особенно нежелательны. Но вместе с тем конструктивный конфликт – единственный способ поиска путей выхода из кризиса конкретного предприятия. Только его персонал владеет информацией о внутреннем взаимодействии и реальных возможностях коллектива. Реализация же этого потенциала, его материализация в реструктуризации бизнеса, освоении нововведений немыслима без конфликтов. При определенных условиях конфликты имеют функциональные, позитивные для организации результаты:

 

– инициирование изменений, обновления, прогресса;

 

– ясное представление назревшей проблемы и создание благоприятной почвы для ее решения вследствие предания гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу, а также аргументирования, четкой формулировки и выражения интересов;

 

– мобилизация внимания, интереса и ресурсов для решения проблем и как следствие – экономия рабочего времени и средств организации;

 

– формирование у участников конфликта чувства сопричастности принятому в результате этого конфликта решению, что облегчает его реализацию;

 

– стимулирование более продуманных и обоснованных действий для того, чтобы доказать свою правоту;

 

– побуждение участников к взаимодействию и выработке новых, более эффективных решений, устраняющих саму проблему или уменьшающих ее значимость;

 

– развитие у участников конфликта способности к сотрудничеству в будущем, когда конфликт урегулируется в результате взаимодействия сторон. Приводящее к согласию честное соперничество увеличивает взаимное уважение и доверие, необходимые для дальнейшего сотрудничества;

 

– разрядка психологической напряженности в отношениях между людьми, более четкое определение их интересов и позиций;

 

– преодоление традиций группового мышления, конформизма, «синдрома покорности», формирование у работника свободомыслия и развитие индивидуальности;

 

– выработка у участников конфликта навыков относительно безболезненного решения потенциальных проблем;

 

– усиление групповой сплоченности в случае возникновения межгрупповых конфликтов.

Информация о работе Связь между причинами кризиса и технологиями антикризисного управления